Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / учебно-воспитательный процесс / инновации / модульное обучение / пандемия коронавируса / competence / educational process / innovation / modular training / coronavirus pandemic.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Максимова О. К.

В статье проводится комплексный анализ понятия «компетентность» и рассматриваются проблемы готовности педагогов к выполнению дистанционной образовательной деятельности. Основное внимание уделено вопросам структуры понятия. Выявлена необходимость подготовки преподавателя к дистанционной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Максимова О. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER

The article provides a comprehensive analysis of the concept of "competence" and examines the problems of teachers' readiness to carry out distance educational activities. The main attention is paid to the issues of the structure of the concept. The need to prepare the teacher for distance work is revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА»

Максимова О.К. преподаватель

Андижанский государственный медицинский институт

Андижан, Узбекистан

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация: В статье проводится комплексный анализ понятия «компетентность» и рассматриваются проблемы готовности педагогов к выполнению дистанционной образовательной деятельности. Основное внимание уделено вопросам структуры понятия. Выявлена необходимость подготовки преподавателя к дистанционной работе.

Ключевые слова: компетентность, учебно-воспитательный процесс, инновации, модульное обучение, пандемия коронавируса.

Maksimova O.K. teacher of Andijan State Medical institute

Andijan, Uzbekistan

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER

Abstract: The article provides a comprehensive analysis of the concept of "competence" and examines the problems of teachers' readiness to carry out distance educational activities. The main attention is paid to the issues of the structure of the concept. The need to prepare the teacher for distance work is revealed.

Keywords: competence, educational process, innovation, modular training, coronavirus pandemic.

На сегодняшний день в современном обществе наука играет важную роль. Уровень развития науки может служить одним из основных показателей развития общества, государства. В связи с этим Президент РУз уделяет особое внимание развитию науки, подготовке научных кадров, совершенствованию работы научных центров. Этому свидетельствует создание Министерства инновационного развития науки.

Система образования становится ключевым фактором общественного процесса. Современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы был всегда готовым идти в ногу с прогрессом науки и технологии, его образование должно воспитывать в нём способность к интеллектуальному творчеству и к интеллектуальному восприятию сделанного другими. Можно сказать, что наука - это то, чему можно научить или научиться, т. е. передать знания или умения или добавить знания самому. Образовательный процесс есть процесс передачи

и получения знаний и умений.

В образовательном процессе педагог призван быть носителем идей обновления на основе сохранения и приумножения традиций образования и мирового опыта. Новые условия существования образовательной сферы, развитие науки, обновление содержания образования, развитие инновационных форм и методов обучения, возрастающее требование к качеству знаний - всё это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, мобильные специалисты, которые обладают чувством ответственности. Чтобы достичь этой цели, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но и подготовить педагога, способного решать эти сложные социально -педагогические задачи. Для удовлетворения этих потребностей общества требуется современный педагог высокой культуры, глубокой нравственности, заинтересованный в развитии научного потенциала своих учащихся, способный к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности.

Сегодня актуальной является проблема повышения уровня профессиональной компетентности учителя, способного свободно и активно мыслить, воплощать новые идеи и технологии обучения. Во многих постановлениях Президента отражается суть преобразований в системе образования как высшего, так и среднего специального.

Профессиональная деятельность педагога считается неполноценной, если она строится только на воспроизведении однажды усвоенных методов работы [2, 118]. Необходимо использовать методы для достижения более высоких результатов образования и методы, способствующие развитию личности самого педагога. Педагог, находящийся в постоянном поиске, гораздо быстрее достигает высших уровней педагогического мастерства. Новое модульное обучение также требует от педагога больших усилий, совершенствования знаний и методов работы с учащимися. В связи с пандемией коронавируса образование перешло на онлайн обучение во всех звеньях, начиная со школьного и заканчивая высшим. В условиях пандемии и временного карантина педагоги, как и врачи, серьёзно отнеслись к задачам, стоящим перед ними. Модульное обучение готовит учащихся к самообразованию, самостоятельности.

Модернизация системы образования в Узбекистане повлекла за собой тотальную информатизацию, существенное расширение объёма используемой компьютерной техники и интерактивных средств обучения, подключение всех образовательных учреждений к сети Интернет. Как

показал опыт проведения карантина, не может вызывать сомнения актуальность применения средств дистанционного обучения в рамках повышения педагогической компетентности работников системы образования.

Профессиональное совершенствование педагога всё более характеризуется уровнем компетентности [4, 82], определяющей эффективность и результативность педагогических действий. Актуальность отмеченной проблемы видится также в том, что вузам необходимы педагоги - профессионалы с высоким уровнем профессиональной компетентности в области интернет-технологий, способные работать в условиях возрастающего потока научной и методической информации, готовые овладевать и внедрять инновационные образовательные технологии, содействующие развитию познавательных интересов и творческих способностей обучающихся [5, 67].

Современное общество предъявляет новые требования к обучающимся. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам общества. На сегодняшний день спрос идёт на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего ценностные ориентиры. Решить эту проблему призван педагогический коллектив, который должен быть профессионалом своего дела. Но если уровень профессионализма учителей не соответствует современным требованиям, вряд ли можно рассчитывать на высокий образовательный результат, удовлетворяющий потребности общества и государства [5, 89].

Педагог должен обладать профессиональными компетенциями. Рассмотрим понятие «компетенция», для этого обратимся к толковым словарям: Круг полномочий, область подлежащих чьему-н. ведению вопросов, явлений (право) - Толковый словарь С. И. Ожегова.

Профессиональная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Компетентность - это совокупность профессионально-педагогических компетенций [6, 18].

Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:

Социалъно-психологическиая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.

Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Общепедагогическая компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей личности.

Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

Управленческая компетенция - владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

Рефлексивная компетенция - умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.

Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

Креативная компетенция - умение учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень [6, 15].

Здесь приведены лишь некоторые компетенции, которые должен освоить педагог. Для того чтобы педагог владел этими компетенциями, требуется осознание им необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации научно-методического общения для дальнейшего развития и обучения.

При этом компетентность учителя в области интернет-технологий представлена как совокупность его профессионально-личностной характеристики, в которой отражается достигнутый уровень умения применять интернет-технологии в обучении. Проявляется уровень компетентности педагога в его способности и готовности использовать интернет-технологии как при взаимодействии между участниками образовательного процесса, так и при ведении соответствующей урочной деятельности; в процессе создания и внедрения учебно-методических комплексов и сетевых образовательных ресурсов (учебного модуля).

Таким образом, профессиональное совершенствование педагога всё более характеризуется уровнем компетентности, который определяет эффективность и результативность педагогических действий. А это в конечном итоге заключается в том, что вузам необходимы учителя -профессионалы с высоким уровнем профессиональной компетентности в области интернет-технологий, способные работать в условиях изоляции, а также возрастающего потока научной и методической информации.

Использованные источники:

1. Аронов A.A. Антон Семенович Макаренко. PRO и CONTRA. Журнал «Мир образования - образование в науке» №1 2012 г., 1 п.л.

2. Бездухов, В.П., Мишина, С.Е., Правдина, О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - 132с.

3.Буранова, Н. Ш. Новая педагогическая технология "Тонкие и толстые вопросы" на уроках внеклассного чтения. Universum: психология и образование, (8 (86)), 2021, 4-6.

4.Буранова, Н. Ш. Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся средней школы. Актуальные научные исследования в современном мире, (4-7), 2021, 122-125.

5.Вербицкий A.A., Ларионова, О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2011. - 336 с.

6.Громова Т.Г. Подготовка преподавателя к дистанционному обучению // Народное образование. 2006. - №5. С. 153-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.