СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
УДК 378 : 37.034
http://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-447-50-67
Татьяна Евгеньевна БАДИКОВА,
магистрант специальности «Социально-культурная деятельность», Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, Российская Федерация, e-mail: t.tamilina99@mail.ru
Маргарита Ивановна ВАСИЛЬКОВСКАЯ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, Российская Федерация, e-mail: margo197411@rambler.ru
Аннотация: Анализ исследований в практической деятельности специальной подготовки учащихся вузов выявило то, что в их деятельности применяются способы духовно-нравственного воздействия в ходе профессиональной подготовки юношей и девушек. Авторами статьи представлены результаты исследования по развитию духовно-нравственной культуры студенческой молодежи в высшем учебном заведении в досуговой деятельности студенческой молодёжи. Критериями для определения уровня духовно-нравственной культуры студентов вуза избраны: когнитивный, направленный на определение уровня наличия системных знаний о базовых духовно-нравственных качествах молодежи; поведенческий, определяющий умение студента воплощать базовые духовно-нравственные качества в практическую деятельность; рефлексивный, позволяющий выявить способность анализа действий духовно-нравственного характера. В статье проанализированы результаты опроса среди студентов факультета социально-культурных технологий ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», на основе анализа которого представлена программа развития духовно-нравственной культуры студенческой молодежи. Авторы уверены в том, что перспективными направлениями по исследованию данной проблемы можно считать:
• создание единой методологической базы по изучению проблем развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи в вузе;
• создание базы диагностических методик по выявлению уровня развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи;
• создание материально-технической базы, учебно-методического и научно-методического обеспечения, организационно-педагогических и психолого-педагогических условий для результативного развития духовно-нравственной культуры студентов в культурно-досуговой деятельности учреждения высшего образования.
Ключевые слова: культура, нравственность, духовность, воспитание, духовно-нравственная культура, студенческая молодёжь, развитие духовно-нравственной культуры.
Для цитирования: Бадикова Т. Е., Васильковская М. И. Духовно-нравственное развитие студенческой молодежи // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2022. №4 (47). С. 50-67. http://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-447-50-67
SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF STUDENTS
Tatiana E. BADIKOVA, Undergraduate student in the field of Social and Cultural Activities, Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russian Federation, e-mail: t.tamilina99@mail.ru
Margarita I. VASILKOVSKAYA, CSc in Pedagogy, Associate Professor, Department of Social and Cultural Activities, Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russian Federation, e-mail: margo197411@rambler.ru
Abstract: The analysis of research in the practical activities of special training of university students revealed that methods of spiritual and moral influence are used in their activities during the professional training of boys and girls. The authors of the article present the results of a study on the development of the spiritual and moral culture of students in higher education institutions in the leisure activities of students. The criteria for determining the level of spiritual and moral culture of university students are: cognitive, aimed at determining the level of systemic knowledge about the basic spiritual and moral qualities of youth; behavioral, determining the student's ability to embody basic spiritual and moral qualities in practical activity; reflexive, allowing to identify the ability to analyze actions of a spiritual and moral nature.
The article analyzes the results of a survey among students of the Faculty of Socio-Cultural Technologies of the Kemerovo State Institute of Culture, based on the analysis of which a program for the development of spiritual and moral culture of students is presented.
The authors are confident that promising directions for the study of this problem can be considered:
• creation of a unified methodological base for the study of the problems of the development of spiritual and moral culture of students at the university;
• creation of a database of diagnostic techniques to identify the level of development of spiritual and moral culture of students;
• creation of a material and technical base, educational, methodological and scientific-methodological support, organizational, pedagogical and psychological-pedagogical conditions for the effective development of spiritual and moral culture of students in the cultural and leisure activities of higher education institutions.
Keywords: culture, morality, spirituality, upbringing, spiritual and moral culture, student youth, development of spiritual and moral culture.
