Научная статья на тему 'Профессиональная коммуникация в условиях персональной образовательной среды'

Профессиональная коммуникация в условиях персональной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PROFESSIONAL COMMUNICATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / TEACHER / PERSONALIZED TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулова Людмила Валерьевна, Леденева Анастасия Владимировна

Рассматривается проблема подготовки педагогических кадров в контексте введения профессиональных стандартов, а также требований работодателей. Обосновывается необходимость развития профессиональной коммуникации педагогов на основе персонализированных технологий. Показана персональная образовательная среда, которая выступает фактором, определяющим эффективность профессионального взаимодействия педагогических кадров, в котором происходит развитие профессиональной коммуникации.The article strikes upon the problem of teacher training in the context of the professional standards introduction, and at the same time in the context of the employers' requirements. The authors reveal the necessity of the development of teachers' professional communication on the basis of personalized technology. The personal educational environment is the factor that determines the effectiveness of the teachers' professional interaction, which includes the development of professional communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меркулова Людмила Валерьевна, Леденева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная коммуникация в условиях персональной образовательной среды»

УДК 378

Л.В. Меркулова, А.В. Леденева,

Оренбургский государственный педагогический университет

Профессиональная коммуникация в условиях персональной образовательной среды

В настоящее время проблема модернизации педагогического образования остро обсуждается на всех уровнях науки и практики. Идет апробация проекта концепции модернизации, которая нацелена на решение трех ключевых проблем: «двойного негативного отбора» в педагогическую профессию, удержания в профессии молодых специалистов и подготовки педагогов для школ.

Вузы, осуществляющие подготовку педагогических кадров, реализуют сейчас федеральные образовательные стандарты третьего поколения, адаптивные образовательные стандарты 3+, готовятся к выходу федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования 3++, которые призваны решить эти проблемы. В связи с этим встают задачи реализации образовательных стандартов с учетом меняющихся требований, с одной стороны, государства как заказчика на подготовку современных педагогических кадров, с другой - общества, транслирующего необходимость прежде всего обучения учителей, умеющих подготовить школьника к сдаче государственной итоговой аттестации.

Компетентностная модель подготовки педагога на всех уровнях профессионального образования имеет рамочный характер и ориентирует образовательную организацию на формирование ряда компетенций, «зашитых» в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, связанных как

Оренбургский государственный педагогический университет

с педагогической, так и с другими видами деятельности. С другой стороны, внедрение профессиональных стандартов педагога предполагает изменение процедур отбора и оценки педагогических кадров в образовательных организациях. В связи с этим гибкость основных профессиональных образовательных программ является условием быстрой адаптации вузов к меняющимся условиям рынка труда и запросам общества.

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по укрупненной группе специальностей/направлений «Образование и педагогические науки» позволяет сделать вывод о том, что современная подготовка учителя строится не на предметоцентри-рованном содержании образовательного процесса, а на проекти-

ровании «студентоцентирован-ных» образовательных программ, способных реализовать образовательные запросы обучающегося, региональных систем образования и родителей как заказчиков образовательных услуг. Обобщенные трудовые функции профессионального стандарта педагога связаны с тремя составляющими: обучение, воспитание и развитие. Реализация этих функций в школах строится на основе системно-деятельностного подхода федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования.

Однако готовность к профессионально-педагогической деятельности выпускников педагогических направлений подготовки по результатам исследования требований работодателей к содержанию педагогического образования в регионах России оце-

© Меркулова Л.В., Леденева А.В., 2016

ЛЮДМИЛА

ВАЛЕРЬЕВНА

МЕРКУЛОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы, начальник управления качества образования Оренбургского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: речевая компетентность, образовательные технологии в высшей школе, профессиональные коммуникации, стратегии взаимодействия. Автор более 50 публикаций

нивается как недостаточная или низкая [6]. По данным этого исследования, работодатель высказывает следующие недостатки в подготовке молодых специалистов: низкая профессиональная мотивация, неумение строить взаимоотношения с другими участниками образовательного процесса, низкая предметная подготовка, недостаток общей культуры.

В этой связи возникает необходимость в проектировании особого вида образовательной среды, которая ориентирована на развитие профессиональной активности, выступающей стержнем профессиональной коммуникации субъектов образовательного процесса. Наиболее успешной в современной образовательной практике средой, направленной на профессиональное развитие личности обучающегося, организацию субъект-субъектного взаимодействия, выступает персональная образовательная среда.

