Научная статья на тему 'Межрегиональный сетевой педагогический университет: оценка готовности выпускников к профессиональной деятельности'

Межрегиональный сетевой педагогический университет: оценка готовности выпускников к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / INDEPENDENT QUALITY ASSESSMENT / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Меркулова Людмила Валерьевна

Рассматриваются опыт разработки и апробация проекта оценки готовности выпускника к профессиональной деятельности в рамках сетевого взаимодействия педагогических вузов. Проект направлен на решение актуальных проблем развития системы отечественной высшей школы в условиях модернизации педагогического образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования, а также внедрения профессиональных стандартов работников образования.The article describes the experience of the development and testing of the evaluation project of graduate’s readiness to the professional activities through the network interaction. The project is aimed to solve urgent problems of the Russian educational system in the conditions of modernization of pedagogical education, the introduction of the Federal state educational standards at all levels of education, and the introduction of professional standards of educators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Меркулова Людмила Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межрегиональный сетевой педагогический университет: оценка готовности выпускников к профессиональной деятельности»

ПЕДАГОГИКА

■ ИННОВАЦИОННАЯ ВОЛНА_

Е.Г. Матвиевская, Л.В. Меркулова,

Оренбургский государственный педагогический университет

Межрегиональным сетевой педагогическим университет: оценка готовности выпускников к профессиональной деятельности

УДК 378

Актуальность поиска новых подходов, моделей, технологий оценки готовности выпускника педагогического вуза к профессиональной деятельности обусловлена рядом следующих факторов:

- новыми требованиями к качеству общего образования, уста-

новленными в федеральных государственных образовательных стандартах;

- утверждением профессионального стандарта педагога;

- поиском новых подходов к пониманию содержания профессиональной деятельности педагога в мире;

- конкретным заказом рынка труда в сфере образования;

- оценкой деятельности вузов по результатам мониторингов эффективности.

Стремление вузов оставаться на плаву, готовить педагогические кадры, отвечающие требованиям работодателей, открывать для вы-

Оренбургский государственный педагогический университет

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Челябинский государственный педагогический университет Мордовский государственный университет им. М.Е. Евсевьева

© Матвиевская Е.Г, Меркулова Л.В., 2016 16

ЕЛЕНА

ГЕННАДЬЕВНА

МАТВИЕВСКАЯ

доктор педагогических наук, доцент, первый проректор Оренбургского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: оценка качества образования, управление качеством образования, культура оценочной деятельности, система повышения квалификации работников образования. Автор 76 публикаций

ЛЮДМИЛА

ВАЛЕРЬЕВНА

МЕРКУЛОВА

кандидат педагогических наук, начальник управления качеством образования Оренбургского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: речевая компетентность, образовательные технологии в высшей школе, профессиональные коммуникации, стратегии взаимодействия. Автор 51 публикации

Рассматриваются опыт разработки и апробация проекта оценки готовности выпускника к профессиональной деятельности в рамках сетевого взаимодействия педагогических вузов. Проект направлен на решение актуальных проблем развития системы отечественной высшей школы в условиях модернизации педагогического образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования, а также внедрения профессиональных стандартов работников образования.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, сетевое взаимодействие, независимая оценка качества, модернизация педагогического образования

The article describes the experience of the development and testing of the evaluation project of graduate's readiness to the professional activities through the network interaction. The project is aimed to solve urgent problems of the Russian educational system in the conditions of modernization of pedagogical education, the introduction of the Federal state educational standards at all levels of education, and the introduction of professional standards of educators.

Key words: readiness to the professional activity, networking, independent quality assessment, modernization of pedagogical education.

пускника рынок труда в других регионах стало одной из причин развития сетевого взаимодействия педагогических высших учебных заведений. В 2015 году ректорами четырех педагогических вузов (Оренбургского государственного педагогического университета, Челябинского государственного педагогического университета, Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева) было подписано соглашение о сетевом взаимодействии и создании Межрегионального сетевого педагогического университета. В сетевое объединение сейчас входят 13 педагогических вузов.

Это позволило увеличить совокупный объем всех ресурсов взаимодействующих университетов, в том числе кадровых, материально-технических, информационных и иных, стереть грань между формальным и неформальным образованием, расширить возможно-

сти выстраивания индивидуальных траекторий студентов в условиях сетевого взаимодействия, диссе-минировать лучшие образовательные практики не только в регионе, но и в рамках территорий сетевых вузов-партнеров.

