завернула ее в иностранный фантик и продала ее Вовочке за 3 рубля. Счастливый Вовочка жевал жвачку до самого конца урока. Какую прибыль получила каждая из участвовавших в торговой операции девочек и сколько истратил на свою жвачку Вовочка? [2].
Задача 3. Саша Чернов сел делать домашнее задание и сидел за столом 2 часа. 20 минут он ковырял в носу и думал о мороженом. 10 минут искал в ящике стола ластик, чтобы стереть с учебника географии неприличную картинку, на рисование которой затратил перед этим 40 минут. Остальное время Саша спрягал французские глаголы. Сколько глаголов проспрягал Саша, если на каждый глагол у него ушло по 25 минут? [2].
Итак, наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной школе способствует получению первоначальной экономической грамотности и носит практическую направленность. Жизненный опыт младших школьников достаточен для восприятия элементарных экономических понятий и законов.
Специфической особенностью экономического воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Этот процесс длителен и непрерывен, а результаты отсрочены во времени, однако, включение в учебный процесс учебных заданий и текстовых задач с экономическим содержанием позволяет усвоить некоторые ключевые экономические понятия и формировать основы экономического мышления уже на начальном этапе обучения математике.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
2. Остер Г.Б. Задачник. Ненаглядное пособие по математике. М.: Спарк-М., 1993.
3. Райзберг Б.А. Математические задачи с экономическим содержанием для начальной школы. М., 1994.
4. Шикова Р.Н., Петрушенко А.Д. Использование задач с экономическим содержанием на уроках математики // Начальная школа. 1999. № 6.
5. Шмырева Г.Г., Фуртат Н.Е. Ознакомление учащихся с экономическими понятиями на уроках математики // Начальная школа. 1999. № 6.
6. Учебники по математике для начальной школы.
А.В. Тихоненко, Ю.В. Трофименко
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
В настоящий момент происходит процесс «семиотизации» общества - появление и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное «информационное поле», представляющее собой специфическое информационное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.), поскольку возможности информационных технологий являются безграничными, возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в социуме. Современное общество осознало, что будущее немыслимо без информатизации всех сфер человеческой деятельности. Поток информации, с которым ежедневно, ежечасно сталкивается человек, становится все более мощным. В последние годы объем научных знаний, по словам ученых, удваивается каждые 8 лет, поэтому дальнейшее повышение объема знаний не оправдывает себя (В.Г. Торосян). Стремительно нарастающий поток научной информации приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в учебном заведении. Отметим, что ни одно учебное заведение не в состоянии дать человеку все те знания, умения и навыки, которые ему будут необходимы в практической деятельности. Современный ученик должен:
- уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях;
- приобретать самостоятельно систему необходимых предметных знаний для решения практических задач;
- владеть навыками преодоления стереотипов мышления;
- развивать способности к адаптации в изменяющейся информационной среде;
- быть гибкой, мобильной, проявлять проницательность, толерантной, творчески инициативной, конкурентно способной личностью.
В связи с этим, приоритеты в способах и методах обучения меняются: от подачи готовых знаний, к обучению способам поиска (умению быстро и своевременно получить необходимую информацию), хранения, выбора, качественной обработки необходимой информации, и ее использования.
Формирование и развитие информационной культуры субъекта обучения определены «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» как основные задачи образования и являются главным условием радикального измерения качества образования. Современное общество поставило человека в условия жестокой профессиональной конкуренции, в рамках которой тот, кто не владеет информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в развивающемся социуме, лишается возможности прогрессивного становления профессионально-значимых качеств личности в различных областях практической деятельности.
Иначе говоря, современный специалист должен обладать фундаментальной информационной подготовкой, так как при возрастании объема научно-технической информации учебное заведение не в состоянии обеспечить субъекта обучения полным объемом знаний на всю его сознательную жизнь. Поэтому «стержнем» профессиональной компетентности является не информированность обучаемого, а умение: использовать новые информационные технологии, имеющие общественную ценность и огромное мотивационное стимулирующее значение; разрешить возникшие проблемы в разных сферах деятельности.
