Научная статья УДК 32.019.52
DOI: 10.2109/2227-9245-2023-29-3-196-204
Профессиональная идентичность молодёжи как новая парадигма развития сельских территорий (на примере аграрного вуза Кузбасса)
Елена Викторовна Матвеева
Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кемерово, Россия [email protected]
Одной из важных задач современного развития российской государственности выступает переоценка аграрной повестки страны, включение агропромышленного комплекса в число приоритетных векторов развития экономики. В этой связи представленная проблема позволяет выявить дальнейшие ориентиры в развитии аграрного сектора экономики в регионе с учётом ценностных представлений молодёжи. Цель исследования - выявление оценочных суждений молодёжи в отношении выбора своей образовательной траектории и готовности связать свою профессиональную деятельность с сельской территорией на примере аграрного вуза Кузбасса. На решение данной цели направлен ряд задач: выявить сущностные характеристики профессиональной идентичности молодёжи, провести обзор научных публикаций, связанных с изучением вопросов идентичности молодёжи и её разновидностей, провести анализ результатов фокусированных интервью среди студенческой молодёжи аграрного вуза Кузбасса, разработать практические рекомендации по внедрению полученных результатов эмпирического исследования в образовательный процесс. В настоящее время наблюдается существенная диспропорция между численностью населения в городе и селе. Однако это не снимает поставленных государством задач по интенсивному развитию агропромышленного сектора, привлечению новых инвесторов и, разумеется, созданию комфортных условий труда и проживания молодёжи как новой парадигмы в развитии сельских территорий. Результаты исследования позволили выделить две составляющие в профессиональной идентичности молодёжи: мотивационную, связанную с выбором образовательной траектории обучения в аграрной вузе; перспективную, связанную с профессиональной деятельностью с аграрным производством. Представлены практические рекомендации по совершенствованию отдельных направлений профориентационных мероприятий со школьниками и образовательного процесса в аграрной вузе Кузбасса. Действенным инструментом профессиональной идентичности молодёжи может стать совместная деятельность вуза, бизнес-сообщества аграрной направленности и органов власти по формированию положительного имиджа села среди молодёжи.
Original article
Professional Identity of Youth as a New Paradigm of Rural Development (the Case of Agricultural Institute of Kuzbass)
Elena V. Matveeva
Kuzbass State Agricultural Academy, Kemerovo, Russia [email protected]
One of the important tasks in the modern development of the Russian state is the reassessment of the country's agricultural agenda, while the agro-industrial complex is included in the priority directions of economic development. In this regard, the solving the problem discussed in the paper allows identifying further guidelines in the development of the agricultural sector in the region, taking into account the values of young people. The purpose of the study is to identify the evaluative judgments of young people regarding the choice of their educational trajectory and readiness to link their professional activities with rural areas on the example of the Kuzbass agricultural university. A number of tasks have been set to solve this aim including, firstly, to determine the essential characteristics of the professional identity of young people,
Информация о статье
Статья поступила в редакцию 01.08.2023
Одобрена после рецензирования 22.08.2023
Принята к публикации 25.08.2023
Ключевые слова:
идентичность, профессиональная идентичность, государственная политика идентичности, система мировоззрения, молодёжь, образовательная траектория профессионального развития, профессиональное сообщество, городская агломерация и сельские территории, агропромышленный комплекс, Кузбасс
Information about the article
Received 1 August, 2023
Approved after review 22 August, 2023
Accepted for publication 25 August, 2023
Keywords:
identity, professional identity, state identity policy, worldview system, youth, educational trajectory of professional development, professional community, urban agglomeration and rural areas, agro-industrial complex, Kuzbass
secondly, to review research papers related studying the identity of young people and its varieties, thirdly, to analyze the results of focused interviews among students of Agricultural Institute of Kuzbass, and finally, to develop practical recommendations for implementing the results of the empirical research into the educational process. Currently, there is a significant disproportion between the population in the city and in the countryside. However, this does not eliminate the tasks set by the state for the intensive development of the agro-industrial sector, attracting new investors and, of course, creating comfortable working and living conditions for young people as a new paradigm for the development of rural areas. The results of the study allowed us to identify two components in the professional identity of young people: motivational, related to the choice of an educational trajectory of study at an agricultural university; promising, related to professional activity with agricultural production. Practical recommendations on improving individual career guidance activities with schoolchildren and the educational process in the agricultural university of Kuzbass are presented. An effective tool for the professional self-determination of young people can be the joint activity of the University, the business community of agricultural industry and the authorities to create a positive image of the rural areas among young people.
