Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мануйлова Л.М., Максимов А.С.

В исследовании рассматривается проблема повышения успешности формирования профессионально-правовой компетенции будущего социального педагога. Цель статьи - изучение возможностей использования цифровой образовательной среды для формирования профессионально-правовой компетенции будущего социального педагога в условиях дистанционного обучения. Исследование основывается на контекстном, средовом и компетентностном подходах. Материалом исследования стали результаты диагностического изучения сформированности профессионально-правовой компетенции студентов, анализ тенденций развития практики использования средств цифровой образовательной среды при организации дистанционного обучения. Авторами проанализировано понятие «профессионально-правовая компетенция социального педагога», раскрыты дидактические свойства средств цифровой образовательной среды. Предложено учебно-методическое сопровождение процесса формирования профессионально-правовой компетенции будущего социального педагога в условиях дистанционного обучения. Показано, что использование возможностей цифровой образовательной среды современного вуза позволяет в условиях дистанционного обучения организовать практико-ориентированную деятельность, помочь студенту осознать себя субъектом правоотношений в системе образования, активно включиться в эти отношения и овладеть ценностно-смысловым компонентом работы по защите прав ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мануйлова Л.М., Максимов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT POSSIBILITIES TO FORM THE PROFESSIONAL AND LEGAL COMPETENCE OF A FUTURE SOCIAL PEDAGOGUE

The study examines the problem of increasing the success of the formation of professional and legal competence of the future social pedagogue. The purpose of the article is to study the possibilities of using the digital educational environment to form the professional and legal competence of the future social pedagogue in the conditions of distance learning. The research is based on contextual, environmental and competence-based approaches. The research materials are based on the results of a diagnostic study of the formation of professional and legal competence of students, analysis of trends in the development of the practice of using digital educational environment in the organization of distance learning. The authors analyzed the concept of professional and legal competence of a social pedagogue, and revealed the didactic properties of the digital educational environment. The educational and methodological support of the process of formation of professional and legal competence of the future social pedagogue in the conditions of distance learning is proposed. It is shown that using the capabilities of the digital educational environment of a modern university in the conditions of distance learning makes it possible to organize practice-oriented activities, to help a student to realize himself as a subject of legal relations in the education system, to be actively engaged in these relations and to master the value-semantic component of the work in order to protect the rights of the child.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА»

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

УДК 378.1 DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.1.12

Научная статья

Л. М. Мануйлова1, А. С. Максимов2 И

И an-maksimov@bk.ru

'Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация 2Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Омск, Российская Федерация

Использование возможностей цифровой образовательной среды для формирования профессионально-правовой компетенции будущего социального педагога

Аннотация: В исследовании рассматривается проблема повышения успешности формирования профессионально-правовой компетенции будущего социального педагога. Цель статьи - изучение возможностей использования цифровой образовательной среды для формирования профессионально-правовой компетенции будущего социального педагога в условиях дистанционного обучения. Исследование основывается на контекстном, средовом и компетентностном подходах. Материалом исследования стали результаты диагностического изучения сформированности профессионально-правовой компетенции студентов, анализ тенденций развития практики использования средств цифровой образовательной среды при организации дистанционного обучения. Авторами проанализировано понятие «профессионально-правовая компетенция социального педагога», раскрыты дидактические свойства средств цифровой образовательной среды. Предложено учебно-методическое сопровождение процесса формирования профессионально-правовой компетенции будущего социального педагога в условиях дистанционного обучения. Показано, что использование возможностей цифровой образовательной среды современного вуза позволяет в условиях дистанционного обучения организовать практико-ориентированную деятельность, помочь студенту осознать себя субъектом правоотношений в системе образования, активно включиться в эти отношения и овладеть ценностно-смысловым компонентом работы по защите прав ребенка.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, профессионально-правовая компетенция, социальный педагог, образовательный процесс вуза, дистанционное обучение.

Дата поступления статьи: 25 апреля 2022 г.

Для цитирования: Мануйлова Л. М., Максимов А. С. (2023) Использование возможностей цифровой образовательной среды для формирования профессионально-правовой компетенции будущего социального педагога. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 17, № 1, с. 107-115. DOI: l0.570l5/issm998-5320.2023Л7.lЛ2.

