Научная статья на тему 'Профессиональная коммуникативная компетентность современного студента в рамках новой образовательной парадигмы'

Профессиональная коммуникативная компетентность современного студента в рамках новой образовательной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH / KNOWLEDGE-BASED APPROACH / NEW EDUCATIONAL PARADIGM / MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевц Ирина Алекеандровна

Обосновано смещение акцентов в образовании с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников. Осуществлен сравнительный анализ компетентностного и знаниевого подходов. Определены понятия «компетентность», «профессиональная компетентность» и «коммуникативная компетентность». Выявлено содержание коммуникативной компетентности современного студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевц Ирина Алекеандровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional communicative competence of a modern student in a new educational paradigm framework

Educational accent shift from the principle of adaptability to the principle of graduating student competence has been substantiated. The analysis of competence-based approach and knowledge-based approach has been carried out. The notions of competence, professional competence and communicative competence have been defined. The content of modern student communicative competence has been revealed.

Текст научной работы на тему «Профессиональная коммуникативная компетентность современного студента в рамках новой образовательной парадигмы»

УДК 378.016 ББК 4481.44

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА В РАМКАХ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

И.А. Шевц

Южно-Уральский государственный университет

PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A MODERN STUDENT IN A NEW EDUCATIONAL PARADIGM FRAMEWORK

I.A. Shevts South Ural State University

Обосновано смещение акцентов в образовании с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников. Осуществлен сравнительный анализ компетентностного и знаниевого подходов. Определены понятия «компетентность», «профессиональная компетентность» и «коммуникативная компетентность». Выявлено содержание коммуникативной компетентности современного студента.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, компетентностями подход, новая образовательная парадигма, модернизация образования.

Educational accent shift from the principle of adaptability to the principle of graduating student competence has been substantiated. The analysis of compe-tence-based approach and knowledge-based approach has been carried out. The notions of competence, professional competence and communicative competence have been defined. The content of modern student communicative competence has been revealed.

Keywords: competence, professional competence, competence-based approach, know I edge-based approach, new educational paradigm, modernization of education.

Происходящие в современном мире уникальные исторические перемены, вносящие фундаментальные коррективы в политическую, деловую и социальную сферы деятельности нашего общества, во многом обусловленные революцией в информационнокоммуникационных технологиях, становлением глобального рынка труда, возрастающей ролью знаний, доступом к международным информационным сетям, совершенствованием образовательных технологий в соответствии с международными стандартами, обменом специалистами и студентами в рамках международных проектов, обусловили изменение требований, предъявляемых к выпускнику вуза.

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и

таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое [4].

В связи с происходящей в настоящее время сменой образовательной парадигмы возникает необходимость реализации в системе образования компетентностного подхода. При этом смена убеждений, ценностей, технических средств обучения способствует смещению акцентов образования с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников. Изменение принципа означает и изменение подхода, в котором в качестве основных категорий выступают понятия «ком-

петенция» и «компетентность». Делается упор на результаты образования, которые становятся главным итогом образовательного процесса для студента с точки зрения знания, понимания и способностей, а не на средства для достижения этих результатов [2].

Авторы «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», анализируя мировую образовательную практику последних лет, утверждают, что понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-методологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навы-ковую и интеллектуальную составляющие образования. При этом подчеркивается, что в понятии компетентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования формируемого от «результата» («стандарт на выходе») [5].

В меняющемся мире в условиях глобализации различных сфер человеческой жизнедеятельности система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить [6].

Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда. Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования [2].

Поскольку компетентностный подход тесно связан с использованием таких понятий, как «компетентность» и «компетенция», а в научной литературе отсутствует их однозначное понимание, необходимо рассмотреть различные трактовки данных категорий.

По мнению Хуторского A.B., компетентность - совокупность личностных качеств учащегося (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в

определенной социально и личностно-значимой сфере [10].

Мы в своей исследовательской работе придерживаемся мнения В.Д. Шадрикова, который в докладе «Профессиональный стандарт педагогической деятельности» дал следующие определения понятиям «компетентность» и «компетенция». Компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетенции - опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав [8].

Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе. Компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития. В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения (способность и готовность самоопределяться, самореализоваться, саморазвиваться) [7].

Актуальность компетентностного подхода, его отличие от знаниево-ориентирован-ного заключается в том, что:

• образовательный результат «компетентность» в большей мере соответствует общей цели образования - подготовке гражданина, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию;

• в нем соединяются интеллектуальная, навыковая и эмоционально-ценностная составляющие образования, что отвечает нашим представлениям о содержании образования;

• содержание образования, в том числе и стандарты, должны простраиваться по кри-

терию результативности, которая, однако, выходит за границы ЗУ Нов;

• «компетентность» выпускника, заложенная в образовательных стандартах, неминуемо повлечет за собой существенное изменение не только в содержании образования, но и в способах его освоения, а значит в организации образовательного процесса в целом;

• данный подход обладает ярко выраженной интегративностью, объединяя в единое целое соответствующие умения и знания, относящиеся к широким сферам деятельности, и личностные качества, обеспечивающие эффективное использование ЗУНов для достижения цели [3].

