Теория и методика профессионального образования
УДК 374.1
Н. Ю. Хафизова
Диагностика уровня профессионализма педагога
образовательной организации
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос повышения уровня профессионализма педагога образовательной организации. Для оценки достижения определенного уровня профессионализма нужны ориентиры, диагностика и инструменты. Представлены анализ различных подходов к определению уровней профессионализма педагога, а также опыт осуществления мониторинга профессионального развития педагога и динамики уровня профессионализма педагогов в образовательной организации. Ведущим методом в статье является теоретический анализ педагогических и психологических исследований.
I Ключевые слова: профессионализм педагога, уровень профессионального развития, информационная образова тельная среда.
N. Yu. Khafizova
Diagnostics of professionalism level of educational
organization teachers
Abstract
The article deals with the issue of raising the professionalism level of educational organization teachers. To assess the achieving of a certain level of professionalism, one needs some reference points, diagnostics and tools. The article presents the analysis of various approaches to defining teacher professionalism levels, as well as the experience of monitoring teacher professional development and the dynamics of teacher professionalism levels within an educational organization. The leading method used in the article is the theoretical analysis of pedagogical and psychological research.
Keywords: professionalism of the teacher; level of professional development, information-educational environment.
Все изменения в российском образовании напрямую связаны с созданием позитивного имиджа педагога и повышением уровня его профессионализма. Современной школе необходим педагог, обладающий творческим потенциалом, аналитическими и коммуникативными способностями, свободно владеющий информационными технологиями, умеющий трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, профессионально мобильный, демонстрирующий готовность к личностному и профессиональному саморазвитию. Так, по мнению П. Г. Щедровиц-кого, профессиональное развитие педагога — это процесс направленных, закономерных личностных и деятельностных изменений, проявляющихся в способности профессионала изменять собственную деятельность за счет смены средств деятельности [10].
С. А. Дружилов рассматривает становление профессионализма как процесс профессионального развития человека. При этом термин «становление» раскрывается как философская категория бытия, выражающая оформление явлений, приобретение ими новых признаков в процессе развития. Становление — это еще не бытие того, что становится, а только движение к бытию [4].
Е. И. Рогов выделяет следующие направления развития профессионализма: изменение системы деятельности индивида, ее функций и иерархического строения, приводящее к формированию личностного стиля деятельности; изменение личности субъекта, что рассматривается как становление профессионального мировоззрения; изменение компонентов установки субъекта, направленной на отношения к объекту деятельности, что проявляется в различных сферах: когнитивной, эмоциональной, практической [8].
Правомерно полагать, что педагог с высоким уровнем профессионализма не только обеспечивает высокое качество образования, но и способствует всестороннему развитию обучающихся.
Анализируя научные работы исследователей, можно отметить большой интерес к проблеме развития профессионализма педагога. Целостное системное понимание профессионализма всесторонне рассмотрено в исследованиях А. К. Марковой, которая рассматривает профессионализм как возможность достижения высоких профессиональных результатов труда, наличие психологических компонентов внутреннего отношения человека к труду, состояние его психологических качеств. По мнению А. К. Марковой, «целесообразно выделение достаточно большого числа промежуточных ступеней профессионального роста», при этом
каждая ступень (или уровень) должна качественно отличаться от предыдущей и обозначать, в чем именно состоит «приращение» профессионализма на этой ступени. Рост уровня профессионализма в этом смысле — это последовательное прохождение всех уровней от одного к другому [7].
Многие современные исследователи говорят о различных уровнях профессионализма. При этом различаются и характеристики, и критерии разделения уровней. В. А. Бодров и В. Л. Марищук определяют первичный, основной, профессиональный, творческий уровни. Схоже определяют уровни профессионализма М. Д. Устюжников и М. А. Дмитриева: номинальный, потенциальный, перспективный и оптимальный. Исследуя психолого-педагогическую литературу по данной проблеме (М. Д. Устюжников, В. А. Бодров, М. А. Дмитриева и др.), можно сделать вывод, что перемещение к более высокому уровню профессионализма, а также перемещение внутри уровней у большинства педагогов протекает не ступенчато, а каждый последующий уровень включает в себя свойства предыдущих [9].
С. А. Дружилов выделяет три уровня профессионализма: потенциальный, нормативный и перспективный. В дополнение к трем уровням профессионализма он вводит четвертый уровень, который определяет как уровень мастерства [5].
А. К. Маркова разделяет профессионализм на пять уровней, включая допрофессионализм и по-слепрофессионализм. Внутри некоторых уровней она выделяет отдельные этапы, «промежуточные ступени профессионального роста». Высшей степенью профессионализма А. К. Маркова также называет мастерство в профессиональной деятельности, а к уровню супермастерства относит «свободное владение профессией в форме творчества, овладение смежными профессиями и, наконец, творческое самосозидание, достижение «акме» в развитии своей личности» [7].