Феномен современной образовательной сети состоит в том, что сетевое взаимодействие становится сферой возникновения, аккумуляции и реализации социального капитала, который представляется нам, с одной стороны, как ресурс, позволяющий решить современные проблемы педагогического образования путем объединения совместных действий, повысить его качество и получить лучшие результаты для экономики страны и региона [2, с.20]. А с другой стороны, как ресурс, который позволит добиться внешних эффектов: повышения, а может и возврата, доверия со стороны общества к высшему педагогическому образованию, что поможет вывести педагогическое образование

из «догоняющего» в «опережающее».

Качество современного профессионального образования определяется целым рядом признаков, связанных с образовательными результатами студентов, характеристикой условий, созданных в образовательных организациях для их достижения. Основой для проектирования процесса подготовки студента является задачный подход, который предполагает решение профессиональных задач, предусмотренных профессиональным стандартом педагога, в динамичной профессиональной среде, что станет основой его успешной деятельности на рабочем месте [4, с.111].

Основываясь на результатах исследования научной группы лаборатории методологии и прогностики развития педагогического образования Института управления образованием Российской академии образования, которое обобщает требования работодателей к содержанию педагогического образования в регионах России, и на понимании профессиональной готовности в современном научном дискурсе, в Межрегиональном сетевом педагогическом университете разработан и прошел внешнюю экспертизу сетевой проект «Оценка готовности выпускника к профессиональной деятельности» [6, с. 14, 3, с. 114] (см. рис.).

Решение первой задачи началось с создания сетевого виртуального портала. В настоящий момент сложился банк фондов оценочных средств по образовательным программам укрупненных групп направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки» на базе ресурса виртуального Межрегионального сетевого педагогического университета (http:// mspu.bspu.ru/) с целью изучения опыта оценочной деятельности преподавателей вузов-партнеров. Банк содержит контроль-

Цель проекта - разработка и апробация методики и процедуры экспертизы готовности выпускника к профессиональной деятельности

Задачи проекта Мероприятия проекта

( > Задача 1. Разработка единых уровней, критериев и показателей оценки подготовки выпускника педвуза к профессиональной деятельности • Создание «Банка ФОС» по образовательным программам УГНС «Образование и педагогические науки» • Организация сетевых олимпиад • Проведение промежуточной аттестации по дисциплине/ модулю «Педагогика» студентов-бакалавров • Определение общих критериев и показателей оценки готовности выпускника к профессиональной деятельности

Задача 2. Создание Экспертного совета МСПУ по сертификации оценочных средств образовательных результатов студентов •Формирование Экспертного совета МСПУ •Сертификация ФОС • Организация выездных аналитических сессий Экспертного совета

V „V

•Апорбация процедуры квалифкационного экзамена для выпускников МСПУ •Сертификация выпускников МСПУ • Создание единого сетевого онлайн -агенства «Педагогические кадры»

1_____________________________________I

Рис. Проект Межрегионального сетевого педагогического университета «Оценка готовности выпускника к профессиональной деятельности» Примечание. МСПУ - межрегиональный сетевой педагогический университет, ФОС - фонд оценочных средств, УГНС - укрупненная группа направлений подготовки и специальностей.

но-измерительные материалы, которые любой преподаватель сетевого университета может использовать в качестве инструментария для оценки сформирован-ности компетенции или ее части при проведении текущей или промежуточной аттестации студента по дисциплине, модулю, практике. Задача сетевого университета - создать «Банк фонда оценочных средств» - информационный ресурс, который станет для образовательной программы избыточным, а для преподавателей -источником совершенствования процесса оценки результатов образовательной деятельности. Преподаватель, используя этот ресурс, может проектировать фонд оценочных средств, учитывая индивидуальные особенности студента, выстраивая его индивидуальный образовательный маршрут.

В мае 2016 года на расширенном заседании президиума Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей 44.00.00 «Образование и педагогические науки» было принято решение о создании рабочей группы федерального учебно-методического объединения по высшему образованию «Образование и педагогические науки» по разработке фондов оценочных средств в рамках укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00 «Образование и педагогические науки» на базе Межрегионального сетевого педагогического университета.

В настоящий момент рабочей группой Межрегионального сетевого педагогического университета обсуждаются принципы и меха-

низмы разработки фонда оценочных средств в рамках укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00 «Образование и педагогические науки» с учетом результатов первого этапа осуществления проектов модернизации педагогического образования, а также требований, заявленных в профессиональных стандартах работников образования [1, 4].