Scientific article

L. M. Маnuуlоvа1, А. S. Маksimоv2 H

an-maksimov@bk.ru

'Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation 2Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russian Federation

Use of the digital educational environment possibilities to form the professional and legal competence of a future social pedagogue

Abstract: The study examines the problem of increasing the success of the formation of professional and legal competence of the future social pedagogue. The purpose of the article is to study the possibilities of using the digital educational environment to form the professional and legal competence of the future social pedagogue in the conditions of distance learning. The research is based on contextual, environmental and competence-based approaches. The research materials are based on the results of a diagnostic study of the formation of professional and legal competence of students, analysis of trends in the development of the practice of using digital educational environment in the organization of distance learning. The authors analyzed the concept of professional and legal competence of a social pedagogue, and revealed the

© Л. М. Мануйлова, А. С. Максимов, 2023

didactic properties of the digital educational environment. The educational and methodological support of the process of formation of professional and legal competence of the future social pedagogue in the conditions of distance learning is proposed. It is shown that using the capabilities of the digital educational environment of a modern university in the conditions of distance learning makes it possible to organize practice-oriented activities, to help a student to realize himself as a subject of legal relations in the education system, to be actively engaged in these relations and to master the value-semantic component of the work in order to protect the rights of the child.

Keywords: digital educational environment, professional and legal competence, social pedagogue, educational process of the university, distance learning.

Paper submitted: April 25, 2022.

For citation: Manuylova L. M., Maksimov А. S. (2023) Use of the digital educational environment possibilities to form the professional and legal competence of a future social pedagogue. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 17, no. 1, pp. 107-115. DOI: I0.570i5/issni998-5320.2023.i7.i.i2.

Введение

Владение правовыми основами профессиональной деятельности закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве одной из общепрофессиональных компетенций будущих социальных педагогов. Права ребенка и их защита входят в систему профессиональных ценностей социального педагога. Согласно профессиональному стандарту, специалист в данной области деятельности должен осуществлять социально-правовую защиту обучающихся (содействие реализации правовых гарантий детей); социально-правовую помощь обучающимся и их семьям, педагогам (консультативно-правовая помощь семьям в области семейного, гражданского законодательства; правовое информирование, посреднические услуги в социально-правовых вопросах); правовое воспитание и обучение школьников.

Современная геополитическая ситуация повышает роль профессионально-правовой компетенции в становлении социального педагога, поднимает значимость его правовых знаний и позиции, необходимых при осуществлении активного педагогического воздействия на процесс развития и саморазвития социально-ценностных качеств личности обучающегося. Наличие сформированной компетенции выступает условием эффективной социально-педагогической деятельности с учетом всех правовых реалий, обусловливающих охрану прав, правовое воспитание и обучение ребенка.

Актуальность избранной проблемы обусловлена значимостью поиска путей совершенствования процесса формирования профессионально-правовой компетенции будущих социальных педагогов. Его целью стало изучение возможностей использования цифровой образовательной среды для формирования профессионально-правовой компетенции будущего социального педагога в условиях дистанционного обучения.

Методы

Исследование выполнено на основе контекстного, компетентностного и средового подходов. Согласно контекстному подходу, в организации образовательного процесса вуза используемые формы и методы учебной деятельности студентов воспроизводят способы решения конкретных профессиональных задач. Компетентностный подход, обеспечивающий ценностно-результативную направленность профессионального образования, ориентирует его на совершенствование форм подготовки специалиста, готового к эффективному выполнению своих профессиональных функций. Средовой подход, который Т. В. Менг называет важнейшим условием трансформации образовательного процесса высшей школы в обществе перемен, направляет на «создание новых образовательных сред», которые отражают «изменяющийся характер отношения человека с социальной, природной и информационной средой» (Менг, 2008, с. 71).

Особенности опосредованного (осуществляемого на расстоянии) педагогического взаимодействия со студентами в условиях дистанционного обучения, масштабная цифровая трансформация в образовании требуют изменения подходов к формированию у обучающихся профессиональных

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

компетенций, обоснования выбора современных технологий обучения; формирования у студентов опыта использования средств цифровой образовательной среды в решении профессиональных задач. При дистанционном обучении как новом, активно внедряемом способе получения профессиональной подготовки, предполагающем большой объем самостоятельной работы студентов, к традиционным педагогическим инструментам, применяемым в образовательной практике, добавляются средства интернет-технологий, важную роль начинает играть цифровая образовательная среда вуза. Эти новации касаются и подготовки специалистов в области социально-педагогической деятельности.