Введение. Вопросы идентичности в последние несколько лет неизменно вошли в научный дискурс многих социально-гуманитарных наук, в том числе в политические и социологические исследования. Прежде всего, в сферу научных интересов учёных интегрированы темы, связанные с осмыслением содержания и деятельностью основных акторов, участвующими в реализации государственной политики идентичности [1; 3]. В качестве самостоятельного актора политики идентичности следует рассматривать и современную российскую молодёжь, мировоззрение которой формируется под воздействием огромного количества факторов, в частности, непосредственно самой государственной политики в сфере образования, культуры, здравоохранения, и, безусловно, программ по развитию сельского хозяйства и прочее, образования, получаемого молодыми людьми (среднеспециального и / или высшего), степенью включённости или, наоборот, дистанцирования в своей профессиональной деятельности от профессионального сообщества, которое оказывает воздействие на индивида с момента получения образования и в последующий период профессионального роста. Как мы видим, процесс профессиональной идентичности молодёжи достаточно сложный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, результативность которого может проявляться не всегда сразу, например, к моменту получения диплома об образовании. Однако категория идентичности значима для автора, т. к. позволяет вносить определённые коррективы в процессе получения образования по аграрным специальностям молодыми людьми и в рамках дальнейшей работы по полученной специальности. Поэтому в рамках данной статьи внимание
уделяется профессиональной идентичности молодёжи в процессе получения образования в одном из аграрных вузов страны - Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии и готовности продолжить профессиональный рост в сельских территориях Кемеровской области - Кузбасса.
Актуальность выбранной проблемы обусловлена перезагрузкой политического курса государства по развитию агропромышленного комплекса (АПК). Глобальные риски и кризисы, внешнее давление западных стран в виде санкционной политики способствовали переоценке текущей политики государства, в т. ч. в сельских территориях. В своём последнем ежегодном Послании Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. Президент РФ В. Путин отметил в качестве одной из приоритетных задач в области экономики развитие сельского хозяйства и обратил внимание политиков, экспертов и общества на высокие темпы роста в отрасли по итогам прошлого и текущего года. Как отметил В. Путин в своем Послании: «Российские аграрии собрали рекордный урожай: свыше 150 миллионов тонн зерна, в том числе более 100 миллионов тонн пшеницы. До конца сельскохозяйственного года, то есть до 30 июня 2023-го, мы сможем довести общий объем экспорта зерна до 5 560 миллионов тонн. Мы ... постоянно говорили о необходимости изменения структуры нашей экономики за последние годы, а сейчас эти изменения - это жизненная необходимость. Стратегическая задача - вывести нашу экономику на новые рубежи»1.
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 «Послание Президента Федеральному Собранию». - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_440178 (дата обращения: 30.07.2023). -Текст: электронный.
Сложно не согласиться с мнением Е. В. Морозовой, которая отмечает, что развитие сельских территорий попросту «невозможно осуществлять без грамотного стратегического планирования развития сельских территорий» [8, с. 359]. В этом отношении большая роль в развитии села отводится, помимо отмеченной ранее политики государства, совместной работе органов региональной власти, системе образования и бизнес-сообществу. В то же самое время при всей остроте и значимости переосмысления в последние годы вопросов, связанных с идентичностью, в целом, и её проявлений в разноаспектном выражении, например, в профессиональной идентичности молодёжи, сельской идентичности молодёжи, гражданской идентичности молодёжи и другое, в общественном сознании политиков и населения по-прежнему восприятие села носит весьма специфический, традиционно-патриархальный характер (восприятие села через семантические понятия «колхоз», «навоз», «лапти» и пр.), что существенным образом затормаживает привлекательность села и сельских территорий для молодого поколения.
В определённой мере подтверждением тезиса являются данные Федеральной службы государственной статистики (Кемерово-стат), которые показывают отсутствие, как положительной, так и отрицательной динамики в распределении населения среди городской агломерации и сельской местности на примере Кузбасса. Согласно данным статистики, наблюдается существенное перераспределение населения между городом и селом в Кузбассе при незначительно тенденции к сокращению населения в регионе. На 1 января 2022 г. городское население составило 86,6 %, сельское - 13,4 % (на начало 2023 г. данные остались на том же уровне). При этом убыль населения составила около 1 % (23 775 чел.)1.
