политология
POLITICAL SCIENCE
Научная статья УДК 316.3
DOI: 10.21209/2227-9245-2023-29-1-129-138
Феномен культуры в системе ценностных представлений студенческой молодежи Кузбасса (на материалах фокусированных интервью)
Елена Викторовна Матвеева1, Алиса Владимировна Алагоз2, Елена Васильевна Паничкина3, Аминат Пиляловна Асхакова4
1 Высшая аграрная школа, Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кемерово, Россия,
2Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кемерово, Россия, 34Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, Россия 1 [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
Информация о статье
Поступила в редакцию 28.10.2022
Одобрена после рецензирования 08.02.2023
Принята к публикации 11.02.2023
Ключевые слова:
феномен культуры, политическая культура, студенческая молодежь, система ценностей и идеалов, общественные настроения, молодежная культура как часть общей культуры, патриотическое воспитание,
государственная политика, регион, Кузбасс
В качестве предмета исследования статьи рассматриваются основные приоритеты в системе ценностей и идеалов, характерные для мировоззрения студенческой молодежи вузов Кузбасса. Цель проведенного исследования состояла в проведении сравнительного анализа культурных ценностей молодежи на примере студенчества вузов Кузбасса. Методологическую основу статьи составили нормативно-ценностный, системный и сравнительный подходы. С помощью нормативно-ценностного подхода проводилась оценка мировоззрения молодежи как некого общественного идеала. Системный подход позволил провести взаимосвязь между мировоззрением молодежи на вопросы культуры и современными процессами воспитания патриотической личности. Эмпирической основой исследования выступили результаты проведенных в апреле-мае 2022 г. фокусированных интервью среди студентов двух региональных вузов Кузбасса. Проведённый обзор исследований по данной проблеме показал, что при всей значимости вопросов воздействия культуры на систему патриотического воспитания молодёжи исследования затрагивают лишь отдельные аспекты данной тематики. Уделяется внимание таким вопросам, как нормативно-правовая практика применения в российской науке понятий культура, культурная политика и государственная культурная политика, влияние государственных программ и мероприятий патриотической направленности на мировоззрение молодёжи, вопросы формирования молодёжной политической культуры. В рамках исследования выявлено, что студенты творческих специальностей склонны оценивать феномен культуры как совокупность материальных и духовных благ людей, традиций, идей и т. д. При этом молодёжная культура чаще всего связывается с протест-ным поведением. Студенты гуманитарных направлений подготовки проявляют интерес не в целом к культуре, а к молодёжной культуре, оценивая её как общественно-политический феномен. Вопросы, связанные с выявлением системы ценностей и идей показывают в целом сходство позиций двух вузов. Студенты отмечают такие ценности, как индивидуализм, свобода самовыражения и саморазвития, свобода в творчестве. Отмечено, что для предотвращения радикализации студенческой молодёжи необходимо проводить комплексные мониторинги студентов вузов Кузбасса.
The Phenomenon of Culture in the Value System of Kuzbass University Students
(Based on Focus Group Interviews)
Elena V. Matveeva1, Alisa V. Alagoz2, Elena V. Panichkina3, Aminat P. Askhakova4
1Higher Agricultural School, Kuzbass State Agricultural Academy, Kemerovo, Russia, 2Kuzbass State Agricultural Academy, Kemerovo, Russia, 3 4 Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia 1 [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
Information about the article
Received October 28, 2022
Approved after reviewing February 8, 2023
Accepted for publication February 11, 2023
Keywords:
cultural phenomenon, political culture; student youth, system of values and ideals, public sentiment, youth culture as part of the general culture, patriotic education, state policy, region, Kuzbass
The subject matter of the research presented in the article is the key priorities in the system of values and ideals characteristic of the worldview of the Kuzbass university students. The purpose of the research is to conduct a comparative analysis of the youth's value system based on the case of university students in Kuzbass. The research methodology includes the axiological-normative, systemic and comparative approaches. The axiological-normative approach is enabled evaluating the worldview of young people as a kind of social ideal. A systemic approach has made it possible to draw a relationship between the worldview of young people on cultural issues and contemporary processes of educating a patriotic personality. The empirical basis of the study has been formed by the results of focus group interviews conducted in April-May 2022 among students of two regional universities in Kuzbass. The literature review on this issue showed that, for all the importance of the culture aspect for patriotic education of young people, the studies cover only certain aspects of this topic. Attention is paid to such issues as the normative and regulatory practice of applying the concepts of culture, cultural policy and state cultural policy in Russian science, the impact of state programmes and patriotic-focused events on the worldview of young people and the formation of youth's political culture. The authors have found that students of programmes focused on creativity studies and arts tend to perceive the phenomenon of culture as a combination of material and spiritual benefits of people, traditions, ideas, etc. At the same time, youth culture is most often associated with protest behavior. Students of humanities do not show interest in culture in general, but in youth culture, perceiving it as a socio-political phenomenon. Issues related to the identification of a system of values and ideas reveal general similarity of the positions of the two universities. Students note such values as individualism, freedom of self-expression and self-development, freedom in creativity. It is noted that in order to prevent the radicalization of student youth, it is necessary to conduct comprehensive monitoring of Kuzbass university students.
