Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФКИС'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФКИС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А У. Рашидов

Большинство исследований, изучающих проблему подготовки специалистов к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта, осуществляют ее решение на основе отдельного изучения профессиональных знаний, умений, навыков, а в системе их познания руководствуются здравым смыслом или неэффективными алгоритмами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А У. Рашидов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФКИС»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФКИС

А.У. Рашидов

УзГУФКС

АННОТАЦИЯ

Большинство исследований, изучающих проблему подготовки специалистов к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта, осуществляют ее решение на основе отдельного изучения профессиональных знаний, умений, навыков, а в системе их познания руководствуются здравым смыслом или неэффективными алгоритмами.

ВВЕДЕНИЕ

Представления, сформированные таким образом, стали привычными и определяют отношение к проблеме подготовки к управленческой деятельности в целом. Они воспринимаются в большинстве случаев как изначально существующие, единственно возможные и имевшие принципиальное значение. Поэтому проблема подготовки к управленческой деятельности студентов институтов физической культуры в целостном аспекте не ставилась и не подвергалась теоретическому осмыслению за исключением отдельных аспектов (мобилизационная, соревновательная) и частных характеристик (ЗУН, личностные качества). Образовалась ситуация своеобразного научно -методического "кризиса" целостного решения проблемы.

Уровень профессиональной готовности студента физкультурного вуза на современном этапе, связан, прежде всего, с наличием и реализацией в процессе профессиональной деятельности профессионально значимых знаний, умений, навыков (ЗУН), личностных качеств. Причем составляющие подготовки к управленческой деятельности трактуются как нечто самостоятельное, без существенных попыток определения их интегративных взаимодействий в рамках определенной целостности. Подобное отношение к подготовке к управленческой деятельности связано с тем, что в условиях педагогической деятельности она показательно не фиксируется. Ситуация проясняется лишь тогда, когда при наличии у субъекта педагогической деятельности значимых знаний, умений, навыков процесс и результаты его не всегда соответствует

социальным нормам: сказывается отсутствие целостного, интегрального проявления ЗУН в рамках профессиональной деятельности.

Проблема подготовки будущего специалиста к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта, несомненно, является социальной по происхождению, так как возникла и присутствует в связях с потребностями обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности по передаче социального опыта. Она имеет экономическое, психологическое и педагогическое выражение.

МЕТОДОЛОГИЯ

Социально-экономический аспект связан с тем, что недостатки в подготовке специалистов, приводящие к отклонению от уровня требований общества к профессиональной готовности, равносильны потере определенной доли совокупного общественного продукта. Кроме того, экономический ресурс общества фактически является зависимым от уровня интеллектуального потенциала общества, формируемого в процессе образования и определяемого мерой профессиональной готовности. Социально-психологический аспект проблемы подготовки к управленческой деятельности проявляется в необходимости мобилизации, регламентации, детерминации социальных и духовных ресурсов, активизации каждого субъекта профессиональной деятельности в сфере физической культуры, перестройке психологии исполнителя на установку производителя.

Социально-педагогический аспект проблемы подготовки к управленческой деятельности состоит в обеспечении формирования и регуляции профессиональной готовности студентов. Такие процедуры по своей сути являются педагогическими, так как характеризуются передачей и усвоением социального опыта в сфере физической культуры и спорта.

Исследование проблемы подготовки будущего специалиста к управленческой деятельности в области физической культуры и спорта, с одной стороны, облегчено, а с другой - затруднено.

Облегчено потому, что накоплен определенный опыт, фактологический материал частных научных исследований, способствующий решению проблемы подготовки к управленческой деятельности студентов университетов физической культуры во взаимодействии двух факторов. Во первых -продвижение вперед, так как обеспечивается развитие представления. Во-вторых - уточнение пути продвижения, так как отсекаются ошибочные направления исследований.