Образование - процесс, устремленный в будущее, поэтому управлять сложившейся информационной системой предстоит сегодняшним школьникам и, прежде всего, учащимся начальных классов. В связи с этим, основным направлением совершенствования образования начальной школы становится информатизация, точнее, формирование у младших школьников информационной компетентности, включающей грани информационной культуры и компьютерной грамотности. В данном контексте необходимо рассматривать проблему развития компетентной личности ученика и формирование у него сообразных возрасту ключевых компетенций в сфере информации, являющихся инвариантной составляющей современного конкурентноспособного члена общества. На современном этапе развития дидактики проблеме компетентности уделяется большое внимание как международными, так и российскими специалистами (В. Чинопах, Я.И. Лефстед, Г.В. Вайлер, Н.Ф. Ефремова, С.Е. Шишов, В.А Кальней, М.В. Рыжаков, А.А. Зимняя, А.В. Хуторской, И.М. Осмоловская и др.).
Одной из основных задач учителя начальных классов является задача приобщения учащихся к компьютеру, сбору им необходимой информации, способам ее поиска, хранения и использования в практической деятельности, то есть формирование информационной компетентности. Ди-дакты считают, что первый опыт альтернативного получения знаний должен быть эмоционально-положительным, доступным, увлекательным и иметь неоспоримый приоритет перед традиционными методами обучения. Этого можно достичь, если информационная составляющая урока будет носить системный, плановый, а не разовый, единичный характер включения компьютерных технологий в различные образовательные линии («Математика», «Русский язык», «Природоведение», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Экология» и др.) начальной школы.
Регулярное использование электронных учебных материалов на уроках не только способствует развитию информационной компетентности учащихся начальных классов, но и позволяет решать целый ряд психо лого-педагогических проблем.
Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, гарантируется развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории в получении знаний. Таким образом, происходят такие существенные изменения учебного процесса как:
- переориентация на развитие мышления субъекта обучения;
- развитие воображения как основного процесса познания, необходимого для качественного обучения;
- обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
- проявляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, самореализации, творчеству и др.
Например, через творческую работу учащиеся проникают в суть изучаемого явления, понятия, закона, свойства, находят новые идеи для решения конкретной задачи.
Устранение существующего разрыва между устоявшимися традициями и потребностями современного общества видится во включении в систему обучения электронных учебных разработок. В рамках традиционного урока электронные версии некоторой части учебного материала делают процесс получения знаний комплексным и эффективным и позволяют говорить о формировании предметных ключевых компетенций школьников.
Современные ученые (М.В. Алексеев, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Д.Ермаков, А.А. Зимняя, Е.О. Иванова, О.М. Карпенко, Г. Ковалева, И.М. Осмоловская, Л.Планетт, Н.Ф. Радионова, Д. Равен, В.В. Сериков, Г. Селевко, А.П. Хилькевич) определяют ключевые компетенции субъекта через:
- способность к системному мышлению; способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и непредсказуемости;
- готовность проявлять ответственность за выполняемую работу;
- способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
- готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- социальную активность, проявляющуюся в способности деятельно содействовать урегулированию межличностных и национальных конфликтов;
- практичность, то есть способность быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач;
- готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- устойчивое стремление к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию);
- творческую самореализацию;
- готовность к работе в единой информационной среде;
- понимание значения использования информационных технологий и владения ими в учебном процессе и др. [2].
Таким образом, специфика компетентностного обучения на основе электронных разработок состоит в том, что учащийся усваивает не готовую информацию, предложенную учителем, а прослеживаются условия происхождения данного знания, то есть обучить компетентности учащегося невозможно. Необходимо создавать благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников в контексте компетентностного подхода к образованию. Процесс формирования информационной компетентности а, следовательно, и культуры мышления является непрерывным в течение всей жизни человека.
Инфраструктура информационного общества дает человеку большие возможности для творческого развития в связи с доступом ко всему многообразию существующих знаний и ценностей. Однако использовать эти возможности может только человек со сформированными умениями и операциями, которые включаются в понятие информационной культуры.
Для формирования и развития ключевых компетенций в контексте информационной культуры учителю начальных классов необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, про-блемности, новизны, жизненности, практичности и т.п.
Отметим, что деятельность учащихся в процессе переработки, выбора информации должна контролироваться учителем.
Покажем как разработанная нами с помощью редактора электронных презентаций - Power Point электронная версия фрагмента урока по теме «Знакомство с числовыми выражениями» [7, 8] выполняет обучающую функцию.
В основе создания слайдов лежит содержание программы «Гармония» Н.Б. Истоминой, которая, на наш взгляд, наиболее адекватно отвечает современным требованиям внедрения компе-тентностного подхода в образовательный процесс.