Отметим, что происходящие в стране изменения в государственной политике, оказывающие воздействие на региональные системы образования и различные сферы общества, способны вывести АПК на качественно новый уровень развития. Именно эти аспекты
1 Федеральная служба государственной статистики. Население. Основные показатели. Численность населения Кемеровской области - Кузбасса на начало года. 23.06.2023. - URL: https://42.rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/Численность%20населения%20Кемеров-ской%20области%20-%20Кузбасса%20на%20нача-ло%20года(4)^ (дата обращения: 30.07.2023). - Текст: электронный.
рассматриваются в представленной статье на примере профессиональной идентичности молодёжи в контексте восприятия высшего образования по аграрным специальностям и готовности связать свою профессиональную деятельность с аграрным производством в селе на примере аграрного вуза Кузбасса -ФГБУ ВО «Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия». В этой связи в качестве объекта исследования выступила студенческая молодёжь как социальная и профессионально ориентированная группа общества. Предмет исследования - система мировоззрения молодёжи как индикатор по выявлению профессиональной идентичности молодых людей на примере аграрного вуза Кузбасса.
Цель исследования - выявление оценочных суждений молодёжи аграрного вуза Кузбасса в отношении выбора своей образовательной траектории и готовности связать свою профессиональную деятельность с сельской территорией.
В связи с целью поставлены следующие задачи и исследования:
- выявить сущностные характеристики профессиональной идентичности молодежи;
- провести обзор научных публикаций, связанных с изучением вопросов идентичности молодежи и её разновидностей - профессиональная идентичность, сельская идентичность, сельская идентичность и т. д.;
- провести анализ результатов фокусированных интервью среди студенческой молодёжи аграрного вуза Кузбасса;
- разработать практические рекомендации по внедрению полученных результатов эмпирического исследования в образовательный процесс аграрного вуза Кузбасса.
Методологическую основу исследования составил комплекс методов и подходов, среди которых отметим общенаучные методы (метод системного анализа, метод синтеза, индукции и дедукции) и методологические подходы (системный, сравнительный, аксиологический). Среди специальных методов исследования задействован качественный метод социологических исследований - фокусированные интервью. Сочетание аксиологического подхода и метода фокус-групп позволило выявить наиболее типичные ценностные ориентиры молодёжи, значимые, как в период обучения, так и в профессиональной деятельности в тесной взаимосвязи с развитием сельских территорий.
В настоящее время понятия «идентичность» и «профессиональная идентичность» имеют разные интерпретации с учётом конкретной отрасли научного знания, в рамках которой проводится исследование. Авторская позиция опирается на разработки, предложенные Л. Б. Шнейдером, который отмечал, что профессиональная идентичность «... проявляется в осознании себя с представителями определённого профессионального сообщества, определенная степень отождествления - дифференциации себя с «Делом» и «Другими» [Цит. по: 14, с. 49]. В качестве определения идентичности сошлемся на мнение З. А. Жаде, которая акцентирует внимание на политико-правовые аспекты данного понятия. Идентичность следует «связывать с деятельностью государства и его институтов по поддержанию общих ценностных оснований принадлежности к политическому сообществу и общих ориентиров его развития, общих представлений о «нас» как нации, стране, государстве, регионе, территории» [Цит. по: 2, с. 14].
При этом среди ученых тематика идентичности, как мы отмечали ранее, имеет достаточно разновекторный характер. Прежде всего, отметим работы российских учёных, в которых делается попытка показать в контексте происходящих современных процессов сущность идентичности через призму философского, социологического, правового, исторического и политического научных подходов в исторической ретроспективе (К. Н. Павлова, Л. А. Фадеева и др.) [9; 15].
Появляется достаточно много исследований, в которых авторы рассматривают тематику патриотизма и гражданской идентичности молодежи в регионах (Е. В. Матвеева, М. Ю. Мартынов, Е. В. Паничкина, В. С. Пур-това и др.) [4; 5], проводиться анализ молодежного активизма как основа доверия к власти [13].
Отдельное направление связано с проведением исследований по вопросам сельской и территориальной идентичности, развитию сельских территорий. Данные исследования рассматривают концепты сельской и территориальной идентичности, внешние и внутренние факторы, воздействующие на сельские территории [6; 7], проводится анализ сетевых взаимодействий стейкхолдеров по поводу разработки стратегий и программ местного развития [10-12].
