Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ К ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ К ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классное руководство / ценностно-смысловое взаимодействие / педагогическое взаимодействие / дихотомия «семья-школа» / classroom management / value-semantic interaction / pedagogical interaction / family-school dichotomy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Судакова Светлана Сергеевна

Эффективное общение и сотрудничество между классными руководителями и семьями играют ключевую роль в формировании образовательного пути ребенка. В данной научной статье исследуется готовность будущих классных руководителей к ценностно-смысловому взаимодействию с семьей. Ценностная семантика относится к общим ценностям и убеждениям, которые лежат в основе значимых отношений между учителями и семьями, способствуя созданию благоприятной учебной среды. Путем всестороннего анализа проблем и возможных решений в этой статье делается попытка подчеркнуть важность подготовки будущих учителей к значимому участию семьи для повышения академического и социально-эмоционального развития учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Судакова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective communication and collaboration between form teachers and families is key to shaping a child's educational path. This scientific article examines the readiness of future class teachers for value-semantic interaction with the family. Value semantics refers to the shared values and beliefs that underlie meaningful relationships between teachers and families, contributing to a supportive learning environment. Through a comprehensive analysis of the problems and possible solutions, this article attempts to highlight the importance of preparing future teachers for meaningful family involvement in order to enhance the academic and socio-emotional development of students.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ К ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 37.018.26

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ К ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

преподаватель, аспирант Судакова Светлана Сергеевна Старооскольский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательскийуниверситет» (г. Старый Оскол)

Постановка проблемы. Роль классного руководителя является важной и многогранной, требующей уникального набора навыков и качеств. Классные руководители служат не только педагогами, но и наставниками, образцами для подражания и опекунами для своих учеников. Подготовка будущих учителей к этой ответственности - сложная задача, требующая комплексного подхода.

Вместе с тем благополучие ребёнка, а вместе с ним и будущего общества, находится на стыке двух важнейших социальных институтов - семьи и школы. И именно классный руководитель выступает в роли посредника между двумя этими важными элементами детской жизни. Таким образом, особенно актуальной становится проблема профессиональной готовности будущего классного руководителя к ценностно-смысловому взаимодействию с семьёй.

Изложение основного материала исследования. Корябкина Е. В. определила, что формирование главной функции профессионально-педагогической деятельности классного руководителя - воспитательной - определилось к концу XIX в. [3,С. 124].

По мнению Радионова Е.В., словосочетание «классное руководство является» противоречивым [5, С. 223]. С одной стороны, классный руководитель выполняет руководящую роль, с другой - способствует развитию дружеских, доверительных отношений, создаёт условия для формирования собственной позиции и взглядов ученика. Любой учитель, взявшийся за классное руководство, должен уметь совмещать эти направления своей деятельности.

Это, в первую очередь, связано с усложнением и актуализацией отношений учитель-ученик, учитель-родитель, ребенок-родитель, в которых классный руководитель выступает вектором развития конструктивных отношений между участниками образовательного процесса. Современная школа ставит перед профессиональным потенциалом классного руководителя довольно широкие задачи: сегодня недостаточно следование положению о классном руководстве в школе, учитель должен обладать высокой личной заинтересованностью в развитии своих подопечных, обладать широким кругозором знаний, а также психологическими знаниями особенностей детей и семей, их воспитывающих.

Выделяют следующие функции классного руководителя:

- аналитико-диагностическая, способствующая определению личностных качеств учеников, специфики их мышления;

- планирование, заключающееся в определении целей и направления развития учащегося;

- организационно-координирующая, заключающаяся в организации внеурочной деятельности;

- контрольно-координирующая, основу которой составляет умение классным руководителем оценивать результаты деятельности [1, С. 90]. Каждая из этих функций представляет значимость как для классного руководителя, так и для учеников. Именно на реализацию данных функций в первую очередь ориентируют выпускника педагогических высших учебных заведений. Однако особого внимания заслуживает проблема подготовки будущего учителя к роли классного руководителя в аспекте ценностно-смыслового взаимодействия с семьёй обучающегося. Это особенно важно, если учитывать тот факт, что социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций [2, С. 38].

