Научная статья на тему 'Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентоспособности специалиста'

Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентоспособности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПСИХОПЛАСТИКА / VOCATIONAL TRAINING / COMPETITIVENESS / PSYCHOPLASTICITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леванова Е. А., Пушкарева Т. В.

В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной подготовки педагогов в современных условиях, определены основные направления формирования конкурентоспособности специалистов сферы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL READINESS FOR PRACTICAL ACTIVITIES OF THE TEACHER AS GUARANTEE OF COMPETITIVENESS OF THE EXPERT

The paper considers actual problems of vocational training of teachers in modern conditions are considered, the main directions of formation of competitiveness of experts of education are defined

Текст научной работы на тему «Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентоспособности специалиста»

УДК 371(075)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК ЗАЛОГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарева

В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной подготовки педагогов в современных условиях, определены основные направления формирования конкурентоспособности специалистов сферы образования

Ключевые слова: профессиональная подготовка, конкурентоспособность, психопластика

В профессиональном становлении педагога традиционно считается значимым две составляющие учебный процесс и практика в образовательных учреждениях. Действительно, сбалансированное соотношение теоретической и практической подготовки студентов педвуза является одним из ведущих факторов, определяющих эффективность профессионального становления педагога. Отсутствие научной концепции современной модели выпускника, сочетающего высокую степень овладения теоретическими знаниями с высоким уровнем развитости необходимых практических

педагогических навыков; диагностических методик определения уровня готовности студента к практической работе, неразработанность в системе работы вуза персонализации обучения и развитии личности педагога привело сегодня к потере профессиональных ориентиров и

конкурентоспособности у выпускников. Всё это актуализирует проблему организации учебной практики, в содержании которой необходимо акцентировать внимание на овладение навыками общения, сотрудничества, взаимодействия, а форма их проведения должна обеспечивать высокий уровень самостоятельности, позволяющий трансформировать получаемые теоретические знания в практическую готовность. А так же включение во внеурочную деятельность, которую мы рассматриваем с точки зрения наполненности её профессиональным содержанием.

Профессиональная подготовка педагога -процесс сложный, многоплановый и не предусматривает линейности. Его результативность зависит от многих факторов. Конечно, учебный процесс занимает особое место и имеет свою специфику. Кроме того, личностные качества педагога, его черты характера чрезвычайно важны для профессиональной деятельности. Процесс интеграции обучения и развития личностных качеств может быть обеспечен во внеучебной деятельности будущего педагога. Зачастую, под внеучебной деятельностью понимают только культурно-развлекательную деятельность

студентов. Мы же в первую очередь видим

Леванова Елена Александровна - МШУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected] Пушкарева Татьяна Владимировна - МШ У, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected]

перспективность в профессионально-

ориентированной внеаудиторной деятельности, какой является, например, студенческие педагогические и волонтёрские отряды, участие в социальных подростковых и молодёжных проектах и многое другое.

Сложность современной социально-политической и психологической обстановки в обществе, характеризующейся переоценкой старых ценностей, отказом от идеологических доминант в сложном процессе нравственного становления личности, привела к поиску принципиально новых подходов к профессиональной подготовке педагога, основанных на гуманизации всей системы образования, сущность которой определяется самой гуманистической природой педагогической деятельности, в центре которой находится формирующаяся личность как «высшая ценность».

Гуманизация педагогического образования предусматривает, прежде всего, субъектное развитие и саморазвитие личности педагога, готового на профессиональном уровне участвовать не только в учебном, но и воспитательном процессе, реализовать на практике современные педагогические технологии, осуществлять во всех сферах своей деятельности. В предлагаемой нами технологии формирования практической готовности в целостной системе

профессионального образования педагога принцип субъектного развития и саморазвития личности учителя является основополагающим.