Введение. В условиях актуализации значимости в нашей стране вопросов патриотического воспитания молодёжи, а также последовавших вслед за этим изменений в системе государственной социальной политики, затрагивающей проблемы в образования, культуре, демографии и прочее, возникает потребность в осмыслении ценностных установок, свойственных молодому поколению в региональном измерении. В тоже самое время нельзя забывать и том, что актуализация вопросов воспитательной направленности молодого поколения с акцентом на патриотический компонент требует учёта как минимум двух составляющих. С одной стороны, необходимо принимать во внимание фактор «отложенного результата во времени», т. е. учитывать длительность процесса первоначального планирования на «местах», а затем проведения и получения конкретных результатов по текущей повестке воспитательной
политики в рамках концепции патриотизма. Кроме того, нельзя списывать фактор фактически бессистемной и непоследовательной политики государства на протяжении последних трёх десятилетий в вопросах патриотического воспитания школьников и студенческой молодёжи. Проведение отдельных региональных исследований фактически оставалось лишь частным аспектом глобальной проблемы обесценивания традиционных российских ценностей среди разных групп общества и, в первую очередь, среди молодёжи. С другой стороны, необходимо учитывать, как было отмечено ранее, сформированную на текущий момент времени среди молодых людей шкалу ценностей и координат по отношению к месту своего проживания, системе российского образования, реальным возможностям в выборе своей профессиональной деятельности, наконец, оценку молодыми людьми, принимающими
на государственном уровне ключевые политические решения (например, о необходимости проведения частичной мобилизации населения или в целом целесообразности специальной военной операции на Украине), затрагивающие интересы каждого человека, являющегося гражданином нашей страны. В этой связи фактор культуры выступает в качестве индикатора оценки настроений молодежи и в определённой степени позволяет оценить качественные параметры феномена патриотизма как одного из приоритетов государственного курса нашей страны, выступившего в качестве некой идеологической константы государства.
В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне приняты несколько нормативно-правовых актов, направленных на проведение воспитательной работы среди молодого поколения. В их числе, Указ «О национальных целях развития России до 2030 года», Федеральный закон от 31 июля 2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании с Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», Федеральный проект «Патриотическое воспитание» (срок реализации 2021-2024 гг.). Отдельно остановимся на последнем документе - Федеральном проекте «Патриотическое воспитание», который не просто является одним их стратегических направлений развития государства, а представляет собой комплекс мероприятий, связанных с систематической воспитательной работой в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведением мероприятий патриотической направленности на региональном уровне. В числе детско-юношеских организаций, выступающих площадками по привлечению школьников и студентов в мероприятиях патриотической направленности, включены по Федеральному проекту «Патриотическое воспитание»: Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь», Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия».
Объектом настоящего исследования выступила студенческая молодёжь как социально-демографическая группа со свойственной ей системой мировоззрения. Предмет исследования статьи заключался в рассмотрении основных приоритетов в системе
ценностей и идеалов студенческой молодёжи вузов Кузбасса.
Цель проведенного исследования состояла в необходимости провести сравнительный анализ системы культурных ценностей студенческой молодёжи на примере студенчества двух вузов Кузбасса - Кемеровского государственного института культуры и Кемеровского государственного университета. В этой связи основными исследовательскими задачами стали: проведение обзора научных исследований по проблеме патриотического воспитания молодёжи в контексте культурных ценностей; анализ результатов фокусированных интервью среди студенчества вузов Кузбасса; сравнительный анализ культурных ценностей студенческой молодёжи и обобщение полученных результатов для проведения дальнейших исследований ценностных установок молодого поколения.