For citation: Badikova T. E., Vasilkovskaya M. I. Spiritual and moral development of students. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2022, no. 4 (47), Pp. 50-67. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-447-50-67
В современной России повышение общей культуры молодежи, в том числе и духовно-нравственной культуры студентов вуза, становится одной из наиболее приоритетных установок в политике государства. Это выражено в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [8]. Необходимо искать формы и виды социально-культурной деятельности,
которая будет значимой и способной развивать духовно богатую, высоконравственную личность (с сформированной нравственной позицией и поведением), а также создавать условия для самоутверждения и самовыражения студенческой молодёжи.
Студенческая молодежь и её направленность на духовно-нравственное развитие ставит своей целью саморазвитие личности студента. Это обеспечивается реализацией социальных проектов, проведением куль-турно-досуговых мероприятий, организацией различных форм работы со студенческой молодежью. Ориентация вузов на развитие духовно-нравственной культуры студенческой молодежи также способствует развитию образовательной среды, функцией которой является мотивация молодежи на самостоятельное получение знаний и стимулирование ориентаций на осознание своего уровня духовно-нравственного воспитания [6].
Проблемы духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи изложены в научных трудах Х. А. Алижановой, М. И. Гореликова, О. А. Зотовой, Е. В. Востроиловой, Е. В. Мирошниченко, И. И. Николаевой, Н. В. Посоховой, И. П. Рязанцева, М. А. Подлесной, А. А. Петровой, И. И. Козлова, А. М. Пахарь и др. Несмотря на наличие разнонаправленных научных исследований, понятие «духовно-нравственная культура» в социогуманитарной литературе недостаточно широко исследовано. Поэтому целью исследования, организованного на кафедре социально-культурной деятельности Кемеровского государственного института культуры, является теоретическое обоснование, разработка и реализация педагогической программы развития духовно-нравственной культуры студентов вуза, результаты которой будут использованы в работе высших учебных заведений, а также на лекционных и практических курсах, включенных в программы профессиональной подготовки для студенческой молодежи.
Молодежь - одно из основных звеньев общества, на которую не оказывает давление многолетний опыт, а, следовательно, она интегрирована во все современные инновационные процессы, в какой бы сфере общества они ни происходили [6]. С другой стороны, молодое поколение смотрит на мир как данность, молодые люди, в отличие от более старшего поколения, менее связаны с фиксированными, принятыми в обществе нормами и ценностями [3].
Возрастные рамки студенчества гуманитарными науками изучаются относительно недавно, они рассматривались в контексте окончания, завершения процессов психосоматического развития; этот возраст определялся как наиболее важный и критический, по-другому его называют этапом интенсивного развития личностных отличительных черт, особенностей молодого человека. Именно поэтому является столь важным направить всевозможные усилия университетов и институтов в русло успешного воспитания у молодежи духовно-нравственной культуры [2].
Исследование в практической деятельности специальной подготовки учащихся вузов выявило, что в их деятельности обширно применяются разноплановые способы духовно-нравственного воздействия в ходе профессиональной подготовки юношей и девушек. Вместе с тем данная нацеленность, которая применяется в образовательной деятельности, недостаточно развита. В основном это связано с малой разработанностью научно-методических средств, нацеленных на выявление элементов и способов развития духовных и нравственных достоинств у студенческой молодёжи в течение их обучения. В специализированных научных разработках, приуроченных проблемам духовно-нравственной реализации студенческой молодёжи вуза, развитию их духовно-нравственной культуры, духовных потребностей и ценностей отводится недостаточно внимания, хоть они и являются важными и актуальными в контексте теоретической и методологической разработанности [5].
Исходя из этого практической частью нашего исследования стало проведение анкетирования среди студентов с последующим анализом с целью выявления их уровня развития духовно-нравственной культуры.
Критериями для оценки уровня духовно-нравственной культуры студентов вуза были избраны следующие:
• Когнитивный критерий направлен на определение уровня наличия системных знаний о базовых духовно-нравственных качествах.