Определение профессиональной компетентности, таким образом, вытекающее из понятий «компетентности», «компетенции» и квалификационных характеристик специалиста, профессионала, - это интегральная характеристика деловых и личных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности.

В понятие «профессиональная компетентность» включают следующие три аспекта: проблемно-практический - адекватность распознавания и понимания ситуации, адекватная постановка и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной ситуации; смысловой - адекватное осмысление производственной ситуации в более общем социокультурном контексте; ценностный - способность к правильной оценке ситуации, ее сути, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей [10].

Профессиональная компетентность специалистов включает с себя:

практическую (специальную) компетентность - высокий уровень знаний, техники и технологии, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;

социальную компетентность - способность брать на себя ответственность и принимать решения, регулировать конфликты, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий;

психологическую компетентность, обусловленную пониманием того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта эм-

патийного межличностного взаимодействия и самореализации профессионализм остается частичным, неполным;

информационную компетентность - владение новыми информационными технологиями;

коммуникативную компетентность - знание иностранных языков, высокий уровень культуры речи;

экологическую компетентность, основывающуюся на знании общих законов развития природы и общества, на экологической ответственности за профессиональную деятельность;

валеологическую компетентность - наличие знаний и умений в области сохранения здоровья и в вопросах здорового образа жизни [11].

Профессиональная компетентность как интегративное качество личности будущего специалиста (по А. К. Марковой) включает в структуру профессиональной компетентности профессиональные знания, профессиональные позиции и установки, личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями. Следовательно, компетентность шире знаний и умений, она включает их в себя. Компетентность включает эмоционально-волевую регуляцию ее поведенческого проявления; содержание компетентности значимо для субъекта ее реализации. Являясь активным проявлением личности в деятельности, поведении, компетентность характеризуется мобилизационной готовностью как возможностью реализации освоенных личностью профессиональных компетенций в любой требующей этого ситуации [9].

Вслед за Харитоновой Н.Е. [1] мы выделяем следующие подструктуры профессиональной компетентности, которые являются основополагающими для современного общества и формирования профессиональных компетенций молодых специалистов:

• проектировочная компетентность -умения для определения тактических и стратегических задач, через достижение которых реализуется профессиональный процесс;

• информационная и прогностическая компетентность - конструктивные умения композиционного упорядочения знаний;

• организаторская компетентность -умения руководства деятельностью;

• коммуникативная компетентность — коммуникативные умения воздействия на субъекты профессионального процесса;

• аналитическая компетентность - умения адекватно оценивать уровень собственной деятельности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что профессиональная компетентность -это категория, интегрирующая такие характеристики субъекта, как глубокое понимание существа выполняемых задач и проблем; хорошее знание опыта, имеющегося в данной области, активное овладение его лучшими достижениями; умение выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; чувство ответственности за достигнутые результаты; способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей.

Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста, согласно

О.В. Лебедевой [6], предполагает движение от первого (эмпирического) к третьему (творческому) уровню:

1) эмпирический: у специалиста имеется сумма знаний, но в практической деятельности он руководствуется готовыми разработками, рекомендациями, инструкциями, не умея самостоятельно анализировать и конструировать процесс, находить обоснованное теоретически, а не эмпирическое решение профессиональной задачи;

2) конструктивный: специалист осуществляет на теоретической основе осмысление цели действий, ожидаемых результатов, условий их выполнения; на основе рекомендаций и разработок способен осознанно выбрать последовательность применения профессионального инструментария;

3) творческий: специалист самостоятельно конструирует процесс, свободно применяя в практической деятельности теоретические основы профессиональной деятельности, находит обоснованное решение любой производственной (профессиональной) задачи.

Применительно к обучению иностранным языкам понятие «компетенция» уже давно входит в понятийный аппарат теории и методики обучения. Введенное в 60-х годах прошлого столетия Н. Хомским, оно органично вошло в обозначение интегративной цели обучения иностранным языкам, именуемой, как известно, иноязычной коммуникативной компетенцией.

В качестве современной цели обучения иностранным языкам мы рассматриваем формирование профессиональной коммуникатив-

ной компетенции. Данное понятие мы определяем как способность специалиста осуществлять эффективное общение в профессио-нально-деловой сфере во всех видах иноязычной речевой деятельности.

Речь идёт о коммуникативной направленности обучения иностранным языкам, о нацеленности обучения на речевое взаимодействие с носителями языка и на взаимопонимание, т.е. конкретно на реальное иноязычное общение, облегчающее социальную адаптацию в условиях многоязычного, поликуль-турного мира.