Однако при всём многообразии затрагиваемых вопросов опубликовано лишь незначительное количество работ, в которых ста-
вится задача проведения междисциплинарного анализа в изучении различных факторов, оказывающих воздействие на профессиональную идентичность молодого поколения, выявлении мотивирующих причин, влияющих на осознанный выбор молодёжи своей профессиональной карьеры, связанный, в частности, с сельской территорией.
В мае 2023 г. в рамках научно-исследовательской работы лаборатории «Политические технологии, медиакомуникации и связи с общественностью» Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии (далее - Кузбасская ГСХА) проведено исследование по выявлению настроений студенческой молодёжи академии в рамках двух блоков вопросов: 1) мотивация молодёжи при поступлении в вуз, совпадение ожиданий от вуза при поступлении и в период обучения; 2) оценка студентами перспектив развития сельских территорий и место села в личной траектории профессионального развития.
Выборочная совокупность фокусированных интервью составила 30 респондентов, опрошенных в ходе четырёх фокусированных интервью, проведённых среди студентов-бакалавров 1-2 курсов Кузбасской ГСХА, проживающих на территории Кузбасса, как в городских муниципальных образованиях, так и в сельских. Респонденты отобраны в соответствии с половозрастным, образовательным составом, местом проживания. Выборка исследования - стихийная, вид исследования - аналитический.
Сразу отметим, что включённые в гайд в первый блок вопросы, связанные с оценкой проведения приемной компанией в период их поступления в академию и ожидания от образовательного процесса уже в период обучения, представляли для нас интерес, прежде всего, с позиции выявления мотивирующих факторов в выборе вуза, т. к. в конечном итоге именно осознанный выбор вуза, как мы полагаем, играет не последнюю роль в дальнейшей профессиональной самоидентификации и оказывает влияние на идентичность молодежи.
На вопрос «Какие причины повлияли на Ваше поступление в Кузбасскую ГСХА и принимали ли Вы участие в профориентацион-ных мероприятиях, организованных вузом?» ответы респондентов распределились следующим образом (причины перечислены в зависимости от степени периодичности упоминания в ответах респондентов от более частой к менее): рекомендация родителей/
знакомых; продолжил(а) обучение после аграрного техникума; низкие баллы ЕГЭ по математике; реклама вуза в социальных сетях и на официальном сайте; профориента-ционные мероприятия со школьниками. Среди ответов достаточно часто респонденты отмечали доверие к вузу в силу получения в нём образования родителями или знакомыми. Многие из респондентов делали выбор в силу знания специфики обучения в вузе и реализуемых программах после получения СПО. При этом исследование показало, что среди студентов невысок процент предста-
вителей молодёжи, которые принимали участие в профориентационных мероприятиях, будучи школьниками, однако уже в период студенчества участвовали в такой деятельности.
Отдельный вопрос первого блока был посвящен выявлению настроений молодежи в вопросе совпадения ожиданий и реальности от обучения в академии. На вопрос «Что привлекло лично Вас в вуз в период поступления и что, интересно сейчас, обучаясь в вузе? В целом Ваши ожидания совпали?» получены следующие ответы (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Ожидания и оценка реального положения / Expectations and assessment of the real situation
Первое ожидание - что будет дальше. Страшно было. Дальше, обучаясь в вузе, понравился учебный процесс. И чем дальше - становилось ещё более интересно. Стеснялся преподавателей поначалу. Потом понял, что все адекватные люди / The first expectation is what will happen next. It was scary. Then, while studying at the university, I liked the learning process. And the further it went, it became even more interesting. I was shy of teachers at first. Then I realized that all adequate people
Мне тоже все нравится. Ожиданий никаких не было. Интересно, потому что всегда увлекалась биологией, а здесь её много. Обучаюсь на направлении «Агрономия». Мне больше нравится учебный процесс. Принимаю участие в волонтерстве, начиная со школы. Участвую в работе волонтерской организации «Рука помощи». Формат волонтёрских мероприятий практически не изменился, но сами они более обширные / I also like everything. There were no expectations. It's interesting, because I've always been interested in biology, and there's a lot of it here. I am studying in the direction of «Agronomy». I like the learning process more. I have been taking part in volunteering since school. I participate in the work of the volunteer organization «Helping Hand». The format of volunteer events has not changed much, but they themselves are more extensive