• Поведенческий критерий определяет умение студента воплощать базовые духовно-нравственные качества в практическую деятельность.
• Рефлексивный критерий позволяет выявить способность анализировать совершенные действия духовно-нравственного характера в практической и теоретической деятельности [7].
В анкетировании приняли участие 53 студента факультета социально-культурных технологий Кемеровского государственного института культуры.
Изначально важно понимать, правильно ли студенты определяют для себя ключевое понятие исследования. Для этого был использован открытый вопрос анкеты: «Духовно-нравственная культура, на Ваш взгляд, это?» Если форма вопроса открытая, то есть без предоставления респонденту определённых вариантов ответа, то, следовательно, их обработка гораздо более трудоемкая. Исходя из этого, молодые люди вынуждены проявить самостоятельность в формулировке ответов, следовательно, открытые вопросы более эффективны.
Исходя из ответов респондентов, следует вывод о том, что в большинстве случаев под духовно-нравственной культурой среди студентов понимается система ценностей человека. В более чем 70 % ответов респондентов речь идёт именно о ценностях. Действительно, духовно-нравственная культура и отношение к ней студентов в основном определяется культур-
ными ценностями, сформировавшимися в общественном сознании. На втором месте, по мнению остальных респондентов, значение понятия духовно-нравственной культуры складывается из моральных установок. Моральные установки - это незыблемые жизненные принципы, подсознательно осуществляемые нравственные выборы, которые также относятся к духовно-нравственной культуре.
Важнейшей характеристикой духовно-нравственной личности является понимание необходимости своего культурного развития. Для этого был использован закрытый вопрос анкеты: «Укажите признаки духовно-нравственной культуры студента» (рисунок 1).
Рисунок 1. Анализ ответов респондентов «Признаки духовно-нравственной культуры студента» (%)
Полученные результаты вполне ожидаемы. Наиболее распространённым ответом выступает «Стремление к духовному развитию». Такой ответ акцентирует внимание на культурных ценностях, патриотическом воспитании, а также знании истории своей страны. Последующими, согласно распространённости ответов, - «Уважительное отношение к окружающим» и «Культура общения», в основе таких ответов лежат элементы доброжелательности и приветливости к окружающим, что также относится к духовно-нравственной культуре. Следующие по распространению ответы - «Хорошие манеры» и «Готовность прийти на помощь» - также, несомненно, важные аспекты в развитии духовно-нравственной культуры студента вуза.
Следующим вопросом анкеты стал: «Укажите, на Ваш взгляд, признаки некультурного поведения окружающих» (рисунок 2).
Признаки некультурного поведения окружающих. Укажите наиболее подходящие, по вашему мнению (не менее 3-х) 53 ответа
Нецензурная брань Вызывающее поведение Хамство
1-24 (45,3 %)
1-35 (66%)
35 (66 %)
Нарушение общественного п... Загрязнение окружающей ср... Неуважение к окружающим и... Несоблюдение норм поведения
32 (60.4 %) 32 (60.4%) 1-33(62,3%) 1-33(62,3%)
Безнравственное поведение Вандализм Грубость
Криминал
М 27(50.9%) М 27(50,9%)
Ш 29(54.7%) 1-25 (47,2 %) ■ -26 (49.1 %)
0
10
20
30
40
Рисунок 2. Анализ ответов респондентов «Признаки некультурного по-
Этот вопрос важен для понимания представления студентов о ключевых характеристиках, противоречащих положительному развитию духовно-нравственной культуры. Лидирующую позицию в оценке некультурного поведения занимают «Нецензурная брань» и «Хамство». Ненормативная лексика зачастую присутствует в речи людей, и всё больше населения принимает такую речь и не видит смысла избавиться от неё. Многие студенты также не акцентируют внимание на культуре речи и всё чаще прибегают к сквернословию в повседневном обиходе. Зачастую виновна в этом массовая экранная культура. Опасно, что с течением времени всё большее число взрослых не стараются контролировать свою речь в присутствии детей, что оказывает на них пагубное влияние. Стоит отметить, что нецензурные слова употребляются в конфликтах и связаны с неуважением, унижением и проявлением агрессии.