Вторым мероприятием в рамках решения этой задачи стало проведение сетевых олимпиад для обучающихся. Олимпиады являются средством аутентичной оценки личностных достижений обучающихся, объединения их интеллектуальных ресурсов в сетевом педагогическом университете, средством привлечения лучших абитуриентов с целью снижения риска «двойного» отбора в педагогические вузы.

В рамках Межрегионального сетевого педагогического университета стали традиционными следующие олимпиады.

1. Межрегиональная олимпиада для школьников «Альфа».

Она проводится не первый год. Ее цель - выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, интереса к научно-исследовательской деятельности, создание условий для развития одаренных школьников. Организатором является Башкирский педагогический университет. В ней принимают участие школьники из всех вузов-партнеров сетевого университета. Результаты победителей олимпиады учитываются как индивидуальные достижения в рамках приемной кампании.

2. Межрегиональная олимпиада по педагогике для студентов-бакалавров педагогического направления подготовки. Она организована в целях создания условий для раскрытия профессионально-личностного и творческого потенциала студентов - будущих педагогов, самореализации и развития их педагогического творчества. Организатором является Оренбургский педагогический университет. Принимают участие студенты из всех вузов-партнеров сетевого университета. Результаты олимпиады учитываются при проведении промежуточной аттестации студентов-бакалавров по дисциплине/модулю «Педагогика».

3. Межрегиональная олимпиада для аспирантов по педагогическим специальностям, посвященная памяти профессора А.Ф. Аменда и адресованая молодым исследователям в области педагогики. Она направлена на выявление и поддержку талантливых молодых ученых, создание единого образовательного пространства по подготовке научно-педагогических кадров. Организатор олимпиады -Челябинский педагогический университет. Результаты олимпиады

учитываются при промежуточной аттестации аспирантов.

Таким образом, олимпиад-ное движение в сетевом взаимодействии может служить основой для накопительной системы оценки студента, аспиранта, повышения престижа педагогической профессии, выстраивания карьеры студента в межрегиональном пространстве. В перспективе рассматривается вопрос проведения межрегионального конкурса проектов научно-исследовательских работ магистрантов «Магистр года».

Следующим шагом является работа по определению сущности понятия «готовность к профессиональной деятельности» и описание его критериальных характеристик [7, с. 112]. Готовность к профессиональной деятельности в современном научном дискурсе рассматривается как целостная совокупность когнитивной, функциональной и личностной компетенций, являющихся «сквозными» в структуре универсальных и профессиональных компетенций, заявленных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования [3].

В основу процесса оценки «готовности» студентов вузами-партнерами положен принцип открытости, который состоит в оценивании продуктов деятельности студентов по заранее известным им критериям. Принципом формирования фонда оценочных средств для оценки готовности студентов станет задачный подход, который заключается в решении профессиональных задач. Совокупность профессиональных задач образует «ядро» содержания профессиональной подготовки студентов, а этапы становления готовности к профессиональной деятельности определяют логику развертывания содержания.

Эти положения в свою очередь определяют принципы отбора содержания, логику, взаимодействие дисциплин/модулей учеб-

ного плана, последовательность их освоения.

Затем предстоит разработать и согласовать показатели оценки готовности выпускника к профессиональной деятельности, включающие компетенции, предусмотренные в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и требования профессионального стандарта педагога.

Сложность этой задачи связана с объективными трудностями. Дополнительного исследования требует наличие степени соответствия между профессиональным стандартом педагога и федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, поскольку имеются существенные отличия в содержательных характеристиках готовности педагога к исполнению тех или иных трудовых функций, действий.

Вторая сложность связана с общей для сетевых вузов-партнеров декомпозицией компетенций образовательного стандарта при сохранении индивидуальных особенностей образовательных программ. Возможно, что процесс согласования необходимо начать с профессиональных компетенций и разработки их паспортов.

Накопительная система оценки с прозрачными критериями и открытым доступом студентов к этой информации в электронной информационной среде вуза позволит в период государственной итоговой аттестации оценить готовность выпускника к разным видам деятельности. Следующим шагом станет определение и описание уровней готовности системных образовательных результатов и формирование банка электронных портфолио выпускников вузов-партнеров.

В рамках решения второй задачи в Межрегиональном сетевом педагогическом университете планируется создание Экспертного совета сетевого педагогического университета по сер-

тификации оценочных средств образовательных результатов студентов.