Если честно, не сильно хотела поступать в вуз. Думала, что здесь не интересно. Это же сельхоз. Я не люблю ни деревни, ни села. Я городская из Прокопьевска. Но когда пришла увидела, что здесь всё аккуратно и красиво / To be honest, I didn't really want to go to university. I thought it wasn't interesting here. This is an agricultural farm. I don't like villages or villages. I'm a city girl from Prokopyevsk. But when I came, I saw that everything was neat and beautiful here
Всё устраивает. Единственное на механике хотелось бы что-то в руках покрутить, подержать / Everything suits. The only thing on mechanics I would like to twist something in my hands, squeeze
Ожидания оправданы. Здесь очень много возможностей. Мне всё нравится / Expectations are justified. There are a lot of possibilities here. I like everything
Мотивации не было. Я не разбираюсь в технике. Но было большое давление со стороны знакомых, родителей, и поэтому пошёл учиться. Мне больше нравится художественное творчество / There was no motivation. I don't understand technology. But, there was a lot of pressure from friends, parents, and so I went to study. I like artistic creativity more
Ожиданий никаких не строил, чтобы не разочаровываться. Удивило, что у нас вуз предпринимательского типа, и у нас много мероприятий, проектов, направленных на развитие предпринимательства. Меня это очень удивило, что в Кемерово больше нигде такого нет. Не понравилось, что на первом курсе было много сельскохозяйственных предметов (растениеводство, животноводство), а у нас экономическая направленность / I didn't have any expectations so as not to be disappointed. I was surprised that we have a university of a pre-host type and we have many events and projects aimed at the development of entrepreneurship. I was very surprised that there is no such thing anywhere else in Kemerovo. I didn't like that in the first year there were a lot of agricultural subjects (plant growing, animal husbandry), and we have an economic orientation
Всё устраивает. Мне сравнивать не с чем / Everything suits. I have nothing to compare with
Ожидания были намного хуже, думала, что приду и переведусь после первого семестра в другой вуз. Но потом поняла, что здесь всё нравится, что буду учиться только в академии / Expectations were much worse, I thought that I would come and transfer to another university after the first semester. But then I realized that I like everything here, that I will study only at the academy
Ожидания респондентов от поступления в вуз и в период обучения в вузе / Respondents' expectations of admission to the university and during the period of study at the university
Представленные ответы показывают, что чаще всего у абитуриентов не было конкретных ожиданий от вуза и, как отмечали отдельные респонденты, нет опыта «с чем сравнивать». Однако уже будучи студентами открыли для себя различные возможности для самореализации - в учебе, волонтерстве, творчестве, спорте и пр. Студенты отмечали в качестве существенного отличия академии от других вузов - это выбранный вектор развития (вуз предпринимательского типа), что отличает специфику наполнения, как учебного процесса, так и воспитательной работы со
Представленные ответы показывают, что помимо программы по поддержке сельских учителей респонденты затруднились назвать какие-то другие программы по поддержки молодёжи в селе. Достаточно косвенное отношение к отмеченным программам имеет целевое обучение, и еще более опосредованный характер направление «Агротуризм». Сравнивать и давать оценку реализуемым программам оказалось попросту невозможно в силу недостатка информации у респондентов.
Ответы респондентов на вопрос «Почему молодёжь не хочет возвращаться в село?» позволили выявить несколько факто-
студентами в рамках общественно-просветительских и патриотических мероприятий.
В рамках второго блока вопросов перед респондентами ставилась задача выразить степень осведомлённости о мерах поддержки села, показать свою информированность о реализуемых в академии программах, связанных с аграрным сектором и о программах, направленных на социальную поддержку молодежи на селе. Полученные ответы в целом показали, что респонденты весьма незначительно информированы о реализуемых программах (табл. 2).