Вторыми по частоте встречаемости являются ответы «Несоблюдение норм поведения» и «Неуважение к окружающим». Зачастую неуважение к окружающим проявляется в несоблюдении норм поведения. Отсутствие вежливости, этикета в поведении людей делает общение конфликтным, а то, что в человеке проявляется такое поведение, говорит о конфликте его интересов и общепринятых норм, о низком уровне духовно-нравственного воспитания.
Среди положительных тенденций оценки признаков некультурного поведения можно отнести то, что достаточно высок процент респондентов, которые к некультурному поведению относят «загрязнение окружающей среды», ставя его на один уровень с «нарушением общественного порядка».
ведения окружающих» (%)
Для оценки препятствий, ограничивающих саморазвитие, в анкету был включен вопрос: «Назовите основные препятствия на пути вашего культурного развития и раскрытия вашего творческого потенциала». В вопросе студентам предлагалось указать отдельно внешние и внутренние препятствия (рисунок 3).
Рисунок 3. Анализ ответов респондентов «Внешние препятствия куль-
турного развития» (%)
К внешним препятствиям на пути культурного развития студенты отнести в первую очередь нехватку интересных культурных мероприятий. Студентам сложно найти культурные мероприятия, которые были бы интересными и отвечали их потребностям.
На втором по популярности месте стал ответ «высокая стоимость культурных мероприятий». В эту группу ответов относятся также высокие цены на посещение развивающих курсов и кружков, которые студенты хотели бы посещать с целью повышения своего культурного уровня.
Третьим по популярности стал ответ «окружение». При анализе ответов видно, что студенты отмечали влияние окружающих на приобщение к культурным ценностям. Из-за отсутствия единомышленников студенты отмечают непонимание окружающими их целей и устремлений (рисунок 4).
Среди внутренних препятствий культурного развития на первое место выносится нехватка времени. Это можно оправдать тем, что многие студенты вынуждены совмещать работу и учёбу.
На втором месте - нехватка денежных средств. В современном обществе, действительно, интересные культурные мероприятия имеют высокую стоимость, которая студентам зачастую не по карману.
Третье препятствие на пути культурного развития студенты - это лень. Лень связана с низким уровнем мотивации, низкой заинтересованностью в какой-либо сфере деятельности. Заинтересованность в культурном развитии также важна для полноценного и правильного развития духовно-нравственной культуры студента.
Внутренние препятствия на пути вашего культурного развития и раскрытия вашего творческого потенциала? 53 ответа
Нехватка времени Лень
Нехватка денежных средств Нет потребности в культурно Особые черты характера Низкая базовая подготовка Ничего
Нет такого, мы мешаем тольк
■ 2(3.8%)
3(5,7%)
6(11.3%)
■-1 (1.9 %}
■-1 (1.9 %)
10
-32 (60,4%)
29 (54,7 %)
20
30
40
Рисунок 4. Анализ ответов респондентов «Внутренние препятствия культурного развития»
В одном из вопросов мы выяснили, как респонденты оценивают уровень духовно-нравственной культуры студенческой молодежи Кузбасса по шкале от 1 до 5 (где 1 - низкий уровень, 5 - высокий уровень)» (рисунок 5).
Оцените, на ваш взгляд, уровень развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи Кузбасса.
53 ответа
30
20
10
1 2 3
Рисунок 5. Анализ оценки уровня развития духовно-нравственной культуры студенческой молодежи Кузбасса»
Более 50 % респондентов оценили уровень развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи Кузбасса на «3». Это говорит о том, что большее число студентов уровень развития духовно-нравственной культуры в Кузбассе не устраивает. 35 % опрошенных оценили уровень развития духовно-нравственной культуры на «4», и лишь 2 % респондентов - на «5».
