ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
И. Б. Мылова,
кандидат педагогических наук, Санкт-петербургская Академия постдипломного педагогического образования
Внедрение компьютерных технологий в систему работы школы требует наличия профессиональной информационно-технологической компетентности у педагогических кадров, в частности, у учителей начальной школы. На сегодняшний день информационно-технологическую компетентность современного педагога необходимо рассматривать как компонент его профессиональной компетентности.
Современной тенденцией обновления профессионального образования является ориентация на развитие у будущего специалиста профессиональной компетентности как результата профессиональной подготовки в вузе, приобретение им опыты профессиональной деятельности уже на этапе обучения. Данная тенденция должна найти отражение и в системе информационно-технологической подготовки будущих учителей начальной школы.
Реализация компетентностного подхода к информационно-технологической подготовке педагогических кадров и, в частности, учителей начальной школы требует осмысления на теоретическом уровне категории «профессиональная информационно-технологическая компетентность учителя». В данной статье предпринята попытка привлечь внимание к некоторым теоретико-методологическим аспектам, имеющим важное значение для реализации компетентностного подхода в системе профессиональной информационно-технологической подготовки.
«Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей». [1]
В соответствии с данным определением под профессиональной информационно - технологической компетентностью учителя следует понимать его способность (готовность) решать профессиональные информационно - технологические задачи.
Определение понятия «компетентность» через результаты деятельности и личностных качеств специалиста, определяющих его способность осуществлять профессиональную деятельность, требует анализа трех аспектов категории «профессиональная информационно-технологическая компетентность учителя начальной школы»:
■ Компетентность как процесс деятельности;
■ Компетентность как социальная репрезентация (от англ. representation - представление, представительство).
■ Компетентность как личностное новообразование.
Профессиональная информационно-технологическая
компетентность учителя начальной школы как процесс деятельности
Профессиональная информационно-технологическая деятельность современного учителя начальной школы включает три направления, которые определяют совокупности профессиональных задач, которые он должен уметь решать:
■ профессиональные задачи в области педагогического менеджмента (задачи организационного, проектировочного, коммуникационного, гностического характера), определяемые информационно-технологической деятельностью в рамках школьного информационного пространства;
■ профессиональные базовые педагогические задачи (задачи, связанные с организацией образовательного процесса, ориентированного на достижение образовательных результатов начальной ступени школьного образования), определяемые информационно-технологической деятельностью, связанной с организацией обучения младших школьников с использованием компьютерных технологий;
■ профессиональные задачи, связанные с обучением информационным технологиям и информатике младших школьников, с реализацией направления информационно-технологической деятельности, определяемого новыми государственными образовательными стандартами.
Обозначенные совокупности задач позволяют выделить три компонента в структуре профессиональной информационно-технологической компетентности учителя начальной школы: опосредованную, базовую и специальную компетентности, которые дополняют друг друга и находятся в определенной взаимосвязи.
Уточним семантические составляющие данных понятий. Опосредованная профессиональная информационно - технологическая компетентность учителя начальной школы предполагает наличие знаний, умений и опыта взаимодействия с программными средствами, которые позволяют ему в реальных ситуациях профессиональной деятельности решать задачи, связанные с повышением ее эффективности и качества. Например, сбор и анализ данных об успешности обучения младших школьников с учетом специфики организации информационно-технологической деятельности образовательного учреждения; работа с информацией в базах данных, оформление пособий для практической деятельности детей, материалов для индивидуальных занятий и др.
Базовая информационно-технологическая компетентность учителя предполагает наличие дидактических знаний и умений использовать современные технические средства и компьютерные технологии для решения профессиональных задач в ситуациях педагогической деятельности. Например:
■ выбор и использование программно-педагогических средств с учетом возрастных особенностей младших школьников,
■ организация деятельности учащихся на основе вариативного использования программных средств на различных предметных уроках с учетом индивидуальных особенностей учащихся,
■ организацию различных видов групповой и коллективной работы младших школьников на основе использования средств ИКТ.
Специальную информационно-технологическую компетентность учителя определяет его способность решать профессиональные задачи, связанные с обучением младших школьников информационным технологиям (учебный модуль «Практика работы на компьютере«предметного курса «Технологии») и учебному предмету: «Информатика и информационные технологии».
Указанные компоненты в структуре профессиональной информационно - технологической компетентности определяют направления профессиональной ИТ - подготовки учителя начальной школы.
Профессиональная информационно-технологическая компетентность учителя начальной школы как соци-
альная репрезентация
Характеристика информационно - технологической компетентности учителя начальной школы как социальной репрезентации требует как выделения групп задач в рамках каждого из направлений профессиональной информационно-технологической деятельности, так и конкретизации задач каждой группы.
