Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность преподавателя физической культуры в контексте подходов ФГОС ВПО нового поколения'

Профессиональная компетентность преподавателя физической культуры в контексте подходов ФГОС ВПО нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TEACHER OF PHYSICAL CULTURE / PROFESSIONAL COMPETENCE / OCCUPATIONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магин В. А.

В статье раскрывается структура и содержание профессиональной компетентности, как результата подготовки будущих преподавателей физической культуры в условиях магистратуры и аспирантуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN THE CONTEXT OF THE EDUCATIONAL STANDARDS OF NEW GENERATION

This article reveals the structure and content of professional competence, as a result of the preparation of future teachers of physical education in Magistracy and postgraduate study.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность преподавателя физической культуры в контексте подходов ФГОС ВПО нового поколения»

6. Knyazeva, E.N. Antropnihyj princip v sinergetike / E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyumov // Voprosih filosofii. - 1997. - № 3.

7. Budanov, V.G. Upravlenie obrazovateljnihm processom v sovremennihkh usloviyakh: innovacii i problemih modelirovaniya / I.G. Budanov, V.A. Zhuravlev, V.A. Kharitonova [Eh/r]. - R/d: http://www.isps.su/statii/001.html

8. Blinov, L.V. Aksiologiya postdiplomnogo obrazovaniya pedagogov: monografiya. - Birobidzhan, 2003.

Статья поступила в редакцию 04.06.12

УДК 796.077.5

Magin V.A. PROFESSIONAL COMPETENCE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN THE CONTEXT OF THE EDUCATIONAL STANDARDS OF NEW GENERATION. This article reveals the structure and content of professional competence, as a result of the preparation of future teachers of physical education in Magistracy and postgraduate study.

Key words: teacher of physical culture, professional competence; occupational and professional competence.

В.А. Магин, д-р пед. наук, проф., декан факультета физической культуры ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», г. Ставрополь, E-mail: va_magin@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ПОДХОДОВ ФГОС ВПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье раскрывается структура и содержание профессиональной компетентности, как результата подготовки будущих преподавателей физической культуры в условиях магистратуры и аспирантуры.

Ключевые слова: преподаватель физической культуры, профессиональная компетентность; общекультурные и профессиональные компетенции.

В настоящее время подготовка современных преподавателей физической культуры, способных реализовывать поставленные задачи, является актуальной проблемой. Разные авторы неоднократно разрабатывали структуру и содержание профессионального мастерства преподавателя физической культуры, однако с учётом введения ФГОС ВПО нового поколения, назрела необходимость в разработке профессиональной компетентности преподавателя физической культуры, как результата их подготовки в условиях магистратуры и аспирантуры. На основе анализа литературы [1; 2 и др.], нами было сформулировано следующее определение:

Профессиональная компетентность преподавателя физической культуры - это интегральная характеристика личности, основанная на единстве мотивационно-ценностных; индивидуально-психологических (способности и профессиональнозначимые качества); когнитивных (знания в области физической культуры, педагогики, психологии и др.), конативных (сфор-мированность определённого стиля деятельности; педагогических умений и навыков, педагогической техники, способствующих эффективному проведению занятий по физической культуре и спорту) компонентов, выраженная в уровне освоения преподавателем физической культуры соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций.

В результате в структуре профессиональной компетентности преподавателя физической культуры были выделены следующие основные блоки, являющиеся инвариантными компонентами профессиональной компетентности преподавателя: Мотивационно-ценностный компонент; индивидуально-психологический, образующий: систему профессионально важных качеств; систему педагогических и научных способностей преподавателя; когнитивный (познавательный) - знания преподавателя; конативный (действенный) - поведение преподавателя, выражающееся в: стиле деятельности; педагогических умениях и навыках; педагогической техники.

Данные структурные компоненты, интегрируясь, реализуются в виде сформированных общекультурных и профессиональных компетенций преподавателя физической культуры.

У преподавателя физической культуры должна быть сформирована, прежде всего, положительная мотивация к педагогической профессии, которая является важной составляющей педагогической направленности. Педагогическая направленность складывается из следующих параметров: интерес к преподавательской профессии; направленность на развитие личности студентов средствами физической культуры; желание постоянно совершенствоваться.

Мотивационно-ценностный компонент отражает положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, на-

целенность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания (когнитивный компонент). Их делят на теоретические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности функционирования организма человека в двигательной деятельности, физического самовоспитания и самосовершенствования. Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Преобладающими чертами преподавателя физической культуры, образующими индивидуально-психологический компонент являются: целеустремленность; настойчивость; терпеливость; толерантность, общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других и др.

Система знаний преподавателя физической культуры, умений и навыков и способность применять их на практике образуют совокупность общекультурных и профессиональных компетенций. На основе анализа ФГОС ВПО направления подготовки 034300 «Физическая культура» с квалификацией (степенью) «магистр», выделим основные из них.

1. Общекультурные компетенции:

• способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;

• готовность оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни;

• способность использовать углубленные теоретические и практические знания, часть которых находится на передовом рубеже науки о физической культуре и спорте;

• способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности и др.