В связи с активным культурным развитием страны, 1 сентября 2021 года Министерство культуры Российской Федерации запустило проект «Пушкинская карта». В связи с этим в анкету был введён вопрос: «Считаете ли вы, что наличие "Пушкинской карты" способствует развитию духовно-нравственной культуры?» (рисунок 6).
Считаете ли вы, что наличие Пушкинской карты способствует развитию
духовно-нравственной культуры вуза?
53 ответа
к г
# Да, считаю
# Возможно
# Скорее нет
# Нет. не согласен
Рисунок 6. Анализ оценки содействия наличия «Пушкинской карты» на развитие духовно-нравственной культуры студента» (%)
90 % опрошенных ответили: «Да, несомненно», и лишь 10 % ответили, что не согласны с этим. Действительно, с появлением «Пушкинской карты» не только у студентов, но и у школьников появилась замечательная возможность посетить множество культурных мероприятий, и как следствие, одно из препятствий на пути культурного развития преодолено.
Для более детального понимания проблемы развития духовно-нравственной культуры студентов в анкету был включен вопрос: «Согласны ли вы с выражением: "Культурный кластер Кузбасса - это уникальная возможность изменить качество жизни, обеспечить доступ к культурным ценностям, развивать духовно-нравственную культуру жителей региона?"». Ответы были неоднозначны. 30 % опрошенных абсолютно согласны с данным выражением, 50 % не вполне уверены и не могут полностью согласиться с высказыванием, 10 % опрошенных затруднились ответить на поставлен-
ный вопрос. На наш взгляд, это связано с малой информированностью о культурном кластере и его влиянии на развитие региона (рисунок 7).
Согласны ли вы с выражением: «Культурный кластер Кузбасса - это уникальная возможность изменить качество жизни, обеспечить доступ к культурным ценностям, развивать духовно-нравственную культуру жителей региона»? 53 ответа
Согласен Скорее согласен Скорее не согласен Полностью не согласен Затрудняюсь ответить
Рисунок 7. Анализ ответов респондентов «Значение культурного кластера Кузбасса в развитии духовно-нравственной культуры жителей
региона» (%)
Ключевой вопрос анкетирования: «На Ваш взгляд, есть ли необходимость в создании программы, направленной на увеличение уровня духовно-нравственной культуры студентов вуза?» (рисунок 8).
На Ваш взгляд, есть ли необходимость в создании программы, направленной на увеличение уровня духовно-нравственной культуры студентов вуза? 53 ответа
# Да, несомненно
# Возможно ф Нет необходимости Ф Мне безразлично
ф Необходимость есть, но без уклона на религию.
Рисунок 8. Анализ ответов респондентов о создании программы развития духовно-нравственной культуры студентов
Суть вопроса заключалась в оценке студентами своих потребностей в культурном развитии, в их желании обогатиться духовно-нравственной культурой. Как итог: 92 % студентов ответили - да, несомненно и возможно, 7 % от числа опрошенных - что им безразлично, и лишь 1 % - в этом нет необходимости.
Вследствие рассмотрения ответов респондентов можно сделать заключение касательно того, что студенты достаточно хорошо понимают значение и назначение духовно-нравственной культуры личности студента, однако в жизни не всегда они им следуют, зачастую понятия духовности и нравственности не соответствуют студенческой жизни.
Проведение диагностики уровня развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи являлось необходимым условием разработки программы развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи в вузе.
Понятие «программа» является многозначным, содержим ряд смыслов: 1) небольшой рассказ, указание, описание предпринимаемого издания, журнала либо книги, описание взглядов какой-либо партии; 2) план намеченной деятельности, работы исследования; 3) список сценических, концертных, цирковых, эстрадных номеров, радио- и телепередач, а кроме того типографский курсор выполняемых ролей, номеров, докладов, а также артистов.