Персональная образовательная среда - это новая тенденция организации эффективной системы подготовки педагогиче-

АНАСТАСИЯ

ВЛАДИМИРОВНА

ЛЕДЕНЕВА

аспирант, ассистент кафедры педагогики высшей школы Оренбургского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: персонификация образования магистрантов, профессиональная активность магистранта, проектирование образовательных программ магистратуры. Автор 14 публикаций

ских кадров. В основе персонализированного обучения - вектор профессионального развития, который проектируется субъектом образовательного процесса средствами инновационных учебных моделей и автодидактических средств (с учетом информационно-коммуникационных технологий) [4]. Персональная образовательная среда вуза как система профессионального взаимодействия включает прежде всего коммуникационный аспект. Ввиду этого подготовка педагога в условиях такой среды направлена на развитие его коммуникативной компетентности, профессиональной и научной коммуникации [5].

Принимая решение о приеме на работу, работодатель прежде всего ориентируется на уровень образования выпускника (наличие диплома о высшем образовании), квалификацию (предпочтение отдается «неусловным» специалистам с профильным педагогическим образованием), коммуникативную компетентность и опыт профессиональной деятельности.

Если говорить о требовании к квалификации в соответствии профессиональным стандартом педагога, то первые два параметра у выпускника педагогического профиля выполняются. Опыт профессиональной деятельности является большой проблемой для педагогических вузов и профилей. В настоящий момент существует опыт организации в вузах служб «Подменный учитель», когда школы берут на время отсутствия учителя студентов, оформляя с ними временные трудовые соглашения. Тем самым обеспечивается необходимый для работодателя опыт профессиональной деятельности. Кроме того, отправной точкой проектирования образовательных программ подготовки учителей в вузах становятся учебные и производственные практики, которые задают тон содержанию программ учебных дисциплин или модулей.

Сложнее обстоит дело с формированием коммуникативной компетентности будущего учителя. Педагогическая профессия в основе своей имеет социально-коммуникативную природу, так как относится к группе «человек - человек» и предполагает способность студента к выстраиванию взаимодействия с субъектами образовательного процесса: учениками, коллегами, родителями. Несформированность этой компетенции свидетельствует о том, что преподаватели строят процесс взаимодействия со студентом на основе следующей знаниевой парадигмы: «выучил -сдал - забыл». Взаимодействие, основанное на решении профессиональных задач, удовлетворении образовательных дефицитов, которые определяет студент сам или с помощью преподавателя, не является приоритетным для преподавателя при выборе форм и методов реализации образовательного процесса.

Таким образом, сложившееся противоречие между требованиями работодателя к содержанию

ШШ \

Рассматривается проблема подготовки педагогических кадров в контексте введения профессиональных стандартов, а также требований работодателей. Обосновывается необходимость развития профессиональной коммуникации педагогов на основе персонализированных технологий. Показана персональная образовательная среда, которая выступает фактором, определяющим эффективность профессионального взаимодействия педагогических кадров, в котором происходит развитие профессиональной коммуникации.

Ключевые слова: профессиональная коммуникация, педагогические кадры, персональные технологии обучения.

The article strikes upon the problem of teacher training in the context of the professional standards introduction, and at the same time in the context of the employers' requirements. The authors reveal the necessity of the development of teachers' professional communication on the basis of personalized technology. The personal educational environment is the factor that determines the effectiveness of the teachers' professional interaction, which includes the development of professional communication.

Key words: professional communication, teacher, personalized technology.

подготовки будущего учителя, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результатам освоения образовательных программ и сложившейся в вузах знаниевой парадигмой реализации образовательного процесса актуализирует проблему подготовки будущего учителя к профессиональной коммуникации в условиях персональной образовательной среды.

В контексте подготовки педагогических кадров к профессиональной коммуникации мы будем рассматривать ее как вид деятельности человека. И.Л. Плужник в своем исследовании обосновала, что общение прежде всего связано с характеристиками межличностного вербального и невербального взаимодействия аффективно-оценочного характера, реализуемого в практической деятельности. Коммуникация, по ее словам, это социально обусловленный процесс передачи информации и обмена мыслями, чувствами между людьми в различных сферах деятельности, в том числе профессиональной, и нацелена она на выполнение социально значимой задачи.

Профессиональная коммуникация как вид деятельности содержит все основные характеристики деятельности, выделяемые философами по общей теории деятельности (целенаправленность, предметность, осмысленность, преобразующий характер), она имеет структуру, определенную педагогической теорией деятельности (цель, мотив, содержание, умения и результат), является социально обусловленной и направлена на решение профессиональных задач [5].

Исследование Н.А. Воробьевой в области профессиональной коммуникации определяет ее как профессионально обусловленный процесс обмена информацией между представителями одной профессии в познаватель-

От правильно организованного взаимодействия преподавателя и студента зависит очень многое

но-трудовой и творческой деятельности, направленный на профессиональное развитие, в ходе которого создаются профессиональные сообщества, характеризующиеся определенными нормами мышления, поведения и взаимодействия между членами сообщества [1].