2. Профессиональные компетенции:

образовательная деятельность:

• способность применять на практике новейшие достижения в области педагогической деятельности (с новейшими теориями, интерпретациями, методами и инновационными технологиями);

• ■ способность разрабатывать методические комплексы по учебной дисциплине «физическая культура» на основе инновационных технологий, положительно зарекомендовавших себя в практике преподавания физической культуры [3];

• способность управлять своим физическим и психическим состоянием в целях повышения результативности педагогической деятельности.

Проектная деятельность:

• способность формулировать цели проекта (программы) для решения задач повышения эффективности физкультурно-

оздоровительном, спортивном, рекреационном деятельности, определять критерии и показатели достижения целей, выявлять приоритеты решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

• способность разрабатывать проекты и методическую документацию в сфере физической культуры и спорта с учетом социальных, морфофункциональных, психологических особенностей студентов, использовать современные информационные технологии в проектировании.

Научно-исследовательская деятельность:

• способность выявлять современные практические и научные проблемы, применять современные технологии и новации в сфере физической культуры и спорта;

• способность разрабатывать планы, программы и методики проведения исследований в области физической культуры и спорта;

• способность использовать методики и технологии из смежных областей знаний при проведении научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта;

Библиографический список

1. Магин, В.А. Педагогические способности личности и деятельности тренера в спорте // Вестник Ставропольского государственного университета - 2011. - № 77(6).

2. Сорокопуд, Ю.В. Модель профессиональной компетентности преподавателя высшей школы // Педагогическое образование и наука -2010. - №11.

3. Магин, В.А. Инновационность системы подготовки студентов по направлению «Физическая культура» как средство повышения их конкурентоспособности // Мир науки, культуры, образования - 2011 № 6 (31).

Bibliography

1

2

• способность интерпретировать результаты собственных научных исследований и выявлять их практическую значимость.

Культурно-просветительская деятельность:

• высокий уровень знаний в области пропаганды физической культуры и спорта среди студенческой молодёжи разных факультетов (знание новейших теорий, методов и технологий)

• способность выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения эффективности культурно-просветительской деятельности;

• способность разрабатывать целевые программы привлечения студентов различных факультетов к активным занятиям физической культурой и спортом и др.

Таким образом, выделенная структура и содержание профессиональной компетентности преподавателя физической культуры является определённым ориентиром для проектирования практико-ориентированных заданий, направленных на формирование конкретных компетенций и профессиональной компетентности в целом.

3.

Magin, V.A. Pedagogicheskie sposobnosti lichnosti i deyateljnosti trenera v sporte // Vestnik Stavropoljskogo gosudarstvennogo universiteta

- 2011. - № 77(6).

Sorokopud, Yu.V. Modelj professionaljnoyj kompetentnosti prepodavatelya vihssheyj shkolih // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka - 2010.

- №11.

Magin, V.A. Innovacionnostj sistemih podgotovki studentov po napravleniyu «Fizicheskaya kuljtura» kak sredstvo povihsheniya ikh konkurentosposobnosti // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya - 2011 № 6 (31).

Статья поступила в редакцию 12..07.12

УДК 376

Mazaeva Y.A., Agavelyan O.K. THE CONTENT OF CONCEPT «COMPUTER LITERASY» IN SCIENTIFIC LITERATURE. In article the urgency of training of children with intellectual insufficiency is considered, the theoretical analysis of concept «computer literacy» is provided in scientific literature, various aspects and components of computer literacy reveal.

Key words: computer literacy, information, aspects and components of computer literacy, children with intellectual insufficiency.

Ю.А. Мазаева, аспирантка АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: mazaevy@yandex.ru;

О.К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: oganesagavelyan@yandex.ru

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В статье рассматривается актуальность обучения детей с интеллектуальной недостаточностью компьютерной грамотности, приводится теоретический анализ понятия «компьютерная грамотность» в научной литературы, раскрываются различные аспекты и составляющие компьютерной грамотности.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, информация, аспекты и составляющие компьютерной грамотности, дети с интеллектуальной недостаточностью.

Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Информационные технологии широко используются в самых различных сферах современного общества, в том числе, и в образовании. Именно здесь начинают свое формирование социальные, психологические, общекультурные, профессиональные предпосылки информатизации всего общества. Следовательно, информатизация сферы образования является одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества и должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности. Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся.

Д.И. Фельдштейн считает, что одна из задач современного образования должна быть направлена на выявление «резервов» психического развития современных детей, путем их накопления, в том числе и возможностей ускорения психического разви-

тия путем введения компьютерной техники и информатики в учебно-воспитательный процесс школы [1]. Все это напрямую относится и к детям с интеллектуальной недостаточностью.

Все увеличивающийся интерес общества к проблемам социальной и трудовой адаптации учащихся со сниженным интеллектом, к проблемам их обучения и воспитания обосновывает необходимость повышения эффективности, а, следовательно, качества учебно-воспитательного процесса в специальных школах. Сегодня главная цель информатизации специального образования состоит в подготовке обучающихся к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности.

Обучение компьютерной грамотности детей с интеллектуальной недостаточностью способствует не только формированию информационного мировоззрения, но и развитию системного мышления, ориентации в массе программных средств компьютера, необходимых для полноценной жизнедеятельности данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.