В нашем исследовании мы используем понятие «программа» в двух его смыслах, во втором и в третьем значении. Разработка программы исследования развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи в культурно-досуговой деятельности учреждения высшего учебного заведения обусловлено недостаточным уровнем развития духовно нравственной культуры студентов, выявленным в ходе диагностики.
Нормативно-правовой основой в процессе создания программы, направленной на развитие духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи, явились следующие документы:
• Государственная программа «Развитие культуры» (от 15.04.2021 № 314) [1].
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) [7].
• Модельный закон «О социально-культурной деятельности» Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (от 25 ноября 2016 года № 45-15) [3].
В основу программы формирования духовно-нравственной культуры положены следующие принципы:
• доступности - предполагает оптимальный для усвоения объем информации и подачу материала в формах культурно-досуговой деятельности с учетом возрастных потребностей студентов;
• системности - подразумевает четко спланированную систему занятий, бесед, культурно-досуговых программ, объединенных общей целью;
• гуманизма - предполагает умение организатора встать на позицию студента, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в студенте полноценного партнера;
• дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого студента в процессе освоения знаний, умений и навыков о духовно-нравственной культуре с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы;
• добровольности участия - обязательная добровольность участия каждого участника процесса;
• обратной связи - получение ответной реакции студенческой молодёжи в процессе работы исследователя.
В программе учитываются следующие методологические подходы к развитию духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи в высшем учебном заведении:
• личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность студента, развитие его индивидуальных духовно-нравственных качеств;
• системно-деятельностный подход - предполагает, что в основе развития студента лежит не пассивное отношение к развитию своей духовно-нравственной культуры, а активное и непрерывное её совершенствование в ходе культурно-досуговой деятельности.
Целью программы является повышение уровня духовно-нравственной культуры студентов вуза средствами культурно-досуговой деятельности, а задачи программы следующие:
1. Разработать план и сценарии культурно-досуговых программ для развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи с учётом проведённой входящей диагностики.
2. Апробировать культурно-досуговые программы в практической деятельности.
3. Проанализировать результаты вторичной диагностики уровня развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи в культур-но-досуговой деятельности.
В реализации программы используются методы социально-культурной деятельности:
• культурно-досуговые: иллюстрирование, театрализация, игра;
• воспитательные: поощрение, приучение, личный пример, разъяснение;
• обучающие: демонстрация, упражнение, работа с книгой.
К исследовательским методам разработки программы отнесем включённое наблюдение, диагностику, анализ социогуманитарной литературы.
В реализации используются виды культурно-досуговых программ: концерт, викторина, художественно-публицистическая программа, конкурс, олимпиада.
Мы определили средства реализации программы, к которым относятся:
• материально-технические (концертный зал, мультимедийный проектор, учебные аудитории, музыкально-техническое оборудование: микрофоны, микшер, стойки для микрофонов, колонки и др.);
• информационно-методические (научно-методическая, психолого-педагогическая литература и др.);
• кадровые (кураторы студенческих групп, преподаватели специальных дисциплин вуза).
Разработка программы развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи средствами культурно-досуговой деятельности, а также организация всей работы по её реализации построены на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности и содержат несколько этапов (таблица 1).
Таблица 1. Этапы реализации программы по развитию духовно-нравственной культуры студенческой молодежи
Название этапа Содержание работы Ожидаемые результаты
Констатирующий 1. Изучение темы исследования в социогуманитарной литературе. 2. Разработка и проведение анкетирования уровня развития духовно-нравственной культуры студентов учреждения среднего профессионального образования. 1. Анализ результатов анкетирования по выявлению уровня духовно-нравственной культуры студентов высшего учебного заведения. 2. Определение уровня развития духовно-нравственной культуры студентов высшего учебного заведения.