Знания о защите прав различных категорий обучающихся (находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, сирот и лишенных родительского попечения и др.) студенты получают при освоении различных дисциплин, среди которых есть две, непосредственно ориентированные на формирование профессионально-правовой компетенции: «Основы социальных и государственных гарантий образования детей», «Технология социально-правовой защиты обучающихся», а также более десяти дисциплин, на которых конкретизируется применение правовых знаний при работе в образовательной и социальной сфере. Эти учебные дисциплины отличает большой нормативный контент в сочетании с технологической составляющей, раскрывающей условия эффективности действий социального педагога в правовом поле. Данный контент определяется содержанием профессионально-правовой компетенции, поэтому обратимся к ее определениям.

А. В. Коротун, рассматривающая понятие «правовая компетенция», трактует его как интегральное свойство личности, представленное совокупностью компетенций в правовой области знаний, а также профессионально-личностным потенциалом специалиста, отражающими готовность и способность личности эффективно применять систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности (Коротун, 2014). В то же время А. В. Коротун, как и Т. И. Шамова (Шамова и др., 2006), подчеркивают, что это не только способность специалиста ориентироваться в реальной ситуации с позиции законодательства, но и проявленная на практике готовность решать проблемы правового содержания, реализовывать потенциал своего опыта для успешной продуктивной деятельности в профессиональной и социальной сфере при осознании социальной значимости и личной ответственности за результаты этой деятельности (оценочно-ценностная рефлексия).

В нашем исследовании профессионально-правовую компетенцию будущего социального педагога мы будем понимать как готовность осуществлять педагогическую деятельность на основе сформированных теоретических и практических знаний о правах ребенка и способах их защиты, способность формировать положительный социально-правовой опыт у обучающихся, а также у родителей и педагогов в вопросах воспитания и обучения детей, ценностного отношения к законам и правам ребенка.

Основания говорить о значимости сформированной профессионально-правовой компетенции у специалиста в области социально-педагогической деятельности дает и понимание того, что он осуществляет свою профессиональную деятельность в рамках актуального правового поля, существующего в обществе, государстве.

Используемое нами определение компетентности как способности и готовности специалиста решать поставленные задачи различного уровня сближает эту категорию с понятием «функциональная грамотность», вопросы развития которой у будущих специалистов сейчас активно обсуждаются в педагогической периодике. Показательной в этом смысле можно считать, например, трактовку Л. П. Юздовой, А. А. Милютиной, К. А. Звягиным (Юздова и др., 2021) функциональной грамотности как способности к компетентному действию по решению профессиональных задач. Владение правовой грамотностью позволит будущим специалистам избежать значительного количества ошибок в дальнейшей профессиональной деятельности, «организовать свою работу в четком соответствии с нормами действующего права» (Цомаева, 2019, с. 282).

Дистанционный характер заочной формы обучения с его сокращением непосредственного взаимодействия студентов с преподавателем и большим объемом их самостоятельной работы

предполагает поиски современных способов организации этой работы для эффективного развития профессиональных компетенций будущего специалиста. В нашем случае решать эту задачу целесообразно с учетом актуального уровня развития профессионально-правовой компетенции студентов-заочников в начале третьего и четвертого курсов обучения, на которые приходится основное число дисциплин, содержание которых отражает действия социального педагога в области социально-правовых отношений.

Респондентами в проведенном нами исследовании стали 36 студентов-бакалавров, обучающихся заочно по профилю «Психология и социальная педагогика» на факультете психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета. Содержание кейса, предложенного студентам, включало в себя 2 блока заданий: а) вопросы на выявление знаний правовых категорий, знаний в области социально-правовой защиты детства, нормативно-законодательных документов (с выбором одного или нескольких ответов из числа предложенных); б) социально-педагогическую задачу с правовым содержанием. Таким образом, кейс был ориентирован на оценку информированности студентов в области защиты прав ребенка и их готовности выбирать и осуществлять тот или иной вариант профессиональных действий по защите прав несовершеннолетнего в заданной ситуации. Заметим, что в качестве задач студентам были предложены реальные ситуации совершения несовершеннолетними административных или уголовных правонарушений из практики правоохранительных органов г. Омска.