Методология и методы исследования. В качестве основополагающих методологических подходов авторами статьи нашли применение следующие подходы - нормативно-ценностный, системный и сравнительный. Применение нормативно-ценностного подхода было направлено на оценку мировоззрения студенческой молодёжи по выявлению некого общественного идеала, характерного для данной возрастной группы в текущем временном отрезке. Причем данный идеал можно рассматривать согласно данного подходу в качестве некой нормы или ориентира, проявляющегося не только в определённой шкале ценностей, но и в и поведенческом пространстве человека. Относительно системного подхода отметим, что его возможности были направлены в большем мере на систематизацию собранных эмпирических данных, а также на определение места культуры в современном мировоззрении молодых людей и взаимосвязи с патриотической направленностью молодёжной политики. В свою очередь, сравнительный подход позволил сопоставить системы ценностных убеждений студенческой молодёжи вузов Кузбасса. Эмпирический массив информации представлен результатами фокусированных интервью (фокус-групп) среди студенчества гуманитарных направлений подготовки двух вузов Кузбасса - Кемеровского государственного университета и Кемеровского государственного института культуры.
Разработанность темы. Проведённый обзор отечественных исследований, связанных с изучением феномена культуры как си-
стемы ценностных представлений молодёжи, позволил выделить несколько направлений научного осмысления данной проблематики. Во-первых, это исследования, направленные на изучение вопросов нормативно-правовой практики операционализации в российском научном дискурсе таких понятий, как культура, культурная политика и государственная культурная политика. Вопросы по своей направленности имеют общее звучание, однако они позволяют представить контекст проблемы, на фоне которого и осуществляется формирование сознания и системы ценностей молодого поколения. Учёными поднимаются различные аспекты заявленной тематики, в т. ч. отмечается непоследовательный характер процесса реформирования сферы культуры [10. С. 39], необходимость разработки нового федерального закона особенно после принятия основ культурной политики в 2014 г. [5. С. 91], даётся оценка политико-правовых механизмов реализации культурной политики [8].
Во-вторых, отметим работы, в которых очерчивается тематика влияния государственных программ, проектов, мероприятий патриотической направленности на формирование социально-политических и нравственных воззрений молодежи, в частности в моральном аспекте [15]. В числе учёных, поднимающих данные вопросы, отметим К. М. Арымбаеву, Т. Н. Гога [13], Ж. А. Жу-нисбекову [1], Л. С. Деточенко [4], С. И. Изаак, В. Д. Миронова [14], А. А. Тимофеева [11].
Отдельное место занимает третье направление, сосредоточенное на изучении молодежной политической культуры [2; 6; 7]. Так, В. Ю. Стеблецов рассматривает молодёжную политическую культуру как вид субкультуры, соединяющей ценности, стереотипы, символы и архетипы «политического сознания, определённые образцы, которые синтезируются со внутренними установками молодежи в процессе самоидентификации и адаптации к окружающему социуму и полю политики» [9. С. 45].
Применительно к нашему исследованию под культурой авторы рассматривают «продукт сознательного поведения людей, который носит характер коллективной жизнедеятельности, имеет совокупность социально значимых результатов деятельности индивидов» [12. С. 68]. В свою очередь, политическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры. Так, отечественный политолог К. С. Гаджиев отмечает, что элементы поли-
тической культуры тесно связаны с общенациональной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национальными традициями, обычаями, стереотипами, мифами, установками и т. д. [3]. Таким образом, под политической культурой авторы рассматривают совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых политических ориентаций (представлений, убеждений, чувств, оценок) по отношению к политическому процессу и системе, типов поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования различных институтов политической системы, выступающих субъектами деятельности политического процесса.
Результаты исследования. Перейдём непосредственно к результатам, полученным в рамках плана работы Кемеровского отделения Российской ассоциации политической науки. Исследование проводилось в формате фокусированных интервью в апреле-мае 2022 г. среди студентов гуманитарных направлений подготовки в двух вузах Кузбасса - Кемеровском государственном институте культуры (КемГИК) и Кемеровском государственном университете (КемГУ). Выборочная совокупность составила 40 респондентов,ис-следование было проведено в рамках 4 фокус-групп. Вопросы проводимого исследования были систематизированы на два блока:
1) выявление в оценках студенчества сущности культуры, в частности, как одного из компонентов патриотического воспитания молодого поколения;
2) восприятие молодежью «культуры будущего».