ров, которые могли бы представлять собой в перспективе мотивационные механизмы по привлечению молодежи к проживанию и осуществлению профессиональной деятельности в селе. Ответы расклассифицированы на несколько групп, каждая из которых фактически дополняет остальные и делает достаточно привлекательными перспективы проживания в сельской территории. К их числу респондентами были отнесены: заработная плата; подъемные при переезде и устройстве на работу, связанную с аграрной сферой; развитие инфраструктуры (досуг, развлечения, потребительские услуги); повышение каче-
Таблица 2 / Table 2
Осведомлённость респондентов о программах по развитию села / Awareness of respondents
about the rural development program
Слышал о программе «Сельский учитель», которая включает материальное стимулирование и предоставление жилья. Сейчас деревня с полями связана - это сушилки, сеялки, веялки. Люди там работают и хоть какая-то прибыль есть. И ещё магазины. Деньги заработать негде. Хорошо, если школа есть. Многое сейчас в сельском хозяйстве потеряно. Сейчас люди на деньги ведутся и то, и то это временно. Чаще всего работают вахтовым методом / I have heard about the "Rural Teacher" program, which includes financial incentives and the provision of housing. Now the village is connected with the fields - these are dryers, seeders, winnowers. People work there and there is at least some profit. And more shops. There is nowhere to get money. It's good if there is a school. Much has been lost in agriculture now. At this hour, people are spending money on both, and this is temporary. Most often they work in shifts
Сегодня популярно такое направление как «Агротуризм». Это затрагивает не только загородные комплексы отдыха, но и интересные места вокруг сёл, деревень. Маршруты по ним выстраиваются / Today, such a direction as "Agroto-urism" is popular. This affects not only suburban recreation complexes, but also interesting places around villages, villages. Routes are built along them
Про проекты не знаю. А как привлечь - это деньгами, высокими зарплатами, но это на первое время. Потом уже никакие деньги не помогут / I don't know about the projects. And how to attract is by money, high salaries, but this is for the first time. Then no money will help
Сейчас просто людей не хватает. Молодёжь не хочет идти работать, даже при условии высоких зарплат / There just aren't enough people right now. Young people do not want to go to work, even with high salaries
Я не знаю / I don't know
Не слышал / I haven't heard
Слышала только про поддержку сельских учителей / I've only heard about the support of rural teachers
Знаю о целевом обучении, когда, завершая обучение в вузе, выпускник едет на село / I know about targeted training when, after completing his studies at the university, a graduate goes to the village
Я никогда ничего подобного не слышала. Возможно, потому что этим не интересовалась / I've never heard anything like it. Perhaps, because I wasn't interested in it
ства связи, водоснабжения, отопления; престижность организации и профессиональный рост.
Завершающий вопрос фокус-групп был направлен на выявление готовности конкрет-
ного респондента либо вернуться в место своего проживания (в данном случае это может быть небольшой город, поселок, деревня), либо сменить место проживания с города на село (табл. 3).
Таблица 3 / Table 3
Ответы респондентов на вопрос «Готовы лично Вы вернуться в село?» / Respondents' answers to the question «Are you personally ready to return to the village?»
Если в моем населённом пункте будет возможность карьерного роста, если я смогу смело смотреть в завтрашний день, я будут сыт и сыта моя семья, у меня будет стабильная зарплата и т. д., то можно и вернуться. Этого хотят все / If there is an opportunity for career growth in my locality, if I can safely look into tomorrow, I will be fed and my family will be fed, I will have a stable salary, etc., then you can come back. Everyone wants it
Я не против пойти работать в село. Поступил на обучение на «Агроинженерию» в силу востребованности профессии / I don't mind going to work in the village. I'm enrolled in training in «Agroengineering» due to the demand for the profession
Все будет зависеть от условий проживания. Если работать в селе, то отдаленно. Приехать, посмотреть и вернуться в город / Everything will depend on the living conditions. If you work in the village, then remotely. Come, see, and return to the city
Не поеду. У меня есть уже работа в городе / I'm not going. I've already got a job in the city
Людей всегда интересовали деньги. Например, средняя зарплата механика в Кемерово 70 тыс. р., но молодому человеку допустим предлагают в селе 120 тыс. р. Он может согласиться и ездить в село на работу, но жить будет в Кемерово. Просто условия труда могут быть разными, а где жить - это выбор каждого. Работать проблем нет, если это рядом до 100 км / People have always been interested in money. For example, the average salary of a mechanic in Kemerovo is 70 thousand rubles, but for example, a young man is offered 120 thousand rubles in a village. He can agree and go to the village to work, but he will live in Kemerovo. It's just that working conditions can be different, and where to live is everyone's choice. There are no problems working if it is close to 100 km
Я бы поехала работать, но жила все же в городе / I would have gone to work, but I still wanted to live in the city Я не поеду. Мне в городе хорошо / I'm not going. I feel good in the city Я не против вернуться в село / I don't mind going back to the village
Полученные ответы можно разделить на две группы: 1) респонденты, кто хотел бы переехать в село, если условия проживания будут соответствовать жизненным потребностям человека и его семьи; 2) респонденты, готовые работать в селе за высокий уровень заработной платы, но при этом жить в городе.
