Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ И СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ И СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2031
200
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / УРОВЕНЬ / ВИДЫ / КАЧЕСТВО / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL COMPETENCE / CRITERIA OF PROFESSIONALISM / LEVEL / TYPES / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османов У. Ю., Феталиева Л. П.

В статье анализируется профессиональная компетентность, что развитие профессионализма, процессы стагнации и деградации, рассматривается несколько стадий профессионального развития, критерии профессионализма. Также выделены виды профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCY, ITS TYPES AND STAGES

The article analyzes the professional competence that the development of professionalism, the processes of stagnation and degradation, examines several stages of professional development, the criteria of professionalism. The types of professional competence are also highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ И СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ»

Литература:

1. Белогай К.Н. , Морозова И. С. Эмпирическое исследование структуры родительского отношения // Психологическая наука и образование. - 2008. -№4. - С. 12 - 23.

2. Комисаренко Т.И. Махортова Г.Х. Диагностика особенностей эмоциональных переживаний детей дошкольного и младшего школьного возраста // Психолог в детском саду.- 2006. - №2. - С. 28 - 36.

3.Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М., 1990

4. Плотникова Н. Ю., Филиппова Е.В. Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. - 2008. - №4. - С. 71 - 81.

5. Розанова Е. Г. Психологическое консультирование и психотерапия детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. -

2008. - №4. - С. 91 -100.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. - М.,

2009.

7. Хоментаускас Г.Т.Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989.

References:

1. Belogay K. N. Morozova , I. S. an Empirical study of the structure of the parent relations // Psychological science and education. - 2008. -№4. - P. 12 - 23.

2. Komisarenko T. I. Makhortova G. H. Diagnosis of emotional experiences of children of preschool and primary school age // Psychologist in kindergarten.- 2006. -№2. - P. 28 - 36.

3 .Kulik L. A., Berestov N. So. Family education. - M., 1990

4. Plotnikova N. Yu., Filippova E. V. View on the formation of the student's personal position in the context of child-parent relations // Psychological science and education. - 2008. - №4. - P. 71 - 81.

5. Rozanova E. G. Psychological counseling and psychotherapy of parent-child relations // Psychological science and education. - 2008. - №4. - P. 91 -100.

6. Federal state educational standard does. - M., 2009.

7. Homentauskas G. T. Family through the eyes of a child. - Moscow: Pedagogy, 1989.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ И СТАДИИ

СТАНОВЛЕНИЯ

Османов У.Ю., Феталиева Л.П. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье анализируется профессиональная компетентность, что развитие профессионализма, процессы стагнации и

деградации, рассматривается несколько стадий профессионального развития, критерии профессионализма. Также выделены виды профессиональной компетентности.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональная компетентность, критерии профессионализма, уровень, виды, качество.

PROFESSIONAL COMPETENCY, ITS TYPES AND STAGES

The Ottomans W. Y., Fatalieva L. P.

FGBOU VO "Dagestan state pedagogical university»

Annotation. The article analyzes the professional competence that the development of professionalism, the processes of stagnation and degradation, examines several stages of professional development, the criteria ofprofessionalism. The types of professional competence are also highlighted.

Key words: professionalism, professional competence, criteria of professionalism, level, types, quality.

В целях успешного введения в практику обучения инновационных технологий, для реализации в новых условиях различных задач педагог должен обладать соответствующим уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Большое внимание профессиональной компетентности и профессионализма педагога уделяется в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Проблема профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом достаточно пристального внимания психологической науки (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Н.С.Пряжников и др.) Но в большинстве случаев эти и другие исследователи ограничиваются изучением набора - профессионально-важных качеств, ПВК их формирования и оценки. Остается не вполне ясным, психологическая сущность человека как профессионала, как субъекта профессиональной деятельности, и отличительные стороны мастера своего дела от других людей. В большинстве отождествляются понятия профессиональной компетентности и профессионализма, в том числе и применительно к деятельности педагога.

Под профессионализмом мы, как и многие другие исследователи, понимаем особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях . Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь называется профессионалом. Наличие у человека документа, подтверждающего уровень его квалификации, это необходимое, но не достаточное условие для последующего становления профессионализма. Для приобретения

профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

Мы согласны с Е.А.Климовым, который считает необходимым рассматривать сущность профессионализм не только как высокий уровень знаний, умений и результатов деятельности человека в данной области деятельности, но и как определенную системную организацию его психики [3].