Варианты ответов на понимание сущности культуры и её отличие от молодёжной культуры представлены в табл. 1. Как показывают полученные ответы, студенты КемГИК в большей степени «открыты» для высказывания своих оценок относительно феномена культуры, молодёжную культуру рассматривают лишь как часть общей культуры и достаточно часто оценивают через призму протестной активности. Студенты КемГУ в силу своей профессиональной направленности (политологи и историки) наибольшее внимание и интерес проявляют к феномену молодежной культуры, отмечая, например, такие ценности и установки, как либерализм, воздействие региональной специфики, связанность с этническими характеристиками, восприимчивость к чему-то новому.
Таблица 1 / Table 1
Оценка респондентами сущности культуры и молодежной культуры / Respondents' perception of the essence of culture and youth culture
Кемеровский государственный институт культуры / Kemerovo State Institute of Culture Кемеровский государственный университет / Kemerovo State University
Культура - это ряд принципов, которые были сформированы народом. Общая культура - это культура, которая сформирована целой нацией, страной, культура мотивируется государством. Молодежная культура - это субкультуры, какие-то локальные группы. Туда входят общие представления молодежи разных возрастных категорий. Молодежная культура - это часть общей культуры, но она не зависит от общей культуры / Culture is a set of principles that were formed by the people. A common culture is a culture that is formed by an entire nation, a country, a culture motivated by the state. Youth culture is subcultures, some local groups. It includes general ideas of young people of different age categories. Youth culture is a part of the general culture, but it does not depend on the general culture Ну, если мы говорим о молодежной культуре, то я представляю это себе, как некий набор ценностей и ориентиров, которые присущи молодежи как социальной группе / Well, if we are talking about youth culture, then I imagine it to myself as a certain set of values and guidelines that are inherent in youth as a social group.
Культура - это понятие, которое включает в себя ценности народов, личности. Культура зарождается в отношениях. Что касается молодежной культуры, поддерживаю мнение предыдущего участника / Culture is a concept that includes the values of peoples and individuals. Culture is born in relationships. As for youth culture, I support the opinion of the previous participant Культура и молодежная культура могут, в принципе, отличаться. Скажем так, она может отличаться установками, мировоззрением / Culture and youth culture may, in principle, differ. Let's just say it may differ in attitudes, worldview
Культура влияет на наши переживания, мысли. Заставляет нас о чем-то задумываться, эволюционировать / Culture influences our feelings and thoughts. Makes us think about something, evolve Молодежная культура более узкое понятие. Оно может включать в себя субкультуры, у которых есть свой набор определённых параметров / Youth culture is a narrower concept. It may include subcultures that have their own set of specific parameters
Для меня культура что-то духовное, что создается человеком. Ценности, моральные принципы, взгляды на жизнь и мировоззрение. Молодежная культура определяется возрастом до 35 лет. В каждое столетие молодежь играет очень большую роль. Молодежная культура всегда отличается от предыдущей, и смена поколений играет большую роль / For me, culture is something spiritual that is created by man. Values, moral principles, views on life and worldview. Youth culture is defined by the age up to 35 years. In every century, young people play a very important role. Youth culture is always different from the previous one, and the change of generations plays a big role У меня молодежная культура ассоциируется, в первую очередь, с либеральными взглядами, с широкими взглядами на мир, с каким-то быстрыми развитием / I associate youth culture, first of all, with liberal views, with broad views on the world, with some kind of rapid development
Культура - это некая совокупность материальных и духовных благ людей, также ценности и правила, соблюдение которых объединяет людей. Молодежная культура проявляется чаще всего в протесте, но сводится к общим ценностям и правилам / Culture is a certain set of material and spiritual benefits of people, as well as values and rules, the observance of which unites people. Youth culture manifests itself most often in protest, but it comes down to common values and rules Отличие молодёжной культуры от обшей - направленность модернизации, наверное. И всё-таки ну молодежи больше этого веяния, чем у старшего поколения и больше возможностей проявить это / The difference between youth culture and the general one is the orientation of modernization, probably. And yet, well, young people have more of this trend than the older generation and more opportunities to show it
Для меня понятие культуры это совокупность общих традиций, идей, которые формировались веками. Молодежная культура тоже самое, но она наполнена другими средствами реализации. Идеи и ценности в принципе схожи, просто у молодежи это проявляется зачастую в протестном виде, и разнится со старшими поколениями Хотелось бы остановится на региональных аспектах молодежной культуры. Почему именно на молодежной культуре, потому что в зависимости от субкультур она имеет весьма переменчивый характер. Что касается регионального контекста, то здесь следует отметить контекст, например народности. Взять, например русских людей, у которых определенный вид культуры и взять, например, наших сограждан из Чеченской Республики. У них совершенно иное восприятие культуры, связанное, в первую очередь, с институтом семьи, институтом рода и т. д. Поэтому региональный аспект в любом случаи имеет место быть. Он связан и с общей культурой, и при этом отличается /
Окончание табл. 1 / The end of the table 1
