УДК 378.14 ББК 74
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
I Е.И. Мычко
Аннотация. В статье обосновываются концептуальные идеи, с позиции которых формулируются цели, содержание и условия внедрения практико-ориентированных технологий в процессе подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: профессиональное обучение, технология обучения, практико- ориентированные технологии.
PRACTICE ORIENTED TECHNOLOGIES IN THE MODERN PROFESSIONAL EDUCATION
| E.I. Mychko
Abstract. The article deals with the conceptual ideas which are based on defining the aim, the content and conditions of the introduction of practice oriented technologies in theprocess of future teachers' training. B1
Keywords: professional education, educational technology, practically oriented technology.
Общая тенденция модернизации современного образования существенно изменяет понимание «образовательного результата». Акцент делается не на преподавании, а на том, что студент умеет, и на что он будет способен при реализации образовательной программы.
В ходе поиска новой парадигмы приоритетами выступает обновление технологии образования, направленной на формирование культуры
профессионального мышления, освоение инновационных идей и представлений о происходящих модификациях социальной жизни и специфике индивидуально-личностных проблем профессиональной деятельности. Этот процесс возможно и необходимо начинать осуществлять еще на этапе школьного образования. В этом смысле интересен опыт реализации концепции психопластики личности, разработанной коллек-
2 / 2016
Преподаватель ^
тивом научной школы профессора Е.А. Левановой [1].
В настоящее время новые федеральные государственные образовательные стандарты изменяют целевые ориентиры подготовки будущего педагога. В свою очередь, вузы обладают академическими свободами в разработке содержания педагогического образования и выборе технологий обучения.
Важно понимать, что такой подход увеличивает риск разрушения целостности образовательного пространства при подготовке педагогических кадров. Возникает необходимость проектирования образовательного процесса, суть которого заключается в единстве содержательных элементов: учебных модулей обязательной и вариантной части, учебной и производственной практик, самостоятельной научно-исследовательской работы. По нашему мнению, процесс становления педагога должен соответствовать следующим требованиям: пп • раскрытие многомерной при-62 роды профессиональной деятельности;
• обеспечение содержательно-технологической мобильности;
• представление возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории каждого студента с учетом накопленного им социального опыта и личностных потребностей;
• сознательное преобразование педагогических идей в педагогические знания и в дальнейшем в профессиональные компетенции.
Мы согласны с мнением Е.А. Левановой о том, что только практико-ориентированные техно-
логии способны предложить идеи, которые могут дать ориентиры для формирования конструктивных идей и целей в сфере профессиональной деятельности.
Практико-ориентированные технологии способны обеспечить запросы, которые поступают:
• от научной деятельности на дальнейшую разработку современных образовательных парадигм;
• от современного социума, ориентированного на посильную самостоятельную ориентацию в информационном обществе;
• от современного производства во всех его сферах на формирование соответствующим образом подготовленного специалиста.
Таким образом, практико-ориен-тированные технологии представляют как образовательную, так и научную и информационную деятельность.
Исходя из такой практики, можно указать на следующие аспекты для изучения:
• практико-ориентированные технологии рассматриваются как способы рациональной организации групповой и индивидуальной деятельности человека;
• практико-ориентированные технологии есть учение, стремящееся распространить психолого-педагогические закономерности на возможно большее количество социальных практик;
• практико-ориентированные технологии понимаются как деятель-ностные технологии, обеспечиваю -щие разносторонние личностные запросы.
Мы определили приоритетное место и значительную роль деятель-
Преподаватель
ВЕК
2 / 2016
ностного критерия практико-ориентированных технологий, но рассмотрим еще один немаловажный критерий.
В основе целеполагания технологии лежит и приоритет личности с ее потребностями, способностями, интересами и особыми нуждами. Проблема личности решается через проблему деятельности, а психика как деятельность реализуется через познание. Иначе говоря, активны оба вида деятельности — практическая и психическая потому, что обе преобладающие. Мы считаем, что отличительной особенностью практи-ко-ориентированных технологий является приоритет развития личности не только как цели, но одновременно процесса и результата взаимодействия с социумом.