Разработанные и апробированные технологические карты обучения и взаимодействия студентов в реальном процессе практической педагогической деятельности предусматривают наряду с формированием профессионально значимых качеств личности овладение каждым студентом системными знаниями о закономерных связях человека с природой, государством, о процессах становления личности в реальном социокультурном и образовательном пространстве, развитие творческого потенциала каждого будущего педагога, формирование внутренней установки на самообразование, самовоспитание и саморазвитие. Одним из возможных вариантов реализации этого принципа является самостоятельная творческая педагогическая деятельность, какой в процессе обучения может быть летняя педагогическая практика. Она дает

возможность студенту почувствовать себя действительно субъектом своего

профессионального становления и субъектом педагогического процесса.

Отсюда важнейшим условием готовности к осуществлению практической педагогической деятельности является наличие наряду с основательными знаниями предметов и педагогическим мастерством, таких качеств, как эмпатия, искренность, положительное

самовосприятие, отсутствие тревожности и неуверенности в себе. Р.Бернс говорит о необходимости формирования позитивной трансформации «Я»-концепции студента педагогического вуза. Изучая индивидов с ярко выраженной тенденцией к позитивному восприятию себя и окружающих, с тенденцией к самоактуализации, он обнаружил, что они отличаются от остальных более адекватным восприятием реальности и испытывают более комфортное состояние в окружающем мире. И поскольку «Я» человека составляет неотъемлемую и важнейшую часть той реальности, которую он воспринимает, «самоактуализирующаяся личность лучше знает себя и легче принимает себя таким, какой он есть», что чрезвычайно важно для педагога. Что бы реализовать задачу формирования профессионально - ориентированной личности педагога мы организуем внеаудиторную деятельность, например, студенческий

педагогический отряд. Сама идея педагогических отрядов не так уж нова, и на протяжении практически всей истории как советского, так и российского периодов высшего образования педагогические отряды в той или иной форме существовали. Если в первые годы советской власти это были отряды вожатых, которые работали с детьми по месту жительства, то сегодня - это совсем другое явление, это сложное, многоплановое, многогранное объединение студентов, призванное решать свои профессиональные задачи в нескольких направлениях, прежде всего это педагогическое сопровождение детей и подростков в самых разных детских учреждениях: детских оздоровительных лагерях, клубах по месту жительства, школах, психологических консультационных пунктах для детей и подростков, находящихся в зоне действия учреждений дополнительного образования детей.

Второе направление работы педагогических отрядов - это формирование собственной устойчивой профессиональной позиции, профессиональной установки на взаимодействие с детьми еще в процессе «ученичества», т. е. студенчества, что также является важной составляющей профессиональной подготовки педагога.

Естественно, участие в педагогическом отряде формирует значимые профессиональные качества личности будущего педагога и, конечно же, помогает сформировать операциональные умения и навыки.

Выпускник любого вуза, начиная свою профессиональную деятельность, проходит

репродуктивный период, период калькирования чужого опыта. Студент, прошедший школу педагогического отряда, этот период оставляет позади и, приступая к профессиональной деятельности, начинает моделировать собственную педагогическую деятельность, наращивать собственный педагогический опыт. Кроме того, работа в педагогическом отряде дает огромный, ни с чем не сравнимый опыт педагогической коммуникации, который в перспективе ложится в основу всей профессиональной деятельности специалиста, но, как правило, именно на эту сторону менее всего обращается внимание в процессе профессиональной подготовки в вузе: умение работать в команде, работать с напарником, подчинять свои интересы решению общих задач -то, с чем педагог в первую очередь сталкивается, приходя в школу или детское учебно-воспитательное учреждение. Очень часто выпускник вуза не умеет работать в команде, работать на основе сотрудничества и педагогически грамотно общаться. Естественно,

профессиональная готовность, в том числе и члена педагогического отряда, - это очень сложное целостное личностное образование, соединяющее в себе и мотивационный, и содержательно-деятельностный, и интеллектуальный, и коммуникативно-технологический, и

результативно-деятельностный, и оценочно-прогностический компоненты - все то, что ложится потом в основу так называемой практико- и личностноориентированной технологии

собственной педагогической деятельности.

