Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONALISM OF THE TEACHER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / INDEPENDENT WORK / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хафизова Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются возможности электронных образовательных ресурсов для организации продуктивной самостоятельной работы. Выявлено и описано положительное влияние самостоятельной работы с использованием электронных образовательных ресурсов на уровень профессионализма педагога. Рассмотрены дидактические возможности новых технологий, влияющих на развитие информационной образовательной среды, которые создают предпосылки для интенсификации образовательной деятельности. Это обеспечивается посредством организации управляемой самостоятельной работы в информационной образовательной среде организации дополнительного профессионального образования. Выделены факторы продуктивности самостоятельной работы педагога. Описан механизм развития профессионализма педагога на основе управляемой самостоятельной работы в информационной образовательной среде организации дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хафизова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic educational resources as a tool for improving teacher professionalism in the conditions of additional professional education

The article considers the potential of electronic educational resources for the organization of efficient independent work. The author reveals and describes the influence of independent work with the use of electronic educational resources on raising the level of teacher’s professionalism, and considers the didactic potential of new technologies affecting the development of the information educational environment, which create the prerequisites for the intensification of educational activity. This is provided through the organization of managed independent work in the information educational environment of the organization of additional professional education. The author singles out teacher’s independent work productivity factors, as well as describes the mechanism of teacher’s professionalism development through managed independent work in the information educational environment of the additional professional education organization.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Профессиональное образование: теория и методика

УДК 374.1

Н. Ю. Хафизова

Электронные образовательные ресурсы как инструмент повышения уровня профессионализма педагогов в условиях дополнительного

профессионального образования

Аннотация

В статье рассматриваются возможности электронных образовательных ресурсов для организации продуктивной самостоятельной работы. Выявлено и описано положительное влияние самостоятельной работы с использованием электронных образовательных ресурсов на уровень профессионализма педагога. Рассмотрены дидактические возможности новых технологий, влияющих на развитие информационной образовательной среды, которые создают предпосылки для интенсификации образовательной деятельности. Это обеспечивается посредством организации управляемой самостоятельной работы в информационной образовательной среде организации дополнительного профессионального образования. Выделены факторы продуктивности самостоятельной работы педагога. Описан механизм развития профессионализма педагога на основе управляемой самостоятельной работы в информационной образовательной среде организации дополнительного профессионального образования.

I Ключевые слова: профессионализм педагога, профессиональное развитие, информационная образовательная среда, электронные образовательные ресурсы, самостоятельная работа, профессиональная компетентность учителя, дополнительное профессиональное образование.

N. Yu. Khafizova

Electronic educational resources as a tool for improving teacher professionalism in the conditions

of additional professional education

Abstract

The article considers the potential of electronic educational resources for the organization of efficient independent work. The author reveals and describes the influence of independent work with the use of electronic educational resources on raising the level of teacher's professionalism, and considers the didactic potential of new technologies affecting the development of the information educational

Электронные образовательные ресурсы как инструмент повышения уровня профессионализма педагогов в условиях дополнительного профессионального образования

environment, which create the prerequisites for the intensification of educational activity. This is provided through the organization of managed independent work in the information educational environment of the organization of additional professional education. The author singles out teacher's independent work productivity factors, as well as describes the mechanism of teacher's professionalism development through managed independent work in the information educational environment of the additional professional education organization.

■ Keywords: professionalism of the teacher; professional development; information educational environment; electronic educational resources; independent work; professional competence of teacher; additional professional education.

Значимые изменения в российской системе образования охватывают все ее структурные части и основные направления деятельности. Введение профессиональных стандартов, которые являются одним из необходимых инструментов повышения профессионализма педагогов, управления качеством образования и оптимальным средством обеспечения его непрерывности, а также формирование и введение национальной системы учительского роста находят отражение в современных требованиях к профессиональной подготовке педагога. Наиболее важными становятся способность педагога к свободному владению информационными технологиями, умение трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, социальная мобильность, готовность к саморазвитию.

Совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры, формирование единой электронной информационной образовательной среды способствуют созданию максимально благоприятных условий для осуществления эффективной профессиональной деятельности педагога, профессионально-личностного развития, развития профессионально значимых компетенций. Практика показывает, что данные компетенции могут эффективно развиваться в процессе самостоятельной работы педагогов, самостоятельной поисковой деятельности, самостоятельного опыта решения задач, в том числе и в системе дополнительного профессионального образования.