Затруднено исследование проблемы подготовки к управленческой деятельности потому, что полученные результаты в ходе научных исследований вызывают сомнения с точки зрения их адекватности в методологическом обеспечении, так как базируются на основаниях здравого смысла и не всегда поддаются систематизации из -за разнообразия ориентировок на противоречащие логические построения и терминологические обозначения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Многие исследования, проведенные до сегодняшнего дня, основаны на отношении к подготовке к управленческой деятельности будущего специалиста ФКиС в рамках формулы ЗУН. Эти работы в известной мере закрепили представления о том, что знания, умения, навыки являются компонентами профессиональной готовности. Однако они, на наш взгляд, не обеспечили необходимой ясности решения проблемы, так как "одномерные" результаты ее изучения не отразили реальную полноту состава отношений, характерных управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта - как целостной системы, и не показали возможности интегративного целого. Модели процесса подготовки к профессиональной деятельности, представленные на основе формулы ЗУН, отражают ее частично, но не системно.

Многогранность подходов в вопросе подготовки к управленческой деятельности подчеркивается в целом ряде публикаций. Преодолев терминологическое разнообразие, можно констатировать преимущественное выделение таких компонентов и их сочетаний, как умения, навыки, знания, мотивация, личностные качества студента.

Обобщая данные этих исследований, появилась возможность выделения необходимых и достаточных аспектов подготовки к управленческой деятельности будущего управленца. Это обстоятельство является позитивным фактом, так как способствует развитию системных представлений в осмыслении проблемы процесса подготовки. Тем не менее, разный набор компонентов, неоднозначность их трактовки и неоднородность оснований их композиции не способствует в полной мере реализации системного подхода в исследовании проблемы подготовки будущего специалиста к управленческой деятельности как целостного процесса. Однако эти и другие работы послужили отправным моментом для комплексного подхода в изучении различных аспектов подготовки к управленческой деятельности в сфере ФКиС.

Одни из первых зарубежных исследований такого рода в сфере физической культуры на диссертационном уровне проводили А.К.Мухамедалиева, И.Н.Орлова, О.А.Ояшева, В.И.Шестернина [131; с. 23]. Есть основания полагать, что подходы к этим исследованиям сформировались под влиянием проникновения идей системного подхода в общей педагогике. В результате проведенных исследований были выявлены данные о наличии связи между уровнем профессиональной готовности и ценностными ориентациями. Анализ готовности студентов университетов физической культуры к обучению позволил определить ее как сложно структурированное образование, включающее пять компонентов: мотивационной, информационный, практический, психологический

эмоционально-ценностный [169; с. 15].

В исследовании А.А.Данилова были сформулированы качества, которые должны быть сформированы в результате процесса подготовки будущих специалистов к управленческой деятельности в сфере ФКиС. К ним были отнесены идейно-политические качества, профессиональная компетентность, организаторские способности, творческая активность, дисциплинированность, оперативность, общественная активность, личностные качества. Это одна из первых работ, где предпринята попытка комплексной оценки готовности. Однако выделяемые компоненты явно не соответствуют критериям необходимости и достаточности, так как характеризуют различные уровни декомпозиции объекта. Во многих исследованиях присутствует неотработанность научных оснований выделения признаков, характеризующих профессиональную готовность. Поэтому отмечается противоречивость рекомендаций и несоответствие их имеющимся методологическим разработкам

ВЫВОД

Некоторые исследователи выделяют объективные и субъективные стороны готовности, при изучении проблемы совершенствования процесса подготовки к управленческой деятельности Объективные - успешность и стабильность, субъективные - мотивация и удовлетворение.

Комплексный анализ исследований в сфере подготовки к управленческой деятельности, способствовал переходу к формированию представлений о процессе подготовки к управленческой деятельности, как многокомпонентной

структуре, что привлекло внимание к целостному подходу в изучении процесса подготовки к управленческой деятельности будущего специалиста в области физической культуры и спорта. Идея интегрального, системного рассмотрения профессиональной подготовки возникла относительно давно. В качестве примера можно отметить высказывание Н.А. Бернштейна о том, что умелый человек должен не только знать, уметь, ощущать, но и действовать. В публикациях 2000-х годов подчеркивалась необходимость интеграции подготовки и отмечалось, что квалификация педагога определяется системой знаний, умений, чертами характера и мировоззрением.