Организационно-практический 1. Организация и проведение куль-турно-досуговых мероприятий по развитию духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи. 2. Коррекционно-регулирующая работа по возникающим проблемам в ходе эксперимента. Разработка сценариев культурно-досуго-вых мероприятий для реализации в учреждении высшего образования.
Оценочно- 1. Итоговая диагностика развития диагнос- духовно-нравственной культуры сту-тический денческой молодежи с целью выявления динамики результатов работы.
2. Обработка полученных результатов.
3. Анализ и оценка результативности разработанной программы развития духовно-нравственной культуры студентов._
Подготовка дидактических материалов к использованию и распространению.
Первый этап нашей программы исследования мы описали, сделали выводы по полученным результатам. Целью второго, организационно-практического этапа программы, является разработка и реализация культурно-досуговой деятельности по развитию музыкальной культуры студенческой молодежи учреждения среднего профессионального образования.
Нами были поставлены задачи:
1. Разработать план и сценарии мероприятий по развитию духовно-нравственной культуры студентов (таблица 2).
2. Организовать и провести запланированные культурно-досуговые программы в условиях вуза.
Таблица 2. План культурно-досуговых программ по развитию духовно-нравственной культуры студенческой молодежи
№ Вид культурно-досуговой программы Название программы Дата, время и место проведения
1. Викторины «Родной свой край люби и знай» 18.01.2022, 12:20 Учебная аудитория КемГИК
2. Художественно-публицистическая программа «Дневник времени... герои станут реальными» 27.01.2022, 12:20 Концертный зал МБОУ СОШ №49
3. Интеллектуальная игра «Духовно-нравственная культура» 14.03.2022, 12:20 Учебная аудитория КемГИК
4. Художественно-публицистическая программа «Культура - наша жизнь» 17.05.2022, 12:20 Учебная аудитория КемГИК
5. Викторина «Что? Где? Когда?» 05.09.2022, 12:20 Учебная аудитория КемГИК
6. Концертная программа «Посвящение в студенты» 22.11.2022, 13:00 Концертный зал КемГИК
В каждой разработанной нами программе средства и методы направленны на развитие мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного критериев. Мы предлагаем рассмотреть некоторые культурно-досуговые программы с целью показа динамики развития духовно-нравственной культуры студенческой молодежи в условиях высшего образования.
В ходе формирующего эксперимента было важно показать, как изменялся уровень духовно-нравственной культуры студентов в соответствии с выделенными нами критериями и показателями при реализации различных по виду культурно-досуговых программ (таблица 3).
Таблица 3. Соответствие вида культурно-досуговой программы критериям и показателям развития духовно-нравственной культуры
студенческой молодёжи
№ Вид культурно-досуговой программы Критерии развития духовно-нравственной культуры Показатели развития духовно-нравственной культуры
1. Викторина «Родной свой край люби и знай» • когнитивный; • мотивацион-ный. - знания в области истории культуры родного края; - развитие запаса знаний в области духовно-нравственной культуры; - развитие интереса к духовно-нравственной культуре; - развитие способности к духовно-нравственному самообразованию; - формирование потребности в развитии личностных качеств.
2. Художествен-но-публицис-тическая программа • когнитивный; • мотивацион-ный; • деятельност-ный. - знания в области развития патриотического воспитания; - развитие запаса знаний в области духовно-нравственной культуры; - развитие интереса к духовно-нравственной культуре; - формирование потребности в развитии духовно-нравственных качеств; - формирование способностей в культурно-досуговой деятельности.
3. Интеллектуальная игра «Духовно-нравственная культура» • когнитивный; • мотивацион-ный. - знания в области истории культуры родного края; - развитие запаса знаний в области духовно-нравственной культуры; - развитие интереса к духовно-нравственной культуре; - развитие способности к духовно-нравственному самообразованию; - формирование потребности в развитии личностных качеств.