С целью форсирования процесса международной интеграции, начиная с 60-х годов, Советом Европы предпринимается ряд мер, направленных на разработку и реализацию программы интенсификации обучения иностранным языкам «Language learning for European citizenship». Постепенно была разработана концепция формирования и развития способности общаться на иностранном языке в контексте личностно-ориентированного обучения. Основные принципы данной концепции были реализованы в нескольких направлениях: в разработке новых методик и создании новых учебных материалов, в создании комплексных технологических систем обучения (multi-media systems), в разработке систем оценки и самооценки, самообучения с учетом его индивидуализации (learner autonomy), в выработке рекомендаций для профессиональной подготовки преподавателей иностранного языка. В результате окончательно был признан основным и ведущим в методике интегрированный коммуникативный подход, где особое место уделяется коммуникативной направленности учебных занятий и используемым для обучения иностранному языку как средству общения учебным материалам. Основная их задача состоит в формировании: языковой компетенции (владение языковым материалом для его использования в виде речевых высказываний),

социолингвистической компетенции (способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения),

дискурсивной компетенции (способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении высказываний),

«стратегической» компетенции (способность компенсировать вербальными и невербальными средствами недостатки во владении языком),

социально-культурной компетенции (степень знакомства с социально-культурным контекстом функционирования языка),

социальной компетенции (способность и готовность к общению с другими) [1].

В нашей исследовательской работе мы включаем в структуру профессиональной коммуникативной компетенции - языковой, прагматический, предметный и стратегический компонент. Под языковым понимается владение лексическим, грамматическим, фонетическим и графическим навыками и умениями на уровне нормы английского языка и умение использовать языковые явления в процессе восприятия и порождения иноязычной речи в письменной и устной форме. Прагматическая компетенция - способность строить и понимать высказывание в соответствии с коммуникативными задачами и ситуациями профессионального общения. Предметная компетенция - способность воспринимать и производить высказывания, адекватные в содержательном плане нормам, принятым в различных сферах профессионального общения. Стратегическая компетенция - способность определять цель профессионального общения, оценивать его результаты и планировать его тактику.

Несмотря на ярко выраженную тенденцию профессионализации преподавания иностранного языка в неязыковых вузах, задачи формирования у студента иноязычной компетенции решаются неэффективно. Усвоенные студентами, но не связанные между собой логикой профессиональной деятельности профессиональные и иноязычные компетенции выступают даже по отношению друг к другу психологическим барьером, препятствующим их мгновенной интеграции в производственных ситуациях. Основная проблема заключается в том, что сформированные иноязычные возможности остаются общими лингвистическими, а не специальными компетенциями. Таким образом, к наиболее актуальным задачам образовательного процесса, особенно в обучении иностранному языку, необходимо отнести формирование профессиональной коммуникативной компетенции.

Несомненно, организация подготовки будущих специалистов на основе компетентно-стного подхода требует применения новых технологий, активных форм обучения и самообразования, активизирующих познавательную, творческую и социальную деятельность

обучающихся, ориентирующих студентов на самостоятельный поиск и усвоение необходимых знаний и прививающих им соответствующие умения.

В целом, следует отметить, что реализация компетентностного подхода предполагает формирование в образовательном пространстве специфической инфраструктуры, компонентами которой являются изменения идеологических оснований, формирование адекватной нормативно-правовой базы, разработка и внедрение в повседневную образовательную практику достаточно сложных методов дизайна, коррекции и оценки компетенций, а также - постоянное повышение квалификации самих преподавателей. Все это заставляет говорить о компетентностном подходе как о достаточно дорогом и сложном проекте, инициация которого в каждом конкретном случае должна базироваться на детальном учете как позитивных ожиданий, так и существующих рисков.

Литература

1. Бермус, А.Г. Инфраструктура компетентностного подхода в гуманитарном образовании / А.Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. -http: //www. eidos. ru/journal/2002/0423, htm

2. Гарагуля, Ю.В. Компетентностная модель подготовки будущего учителя математики / Ю.В. Гарагуля // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 22 февраля. -http: //www. eidos. ru/journal/2007/0222-5. htm

3. Иванова, E. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентирован-ным и культурологическим / Е.О. Иванова // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - http://www. eidos. ru/journal/2002/0423, htm

4. Каверина, ИИ Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе /ИИ Каверина // Интер-нет-журнал «Эйдос». - 2007. - 22 февраля. -http://www. eidos. ru/journal/2007/0222-5. htm

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета 2002. - № 31.

6. Лебедев, O.E. Компетентностный подход в образовании / O.E. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. -№ 5.- С. 3-12.

7. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев,

А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия». - 2004. -368 с.

8. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / под ред. Я.А. Кузь-минова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова. -Разработан по гос. контракту № П243 от 11.09.2006. -shadrikov@hse.ru

9. Рындак, В.Г. Структура профессио-

нальной компетентности будущего специалиста и оценка уровня ее сформированно-сти / В.Г. Рындак // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. - 23 апреля. —

http://www. eidos. ru/journal/2002/0423, htm

10. Хуторской, A.B. Ключевые компе-

тенции и образовательные стандарты / A.B. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. -

http://www. eidos. ru/journal/2002/0423, htm

11. Центр развития образования им. С. О. Ветлугина «Модернизация в городской системе образования». Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004. - 368 с. -info@ced. perm, ru

Поступила в редакцию 14 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.