В психолого-педагогической литературе уровни профессионализма педагога описываются как ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:
• уровень овладения профессией, адаптации, первичного усвоения норм, менталитетов, необходимых приемов, технологий (адаптационный);
• уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии, владение приемами индивидуального подхода к обучающимся, личностно
22
Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2019
ориентированного обучения и др. (репродуктивный);
• уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств, укрепление индивидуального стиля (продуктивный);
• уровень педагогического творчества.
Одной из главных составляющих профессионализма является способность к актуальному выполнению деятельности, компетентность. А. К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности:
• специальная или деятельностная компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике;
• социальная компетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества;
• личностная компетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, умение планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему [Там же]. Профессионализм педагога как сложное функциональное образование является одним из центральных объектов государственной политики и рассматривается как системное образование, проявляющееся в уровне владения профессиональной деятельностью, который отражает степень сфор-мированности профессиональной компетентности как интегративного личностного ресурса педагога и составляющих ее компетенций [2].
В рассматриваемом аспекте профессиональный стандарт «Педагог» [1] выступает нормой современных требований к педагогу, своего рода эталоном его профессионально-педагогической компетентности [11]. Развитие профессионально-педагогической компетентности — это специально организованная деятельность, и эту функцию выполняет система дополнительного профессионального образования, при этом важно рассмотреть вопрос диагностики этого развития.
Вопросы мониторинга и оценки уровня профессионализма педагога всегда были объектом изучения исследователей, практиков в области образования. Л. В. Абдалина рассматривает ведущим компонентом профессионализма педагога профессиональную компетентность, которую представляет как сложную структуру. Она состоит из компетенций — методической, психологической,
коммуникативной, организационной, рефлексивно-исследовательской и акмеологической, по которым оценивают компетентность специалиста в целом [2].
А. А. Майер и Л. Г. Богославец выделяют мо-тивационный, теоретический, результативный и технологический компоненты профессионализма педагога и предлагают шкалу, позволяющую определить уровни готовности педагога к профессиональной деятельности (оптимальный, допустимый, критический и недопустимый) [6].
А. А. Деркач рассматривает профессионализм с разных сторон. Операциональная сторона (профессионализм деятельности) — это качественная характеристика, отражающая высокую профессиональную компетентность. Мотивационная сторона (профессионализм личности) — это качественная характеристика, отражающая высокий уровень профессионально важных качеств или личностно-деловых качеств акмеологических инвариантов профессионализма [3].
Изучение отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в профессиональной деятельности основывается на концепции развития профессионально важных качеств личности. При этом осуществляется углубленное изучение одной или нескольких черт личности, отслеживается проявление свойств личности в профессиональной деятельности. В рассматриваемом аспекте интерес могут представлять диагностики по методике исследования мотивации достижения и одобрения Д. Крауна и Д. Марлоу, способности педагога к саморазвитию Е. И. Рогова, диагностика самоактуализации личности А. В. Лазукина.
Второе направление связано с изучением целостной личности. В работах данного направления рассматривается совокупность профессионально важных качеств, их взаимосвязь и взаимовлияние на процесс конкретной профессиональной деятельности. В этой связи предложена диагностика по методике А. С. Огнева и Л. В. Абдалиной «Самоорганизация педагога при решении актуальной профессиональной проблемы».
Осуществление мониторинга профессионального развития педагога, динамики уровня его профессионализма в образовательной организации достаточно эффективно в условиях информационно-образовательной среды. С этой целью, например, в МОУ «Каслинская СОШ № 27» Каслинского муниципального района Челябинской области был разработан инновационный электронный образовательный ресурс «Конструктор по сопровождению педагогической деятельности». Цель создания ресурса — проектирование индивиду-
альных маршрутов как «промежуточных ступеней профессионального роста» для фиксации «приращений профессионализма этой ступени». Структурно ресурс представлен тремя блоками:
• блок диагностики профессиональных затруднений;
• методический блок;
• мониторинг профессионального развития педагога.
Переход на более высокую ступень профессионализма невозможен без осознания педагогом того, в чем он еще некомпетентен. А это осознание обусловлено наличием у человека развитой рефлексивной культуры, поэтому диагностический блок содержит карту комплексной диагностики профессиональных затруднений педагога, результаты которой являются основой проектирования его индивидуального маршрута. В рассматриваемом аспекте интересен блок «Мониторинг профессионального развития педагога», который представлен в виде интерактивных анкет-опросников по методикам Д. Крауна и Д. Марлоу (ис-
следования мотивации достижения и одобрения), Е. И. Рогова (способность педагога к саморазвитию), А. В. Лазукина (диагностика самоактуализации личности), А. С. Огнева и Л. В. Абдалиной (самоорганизация педагога при решении актуальной профессиональной проблемы). Анализируя полученные результаты, можно отметить, что на различных уровнях личностно-профессионально-го развития педагоги продуктивного уровня отличаются более высокой мотивацией, лучшим отношением к профессиональной деятельности, в том числе и в новых условиях, а также к самим нововведениям, более выраженной активной стратегией преодоления профессиональных затруднений, высоким уровнем рефлексии профессиональной деятельности.