Цели урока: формирование понятий: «числовое выражение», «математическое выражение»; «значение числового выражения»; «понятия «соответствия» (для решения практических задач); закрепление умения находить значение числового выражения; развивать внимание, память, трудолюбие; развивать интерес к математике посредством привития интереса к информационным технологиям.
Презентация «Знакомство с числовыми выражениями» предназначена для наглядного представления системы заданий по теме данного урока для коллективного выполнения. Она представляет собой информационное обеспечение фронтальной работы учителя с классом и состоит из 9 слайдов. Основные формы представления информации - текст, рисунки, чертежи. Работа с презентацией рассчитана на 12 минут урока.
Первый слайд. Титульный лист, на котором указываются наименование темы и класс (рис. 1).
Числовое выражение 1 класс
Рис. 1
Второй слайд. Учащимся предлагается определить, какой из рисунков соответствует выражению 4 + 3. В качестве рисунков выбраны изображения конечных множеств, элементами которых являются геометрические фигуры (рис.2).
Какой из рисунков соответствует выражению 4 + 3
Запишите выражения, соответствующие каждому из рисунков
Работая с числовыми выражениями, учащиеся опираются на количественную теорию целого неотрицательного числа, на умения соотносить множество предметов с числом, выражающим количество предметов этого множества и установления соответствия между данным числовым выражением и рисунком.
Выполнив задание, учащиеся переходят к более сложному заданию, изображенному на третьем слайде (рис. 3).
2 + 3 Какое математическое выражение соответствует каждому из рисунков: 1 + 3 3 + 2 4 + 3 4 + 5 3 + 4 4 + 2
(Тд) с® ¡) @) х (ГГ) (щ)
Рис. 3
Выполнение задания требует от учащихся проявления таких качеств, как способность видения и перенесения знакомой ситуации (слайд 2) к новой проблеме.
Для выполнения задания, учащимся необходимо установить взаимно однозначное соответствие между множеством математических (числовых) выражений и множеством рисунков, являющихся предметным отображением соответствующих числовых выражений.
На четвертом слайде требуется определить, какому рисунку соответствует приведенное числовое равенство (рис. 4) [8, 70].
Выполнение задания требует актуализации усвоенных знаний: умения привлечь ранее полученные знания для установления соответствия между предложенным рисунком и числовым выражением. Кроме того, выполняя задание, учащиеся осознают состав числа в пределах десяти на основе прибавления по частям.
Пятый слайд. Представленные на нем задания усложняются: на рисунках изображены ряды объектов конечных множеств, упорядоченных по возрастанию количество элементов, содержащихся в конкретном множестве, и ряды числовых выражений. Учащиеся должны определить соответствие между рядом предметных множеств и рядом числовых выражений (рис. 5) установив правило получения каждого следующего предметного множества и соответственно числа.
Остальные задания аналогичны предыдущим и направлены на закрепление навыков нахождения значения числового выражения, сравнения числовых выражений и установления соответствия между элементами рассматриваемых множеств и числом элементов конечного множества.
Отметим, что математическое определение числового выражения является сложным и недоступным для понимания младшими школьниками. Поэтому в соответствии с дидактическими принципами формирования понятий работа с числовыми выражениями должна строиться последовательно, от этапа к этапу, с соблюдением логики преемственности математического образования.
Использование информационных технологий помогает учителю наглядно представить необходимые дидактические единицы учебной информации, повысить интерес младших школьников к математике, содействовать накоплению учащимися опорных фактов и способов деятельности по образцу. Предложенная система знаний направлена на закрепление умений и навыков и создает условия для выполнения учебных задач на более высоком уровне самостоятельности.
Предложенная нами разработка может быть использована на уроке математики в первом классе начальной школы по любой из существующих в настоящее время программ обучения.
С целью закрепления темы «Знакомство с числовыми выражениями» нами также разработана электронная версия тренировочного задания по теме «Сравнение числовых выражений», отвечающая требованиям учебных стандартов школ России, и, которая может быть использована в процессе изучения данной темы по любой из альтернативных программ обучения начальной школы.
Тема: Сравнение чисел и числовых выражений.
Цели: обеспечение тренировочного режима с автоматическим контролем знаний для выполнения учащимися 3 класса.