Результаты решения кейса выявили в среднем недостаточный уровень сформированности профессионально-правовой компетенции у будущих социальных педагогов. Всего 36,1 % опрошенных студентов дали правильные, полные ответы более чем на половину вопросов, остальные ответы были признаны частично верными (проявлялось фрагментарное знание). Ответы 41,7 % респондентов в основном были частично верными. 22,2 % студентов смогли правильно ответить только на третью часть вопросов, остальные ответы оказались частично верными. Правильный выбор действий в социально-педагогической ситуации с правовым содержанием смогли сделать 41,7 % обучающихся; их решение сопровождалось пояснениями своего выбора. Остальными студентами либо было указано только решение (без объяснения выбора действий), либо в указанных действиях или комментариях были допущены неточности.

Полученная информация в определенной степени может быть объяснена тем, что лишь 40 % студентов-заочников из числа опрошенных работают в сфере образования или в социальной сфере и обладают необходимым опытом. Выявилась необходимость повышения эффективности формирования профессионально-правовой компетенции обучающихся, развития их правовой грамотности.

Перспективным направлением нашего исследования стало использование возможностей цифровой образовательной среды. Применение ее программных и технических средств, дистанционных технологий обеспечивает доступ к образовательным услугам и сервисам в электронном виде (Бороненко, 2021).

Результаты

Дистанционное обучение студентов меняет приоритетность способов получения студентами учебной информации, поэтому требует значительной переработки учебно-методического и информационного обеспечения преподавания учебных дисциплин, в частности, в плане организации практических занятий, контроля и самостоятельной работы студентов, приобретающей особое значение. Однако в своей результативной части такая деятельность должна не усложнять, а дополнять работу преподавателя, и в дальнейшем способствовать повышению качества профессиональной подготовки.

Как известно, развитию цифровой образовательной среды вузов, внедрению современных цифровых технологий в реализацию основных профессиональных образовательных программ способствовали разработка и принятие «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»1, федерального проекта «Цифровая образовательная

1 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

среда», который предполагает «внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране»1. Подчеркнем, что в ОмГПУ еще с 2003 года применяются технологии видеоконфе-ренцсвязи, действует образовательный портал - электронный образовательный ресурс, выполняющий функции цифровой образовательной среды, что позволило накопить определенный опыт учебно-методического и организационного обеспечения дистанционного обучения студентов.

Ситуация пандемии, обусловившая переход на дистанционный формат обучения студентов-заочников, закономерно привела к повышению уровня владения студентами цифровыми сервисами, ресурсами и инструментами, применяемыми в цифровой образовательной среде. При обращении к ним студент сталкивается с привычными для него функциями и базовыми навыками пользователя информационными ресурсами, хорошо знакомыми «цифровому» поколению. В то же время работа на портале предусматривает наличие у студентов умений создавать цифровой контент профессионального содержания; умения отбирать, анализировать и структурировать информацию; умения использовать цифровые инструменты, готовые программные продукты для выполнения заданий (Табачук, 2019). В свою очередь, использование средств цифровой образовательной среды актуализирует дальнейшее развитие информационной грамотности студентов за счет совершенствования умения поиска в Глобальной сети и систематизации информации, в нашем случае правового содержания, в том числе в целях профессионального развития.

Отметим дидактические свойства средств цифровой образовательной среды, которые значимы для решения поставленных нами задач: это их мультимедийность (комплексное задействование различных каналов восприятия информации) и гипертекстовость (предоставление возможности свободного перемещения по тексту, использование перекрестных ссылок, справочный характер информации и т. д.) (Блинов и др., 2019). Вариативность ресурсов цифровой образовательной среды дает возможность индивидуализации образовательной траектории студента, выбирающего формы освоения учебного материала, создает основу для формирования цифрового образовательного следа каждого обучающегося (Кузьминов и др., 2018).