Выводы. По результатам фокусированных интервью можно сформулировать практические рекомендации для последующего внедрения в образовательный процесс и использования в работе органов региональной власти. Относительно первого блока вопросов, связанных, в целом, с привлекательностью вуза для абитуриентов, то следует отметить следующие моменты. Необходимо продолжить профориентационную работу со школьниками в рамках различных мероприятий агропромышленной направленности, уделять отдельное внимание освещению в социальных сетях не только формам реализации учебного процесса, но и практической подготовке студентов и реализации успешных практик трудоустройства выпускников, делая акценты в сторону отличий Кузбасской ГСХА от других высших образовательных учрежде-
ний региона и страны, рассказывать абитуриентам и студентам о возможностях получения дополнительного образования в рамках программ дополнительного образования.
В свою очередь второй блок вопросов, имеющий отношение к мотивации среди молодёжи возможностей сельских территорий, то в этом плане необходимо обратить внимание, во-первых, на значимость для молодых людей мотивационных факторов, которые могут представлять интерес при трудоустройстве выпускников аграрного вуза в селе (заработная плата, подъёмные при переезде и устройстве на работу, связанную с аграрной сферой и т. д.). Во-вторых, в учебном процессе определить гуманитарную дисциплину, в рамках которой через отдельные темы формировать у студентов знания и умения об использовании возможностей программ по поддержке молодёжи в селе. В-третьих, использовать собственные ресурсы, ресурсы бизнес-сообщества аграрной направленности и органов региональной власти (например, страницы в соцсетях губернатора Кузбасса) по формированию положительного имиджа села среди молодёжи. Как отмеча-
ли многие студенты, очень сложно сегодня мотивировать молодёжь переехать в село и связать с ним свою профессиональную деятельность. Только уверенность молодёжи в завтрашнем дне и достойный уровень жизни
Список литературы_
могут способствовать изменению ситуации. Необходимо комплексная совместная работа вуза и администрации региона по решению данной задачи как новая парадигма развития сельских территорий.
1. Баранов Н. А., Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А. Гражданская идентичность россиян: современный политический концепт: монография. Ярославль: ЯГПУ, 2022. 179 с.
2. Жаде З. А. Политика идентичности в региональном измерении: кейс Республики Адыгея // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 8. С. 13-18.
3. Идентичность: личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / отв. ред. И. С. Се-мененко. М.: Весь мир, 2017. 992 с.
4. Мартынов М. Ю., Пуртова В. С. Ценности патриотизма и формирование гражданской идентичности (по материалам социологического опроса в Югре) // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2019. Т. 3, № 1. С. 14-19.
5. Матвеева Е. В., Алагоз А. В., Паничкина Е. В., Асхакова А. П. Феномен культуры в системе представлений студенческой молодежи Кузбасса (на материалах фокусированных интервью) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 129-138.
6. Мирошниченко И. В. Строительство местных сообществ как компонент политики развития сельских территорий // Траектории политического развития России: институты, проекты, акторы: материалы всероссийской научной конференции РАПН с международным участием. М.: МПГУ, 2019. С. 252-257.
7. Морозова Е. В., Мирошниченко И. В., Семененко И. С. Развитие сельских местных сообществ: потенциал политики идентичности // Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 56-77.
8. Морозова Е. В. Сельская идентичность: политический ракурс // Политика развития, государство и мировой порядок: материалы VIII Всерос. конгресса политологов / под ред. О. В. Гаман-Голутвиной, Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. М.: Аспект Пресс, 2018. 359 с.
9. Павлова К. Н. Идентичность студенческой молодежи: методологический аспект // Аспирант. 2022. Т. 16, № 1. С. 65-70.
10. Плотичкина Н. В. Сельская идентичность как «идентичность с местом» // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2019. № 34. С. 34-38.
11. Плотичкина Н. В. Территориальная идентичность как ресурс политики сельского развития // Среднерусский вестник общественных наук. 2020. Т. 15, № 3. С. 227-243.
12. Ракачев В. Н., Морозова Е. В. Высшее образование как ресурс политики развития региона: пример Краснодарского края // Вестник Российского университета дружбы народов. 2022. Т. 24, № 4. С. 827-855.
13. Федотова В. А. Идентичность как детерминанта доверия к власти и политической активности на примере российской молодежи // Вопросы политологии. 2022. Т. 12, № 1. С. 47-55.
14. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: МПСИ, 2007. 128 с.
15. Fadeeva L. A. Identity in the political constructions of modernity: editorial introduction // Journal of Political Science. 2021. Vol. 23, no. 4. С. 521-524.