Кемеровский государственный институт культуры / Kemerovo State Institute of Culture Кемеровский государственный университет / Kemerovo State University
For me, the concept of culture is a set of common traditions, ideas that have been formed over the centuries. Youth culture is the same, but it is filled with other means of realization. Ideas and values are similar in principle, it's just that young people often manifest it in a protest form, and it differs from older generations I would like to focus on the regional aspects of youth culture. Why on youth culture, because depending on subcultures it has a very changeable character. As for the regional context, the context should be noted here, for example, nationality. Take, for example, Russian people who have a certain kind of culture and take, for example, our fellow citizens from the Chechen Republic. They have a completely different perception of culture, connected, first of all, with the institution of the family, the institution of the genus, etc. Therefore, the regional aspect in any case takes place. It is also connected with the general culture, and at the same time it is different
Следующий вопрос был направлен на понимание системы ценностей и идеалов (табл. 2). Для студентов КемГИК важны свобода самовыражения и саморазвития, духов-
ный рост и свобода в творчестве. В свою очередь, студенты КемГУ отмечают такие идеалы, как гибкость мышления и индивидуализм с учетом исторического фактора.
Таблица 2 / Table 2
По большей части, как я замечаю, идет стремление к свободе и самовыражению. Но нельзя это отнести ко всем, потому что так или иначе каждый в своей голове культуру понимает и формирует по-разному. И соответственно поведение тоже будет разным. Кто-то следует каким-то тенденциям, а кто-то нет. Общие тенденции будут влиять, но есть те, кто протестует тенденциям самой молодежи (студент КемГИК) / For the most part, as I notice, there is a desire for freedom and self-expression. But this cannot be attributed to everyone, because one way or another, everyone understands and forms culture in their own head in different ways. And accordingly, the behavior will also be different. Someone follows some trends, and someone does not. General trends will influence, but there are those who protest the tendencies of the youth themselves (KemGIK student)
Все стремятся к саморазвитию. Молодежь стремится к духовному росту, также проявить себя в обществе, свобода и самовыражение. Каждый хочет быть услышанным, понятым и принятым в обществе. Сначала встать на ноги, а потом уже помогать остальным. Сейчас так себя расценивает молодежь (студент КемГИК) / Everyone strives for self-development. Young people strive for spiritual growth, also to express themselves in society, freedom and self-expression. Everyone wants to be heard, understood and accepted in society. Get on your feet first, and then help the others. Now young people regard themselves this way (Kemguki student)
Если говорить об отрицательных ценностях, которые отрицает молодежь, то это стремление быть как инкубаторы, кому-то подражать. Сейчас нет как таковых кумиров, как в советское время (студент КемГИК) / If we talk about the negative values that young people deny, then this is the desire to be like incubators, to imitate someone. Now there are no idols as such, as in Soviet times (KemGIK student)
Если говорить о том, что значимо в системе ценностей я бы сказал, что гибкость мышления. А если говорить про идеалы, то ими обычно выступают лидеры общественного мнения, которые обычно выступают на различных онлайн площадках и тем самым доносят свое мнение. Ну и еще отмечу индивидуализм (студент КемГУ) / If we talk about what is significant in the value system, I would say that the flexibility of thinking. And if we talk about ideals, then they are usually the leaders of public opinion, who usually speak on various online platforms and thereby convey their opinion. Well, I will also note individualism (KemSU student)
В разное время разные идеалы. На идеалы молодежи очень сильно влияет мировая история. Если мы, к примеру возьмём период имперской России. Среди дворянства было очень популярно образование, общение с иностранцами. Если мы говорим про современность, то как выше было сказано в молодежной среде важными качествами является гибкость, настойчивость, профессионализм - это, в первую очередь, потому что молодёжь любит учится у профессионалов. Что касается идеалов, опять-таки лидеры общественного мнения бывают разные. Это могут быть и исторические личности, и люди, которые авторитетны в какой-то своей узкой среде (студент КемГУ) / Different ideals at different times. The ideals of youth are greatly influenced by world history. If we take, for example, the period of imperial Russia. Education and communication with foreigners were very popular among the nobility. If we are talking about modernity, then as mentioned above, flexibility, perseverance, professionalism are important qualities in the youth environment - this is, first of all, because young people like to learn from professionals. As for ideals, again, the leaders of public opinion are different. These can be both historical figures and people who are authoritative in some narrow environment of their own (KemSU student)
Культа личности, как такового нет. Просто есть определённые морально этические нормы, которых придерживаются (студент КемГУ) / There is no cult of personality as such. It's just that there are certain moral and ethical standards that are adhered to (KemSU student)
Оценка респондентами системы ценностей и идей / Respondents' perception of the system of values and ideas
В рамках второго блока вопросов респонденты пытались оценить возможные перспективы развития культуры в будущем (табл. 3), а также высказали свое мнение относительно влияния на культуру цифровых технологий и
в целом цифровизации. Исходя из полученных ответов, студенчество обоих вузов не отмечает существенных изменений в ценностно-мировоззренческой культуре молодежи в будущем.