Под самостоятельной работой мы понимаем все виды активной познавательной и научно-исследовательской деятельности педагога, требующей самостоятельного изучения определенной проблемы посредством использования различных источников информации, которая может возникнуть в ходе профессиональной деятельности, повышения квалификации, а также изучения и обобщения педагогического опыта. Продуктивность самостоятельной работы педагога зависит от многих внутренних и внешних факторов: способностей, профессиональной подготовки, мотивов,

содержания и сложности задач самостоятельной работы и во многом от ее организации и руководства.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий способствует их интеграции как в образовательную деятельность, так и в самостоятельную работу педагогов, слушателей системы дополнительного профессионального образования, обусловливает вариативность и целостность процесса подготовки педагогов, а также предполагает поиск адекватных методик и технологий обучения для развития их профессиональных компетенций и личностно значимых качеств. Поэтому в современных условиях для системы дополнительного профессионального образования принципиально важно наличие сформированной и развивающейся информационной образовательной среды. Следует отметить, что в научной литературе отсутствует единый подход к определению дефиниции и содержания информационной образовательной среды.

О. А. Ильченко определяет информационную образовательную среду как системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, которая неразрывно связана с человеком как субъектом образования [3].

И. Д. Лушников трактует информационно-образовательное пространство как совокупность единой базы данных, технологий их сопровождения и использования; информационных телекоммуникационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие и удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса (администрации образовательной организации, педагогов, обучающихся, законных представителей, социальных партнёров) [4].

Образовательную среду учреждения дополнительного профессионального образования можно рассматривать как совокупность многих составляющих образовательной деятельности и межличностных отношений, позволяющую обеспечить профессиональную подготовку педагогов по

76

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 201В

приоритетным направлениям в соответствии с их способностями и возможностями, а также готовность к выполнению профессиональных функций и творческой самореализации.

Некоторые исследователи полагают, что в информационной образовательной среде основополагающим видом работы для преподавателя является разработка интерактивных учебников, электронных учебно-методических материалов и электронных образовательных ресурсов или их содержательное наполнение учебно-методическими комплексами дисциплин [2].

Электронные образовательные ресурсы являются инструментом интенсификации и повышения качества обучения за счет поддержки и реализации определенных видов учебной деятельности. Как компоненты информационной образовательной среды они способствуют развитию мо-тивационно-ценностного компонента готовности педагога к самостоятельной работе. Кроме того, — познавательно-продуктивного и рефлексивно-оценочного компонентов, что важно для осуществления продуктивной самостоятельной работы. Этим обосновывается необходимость разработки электронных образовательных ресурсов, как комплекса дидактического обеспечения, включающих практико-ориентированные задания, результатом которых является накопление педагогом материалов по рассматриваемому вопросу различного уровня «проблемности».

При разработке и применении в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов на основе «облачных» технологий с использованием дифференцированных практико-ориентированных заданий важно придерживаться следующей схемы: от анализа планируемых результатов к обоснованию адекватной этим результатам деятельности, далее к определению дидактических возможностей и методических функций ресурсов, поддерживающих эту деятельность. Электронные образовательные ресурсы позволяют организовать управляемую продуктивную самостоятельную работу, контролируемую преподавателем. Активность личности слушателя проявляется в постановке целей самостоятельной работы, ее планировании, определении способов самомобилизации и самоконтроля, оценке, результате, а также в способности видеть смысл в информации, по-

нимать проблему в целом. Это способствует росту уровня профессионализма педагога, достижения «промежуточных ступеней профессионального роста» и фиксации «приращений профессионализма этой ступени» [5].

Следует отметить, что профессионализм педагога как сложное функциональное образование является одним из центральных объектов государственной политики и рассматривается как системное образование, проявляющееся в уровне владения профессиональной деятельностью, который отражает степень сформированности профессиональной компетентности как интегративного личностного ресурса педагога и составляющих ее компетенций; субъектности как меры активности в профессиональной деятельности; ценностных ориентаций в виде иерархии профессиональных предпочтений; инновационности в виде владения стратегиями обновления деятельности; саморе-ализованности как исчерпания личностного потенциала в профессии [1]. Высокий уровень профессионализма педагога не только обеспечивает повышение качества образования, но и является одним из важнейших условий развития, обучающихся и их успешной социализации. От профессионального уровня педагога непосредственно зависят результаты образовательной деятельности, социально-экономического и духовного развития общества.