REFERENCES

1. Khomidova, O. K., Asanova, N. V., Davidova, K. R., Shirieva, S. I., & Davronova,

1. A. (2021). Innovative methods of training runners for 5000 m and 10000 meters in the republic of Uzbekistan. Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(3), 101-110.

2. Xo'jamkeldiyev, G. S., G'aniboyev, I. D., Ziyayev, F. C., & Karimov, F. M. (2021). Kichik razryadli o'rta masofalarga yuguruvchilarning musobaqa oldi tayyorgarligi. Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(3), 270-274.

3. Бурлиев, У. K. (2021). Баркамол шах,с тарбиясида жисмоний маданият. Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(3), 275-278.

4. Yoldashov, S. S., Mamishev, O. E., & Jabbarov, H. A. (2021). Milliy ot sporti— "uloq-ko „pkari" o „yinining jamiyatda tutgan o „rni va uning ijtimoiy ahamiyati. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(3), 313-320.

5. Баратов, А., Сайдаулов, З., Ацмонов, Б., Хайдаров, Б., & Мирзатиллаев, И. (2021). Тусицлар оша югурувчиларнинг машFулотлари мазмуни. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(3), 321-327.

6. Saydqulov, Z., Baratov, A., Xaydarov, B., Mirzatillayev, I., & Aqmonov, B. (2021). G'ovlar osha 400 metr yuguruvchilarning ritm va texnikasini tahlili. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(3), 328-335.

7. Ziyayev, F. C., & Karimov, F. M. (2021). Yengil atletika sport turini rivojlantirishda umumiy o'rta t'alim maktablarining jismoniy tarbiya darslarida yengil atletika turlarini o 'rgatish metodikasini takomillashtirish samaradorligi. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(3), 348-355.

8. ТУЛАГАНОВ, А. А. (2021). Ёш футболчиларнинг уйин давомидаги чап ва унг оёкда бажариладиган техниктактик хдракатларини тахлил цилиш. Fan -sportga, 57-59.

9. Kholikov, B. K. (2021). Optimization of the ratio of physical and technical-tactical training of qualified kurash wrestlers. Eurasian Journal of Sport Science, 1(2), 185-190.

10. Karimov, A. A. (2021). The problem of training loads rationing of young hockey players at the stage of in-depth specialization in annual training cycle. Eurasian Journal of Sport Science, 1(2), 219-224.

11. Жуманиязов, А. Б. (2020). Жисмоний тарбия ва спорт менежменти буйича кадрлар тайёрлашнинг педагогик тахлили. Фан-Cnopmsa, (2), 74-77.

12. КАРИМОВ, А. (2020). Укув-машFулот гурухида ёш хоккейчиларни машFулот юкламасини оптималлаштириш. Фан^портга, (7), 39-41.

13. Tulaganov, S. H. F., & Muminov, A. S. (2020). Injuries in handball players and ways to prevent them. Journal of Critical Reviews, 7(5), 1699-1702.

14. Shavkatovich, M. A., Mirzakarimovich, R. M., & Abdulatifovich, A. B. (2021, January). Tools and methods of development of handball players at the preliminary preparation stage. In Archive of Conferences (Vol. 13, No. 1, pp. 146-151).

15. Турсунов, Н. Б., & Оздаева, В. Р. (2017). Распространенность спортивных травм среди спортсменов-дзюдоистов. Молодой ученый, (5), 546-551.

16. Adilov, S. Q., Berdiyev, F. O., Jumaqulov, A. B., & Anarbayev, T. R. (2021). Erkin kurashchilarini mashg 'ulot jarayonlarida modellashtirishni asosiy tarkibiy qismlarini o 'rganish. Academic research in educational sciences, 2(4), 1717-1722.