Таблица 3 / Table 3
Ценности и идеалы, которые будут преобладать среди студенчества в будущем / Values and ideals that will
prevail among university students in the future
- Ценности останутся прежними - свобода, самовыражение, саморазвитие (студент КемГИК) / - Values will remain the same - freedom, self-expression, self-development (KemGIK student)
- Никогда в России не было свободы, и не будет свободы слова. Что касается культуры, то могут измениться программы изучения в школах, вузах. Что остается неизменным - это литературная классика, исторические факты (студент КемГИК) / - There has never been freedom in Russia, and there will never be freedom of speech. As for culture, the study programs in schools and universities may change. What remains unchanged is literary classics, historical facts (KemGIK student)_
- Как и сегодня молодежь всегда стремилась и будет стремиться к свободе и самовыражению. Без этого не получится развиваться самому и способствовать развитию окружающего мира (студент КемГИК) / As today, young people have always strived and will strive for freedom and self-expression. Without this, you will not be able to develop yourself and contribute to the development of the surrounding world (KemGIK student)
- Мне кажется, на определенные отрезки проигрываются одни и те же ценности, потому что люди стремятся постоянно к идеальному (студент КемГУ) / - It seems to me that the same values are played for certain periods, because people constantly strive for the ideal (KemGU student)
- Индивидуализм и гибкость мышления были и останутся ценностями молодежи. Что-то новое вряд ли появится (студент КемГУ) / - Individualism and flexibility of thinking have been and will remain the values of youth. Something new is unlikely to appear (KemSU student)
- История может вносить коррективы в идеалы молодежи, но гибкость, профессионализм будут ценны во все времена (студент КемГУ) / - History can make adjustments to the ideals of youth, but flexibility, professionalism will be valuable at all times (KemSU student)
Заключение. Подводя итоги проведенного исследования, отметим ряд моментов, полученных в ходе фокусированных интервью среди кузбасских студентов. Во-первых, феномен культуры в полной мере может выступать в качестве индикатора оценки настроений молодежи, т. к. с помощью оценки культуры и её восприятия как некой системы ценностных установок можно увидеть как устойчивые стереотипы в мировоззрении молодых людей, так и факторы-риски, выраженные в скрытом (латентном) состоянии, но способные в случае существенных сдвигов в политической системе страны или под воздействием внешних факторов трансформироваться в открытую фазу. Во-вторых, сравнительный анализ настроений студенчества кузбасских вузов показал, что в целом студенты придерживаются схожих позиций в выстраивании системы личностных приоритетов. При этом студенты КемГИК более расположены к творческому подходу в определении своего «я», отмечая значимость свободы как средства по достижению результатов в творчестве и саморазвитии. В свою очередь, студенты КемГУ, не отрицая значимости факторов свободы и индивиду-
ализма как непременных составляющий современного молодого человека, утверждают о важности знания своей истории и учёта исторического прошлого в выстраивании как своей личностной траектории развития, так и политики государства. Студенты КемГУ заявляют о готовности проявить свою активную гражданскую позицию, рассматривают свою профессиональную и общественно-политическую деятельность как возможность по самореализации, предоставляемую органами региональной власти. Полагаем, что для получения более полной картины общественных настроений среди молодёжи в контексте политики государства по реализации программ патриотического воспитания необходимо продолжить исследования среди студенчества разных вузов Кузбасса, а разработанные рекомендации предоставить отделам по воспитательной работе вузов и органам региональной власти, занимающимися вопросами молодёжной политики. Особенно это востребовано в рамках реализации государственной инициативы по созданию в регионах на базе учебных заведений Российского движения детей и молодёжи «Движения Первых».