В динамике профессионального развития мы, как и многие исследователи, считаем, что четыре можно выделять следующие стадии:

а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;

б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;

в) стадию суперпрофессионализма, или мастерства, соответствующую приближению к «акме» - вершине профессиональных достижений;

г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Критерии профессионализма, на основе которых можно судить о его уровне, могут быть двух видов [1]: внешние по отношению к человеку (количество и качество произведенной продукции, производительность и т.д.) и внутренние (профессионально важные качества (ПВК), профессиональные знания, умения и навыки, профессиональная мотивациа, профессиональнуа самооценка, уровень притязаний, способности к саморегуляции, стрессоустойчивость, особенности профессионального взаимодействия).

Рассматривая становления профессионализма,

[5]:Ю.П.Поваренков выделяет три обобщенных критерия

1. Критерий профессиональной продуктивности характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально-профессиональным требованиям.

2. Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального ресурса.

3. Критерий профессиональной зрелости свидетельствует об умении человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности с предъявляемыми к нему профессиональными требованиями.

Профессиональная компетентность является необходимой составляющей профессионализма человека. Известно, что современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Это понятие чаще всего

употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма.

Так, профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [6].

Как отмечает Митина Л.М., компетентность является одной из интегральных характеристик педагогического труда. Понятие «педагогическая компетентность» включает, знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии личности.

Начало формирования профессиональной компетентности приходится на стадию профессиональной подготовки специалиста. Если обучение в педагогическом вузе следует рассматривать как процесс формирования основ профессиональной компетентности, то пост последующее образование представляет собой процесс развития и углубления профессиональной компетентности. Структура модель педагогической компетентности состоит из шести видов - знаниевая, деятельностная, коммуникативная, эмоциональная, личностная, творческая. Здесь прослеживается иерархическая последовательность , где каждый следующий блок опирается на предыдущий. Рассматриваемый вне контекста отдельный блок не обеспечит необходимой профессиональной компетентности педагога.

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности [4]: специальную, социальную, личностную и индивидуальную.

Первая - специальная, или деятельностная профкомпетентность, характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

Второй - социальная профкомпетентность, характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

Третий - личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

Четвертый вид обозначен как, индивидуальная профкомпетентность характеризующая владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Анализируя уровень сформированности профессиональной компетентности специалиста А.К.Макарова. В качестве одной из важнейших ее составляющих называет способность самостоятельно приобретать новые

знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Мы полагаем, что использование приведенных видов профкомпетентности к задачам оценки профессионализма будет весьма полезным при определении его сформированности у педагогов.

С учетом анализа существующих исследований по вопросу профессиональной компетентности, мы можем констатировать,что профессиональная компетентность педагога представляет собой качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, его ценностные ориентации, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом - это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата, при этом и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.),пропуск то есть при оценке профессионализма, речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности [2].

Считаем необходимым подчеркнуть, что развитие профессионализма, процессы стагнации и деградации во многом зависят от самого человека, от его отношений к себе и к Миру, к другим людям, от характера использования имеющихся у него ресурсов.

Литература:

1. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2000(4). - Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2001.- С.18-30.

2. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. - М.: ТЕЗАРУС, 2001. - №22. - С.44-45.

3. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003. - 320 с.

4.Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

5. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.

6. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 54 с.

References:

1. Dmitrieva M. A., Druzhilov S. A. Levels and criteria of professionalism: problems of formation of the modern professional // Siberia. Philosophy. Education: Scientific and journalistic almanac. Issue.2000(4). - Novokuznetsk: publishing House of the Institute of advanced training, 2001.- P. 18-30.

2. Druzhilov S. A. Criteria of efficiency of professionals in the conditionsof joint activity. United scientific journal. - M.: TEZARUS, 2001. - №22. - P. 44-45.

3. Klimov, E. A. Path to professionalism (the Psychological analysis): manual. - Moscow: Moscow psychological and social Institute; flint, 2003. - 320 p.

4.Markova A. K. Psychology of professionalism. - Moscow: international humanitarian Fund "Knowledge", 1996. - 312 p.

5. Povarenkov Yu. P. Psychological content of professional formation of a person. - Moscow: Publishing house of urao, 2002. 160 p.

6. Pugachev V. P. the Management staff of the organization. - M.: AspectPress, 2000. - 54 p.

ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СВЕРСТНИКАМИ

Феталиева Л.П.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье представлены наиболее эффективные формы работы по формированию толерантного отношения учащихся, педагогов и родителей к младшим школьникам с особенностями развития; варианты проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ребёнок-инвалид, школьное пространство, младший школьник с особенностями развития, толерантность, педагогическая толерантность, толерантное отношение.

WAYS OF ORGANIZING INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES WITH NORMALLY DEVELOPING PEERS

Fatalieva L. P.

FGBOU VO "Dagestan state pedagogical university»

Annotation. The article presents the most effective forms of work on the formation of a tolerant attitude of students, teachers and parents to younger students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.