Сильной стороной цифровой образовательной среды вуза является возможность насыщения ее пространства образовательными ресурсами, что обеспечивает их необходимость и достаточность, облегчает передачу и доступ пользователей к образовательным ресурсам. Через создаваемые электронные учебники или учебные пособия научная информация может быстрее дойти до студента, быстрее обновиться с учетом изменения требований стандарта или выбора образовательной технологии.

Стоит еще заметить, что в условиях дистанционного обучения роль преподавателя качественно меняется, в его функционал добавляется осуществление навигации в образовательном процессе. Значительно отличается от привычной и его методическая работа, ведь преподаватель должен находиться в курсе новых образовательных ресурсов. Его методическая работа в новых условиях опирается на умения создавать электронный материал с помощью различных сервисов, редакторов и средств обработки информации. Эти умения можно получить и совершенствовать через курсы и вебинары, организуемые вузом для своих преподавателей и которыми сейчас богаты сетевые ресурсы. Повышается и учебная нагрузка преподавателя, ведь чтобы обойти такое слабое место контроля, как проверка авторства выполнения задания именно студентом, к примеру, тематика предлагаемых преподавателем заданий не должна повторяться. Переход на лекции-визуализации требует переработки их содержания и изменения формы представления учебного материала, например с помощью инфографики.

В решении проблемы использования возможностей цифровой образовательной среды в процессе формирования профессионально-правовой компетенции у студентов-заочников, будущих социальных педагогов мы опирались на уже накопленный опыт в данном направлении, полученные положительные результаты.

С учетом дистанционного характера обучения студентов-заочников, использования возможностей учебных практик, организуемых вузом, в качестве критериев, с помощью которых можно оценить уровень сформированности профессионально-правовой компетенции будущих

1 Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/

социальных педагогов, нами были выбраны: 1) знание нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, законодательства о правах ребенка; 2) владение действиями по соблюдению правовых норм в условиях реальных педагогических ситуаций; 3) рефлексия своих действий в отношении уровня развития своей профессионально-правовой компетенции.

Признавая неразрывность формирования знаний и опирающихся на них действий, того, что функциональная грамотность, «профессиональные компетентности и универсальное мышление, позволяющее в дальнейшем достигнуть успеха в профессиональной деятельности» (Антонова и др., 2019, с. 17), формируются исключительно в практической деятельности, для организации учебной деятельности студентов-заочников и особенно их самостоятельной работы нами используются практико-ориентированные формы работы.

Программное обеспечение BigBlueButton позволяет придать организуемым формам взаимодействия со студентами интерактивный характер, обеспечивает на практических занятиях многосубъектность взаимодействия, активность большого числа обучающихся, оперативную обратную связь между студентами и преподавателем.

Хорошо зарекомендовал себя такой метод работы на практических занятиях, как решение ситуационных задач совместно с преподавателем и самостоятельно.

Решение типовых ситуаций правового содержания из профессиональной деятельности социального педагога совместно с преподавателем способствует осмыслению моделей поведения специалиста и алгоритмизации путей решения ситуаций, делает более эффективной выработку навыков применения полученных социально-правовых знаний для решения практических задач.

Для самостоятельного решения студентам предлагаются задания-кейсы с правовым содержанием. Нами разработан комплекс кейсов, включающих 2-3 ситуации различного содержания: ситуации с открытым решением; ситуации с предложенным решением, правильность которого нужно оценить; ситуации с несколькими вариантами решения, по каждому из которых нужно объяснить положительные и отрицательные последствия; видеосюжеты с набором вопросов. Такая компоновка учебных заданий, с одной стороны, требует от студента умения работать с нормативно-правовой информацией, с другой стороны, делает учебные задания предметом активных мыслительных действий по разрешению различного рода интеллектуальных затруднений, развивает критическое мышление будущего специалиста, столь необходимое особенно при выборе действий в правовом поле при работе с трудными детьми и их родителями. Ситуации взяты из реального опыта работы социальных педагогов г. Омска или демонстрируют типичные ситуации, с которыми сталкиваются эти специалисты.

Анализ ситуаций различного вида предполагает, тем не менее, выявление специфических сторон разрешения правовых ситуаций для разработки и обсуждения алгоритма действий. Для облегчения осознания алгоритма студентам предлагается для сравнения внести данные по решению ситуаций в таблицу, в которой выделяются инвариантная часть (существующие нормативные требования) и вариативная - способы применения этих требований.