Актуальность решения этой задачи связана со следующими факторами.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования имеет рамочный характер, поэтому вуз в образовательной программе сам определяет содержание, средства оценки сформирован-ности компетенций. Матрица компетенций позволяет увидеть этапы ее формирования. Однако за качество фондов оценочных средств отвечают разработчики образовательной программы. Внешняя экспертиза качества и целесообразности использования оценочных средств позволит повысить уровень готовности студентов к профессиональной деятельности.

2. Не все преподаватели из команды разработчиков образовательной программы готовы уйти от сложившейся годами предме-тоцентристской практики освоения студентами дисциплины. Хотя в системе высшего образования реализуются образовательные стандарты третьего поколения, но, несмотря на это, «знаниевый» подход к оценке образовательных результатов студента превалирует над компетентност-ной оценкой. Внешняя экспертиза оценочных средств станет для преподавателей катализатором для внедрения новых форм оценки. Экспертный совет - это орган внешней оценки фондов оценочных средств по компетенции, который выдает сертификат Межрегионального сетевого педагогического университета, апробировав фонд оценочных средств на большой выборке студентов. В Экспертном совете будут работать ведущие авторитетные ученые, специалисты вузов-партнеров, а также представители работодателей. Сетевое взаимодействие с образовательными организация-

ми позволит сделать Банк фонда оценочных средств актуальным с точки зрения современных требований рынка труда.

Сертификат Экспертного совета Межрегионального сетевого педагогического университета может стать «знаком качества», подтверждающим соответствие оценочного средства современным требованиям школы и общества. Предполагается также формирование сети уполномоченных Экспертного совета в вузах-партнерах, которые будут осуществлять организационную работу. Планируются выездные сессии Экспертного совета с целью обсуждения рабочих вопросов, а также для анализа оценочных средств при формировании актуального Банка фонда оценочных средств.

Таким образом, создание Экспертного совета станет одним из организационно-педагогических условий для процедуры оценки готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Решение третьей задачи связано с открытием Центра оценки профессиональной готовности выпускника вуза. Пункт 7.1.2. федерального государственного образовательного стандарта высшего образования предполагает формирование электронного портфолио обучающегося, которое (по задумке разработчиков стандарта) является накопительным и включает работы студента, а также рецензии на них и оценки. Ключевым элементом новой системы подготовки педагогических кадров в рамках модернизации педагогического образования является квалификационный экзамен, упрощающий вход в профессию и позволяющий оценить качество подготовки студента.

Открытие Центра оценки профессиональной готовности выпускника в рамках сетевого взаимодействия между вузами-партнерами и школами позволяет организовать такой экзамен.

Полагаем, что электронный портфолио может стать способом фиксации достижений выпускника в образовательной, научно-исследовательской, внеучебной деятельности и деятельности по саморазвитию. Лексика критериев и показателей оценки портфолио должна быть релевантна критериям и показателям оценки готовности выпускника. Разделы портфолио формируются на основе этих критериев. Выпускник подтверждает свою квалификацию на квалификационном экзамене, презентуя портфолио. Оценочный лист экзаменаторов строится на основе соотнесения обобщенных трудовых функций профессионального стандарта с разделами портфолио.

Почему Центр называется сетевым? Потому что Центром вырабатываются единые подходы к проведению квалификационного экзамена и к критериям оценки готовности выпускника. Выпускник, прошедший квалификационный экзамен, получает сертификат сетевого педагогического университета. Этот сертификат повышает его конкурентоспособность на рынке трудоустройства не только в своем регионе, но и в сетевом пространстве [5, с. 135].

Одной из задач модернизации педагогического образования является закрепление молодых специалистов в сфере профессиональной деятельности. Исследование трудоустройства выпускников показывает, что рынок труда в одном регионе перенасыщен учителями по каким-то дисциплинам, а в другом наблюдается их дефицит. Квалификационный экзамен может стать не только пропуском в профессию, стартовой площадкой для карьеры, независимой оценкой образовательных результатов со стороны работодателей, участвующих в работе Центра, но и позволит расширить возможности трудоустройства.

Работодатель же получает не только дипломированного выпускника, сдавшего государственную итоговую аттестацию, но и видит весь процесс его подготовки посредством анализа содержания электронного портфолио.

Таким образом, объединение информационных и кадровых ресурсов в лице экспертов Центра позволит реализовать не только независимую оценку качества подготовки студентов, но и будет способствовать расширению возможностей трудоустройства выпускников.