Рассматривая профессиональную коммуникацию с позиций педагогической теории речевой деятельности (А.Н. Ксено-фонтова), мы предполагаем, что профессиональная коммуникация педагога включает не только профессиональную среду и коллег по педагогической деятельности, но и обучающихся и родителей как субъектов (участников) образовательного процесса. Они являются коммуникантами, в отношении которых педагог должен, основываясь на психолого-педагогических знаниях, профессионально и эффективно строить процесс обмена информацией с целью установления взаимодействия как профессиональной задачи.

Поэтому целью профессиональной подготовки будущих учителей является применение об-

разовательных стратегий, основанных на субъект-субъектном взаимодействии преподавателя и студента.

На сегодняшний день существует ряд научно-практических исследований по проблеме развития профессиональной коммуникации педагога в условиях персональной образовательной среды. С учетом того, что основу этого процесса составляет субъект-субъектное взаимодействие, рассмотрение инновационных способов персонализированного обучения является очень актуальным [3].

Взаимодействие субъектов образовательного процесса с использованием персональных средств коммуникации в условиях информационно-коммуникационной среды университета возможно при включении в этот процесс следующих инновационных способов:

- обучение в социальных научных сетях - это сетевые сообщества, объединяющие специалистов на основе профессиональных интересов. Одной из наиболее популярных научных сетей является международный сайт Nature

Будущие преподаватели развивают информационную компетентность

Network, который предлагает своим пользователям участвовать в разнообразных формах онлайн-коммуникации - форумах, бло-

гах, профессиональных сообществах, публикациях и др. Не менее известной является научная сеть Academia.edu, участниками ко-

торой являются более пяти миллионов пользователей. На сайте представлены публикации научных статей ученых, где можно отслеживать их цитируемость, а также прогресс в современных исследованиях;

- формы персональной коммуникации как основы системы мгновенного обмена сообщениями: социальные сети, блоги, форумы (Skype, Mail.ru Агент, Viber и

др.);

- облачные технологии, инструменты обмена электронной почтой и организация коллективной работы в режиме «он-лайн» для целого учебного заведения (Google). Эти системы обеспечивают безопасный и удобный процесс оптимизации выполнения текущих задач (подготовки расписания, выполнения проекта, составления расписания).

Таким образом, интернет-технологии в персональной образовательной среде предоставляют совершенно новый уровень общения, позволяют максимально эффективно, оперативно и квалифицированно распространять научную информацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева Н.А. Структура профессиональной коммуникации в сфере образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электрон. науч. журн. 2009. Март. URL: http:// www.emissia.org/offline/2009/1314.htm (дата обращения: 10.03. 2016).

2. Ксенофонтова А.Н. Речевая коммуникация: учеб. пособие. Челябинск, 2015. 137 с.

3. Ксенофонтова А.Н. Технология развития субъектной позиции студента // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: изд-во: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2016. С. 77-79

4. Леденева А.В. Персональная образовательная среда в магистратуре // Инновационные исследования: про-

блемы внедрения результатов и направления развития: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: изд-во: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2016. С. 82-84.

5. Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2003.

6. Соколова И.И., Пискунова Е.В., Сергиенко А.Ю. Исследование готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности в свете стандартов и требований работодателя // Человек и образование. 2015. № 1 (42).

7. Уткина Ю.В. Подходы к уточнению понятия «профессиональная коммуникация педагога» // Человек и образование. 2012. № 1 (30). С. 123-129.

LITERATURA

1. Vorob'eva N.A. Struktura professional'noj kommunikacii v sfere obrazovanija // Pis'ma v Yemissija. Offlain: yelektron. nauch. zhurn. 2009. Mart. URL: http://www.emissia.org/ offline/2009/1314.htm (data obrashhenija: 10.03. 2016).

2. Ksenofontova A.N. Rechevaja kommunikacija: ucheb. posobie. Cheljabinsk, 2015. 137 s.

3. Ksenofontova A.N. Tehnologija razvitija sub''ektnoj pozicii studenta // Innovacionnye issledovanija: problemy vnedrenija rezul'tatov i napravlenija razvitija: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ufa: iIzd-vo: OOO «OMEGA SAINS», 2016. S. 77-79

4. Ledeneva A.V. Personal'naja obrazovatel'naja sreda v magistrature // Innovacionnye issledovanija: problemy vnedrenija rezul'tatov i napravlenija razvitija: sb. st.

Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ufa: iIzd-vo: OOO «OMEGA SAINS», 2016. S. 82-84.

5. Pluzhnik I.L. Formirovanie mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetenci studentov gumanitarnogo profilja v processe professional'noj podgotovki: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Tyumen', 2003.

6. Sokolova I.I., Piskunova E.V., Sergienko A.Yu. Issledovanie gotovnosti molodyh pedagogov k professional'noj dejatel'nosti v svete standartov i trebovanij rabotodatelja // Chelovek i obrazovanie. 2015. № 1 (42).

7. Utkina Yu.V. Podhody k utochneniyu ponjatija «professional'naja kommunikacija pedagoga» // Chelovek i obrazovanie. № 1 (30). 2012. S. 123-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.