4. Художествен-но-публицис-тическая программа «Культура -наша жизнь» • когнитивный; • мотивацион-ный; • деятельност-ный; • рефлексивный. - формирование потребности участия в различных культурно-досуговых мероприятий, направленных на развитие духовно-нравственной культуры; - знания в области развития патриотического воспитания; - развитие запаса знаний в области духовно-нравственной культуры; - развитие интереса к духовно-нравственной культуре.
5. Викторина «Что? Где? Когда?» • когнитивный; • мотивацион-ный. - знания в области истории культуры родного края; - развитие запаса знаний в области духовно-нравственной культуры; - развитие интереса к духовно-нравственной культуре; - развитие способности к духовно-нравственному самообразованию; - формирование потребности в развитии личностных качеств.
6. Концертная программа • когнитивный; • мотивацион-ный; • деятельност-ный; • рефлексивный. - формирование потребности участия в культурно-досуговых мероприятиях, направленных на развитие духовно-нравственной культуры; - развитие запаса знаний в области духовно-нравственной культуры; - развитие интереса к духовно-нравственной культуре; - формирование потребности в развитии духовно-нравственных качеств; - формирование способностей в культурно-досуговой деятельности.
Данная программа по развитию духовно-нравственной культуры студенческой молодежи была разработана и реализована в течение года на кафедре социально-культурной деятельности в Кемеровском государственном институте культуры, однако учитывая возрастные особенности студентов, мы можем предположить, что этого времени не вполне достаточно для результативного ее развития. Следовательно, данная работа должна быть пролонгирована. Тем не менее, наша работа дала определённые положительные результаты. Результаты оценочно-диагностического этапа эксперимента, сравнительного анализа показали, что после проведения специальной культурно-досуговой работы наблюдается положительная динамика в изменении уровня духовно-нравственной культуры у участников эксперимента.
Таким образом, проведенное исследование доказало, что цели и задачи, поставленные перед исследованием, в целом решены. Полученные результаты имеют теоретическую и практическую значимость. Перспективными направлениями дальнейшего научно-практического поиска по исследованию данной проблемы можно считать:
• создание единой методологической базы по изучению проблем развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи в вузе;
• создание базы диагностических методик по выявлению уровня развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи;
• создание материально-технической базы, учебно-методического и научно-методического обеспечения, организационно-педагогических и психолого-педагогических условий для результативного развития духовно-нравственной культуры студентов в культурно-досуговой деятельности учреждения высшего образования.
Список литературы
1. Государственная программа «Развитие культуры» от 15 апреля 2014 года N 317 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/499091763
2. Культура России, основанная на знаниях: традиции и инновации подготовки кадров в сфере культуры и искусства / О. Ю. Астахов, О. Г. Басалаева [и др.]. Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2019. 312 с. Текст: непосредственный.
3. Локова, М. Ю. Молодежь как социальная реальность: три вопроса из исследовательской практики / М Ю. Локова // Научная мысль Кавказа. № 11. Ростов н/Д : Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. С. 98-102.
4. Модельный закон «О социально-культурной деятельности». Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 2016 года № 45-15 // Официальный ин-
тернет-портал правовой информации. URL: https://npa.espot.by/documents/ N21600187
5. Николаева И. И. Содержание формирования духовно-нравственной культуры студента // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. Адыгея : 2015. С. 70-76.
6. Педагогика волонтерства: феноменология и социально-культурная практика : кол. монография / под науч. ред. В. Д. Пономарева, М. И. Васильков-ской, Л. И. Лазаревой. Кемеровский государственный институт культуры. Кемерово : КемГИК, 2021. 312 с. Текст: непосредственный.
7. Пяшкур Ю. С. Исходный уровень когнитивного компонента нравственного развития студентов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. Шадринск : 2016. С. 71-74.
8. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 № 809 // Официальный интернет-портал правовой информации https://yandex.ru/search/?text= 0фициальный+интернет-портал+правовой+информации&сИ0=2270455 &banerid=0724004839%3ASW-da674365f5e6&win=417&lr=64
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/