References_
1. Baranov N. A., Bugaychuk T. V., Koryakovtseva O. A. Civil identity of Russians: a modern political concept: monograph. Yaroslavl: YuGPU, 2022. (In Rus.).
2. Zhade Z. A. Identity politics in the regional dimension: the case of the Republic of Adygea. Society: politics, economics, law, no. 8, pp. 13-18, 2022. (In Rus.).
3. Identity: personality, society, politics. Encyclopedic edition / otv. ed. I. S. Semenenko. Moscow: Whole world, 2017. (In Rus.).
4. Martynov M. Yu., Purtova V. S. Values of patriotism and the formation of civil identity (based on sociological survey in Yugra). Bulletin of the Udmurt University. Sociology. Political science. International relationships, vol. 3, no. 1, pp. 14-19, 2019. (In Rus.).
5. Matveeva E. V., Alagoz A. V., Panichkina E. V., Askhakova A. P. The phenomenon of culture in the system of representations of student youth of Kuzbass (on materials of focused interviews). Bulletin of the Transbaikal State University, vol. 29, no. 1, pp. 129-138, 2023. (In Rus.).
6. Miroshnichenko I. V. Construction of local communities as a component of rural development policy. Trajectories of political development of Russia: institutions, projects, actors: materials of the All-Russian scientific conference of RAPS with international participation. Moscow: MPGU, 2019. (In Rus.).
7. Morozova E. V., Miroshnichenko I. V., Semenenko I. S. Development of rural local communities: the potential of identity politics. Polis. Political studies, no. 3, pp. 56-77, 2020. (In Rus.).
8. Morozova E. V. Rural Identity: Political Perspective. Development Policy, State and World Order: proceedings of the VIII All-Russian Congress of Political Scientists; ed. O. V. Gaman-Golutvina, L. V. Smorgunova, L. N. Timofeeva. Moscow, Aspect Press, 2018. (In Rus.).
9. Pavlova K. N. Identity of student youth: methodological aspect. Postgraduate student. Supplement to the journal Bulletin of the Transbaikal State University, vol. 16, no. 1, pp. 65-70, 2022. (In Rus.).
10. Plotichkina N. V. Rural identity as «identity with a place». Collections of conferences of the National Research Center Sociosphere, no. 34, pp. 34-38, 2019. (In Rus.).
11. Plotichkina N. V. Territorial identity as a resource for the policy of rural development. Central Russian Bulletin of Social Sciences, vol. 15, no. 3, pp. 227-243, 2020. (In Rus.).
12. Rakachev V. N., Morozova E. V. Higher education as a resource for regional development policy: an example of the Krasnodar Territory. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Political science, vol. 24, no. 4, pp. 827-855, 2022. (In Rus.).
13. Fedotova V. A. Identity as a determinant of trust in power and political activity on the example of Russian youth. Questions of Political Science, vol. 12, no. 1, pp. 47-55, 2022. (In Rus.).
14. Shneider L. B. Personal, gender and professional identity: theory and diagnostic methods. Moscow: MPSI, 2007. (In Rus.).
15. Fadeeva L. A. Identity in the political constructions of modernity: editorial intro-duction. Journal of Political Science, vol. 23, no. 4, pp. 521-524, 2021. (In Eng.).
Информация об авторе_
Матвеева Елена Викторовна, д-р полит. наук, доцент, заведующая лабораторией «Политические коммуникации, медиатехнологии и связи с общественностью», Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, г Кемерово, Россия; [email protected]. Область научных интересов: региональный политический процесс, молодежная политика, сельские территории, агропромышленный комплекс.
Information about the author
Matveeva Elena V., doctor of political sciences, associate professor, head of the Political communications, Media technologies and public relations laboratory, Kuzbass State Agricultural Academy, Kemerovo, Russia; [email protected]. Research interests: regional political process, youth policy, rural territories, agro-industrial complex.
Для цитирования_
Матвеева Е. В. Профессиональная идентичность молодёжи как новая парадигма развития сельских территорий (на примере аграрного вуза Кузбасса) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 29, № 3. С. 196-204. DOI: 10.2109/2227-9245-2023-29-3-196-204.
For citation
Matveeva E. V. Professional identity of youth as a new paradigm of rural development (the case of agricultural institute of Kuzbass) // Transbaikal State University Journal. 2023. Vol. 29, no. 3. P. 196-204. DOI: 10.2109/2227-9245-2023-29-3-196-204.