Проведенный анализ и практика показали, что рациональное использование электронных образовательных ресурсов для организации самостоятельной работы педагогов в системе дополнительного профессионального образования становится важнейшей составляющей их профессионального развития. При этом расширяются возможности в профессиональной деятельности, обеспечивается доступность современных программ обучения, дидактических материалов, мастер-классов, лучших практик образования, повышается качество образования. Постепенное усложнение профессиональных практико-ориентированных задач, повышение роли личности педагога в их решении в процессе самостоятельной работы способствуют достижению «промежуточных ступеней профессионального роста», дают возможность увидеть «приращение профессионализма этой ступени», профессиональное развитие педагога.

Электронные образовательные ресурсы как инструмент повышения уровня профессионализма педагогов в условиях дополнительного профессионального образования

Литература

1. Абдалина, Л. В. Профессионализм педагога: структура и механизм развития / Л. В. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. — 2015. — №4 (4). — (Общественные науки). — Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/professionalizm-pedagoga-struktura-i-mehanizm-razvitiya

2. Василина, Д. С. Информационно-образовательная среда современного вуза / Д. С. Василина, Г. Ю. Нуриева, Д. М. Юланова // Известия ВГПУ. — 2017. — №2 (115). — Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-sovremennogo-vuza-2

3. Ильченко, О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. А. Ильченко. — М.: [Б.и.], 2002.

4. Лушников, И. Д. Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия: учеб.-метод. пособие / И. Д. Лушников, Е. А. Никодимова. — Вологда: ВИРО, 2012. — Вып. 1: Педагогическая характеристика цифровой школы как ресурсного центра сетевого взаимодействия. — 77 с.

5. Хафизова, Н. Ю. Рост уровня профессионализма педагога посредством неформального повышения квалификации в условиях информационно-образовательной среды / Н. Ю. Хафизова, Н. В. Екимова, И. Б. Быкова // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 5. — Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27076

6. Eggleston, J. Teacher professionalism and professionaliza-tion // The changing government of education. — Rout-ledge, 2018. — С. 113-123.

References

1. Abdalina, L. V. Teacher's professionalism: structure and mechanism of development / L. V. Abdalina // Tambov university Rrview. — 2015. — № 4. — P. 18-21. — (Series social sciences). — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/professionalizm-pedagoga-struktura-i-mehanizm-razvitiya

2. Vasilina, D. S. Informational and educational environment of a modern university / D. S. Vasilina, G. Yu. Nurieva, D. M. Yulanova // Ivzestia of the Volgograd state pedagogical university. — 2017. — № 2. — P. 8-12. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-sovremennogo-vuza-2

3. Ilchenko, O. A. Organizatsionno-pedagoghicheski-ye usloviya razrabotki i primeneniya setevikh kursov v uchebnom protsesse (na primere podgotovki spetsialistov s visshim obrazovaniyem [Organizational and pedagogical conditions for the development and use of online courses in education (the case of training specialist eith higher education)]: summary of a PhD in Education thesis. — M., 2002.

4. Lushnikov, I. D. Tsifrovaya shkola kak resursniy tsen-tr setevogo vzaimodeystviya: ucheb.-metod. posobiye [Digital school as a resource center for networking: study guide] / I. D. Lushnikov, E. A. Nikodimova. — Vologda: VIRO. — 2012. — Is. 1: Pedagoghicheskaya kharakteristi-ka tsifrovoy shkoli kak resursa setevogo vzaimodeystviya [The pedagogical characteristics of a digital school as a resource center for networking]. — 77 p.

5. Khafizova, N. Yu. The level growth of teacher' professionalism through the informal advanced training in the conditions of information and educational environment / N. Yu. Khafizova, N. V. Ekimova, I. B. Bykova // Sovre-menniye problem nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. — 2017. — № 5. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27076

6. Eggleston J. Teacher professionalism and professionaliza-tion // The changing government of education. — Rout-ledge, 2018. — P. 113-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.