В основе построения сильного и поддерживающего образовательного сообщества лежит концепция ценностно-смыслового взаимодействия педагога и семьи. Он включает в себя осмысленный обмен ценностями, убеждениями и ожиданиями между учителем и родителями или опекунами учащихся. Это взаимодействие имеет жизненно важное значение для создания позитивной учебной среды, поскольку оно способствует открытому общению, взаимопониманию и совместным усилиям для обеспечения целостного развития ребенка.

Ценностно-смысловое взаимодействие предполагает признание и уважение разнообразия культурных, социальных и эмоциональных особенностей каждой семьи. Это означает признание уникальных ценностей и устремлений семей в отношении образования и будущего их детей. Принимая во внимание это разнообразие, учителя могут создать инклюзивное и гостеприимное пространство, где родители чувствуют себя ценными и наделенными полномочиями как важные партнеры в учебном путешествии своего ребенка.

Механизмом педагогического взаимодействия в дихотомии «семья - школа» выступает ценностно-смысловое единство на основе диалоговых отношений, создающих «поле понимания по формированию у старшеклассников семейных духовно -нравственных ценностей». Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Классный руководитель выступает духовным посредником между обществом и ребенком в приобщении его к культурным ценностям, содействует созданию условий для формирования навыков взаимодействия школьника с окружающей действительностью [4, С. 126].

Именно общение играет центральную роль в ценностно-смысловом взаимодействии с семьей. Будущие классные руководители должны развивать эффективные коммуникативные навыки, способствующие открытому диалогу и взаимопониманию. Крайне важно создать гостеприимную и инклюзивную среду, в которой родители могли бы выразить свои взгляды, опасения и чаяния в отношении своих детей. Активно слушая и признавая уникальные взгляды каждой семьи, классные руководители могут наладить прочные партнерские отношения с родителями, работая совместно в интересах развития ребенка.

Открытое и прозрачное общение является краеугольным камнем ценностно-смыслового взаимодействия. Установление регулярных каналов связи позволяет учителям и семьям делиться мыслями, проблемами и успехами, связанными с академическим и личным ростом ребенка. Такой обмен информацией способствует возникновению чувства доверия и сотрудничества, что необходимо для создания совместной учебной среды, выходящей за пределы классной комнаты.

Эмпатия играет важнейшую роль в ценностно-смысловом взаимодействии. Понимание проблем и радостей, которые семьи испытывают при воспитании своих детей, дает учителям возможность оказывать индивидуальную поддержку. Демонстрируя эмпатию, учителя могут помочь облегчить беспокойство и удовлетворить уникальные потребности каждого ученика, тем самым укрепляя партнерство между родителями и учителями. Каждая семья может столкнуться с различными проблемами и обстоятельствами, которые влияют на учебный путь их ребенка. Будущие классные руководители должны проявлять понимание и сострадание, работая вместе с семьями над устранением любых трудностей или препятствий, которые могут возникнуть. Способствуя поддерживающим и чутким отношениям, учителя могут создать чувство доверия и уверенности в семье, что приведет к улучшению самочувствия учащихся и успеваемости.

В работе классных руководителей выделяются три основных направления:

• просвещение родителей;

• управление;

• организация совместных мероприятий.

В связи с этим отдельного внимание заслуживают формы организации ценностно-смыслового взаимодействия в рамках дихотомии «семья - школа». Способы взаимодействия классного руководителя и семьи учащегося играют решающую роль в формировании содержательного и эффективного ценностно-смыслового взаимодействия. Этот аспект образования делает упор на обмен ценностями, убеждениями и стремлениями, что в конечном итоге способствует целостному развитию ребенка. Вот несколько ключевых методов для облегчения этого важного взаимодействия:

Регулярные родительские собрания: Запланированные встречи между классным руководителем и семьей обеспечивают структурированную платформу для обсуждения успеваемости учащегося, его сильных сторон и областей улучшения. Эти конференции предлагают возможности для изучения общих ценностей, целей и ожиданий в отношении образования ребенка.

Открытые коммуникационные каналы. Создание открытых и доступных коммуникационных каналов жизненно важно для ценностно-семантического взаимодействия. Учителя могут использовать электронную почту, телефонные звонки или платформы для обмена сообщениями, чтобы делиться новостями об академическом и социальном развитии ребенка, а также решать любые проблемы или вопросы, которые могут возникнуть у родителей.