Одной из проблем дистанционного обучения стало усиление дифференциации знаний по отдельным учебным дисциплинам, ограничение контакта студентов с преподавателями, например, ограничение возможности оперативно получить консультацию у нескольких преподавателей по определенному комплексу вопросов в период сессии. В некоторой степени разрешить эту проблему позволяет модульный принцип построения современных основных профессиональных образовательных программ. Профессионально-правовая компетенция продолжает формироваться в ходе освоения различных технологий социально-педагогической деятельности, помогая студентам четче увидеть закономерности и единство технологических подходов к выстраиванию конкретного направления правового воспитания несовершеннолетних или защиты прав определенной категории детей.

Поэтому, разрабатывая задания, мы опирались на принцип интеграции содержания учебных дисциплин, включенных в различные модули, практики, и научно-исследовательской деятельности

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

через использование в качестве примеров реальных ситуаций, которые разрешали студенты во время практики и выполнения педагогического эксперимента в рамках курсовых работ.

При организации самостоятельной работы мы предполагаем использование следующих форм и методов:

1. Просмотр документальных фильмов («Дом» (о подростковой преступности), «Мама, я убью тебя» (о сиротстве и жизни в детском доме), «Дом Ленинградского» (о безнадзорных детях), «О любви» (о детях в условиях инклюзивного обучения), «Государственные дети» (о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию), видеосюжетов, с помощью которого создается понимание сложных жизненных ситуаций и организуется наблюдение студентов за деятельностью социального педагога в правовых ситуациях. Дальнейшее обсуждение на практических занятиях направлено на сравнение решения социально-правовых проблем, раскрытого в сюжете фильма, с предлагаемым студентами. В результате активизируется профессиональное самоопределение студентов через сравнение действий специалистов со своими ожиданиями и возможностями.

В Интернете можно найти много видеоинформации, в которой реалистично воссоздаются или демонстрируются реальные ситуации из жизни, наблюдая и обсуждая которые, студенты могут учиться применять получаемые знания.

2. Понимание логики структурирования подобных материалов и достаточная простота их создания (в форме обычной или постановочной видеосъемки, а также путем использования бесплатных сервисов, например таких, как Learningapps.org) делают доступным для студентов такой метод, как скрайбинг. Метод скрайбинга, ставший популярным в последние годы, представляет собой создание блок-схемы (скрайбинг-фасилитация) или видеороликов (видеоскрайбинг), т. е. визуального ряда с озвученным текстом, раскрывающим ключевые моменты изучаемого материала (Ковалёва, 2018). Одной из форм такой работы может быть создание роликов-рекомендаций по проведению родительских собраний по правовым аспектам воспитания подростков.

Студентами осваивается учебный материал при выполнении действий различного формата, таких как составление плана и общего вида создаваемого продукта, выбор опорных сигналов, работа с информацией (ее подбор, структурирование и систематизация) при создании видеоряда и аудиоряда.

3. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность социального педагога. Интернет позволяет предложить необходимый объем документов для анализа по заданному образцу. Особо можно выделить задание по составлению некоторых документов, которые оформляет социальный педагог или специалист по работе с семьей (например, документы Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних; документация по защите прав ребенка в правоохранительных и судебных органах и др.).

4. Создание электронной брошюры по вопросам социально-правовой защиты отдельной категории несовершеннолетних, которая должна отражать актуальность проблемы, содержать соответствующую статистику по Российской Федерации и региону, раскрывать характеристику избранной категории детей (социальные проблемы детей и их причины), формы и методы социально-правовой защиты и помощи, осуществляемой специалистами, рекомендации родителям. Анализ подготовленных брошюр можно будет проводить в дальнейшем на практических занятиях, а сами брошюры могут войти в методический фонд преподавателя.

Разноплановость и разноуровневость заданий служит целям адаптации учебного материала к потребностям и возможностям конкретного студента, уровню его знаний и опыту владения информационно-коммуникационными технологиями.

Определенное преимущество дает отсроченность форм промежуточной аттестации от дистанционных учебных занятий. Длительность периода подготовки к зачету (экзамену) позволит студентам выбирать из предложенных оптимальную форму заданий для самостоятельной работы и темп освоения учебного материала; самостоятельно контролировать и корректировать свою учебную деятельность. За выполнение заданий повышенного уровня трудности студентам начисляются премиальные баллы.