Важно представить сущностные характеристики практико-ориенти-рованных технологий:
1. Гуманистическая парадигма — основа технологий, личность есть главная ценность:
• в процессе профессиональной подготовки происходит удовлетворение собственных запросов и потребностей;
• личность реализует творческое начало в организации образовательного процесса.
2. На психологическом уровне: в центре — «Я-концепция», элементами которой выступают потребности и ценности личности, отражающие личный мир переживаний человека.
3. На педагогическом уровне: наличие собственной профессиональной среды (стиль общения, знания, методы воздействия, активное начало учащихся).
4. Рефлексия как условие реализации технологии: собственный
творческий потенциал переводится в профессиональное мастерство.
Представленная характеристика практико-ориентированных технологий позволяет обобщить их преимущества:
• обеспечивают студенту большую свободу выбора образовательного маршрута;
• обладают большей гибкостью при переходе на модульную структуру содержания обучения;
• обеспечивают сетевое партнерство «вуз — школа» при организации подготовки педагогов;
• способствуют включению работодателей в процессе подготовки педагогических кадров.
Именно поэтому исследователи предлагают возможности прак-тико-ориентированных технологий рассматривать в нескольких аспектах (М.В. Кларин, Е.А. Леванова, Н.Н. Суртаева, В.Е. Шукшунов и др.):
• профессионального взаимодействия;
• профессионального становления;
• стимулирования инновационной, поисковой, творческой профессиональной деятельности;
• социального партнерства с образовательными структурами, осуществляющими передачу зафиксированных в культуре образцов знаний и опыта.
Важно указать на то, что предметный и социальный контексты практико-ориентированных технологий способствуют формированию у студента более полного представления о многообразии профессиональных и социальных связей у будущего педагога, получению соответствующего эмоционально-ценностного опыта. В процессе реализации тех-
63
2 / 2016
Преподаватель
ВЕК
нологий формируется общая профессиональная компетентность, в которую включаются:
• концептуальная компетенция (понимание теоретических основ своей профессии);
• операциональная компетенция (способность овладеть навыками управления, анализа общих стратегий);
• интегративная (понимание культурного, экономического и социального контекста, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность);
• адаптивная (умение предвидеть, подготовиться к тактическим изменениям);
• межличностная (наличие навыков эффективной коммуникации на всех уровнях профессионального взаимодействия).
Мы согласны с мнением Е.А. Ле-вановой, что общая профессиональная компетентность может выступать показателем развития будущего педагога по деятельностному и личностному критериям практико-64 ориентированных технологий [2].
Важно иметь в виду, что прак-тико-ориентированные технологии
предполагают отказ от поиска универсального образовательного процесса, поскольку выбор соответствующей технологии основывается только на единстве государственного стандарта и личностного начала.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леванова, Е.А. Подросток: концепция психопластики личности [Текст] / Е.А. Леванова. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002. - 40 с.
2. Леванова Е.А. Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентоспособности специалиста [Текст] / Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарева // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10. - № 3-2. - С. 148-150.
REFERENCES
1. Levanova E.A., Professionalnaya gotovnost k prakticheskoj deyatelnosti pedagoga kak zalog konkurentosposobnosti specialist, Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, T. 10, No. 3-2, pp. 148-150. (in Russian)
2. Levanova E.A., Podrostok: kontseptsiya psikhoplastiki lichnosti, Moscow, 2002, 40 p. (in Russian)
Мычко Елена Иосифовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и образовательных технологий, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, [email protected] Mychko E.I., ScD in Pedagogy, Professor, Pedagogy and Educational Technologies Department, Immanuel Kant Baltic Federal University, [email protected]
Преподаватель
2 / 2016