Затем на базе виртуальной платформы Межрегионального сетевого педагогического университета планируется создание онлайн платформы для размещения электронных портфолио выпускников вузов-партнеров в открытом доступе для работодателей. Студенты смогут размещать свои электронные портфолио на этапе освоения образовательной программы или уже после государственной итоговой аттестации. Портфолио станут заявкой на трудоустройство

выпускника, а также на временное трудоустройство студента в рамках подпроекта «Подменный учитель». Работодатели могут размещать свои заявки или, изучив порт-фолио, сделать предложение по трудоустройству. Этот электронный ресурс может быть использован работодателем для «взращивания» потенциального работника.

Мы понимаем, что реализация этого проекта связана со следующими рисками:

- личностная неготовность профессорско-преподавательского состава к реализации проекта (публичность и открытость оценки ими разработанных средств);

- финансовые затраты на реализацию проекта в период оптимизации расходов в условиях экономической нестабильности;

- дополнительные затраты времени на коммуникации как в области научного дискурса между разработчиками основных профессиональных образовательных программ, так и в ходе решения организационных вопросов.

Минимизировать риски можно благодаря принципу разделения ответственности между вузами-партнерами Межрегионального сетевого педагогического университета по наиболее важным «болевым» точкам программы подготовки учителей в методологии модернизации педагогического образования. Вузы-партнеры берут на себя груз разработки, организации обсуждения и внедрения одного из проектов модернизации на паритетной основе.

Наш проект имеет, скорее, локальный характер, он делает акценты на конкретные проблемы и запросы подготовки педагогических кадров в конкретном регионе.

В завершение настоящей статьи хочется отметить, что формат Межрегионального сетевого педагогического университета, объединяющий традиции и инновации опорных для своих регионов педагогических вузов, является достойной площадкой для реализации идей модернизации педагогического образования в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотов В.А. Программа модернизации педагогического образования 2014 -2017. URL: http:// педагогическое образование.рф/documents/show/14 (дата обращения: 20.03. 2016).

2. Макареня А.А., Яркова Т.А. Теоретико-методологические основы сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы 15-й Межд. научно-практ. конф. Санкт-Петербург: Экспресс, 2014.

3. Пискунова Е.В. Актуализация проблемы преемственности образовательных и профессиональных стандартов в сфере образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2015. № 174.

4. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая

LITERATURA

1. Bolotov V.A. Programma modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija 2014 -2017. URL: http:// pedagogicheskoe obrazovanie.rf/documents/show/14 (data obrashenija: 20.03. 2016).

2. Makarenjа A.A., Jarkova T.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy setevogo vzaimodeistvija uchrezhdenii pedagogicheskogo obrazovanija // Problemy pedagogicheskoi innovatiki v professional'nom obrazovanii: materialy 15-i Mezhd. nauchno-prakt. konf. Sankt-Peterburg: Yekspress, 2014.

3. Piskunova E.V. Aktualizacija problemy preemstvennosti obrazovatel'nyh i professional'nyh standartov v sfere obrazovanija // Izvestija Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2015. № 174.

4. Professional'nyi standart. Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshem,

деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г № 544н. URL:http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ о^еге/129/ (дата обращения: 20.03.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сергиенко А.Ю. Требования работодателей к содержанию педагогического образования в различных регионах России // Человек и образование. 2014. № 2 (39).

6. Соколова И.И., Пискунова Е.В., Сергиенко А.Ю. Исследование готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности в свете стандартов и требований работодателя // Человек и образование. 2015. № 1 (42).

7. Шмелева С.А. Модель профессиональной подготовки выпускника педагогического вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 5.

osnovnom obshem, srednem obshem obrazovanii) (vospitatel', uchitel'). Prikaz Ministerstva truda i social'noi zashity Rossiiskoi Federacii ot 18 ok^bj 2013 goda. № 544n. URL:http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/129/ (data obrashenijа: 20.03.2016).

5. Sergienko A.Yu. Trebovanijа rabotodatelei k soderzhaniyu pedagogicheskogo obrazovanijа v razlichnyh regionah Rossii // Chelovek i obrazovanie. 2014. № 2 (39).

6. Sokolova I.I., Piskunova E.V., Sergienko A.Yu. Issledovanie gotovnosti molodyh pedagogov k professional'noi dejаtel'nosti v svete standartov i trebovanii rabotodate^ // Chelovek i obrazovanie. 2015. № 1 (42).

7. Shmeleva S.A. Model' professional'noi podgotovki vypusknika pedagogicheskogo vuza // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.