В результате такой последовательной, практическо-ориентированной деятельности

несомненным профессиональным приобретением студента является накопление реального профессионального опыта, а не только «квази» ( например, как это происходит в учебном процессе). Кроме того, в процессе реальной педагогической деятельности формируется устойчивая

профессиональная позиция, профессиональная установка, у каждого будущего педагога формируются профессионально значимые качества личности, накапливается опыт педагогической коммуникации, умение работать в команде, с напарником, умение подчинять свои интересы решению профессиональных задач и т.д.

Таким образом, профессиональная готовность - сложное, целостное, личностное образование, соединяющее в себе мотивационный комплекс, содержит деятельностный, интеллектуальный, коммуникационный и прогностический

компоненты, а также операционально-технологические умения и, конечно же, личностные качества будущего специалиста.

Феномен профессиональной подготовки заключается в том, что именно личностные качества являются индикатором профессиональной компетентности, обеспечивающий в будущем конкурентоспособность специалиста. Все полученные знания могут быть сведены к «нулю», если у педагога не сформированы

целеустремленность, потребность к

профессиональному совершенству, к преодолению трудностей и т. д.

В связи с тем сегодня крайне важно обеспечить у выпускника социальную гибкость, профессиональную флексибильность и личностную мобильность, т. е. обеспечить развитие психопластики. Именно эти три составляющие позволят молодому специалисту достаточно эффективно адаптироваться в новых для него условиях профессиональной деятельности.

Нами определены основные векторы развития психопластики молодого специалиста: первый вектор - самоценность специалиста: самопознание, выявление ресурсов личности, развитие рефлексии, саморазвитие ценность физического и психического здоровья, саморегуляция,

целесообразность в достижении социальных, профессиональных и личностных целей, раскрытие творческого потенциала, навыки

самостоятельности в деятельности и принятии решений, навыки психической защиты и уверенности в себе и своих силах; второй вектор -ценность профессионального коллектива: преемственность, гибкость и мобильность в условиях взаимодействия специалистов в коллективе, умение решать общие задачи, работать на общий результат, анализировать результат, ролевые позиции, навыки конструктивного поведения в нестандартных, стрессовых и конфликтых ситуациях, адекватность в ситуации выбора, принятие ответственности за других, за принятие решений, навыки лидера; третий вектор -ценность межличностных коммуникаций: профессиональная культура и межличностные коммуникации на всех уровнях и структурах, толерантность, флексибильность, эмпатия,

диалогичность; четвертый вектор - социальная значимость профессиональной деятельности: ответственность и самостоятельность в выборе жизненного и профессионального пути, навыки делового общения в социуме, способность к решению проблем и ситуативных задач, навыки самопрезентации, построение взаимодействия с людьми, готовность общаться и взаимодействовать в любых условиях социума.

Психопластика молодого специалиста - это способность духовной организации личности к адекватным перестройкам в ответ на значимые изменения внутренних и внешних факторов, ее внутреннюю согласованность, соразмерность и гармоничность в отношениях и восприятии человека человеком, что и является фундаментом конкурентоспособности специалиста.

Литература

1. Леванова Е.А. Подросток. Концепция психопластики личности. -М: Издательство «Омега». 2002 г.

2. Леванова Е.А., Пушкарева Т.В., Субочева М.Л. Проектирование постдипломного педагогического образования преподавателей колледжей - М: Издательство «Спутник». 2013 г.

3. Леванова Е.А. Практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке педагогов. Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. 2013г.

4. Пушкарева Т.В. Интериоризация профессионально-ориентированных знаний будущими социальными педагогами / Т.В.Пушкарева - М: Изд-во ФГУП ГНЦ РФ, 2011.

5. Пушкарева Т.В. Формирование готовности социального педагога к диагностике в профессиональной деятельности / Т.В.Пушкарева - М.: Изд-во ФГУП ГНЦ РФ, 2007.

Московский педагогический государственный университет

PROFESSIONAL READINESS FOR PRACTICAL ACTIVITIES OF THE TEACHER AS GUARANTEE OF COMPETITIVENESS OF THE EXPERT.

E.A. Levanova, T.V. Pushkarev

The paper considers actual problems of vocational training of teachers in modern conditions are considered, the main directions of formation of competitiveness of experts of education are defined

Key words: vocational training, competitiveness, psychoplasticity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.