Практики различных видов, начиная с ознакомительной, как один из базовых компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста, тоже имеют интересующий нас потенциал, так как в их задачи также входит формирование профессионально-правовой компетенции. Это важно, ведь именно практическая деятельность в условиях дистанционного обучения позволяет студенту в полной мере осознать себя субъектом правоотношений в системе образования, активно включиться в эти отношения и овладеть ценностно-смысловым компонентом работы по защите прав ребенка.

Отчетная документация по практикам, размещаемая студентами на портале, позволяет оценить их профессионально-правовую компетенцию в динамике, если в программах практик имеется правовой компонент. Среди предложенных нами заданий на практику: анализ опыта социально-педагогической помощи обучающимся, нуждающимся в социальной защите, и их семьям; составление индивидуальной программы работы с обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, с учетом характера и объема той правовой помощи, в которой ребенок нуждается; разработка и проведение беседы с родителями обучающихся, направленной на развитие их правовой компетентности (по плану работы социального педагога или по собственному выбору); мероприятия по правовому просвещению обучающихся (интерактивного характера), разрабатываемые и проводимые совместно с детьми, социально-педагогические проекты правовой направленности и др.

Отчет в электронной форме по таким видам работы дает возможность достаточно легко проверить сформированность профессионально-правовой компетенции студентов по избранным нами критериям. Кроме того, рефлексия студента по поводу своих действий и уровня развития этой компетенции проверяется через аналитический отчет по практике, куда внесен специальный вопрос.

Выводы

Таким образом, использование возможностей цифровой образовательной среды позволяет увидеть новые пути формирования профессионально-правовой компетенции студентов-заочников, будущих социальных педагогов, с точки зрения организации данного процесса, выбора форм и методов обучения. Сильной стороной использования возможностей цифровой среды является овладение студентами умениями самоорганизации своей учебной деятельности, в том числе через развитие информационной компетенции. Активное обращение к средствам цифровой образовательной среды вуза, в свою очередь, способствует ее постоянному обновлению и обогащению.

Источники

Антонова Н. А., Шефер О. Р., Лебедева Т. Н. (2019) Готовность учителей к организации формирования читательской грамотности. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 7, с. 7-23. Бороненко Т. А. (2021) Цифровая образовательная среда школы как основа формирования цифровой грамотности школьников. Электронный научно-метод. журнал «Педагогика информатики», № 1. URL: http://pcs.bsu.by/202i_l/2ru.pdf. Ковалёва Т. М. (2018) Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора и не только... Коллективная монография. Т. М. Ковалёва, Т. А. Климова, Л. И. Лазарева, Т. М. Митрошина, М. В. Тюмина. М., Ресурс, 100 с. Коротун А. В. (2014) Правовая компетенция социального педагога: теория и практика формирования в вузе. Монография. Екатеринбург, Изд. дом «Ажур», 212 с. Кузьминов Я., Фрумин И., Овчарова Л. (2018) Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и ВШЭ. М., Национальный исследов. ун-т «Высшая школа экономики», 106 с.

Менг Т. В. (2008) Средовый подход к организации образовательного процесса в современном вузе. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 10 (52), с. 70-72. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения (2019)

В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. М., Перо, 72 с. Табачук Н. П. (2019) Информационная компетенция личности студента как социокультурный феномен цифрового общества. Монография. Хабаровск, Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 180 с. Цомаева З. Т. (2019) Особенности формирования правовой грамотности у студентов педагогических

образовательных учреждений. Вопросы педагогики, № 12-1, с. 278-283. Шамова Т. И., Худин А. Н., Анненкова Н. В., Поздняков А. В. (2006) Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров. М., Педагогическое общество России, 96 с.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Юздова Л. П., Милютина А. А., Звягин К. А. (2021) Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического вуза. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 2 (162), с. 186-201.

References

Antonova N. A., Schaefer O. R., Lebedeva T. N. (2019) Gotovnost' uchiteley k organizatsii formirovaniya chitatel'skoy gramotnosti [Readiness of teachers to organize the formation of reader literacy]. The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, no. 7, pp. 7-23 (In Russian).