В соответствии с функциями педагогической деятельности и технологией педагогической деятельности можно выделить группы опосредованных, базовых, специальных информационно - технологических задач учителя начальной школы.
Приоритетными группами профессиональных опосредованных информационно-технологических задач учителя начальной школы являются:
Гностические задачи (от греч. gnosis - познание), в основе которых лежат умения учителя осуществлять процесс познания и самопознания.
Проектировочные задачи, реализующие систему умений учителя перспективно планировать свою педагогическую деятельность, разрабатывать способы достижения перспективных задач обучения, развития и воспитания младших школьников.
Конструктивные задачи, предполагающие наличие умений у учителя конструировать собственную деятельность и активность учащихся на уроках и внеклассных занятиях, исходя из целей урока.
Коммуникативные задачи, базирующиеся на умениях учителя выстраивать взаимоотношения с учениками, их родителями, коллегами.
Организаторские задачи, опирающиеся на систему умений педагога организовать деятельность детей, привлечь родителей к участию в жизни класса и школы.
Приведем примеры задач указанных групп, способы решения которых учителем начальной школы, имеют определенную профессиональную специфику:
■ оформление деловой документации в электронном виде, связанной с административно-управленческой деятельностью школы, деятельностью классного руководителя, учителя начальной школы на основе использования программных платформ для коллективной деятельности работников школы в едином информационном пространстве (Группа организаторских задач);
■ разработка пакетов раздаточных, демонстрационных, учебных материалов для организации работы младших школьников на уроках и внеклассных занятиях с использованием специализированных программных средств и ресурсов Интернета (Группа конструктивных задач);
■ вариативное использование способов работы с электронными источниками информации при решении задач профессионального роста (Группа гностических задач);
■ взаимодействие с коллегами по организации учебного процесса на основе использования сетевых программных средств (Группа коммуникативных задач);
■ разработка индивидуальных учебных планов и программ с использованием электронных материалов (нормативных документов, методических материалов, представленных в Интернете; школьных нормативных документов; методических разработок коллег и т.п.) (Группа проектировочных задач);
В качестве приоритетных групп профессиональных базовых и специальных информационно-технологических задач учителя начальной школы могут рассматриваться:
Психолого-педагогические задачи, решение которых предполагает организацию процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей конкретных учеников.
Организационно- деятельностные задачи, решение которых связано с построением образовательного процесса, направленного на достижение целей обучения в начальной школе
Коррекционно-регулирующие задачи, связанные с проектированием и использованием возрастосообразной образовательной среды младшего школьника.
Приведем примеры конкретных профессиональных базовых информационно-технологических задач учителя начальной школы:
■ Организация познавательной деятельности младших школьников на основе использования различных типов программно-педагогических средств, ориентированная на развитие личности конкретного ребенка. (Группа психолого-педагогических задач)
■ Вариативное использование программно-педагогических средств для построения обучения вокруг комплексных тем, объединяющих учебный материал ряда учебных предметов, в частности, для проведения интегрированных занятий разного уровня, продолжительности и характера, например, интегрированные уроки чтения и письма; литературного чтения и музыки; окружающего мира и математики и др (Группа организационно-деятельностных задач).
■ Организация образовательной среды на основе компьютерных средств для решения конкретной педагогической задачи (развитие учебной самостоятельности, обучение самооцениванию, взаимооцениванию, развитие творческой и поисковой активности). (Группа коррекционно-регулирующих задач)
Примерами конкретных профессиональных специальных информационно-технологических задач учителя начальной школы могут являться:
■ осуществление педагогической диагностики развития практических умений ребенка взаимодействовать с техническими устройствами и компьютерными технологиями, оценка его индивидуального опыта освоения учебного предмета. (Группа психолого-педагогических задач);
■ выбор адекватных технологий организации обучения и взаимодействия с программными средствами, ориентированных на решение как предметных задач обучения, так общих целей начального образования на уроках информатики и ИТ. (Группа организационно-деятельностных задач);
■ выбор или формирование комплексов учебно-методических материалов для организации обучения младших школьников информационным технологиям и информатике. (Группа коррекционно-регулирующих задач).