Предложенный подход позволяет: оценить уровень профессионализма педагога в конкретный временной отрезок, уровень сформирован-ности его профессиональной компетентности; увидеть, в чем именно состоит «приращение» профессионализма конкретного педагога.
Литература
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // Сайт системы «Консультант-Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 23.04.2019).
2. Абдалина, Л. В. Профессионализм педагога: структура и механизм развития / Л. В. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. — 2015. — № 4 (4). — (Общественные науки). — С. 18-21.
3. Деркач, А. А. Акмеология: учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
4. Дружилов, С. А. Становление профессионализма как процесс профессионального развития человека и личностное здоровье как его ресурс / С. А. Дружи-лов // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 10-1. — С. 118-120.
5. Дружилов, С. А. Критерии и уровни индивидуального профессионализма / С. А. Дружилов // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 1.
6. Майер, А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: метод. пособие /
А. А. Майер, Л. Г. Богославец. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.
7. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1998. — 309 с.
8. Рогов, Е. И. Психология становления профессионализма (в социономических профессиях) / Е. И. Рогов. — Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2016. — 340 с.
9. Ушакова, И. А. Уровни развития профессиональной компетентности учителя / И. А. Ушакова // Современное образование: от традиций к инновациям. — Саратов: ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», 2016. — С. 206-213.
10. Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий — М.: Эксперимент, 1993. — C. 57-58.
11. Ячменев, В. Д. Проектирование траектории профессионального роста педагога в процессе непрерывного профессионального развития / В. Д. Ячме-нев, Е. Г. Квашнин // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2018. — № 3 (36). — С. 22-31.
12. Eggleston, J. Teacher professionalism and professio-nalization // The changing government of education. — Routledge, 2018. — С. 113-123.
24
KHHOBauHOHHue npoeKîu h nporpaMMM B oQpa3üBaHHH № 3, 2019
References
1. Prikaz Ministerstva truda i socialnoy zashchity Rossi-yskoy Federatsii «Professionalny standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatelnost v doshkolnom, nachal-nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obsh-chem obrazovanii) (vospitatel, uchitel)»]. [Order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation of 10 October, 2013, No. 544n «Professional standard «Teacher (pedagogical activity in preschool, primary General, basic General, secondary General education) (teacher)»] [Electronic resource] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_155553/ (accesses 23.04.2019).
2. Abdalina, L. V. Teacher's professionalism: structure and mechanism of development / L. V. Abdalina // Bulletin of Tambov University. Series: Social Sciences. — 2015. — №4 (4). — P. 18-21.
3. Derkach, A. A. Akmeologiya: uchebnoye posibiye [Acmeology: study guide] / A. A. Derkach, V. G. Zazy-kin. — SPb: Piter, 2003. — 256 p.
4. Druzhilov, S. A. The becoming of professionalism as a process of professional development of man and personal health as a resource / S. A. Druzhilov // Mezh-dunarodny zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya [International journal of experimental education]. — 2013. — № 10-1. — P. 118-120.
5. Druzhilov, S. A. Criteria and levels of individual professionalism / S. A. Druzhilov // Sovremenniye problemy nauki i obrazovaniya [Modern issues of science and education]. — 2012. — № 1.
6. Mayer, A. A. Soprovozhdeniye professionalnoy uspesh-nosti pedagoga DOU: metod. posobie [Maintenance of
professional success of a preschool teacher: methodological manual] / A. A. Majer, L. G. Bogoslavets. — M.: TTs Sfera, 2012. — 128 p.
7. Markova, A. K. Psihologiya professionalizma [Psychology of professionalism] / A. K. Markova. — M.: Mezh-dunarodny gumanitarny fond «Znaniye» [ International humanitarian fund «Knowledge»], 1998. — 309 p.
8. Rogov, E. I. Psihologiya stanovleniya professionalizma (v sociono-micheskih professiyah) [Psychology of professionalism development: socionomic professions] / E. I. Rogov. — Rostov-on-Don: Izd-vo YUFU, 2016. — 340 p.
9. Ushakova, I. A. Levels of development teacher's professional competence / I. A. Ushakova // Sovremennoye obrazovaniye: ot traditsiy k innovatsiyam [Modern education: from traditions to innovations]. — Saratov: Saratovskiy oblastnoy institut razvitiya obrazovaniya [Saratov oblast institute of education development], 2016. — P. 206-213.
10. Shchedrovitsky, P. G. Ocherki po filosofii obrazovani-ya [Essays on education philosophy] / P. G. Shchedrovitsky. — M.: Eksperiment, 1993. — P. 57-58.
11. Yachmenev, V. D Trajectory design of professional growth of teacher in the process of continuous professional development / V. D. Yachmenev, E. G. Kvash-nin // Scientific support of a system of advanced training. — 2018. — № 3 (36). — P. 22-31.
12. Eggleston, J. Teacher professionalism and professio-nalization // The changing government of education. — Routledge, 2018. — P. 113-123.