17. Xolmatov, A. I., Tashnazarov, D. Y., & Kurganov, O. N. (2021). YUNON-RIM kurashchilariga texnik usullarni o „rgatishda modellashtirish usulining samaradorligi. Academic research in educational sciences, 2(4), 1708-1716.

18. СОЛИЕВ, И. Р. (2021). ТОКИО (ЯПОНИЯ) ШАДРИДА БУЛИБ УТГАН XXXII ОЛИМПИЯ УЙИНЛАРИДА СПОРТНИНГ ЕНГИЛ АТЛЕТИКА ТУРИ БУЙИЧА УТКАЗИЛГАН МУСОБА^АЛАРНИНГ ТАДЛИЛИ. Fan - sportga, 1315.

19. ХАЛМУХАМЕДОВ, Р. Д., АНАШОВ, В. Д., & АЛИМОВА, Д. А. (2021). Итоги выступления сборной команды узбекистана по боксу на xxxii олимпийских играх в токио - 2020 (ЯПОНИЯ). Fan - sportga, 5-7.

20. Jumanova, F. U., & Alfayzov, S. A. (2021). Boshqaruv ilmiga sharq mutafakkirlarining ilmiy qarashlari. Academic research in educational sciences, 2(4).

21. Nazarova, Z. X. (2021). The role of motivation in the development of girls' boxing skills. Electronic journal of actual problems of modern science, education and training, 12-16.

22. Мнажатдинова, Р. З. К. (2021). Феномен религиозности личности в зарубежной и отечественной психологии. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(3), 230-238.

23. Сирлиев, Э. Н., & Узоцов, А. X,. У. (2021). Дзюдочи шахсидаги устувор сифатларни урганишнинг психологик ахдмияти. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(3), 185-192.

24. Mahmudov, A. M. (2021). Pedagogical and psychological basis of formation of management skills in leadership in the field of physical training and sports. Electronic journal of actual problems of modern science, education and training, 25-29.

25. Mirzatillayev, I., Baratov, A., Saydqulov, Z., Aqmonov, B., & Xaydarov, B. (2021). O 'quv mashg 'ulot guruhlarida umumiy va maxsus jismoniy tayyorgarlik davrida jismoniy yuklamalarni me'yorlashtirish. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(3), 298-303.

26. Yusupov, I. A., Ismoilova, D. T., Shirinov, S. B., Mamaraimov, S. X., & Normurodov, N. B. (2021). O 'zbekiston yengil atletikachilarining chet el musobaqalarida 2018-2021-yilllardagi ishtiroki tahlili. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(3), 304-312.

27. Sayidqulov, V. Z., Baratov, A., Xaydarov, S. B., Aqmonov, O. B., & Mirzatillayev, I. I. (2021). NAYZA ULOQTIRUVCHILARNI KUCH QOBILYATINI RIVOJLANTIRISH. CENTRAL ASIAN RESEARCH JOURNAL FOR INTERDISCIPLINARY STUDIES (CARJIS), 1(3), 363-368.

28. Abdukhamidov, R. N. (2021). IMPROVING PSYCHOPHYSIOLOGICAL TRAINING OF TEENAGE BOXERS WITH THE HELP OF IMPROVISED MEANS OF GAMES. Berlin Studies Transnational Journal of Science and Humanities, 1(1.5 Pedagogical sciences).

29. Абдухамидов, Р. Н. (2021). Самарали восита ва усуллар ёрдамида усмир боксчиларнинг психофизиологик тайёргарлигини такомиллаштириш. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1).

30. Халмухамедов, Р. Д., Абдухамидов, Р. Н., Каримов, Ш. & Усмонхужаев, С. Т. (2021). Современные проблемы судейства в боксе. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1).

31. Ражабов, Г. К. (2021). Показатели тактико-технических действий высококвалифицированных боксеров в соревновательных боях в условиях отсутствия и возникновения стрессовых факторов (помех). Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1).

32. Ражабов, F. (2021). Малакали боксчиларнинг турли экстремал шароитларида мусобаца фаолияти натижадорлиги. Academic research in educational sciences, 2(1), 161-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.