Задание 1
Поставьте знаки ''<'', ''>'', ''='' так, чтобы получились верные записи:
9 м 3 дм ... 93 дм 5 дм 4 см ... 54 дм
7 дм 6 см . 76 см 38 м 3 дм . 39 м
62 см . 6 м 2 см 74 дм .8 м
Задание 2
Не вычисляя значения выражений, поставьте знак "<", ">" или ''='' так, чтобы
получились верные неравенства
7 ■ 6 ... 7 ■ 8 7 ■ 6 + 7 ... 7 ■ 8 + 7
8 ■ 7 ... 6 ■ 7 7 ■ 3 + 7 ... 7 ■ 6 — 7 7 ■ 5 + 7 + 7 ... 7 ■ 8 7 ■ 4 — 7 ... 7 ■ 4 + 7
Проверьте ваши результаты, вычислив значения выражений слева и справа
Задание 3
Не вычисляя значения выражений, поставьте знаки ''<'', ''>'' или ''='' так, чтобы получились верные записи:
6 ■ 5 .5 ■ 6 6 ■ 8 ... 7 ■ 6
5 ■ 6 ... 6 ■ 4 2 ■ 6 ... 3 ■ 6
В каждом из предложенных упражнений требуется выбрать и ''нажать'' управляющую кнопку с соответствующим знаком отношения.
Если ученик неверно выбрал знак отношения, то есть дал неверный ответ, то ему предоставляется возможность обдумать ответ, установить ошибку и исправить ее. После получения правильного ответа происходит переход к следующему слайду.
Окончание работы по каждому заданию фиксируется положительной реакцией и переходом к общему меню. Предложенные слайды соответствуют возрастным особенностям младших школьников и уровню их теоретической и практической подготовки.
Практика работы в школе показывает, что при условии дидактически продуманного применения информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные
возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, гарантируется развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории в получении знаний.
В целом, таким образом, происходит существенное изменение учебного процесса:
- переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
- обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
- проявляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, самореализации, творчеству и др.
Например, через творческую работу учащиеся проникают в суть изучаемого явления, понятия, закона, свойства, находят новые идеи для решения конкретной задачи.
Устранение существующего разрыва между устоявшимися традиционными методами и назревшими потребностями общества видится во включении в существующую систему обучения электронных учебных разработок. В рамках традиционного урока электронные версии некоторой части учебного материала делают процесс получения знаний комплексным и эффективным и позволяют говорить о формировании Клюевых компетенций школьников, заключающихся в:
- способности к системному мышлению, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и непредсказуемости;
- готовности проявлять ответственность за выполняемую работу;
- способности самостоятельно и эффективно решать возникшие проблемы в процессе практической деятельности;
- готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с одноклассниками;
- способности быстро и эффективно принимать решения, деятельно содействовать урегулированию конфликтов в решении возникших проблем;
- способности быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач;
- готовности к приобретению новых знаний и стремлению к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию);
- понимании значения использования информационных технологий и владениями ими в процессе обучения;
- способности к объективной самооценке, рефлексии и др.
Таким образом, специфика компетентностного обучения средствами информационных технологий состоит в том, что учащимися усваивается не готовое знание, предложенное учителем, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.
Таким образом, на начальной ступени образования существуют потенциальные задатки, возможности для прочного фундамента информационной компетентности младшего школьника, способствующей умению рационального использования полученной учебной информации в практической деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Рыжаков М. В. Федеральные образовательные стандарты в контексте демократических преобразований в России: Тезисы докладов Международной конференции. «Образовательные стандарты: проблемы и перспективы». М.: МЦНТП, 1995.
2. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 4.
3. ТТТТиптов С. Е., Кальней В. Л. Школа: Мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000.
4. Брыскина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальной школе // Информатика и образование. 2001. № 2.
5. Горвиц Ю.М., Заворыгина Е.В. Психолого-педагогические основы использования программно-методической системы ''КИД / Малыш'' // Информатика и образование. 1996. № 2.
6. Первин Ю.А. Информационная культура. Модуль: Класс 2. Самара-Переяславль-Залесский, 1994.
7. Математика: Учебник для 2 кл. нач. шк.: в 2 ч. / под ред. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. 2-е изд. М.: Просвещение, 2003. Ч. 1. С. 34.
8. Истомина Н. Б. Математика. 1 класс: Учеб. для четырехлетней начальной школы. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. С. 68.