Список литературы_
1. Арымбаева К. М., Жунисбекова Ж. А. Идеи патриотизма как социально-политический и духовно-нравственный феномен в воспитании студенческой молодежи // Global Science and Innovations: Central Asia. 2021. Т. 1, № 11. С. 119-123.
2. Воробьев А. П., Константинова М. В., Еременко М. С. Политическая культура молодежи: гражданственность в политическом сознании и поведении // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 63. С. 162-171.
3. Гаджиев К. С. Политическая культура: теория и национальные модели: сб. ст. / отв. ред. К. С. Гад-жиев. М.: Интерпракс, 1994. 352 с.
4. Деточенко Л. С. Эффективность форм гражданского и патриотического воспитания молодежи: по материалам социологического исследования // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4. С. 31-42.
5. Конин Н. М., Маторина Е. И., Мангушева Т. С. Вопросы законодательства о культуре как государственный приоритет // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 6. С. 90-97.
6. Кох И. А., Бирюкова Т. С., Скутин А. С. Политическая культура студенческой молодёжи // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6, № 2. С. 18-36.
7. Митин А. А. Политическая культура молодежи постсоветского пространства (на примере России и Белоруссии) // Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. 2020. № 13. С. 70-73.
8. Пилягин К. А. Сущность и содержание политических механизмов формирования и реализации культурной политики // Вопросы политологии. 2021. Т. 11, № 3. С. 773-779.
9. Стеблецов В. Ю. Ресурсы и механизмы формирования молодежной политической культуры в современной России // Научное обозрение. 2015. № 1. С. 45-51.
10. Страдина Е. А. Государственное регулирование сферы культуры в России: противоречия и возможности // Мир русскоговорящих стран. 2020. № 2. С. 37-45.
11. Тимофеев А. А. Патриотическая культура молодежи: расширение границ и точек роста. Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_424 05905_140 57748.pdf (дата обращения: 21.09.2022).
12. Флиер А. Я. Культура культуры // Мир культуры и культурология. СПб.: РХГА, 2012. Вып. 2. С. 68-73.
13. Goga T. N. Civil and patriotic education of youth in the state youth policy of the Russian Federation // Теория и практика современной науки. 2019. № 5. С. 28-31.
14. Izaak S. I., Mironov V. D. Monitoring patriotic education of children, adolescents and youth in the Russian Federation // Theoretical & Applied Science. 2017. № 12. С. 134-145.
15. Zakharova E. Moral culture of the individual and patriotic education of youth // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2022. № 87. С. 24-27.
References_
1. Arymbaeva K. M., Zhunisbekova Zh. A. The ideas of patriotism as a socio-political, spiritual and moral phenomenon in the education of students. Global Science and Innovations: Central Asia, vol. 1. no. 11, pp. 119123, 2021. (In Rus.).
2. Vorobyev A. P., Konstantinova M. V., Eremenko M. S. Political culture of youth: citizenship in political consciousness and behavior. Bulletin of the Tomsk State University, no. 63, pp. 162-171, 2021. (In Rus.).
3. Gadzhiev K. S. Political culture: theory and national models. Moscow: Interprax, 1994. (In Rus.).
4. Detochenko L. S. The effectiveness of forms of civic and patriotic education of youth: based on the materials of a sociological study. Volga Pedagogical Bulletin. no. 4, pp. 31-42, 2015. (In Rus.).
5. Konin N. M., Matorina E. I., Mangusheva T. S. Issues of legislation on culture as a State priority. Bulletin of the Saratov State Law Academy, no. 6, pp. 90-97, 2018. (In Rus.).
6. Kokh I. A., Biryukova T. S., Skutin A. S. Political culture of students. Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal studies, vol. 6, no. 2. pp. 18-36, 2020. (In Rus.).
7. Mitin A. A. Political culture of the youth of the post-Soviet space (on the example of Russia and Belarus). The Russian Political process in the regional dimension: history, theory, practice, no. 13, pp. 70-73, 2020. (In Rus.).
8. Pilyagin K. A. The essence and content of political mechanisms for the formation and implementation of cultural policy. Questions of political science, vol. 11, no. 3, pp. 773-779, 2021. (In Rus.).