Boronenko T. A. (2021) Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda shkoly kak osnova formirovaniya tsifrovoy gramotnosti shkol'nikov [The digital educational environment of the school as the basis for the formation of digital literacy of schoolchildren]. Electronic scientific and methodological journal

"Pedagogy of Computer Science", no. 1. Available at: http://pcs.bsu.by/2021_1/2ru.pdf (In Russian).

Korotun A. V. (2014) Pravovaya kompetentsiya sotsial'nogo pedagoga: teoriya i praktika formirovaniya v vuze [Legal competence of a social pedagogue: theory and practice of formation in higher education]. Monografiya. Yekaterinburg, Azhur Publ. house, 212 p. (In Russian).

Kovalova T. M. (2018) Lichnostno-resursnoye kartirovaniye kak sredstvo raboty t'yutora i ne tol'ko... [Personal resource mapping as a means of tutor's work and not only...]. Collective monograph. T. M. Kovalova, T. A. Klimova, L. I. Lazareva, T. M. Mitroshina, M. V. Tyumina. Moscow, Resurs Publ., 100 p. (In Russian).

Kuz'minov Ya., Frumin I., Ovcharova L. (2018) Dvenadtsat' resheniy dlya novogo obrazovaniya: doklad Tsentra strategicheskikh razrabotok i VSHE [Twelve Solutions for New Education: Report of the Center for Strategic Research and the HSE]. Moscow, National Research University "Higher School of Economics", 106 p. (In Russian).

Meng T. V. (2008) Sredovyy podkhod k organizatsii obrazovatel'nogo protsessa v sovremennom vuze [Environmental approach to the organization of the educational process in a modern university]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 10 (52), pp. 70-72 (In Russian).

Proyekt didakticheskoy kontseptsii tsifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya [The project of the didactic concept of digital professional education and training] (2019) V. I. Blinov, M. V. Dulinov, Ye. Yu. Yesenina, I. S. Sergeyev. Moscow, Pero Publ., 72 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shamova T. I., Khudin A. N., Annenkova N. V., Pozdnyakov A. V. (2006) Formirovaniye normativno-pravovoy kompetentnosti pedagogicheskikh kadrov [Formation of normative and legal competence of pedagogical personnel]. Moscow, Pedagogical Society of Russia Publ. house, 96 p. (In Russian).

Tabachuk N. P. (2019) Informatsionnaya kompetentsiya lichnosti studenta kak sotsiokul'turnyy fenomen tsifrovogo obshchestva [Information competence of a student's personality as a socio-cultural phenomenon of digital society]. Monograph. Khabarovsk, Publishing House of the Pacific State University, 180 p. (In Russian).

Tsomayeva Z. T. (2019) Osobennosti formirovaniya pravovoy gramotnosti u studentov pedagogicheskikh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Features of the formation of legal literacy among students of pedagogical educational institutions]. Voprosy pedagogiki - Questions of Pedagogy, no. 12-1, pp. 278-283 (In Russian).

Yuzdova L. P., Milyutina A. A., Zvyagin K. A. (2021) Formirovaniye funktsional'noy gramotnosti u studentov pedagogicheskogo vuza [Formation of functional literacy among students of a pedagogical university]. The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, no. 2 (162), pp. 186-201 (In Russian).

Информация об авторах

Мануйлова Лидия Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы. Омский государственный педагогический университет, г. Омск, РФ. ORCID ID: 0000-0002-1893-929Х. E-mail: manuylova_lm@mail.ru

Autor's information

Lidiya M. Маnuуlоvа

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor,

Department of Social Pedagogy and Social Work.

Omsk State Pedagogical University, Omsk,

Russian Federation.

ORCID ID: 0000-0002-1893-929X.

E-mail: manuylova_lm@mail.ru

Максимов Андрей Сергеевич

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры криминологии и профилактики преступлений. Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Омск, РФ. ORCID ID: 0000-0002-8503-5610. E-mail: an-maksimov@bk.ru

Andrey S. Маksimоv

Cand. Sc. (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Criminology and Crime Prevention. Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russian Federation. ORCID ID: 0000-0002-8503-5610. E-mail: an-maksimov@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.