Следует обратить внимание на тот факт, что понятие «профессиональная информационно - технологическая задача» шире понятия «профессиональная задача, решаемая с использованием возможностей информационных и телекоммуникационных технологий», поскольку совокупность профессиональных информационно технологических задач включает и профессиональные задачи, не предполагающие непосредственное использование средств ИКТ самим учителем. В частности, например, задачи, связанные с организацией обучения младших школьников информационным технологиям в рамках учебного модуля «Практика работы на компьютере» учебного предмета «Технологии» в соответствии со стандартом начального общего образования; с организацией обучения с использованием компьютеров, которые учащиеся имеют дома. В то же время решение информационно-технологической задачи требует наличия знаний и умений взаимодействовать с разнообразными программными средствами, а не только со стандартными программными продуктами, осуществлять выбор программно-
го продукта, функции которого позволяют решить стоящую задачу. В частности, использование средств информационно-коммуникационных технологий при преподавании определенного предмета требует от учителя умений взаимодействовать с программными продуктами предметной направленности; осуществлять выбор программных продуктов в зависимости от целей определенного урока (этапа урока), внеурочного занятия.
Конкретизация и систематизация профессиональных информационно-технологических задач учителя начальной школы позволяет, во-первых, проектировать содержание информационно-технологической подготовки в контексте реальной профессиональной деятельности. Во-вторых, организовать процесс обучения на основе совокупности учебных моделей профессиональных информационно - технологических задач следующих видов: функциональные задачи (задания); ситуационные задачи; контекстные функциональные задачи, контекстные ситуационные задачи. Учебные профессиональные информационно-технологические задачи, как модели профессиональной педагогической реальности учителя начальной школы с учетом ее специфики могут рассматриваться в качестве учебно-методического средства обучения
Профессиональная информационно-технологическая компетентность учителя начальной школы как личностное новообразование
Способность (готовность) учителя начальной школы к реализации профессиональной информационно-технологической деятельности предполагает развитие совокупности личностных качеств. Профессиональная иформа-ционно-технологическая компетентность как личностное новообразование, в частности, включает функционально взаимосвязанные компоненты:
Мотивационно - ценностный компонент, который предполагает наличие ценностных ориентаций и мотивов выполнения информационно-технологической деятельности. Когнитивный компонент, предполагающий наличие знаний (теоретических и практических), необходимых для выполнения информационно-технологической деятельности. Рефлексивный компонент, который позволяет индивиду оценивать собственную деятельность и ее результаты, спланировать индивидуальный образовательный маршрут. Продуктивный (презентационный) компонент, предполагающий способность индивида креативно проявлять, использовать информационно-технологические знания и умения на практике.
Функциональный компонент, предполагающий способность учителя на практике проявлять способность решать профессиональные информационно-технологические задачи.
Отметим, что об уровне развития компетентности можно судить по степени проявления компетентностных знаний и умений в социальной сфере (на личностном уровне, коммуникативном (межличностном), общественном (социально-трудовом)).
Следует подчеркнуть, что результаты решения различных видов учебных профессиональных информационно-технологических задач, о которых говорилось выше, могут рассматриваться как учебный (образовательный) продукт, в котором отражаются:
■ предметные (информационно - технологические)
знания и умения;
■ метапредметные (профессиональные) знания и умения;
■ степень творчества (новизны), проявленной в процессе создания продукта;
■ субъективная значимость деятельности, связанной с созданием продукта.
Следует акцентировать внимание на характерных особенностях образовательного процесса, которые, на сегодняшний день, рассматриваются в качестве основополагающих при организации обучения, ориентированного на развитие педагогической компетентности и, следовательно, должны быть учтены при организации профессиональной информационно-технологической подготовки учителей начальной школы:
• основу содержания обучения составляют профессиональные задачи, которые придется решать учителю в процессе реальной практической деятельности;
• процесс обучения строится на основе решения учебных задач, представляющих собой модели реальных профессиональных задач и проблем;
• анализ результатов обучения предполагает оценку индивидуальной способности специалиста решать профессиональные задачи.
Другими словами, модель деятельности специалиста с учетом ее специфики должна получить отражение в модели профессиональной подготовки.
Обозначенные аспекты организации образовательного процесса, ориентированного на развитие профессиональной информационно-технологической компетентности учителя начальной школы, были учтены при разработке учебных программ для студентов, обучающихся на кафедре методики начального обучения математике и природоведению Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (учебный модуль «Информационные технологии в начальном естественно-математическом образовании», спецкурс «Информационные технологии в работе учителя начальной школы») и слушателей системы повышения квалификации Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Литература
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография под редакцией проф. Козырева В. А., проф. Родионовой Н.Ф. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
2. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Методологический семинар «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» .\ Материалы к четвертому заседанию методологического семинара. 16 ноября 2004 г. М: МО РФ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
3. Педагогика профессионального образования: Учебн. пособ. для студ. высш.пед уч. заведений. / Е.П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В. А. Сластенина. М. Издательский центр «Академия», 2004.
4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. \ Школьные технологии. №5, 2004
5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990.