9. Stebletsov V. Yu. Resources and mechanisms of formation of youth political culture in modern Russia. Scientific review, no. 1, pp. 45-51, 2015. (In Rus.).
10. Stradina E. A. State regulation of the sphere of culture in Russia: contradictions and possibilities. The world of Russian-speaking countries, no. 2, pp. 37-45, 2020. (In Rus.).
11. Timofeev A. A. Patriotic culture of youth: expanding borders and points of growth. Modern problems of science and education. Web. 21.09.2022. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42405905_14057748. pdf. (In Rus.).
12. Flier A. Y. Culture of culture. The world of culture and cultural studies. Saint Petersburg: RHGA, 2012. (In Rus.).
13. Goga T. N. Civil and patriotic education of youth in the state youth policy of the Russian Federation. Theory and practice of modern science, no. 5, pp. 28-31, 2019. (In Eng.).
14. Izaak S. I., Mironov V. D. Monitoring patriotic education of children, adolescents and youth in the Russian Federation. Theoretical & Applied Science, no. 12, pp. 134-145, 2017. (In Eng.).
15. Zakharova E. Moral culture of the individual and patriotic education of youth. Norwegian Journal of Development of the International Science, no. 87, pp. 24-27, 2022. (In Eng.).
Информация об авторах_
Матвеева Елена Викторовна, д-р полит. наук, доцент, профессор, Высшая аграрная школа, Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, г Кемерово, Россия; mev. matveeva2020@ yandex.ru. Область научных интересов: региональный политический процесс, местное самоуправление и развитие, гражданское общество, общественных контроль.
Алагоз Алиса Владимировна, ст. преподаватель, кафедра менеджмента и агробизнеса, Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кемерово, Россия; [email protected]. Область научных интересов: власть, региональные институты и процессы, информационная политика, политические интернет-коммуникации.
Паничкина Елена Васильевна, канд. полит. наук, доцент кафедры культурологии, философии и искусствоведения, Социально-гуманитарный факультет, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, Россия; [email protected]. Область научных интересов: региональная политика, местные группы интересов, межрегиональные отношения.
Асхакова Аминат Пиляловна, председатель организации «Молодые политологи Кузбасса», Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, Россия; [email protected]. Область научных интересов: культура, региональная политика, субъекты культурной политики в регионе.
Information about the authors
Matveeva Elena V., doctor of political sciences, associate professor, professor, Higher Agricultural School, Kuzbass State Agricultural Academy, Kemerovo, Russia; [email protected]. Research interests: regional political process, local self-government and development, civil society, public control.
Alagoz Alisa V., senior lecturer, Management and Agribusiness department, Kuzbass State Agricultural Academy, Kemerovo, Russia; [email protected]. Research interests: government, regional institutions and processes, information policy, political Internet communications.
Panichkina Elena V., candidate of political sciences, associate professor, Cultural Studies department, Philosophy and Art History, Socio-Humanitarian Faculty, Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia; [email protected]. Research interests: regional policy, local groups of interest, multiregional relations.
Askhakova Aminat P., chairman of the organization «Young Political Scientists of Kuzbass», Socio-Hu-manitarian Faculty, Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia; [email protected]. Research interests: culture, regional policy, subjects of cultural policy in the region.
Вклад авторов_
Е. В. Матвеева - формулировка проблемы и целей исследования, критический обзор исследований по рассматриваемой проблеме.
А. В. Алагоз - работа с методологическими подходами и методами исследования.
Е. В. Паничкина - анализ результатов исследования, написание статьи.
А. П. Асхакова - сбор и обработка эмпирического материала.
The authors' contribution to the article
E. V. Matveeva - formulation of the problem and research objectives, critical review of research on the problem under consideration.
A. V. Alagoz - work with methodological approaches and research methods.
E. V. Panichkina - analysis of research results, writing an article.
A. P. Askhakova - collection and processing of empirical material.
Для цитирования_
Матвеева Е. В, Алагоз А. В., Паничнина Е. В., Асхакова А. П. Феномен культуры в системе ценностных представлений студенческой молодежи Кузбасса (на материалах фокусированных интервью) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 127-136. DOI: 10.21209/2227-92452023-29-1-129-138.
For citation
Matveeva E. V., Alagoz A. V., Panichkina E. V., Askhakova A. P. The phenomenon of culture in the value system of Kuzbass university students (based on focus group interviews) // Transbaikal State University Journal. 2023. Vol. 29, no. 1. Pp. 129-138. DOI: 10.21209/2227-9245-2023-29-1-129-138.