Мероприятия по взаимодействию с семьей. Организация мероприятий по взаимодействию с семьей, таких как семинары для родителей, дни открытых дверей в школах и культурные праздники, позволяет семьям активно участвовать в учебном путешествии своего ребенка. Эти мероприятия предоставляют платформу для понимания и оценки различных культурных традиций и ценностей.

Посещения на дому: В некоторых случаях посещения на дому могут быть ценным методом укрепления связи между учителем и семьей. Посещение дома учащегося позволяет учителям получить представление о повседневной жизни ребенка, семейной динамике и ценностях, поддерживаемых в семье.

Опросы семей: периодические опросы семей могут помочь учителям собрать отзывы об эффективности их методов обучения и практики в классе. Опросы также предоставляют семьям возможность выразить свое мнение о школьных ценностях и целях.

Совместное принятие решений: вовлечение семей в процессы принятия решений, касающихся образования их ребенка, способствует общему чувству сопричастности и ответственности. Учителя могут запросить мнение родителей по таким вопросам, как внеклассные мероприятия, экскурсии и образовательные ресурсы.

Образовательные программы для родителей: организация мастер-классов и семинаров для родителей по различным темам, таким как эффективное общение, позитивная дисциплина и развитие ребенка, укрепляет их понимание потребностей своего ребенка и создает благоприятную домашнюю среду.

Празднование достижений учащихся. Признание и празднование достижений учащихся как в академической, так и в неакадемической областях воспитывает в семьях чувство гордости и участия. Признание и оценка усилий учащихся укрепляет партнерские отношения между учителями и семьями.

Индивидуальная поддержка: Предложение индивидуальной поддержки учащимся в зависимости от их уникальных потребностей и стилей обучения демонстрирует семьям, что учитель внимателен к росту и благополучию их ребенка.

Важным является то, что тематика данных мероприятий включает интериоризацию ценностей, на основе которых строятся отношения между членами семьи; семейных традиций, задающих и сохраняющих основные семейные ценности; семейные события и праздники, порождающие ценностные приоритеты семьи.

При этом ценностно-смысловое взаимодействие выходит за рамки академического прогресса. Он включает в себя развитие характера, эмоциональное благополучие и социальные навыки. Учителя, участвующие в содержательном диалоге с семьями об общих ценностях и чертах характера, помогают укреплять позитивное поведение как дома, так и в школе. Такое сотрудничество способствует согласованному подходу к заботе о росте ребенка и обеспечивает постоянную поддержку его общего развития.

Программы профессионального развития должны подчеркивать значимость ценностно-смыслового взаимодействия с семьей, снабжая будущих классных руководителей практическими стратегиями и подходами к созданию содержательных партнерских отношений. Обучение межкультурному общению, разрешению конфликтов и сотрудничеству родителей и учителей может помочь гарантировать, что классные руководители должным образом подготовлены к сложностям взаимодействия с семьей.

Выводы. Таким образом, концепция ценностно-смыслового взаимодействия педагога и семьи является стержнем эффективного воспитания. Признавая и уважая ценности и убеждения, которые семьи приносят с собой, способствуя открытому общению, демонстрируя эмпатию и сотрудничая в развитии характера, учителя могут построить прочные партнерские отношения с семьями. Такой совместный подход обогащает образовательный опыт учащихся, повышает их благополучие и укрепляет образовательное сообщество в целом. В конечном счете, ценностно-семантическое взаимодействие дает учителям и семьям возможность работать вместе, способствуя академическому и личностному росту каждого ребенка, закладывая основу для непрерывного обучения и успеха.

Аннотация. Эффективное общение и сотрудничество между классными руководителями и семьями играют ключевую роль в формировании образовательного пути ребенка. В данной научной статье исследуется готовность будущих классных руководителей к ценностно-смысловому взаимодействию с семьей. Ценностная семантика относится к общим ценностям и убеждениям, которые лежат в основе значимых отношений между учителями и семьями, способствуя созданию

благоприятной учебной среды. Путем всестороннего анализа проблем и возможных решений в этой статье делается попытка подчеркнуть важность подготовки будущих учителей к значимому участию семьи для повышения академического и социально-эмоционального развития учащихся.

Ключевые слова: классное руководство, ценностно-смысловое взаимодействие, педагогическое взаимодействие, дихотомия «семья-школа».

Annotation. Effective communication and collaboration between form teachers and families is key to shaping a child's educational path. This scientific article examines the readiness of future class teachers for value-semantic interaction with the family. Value semantics refers to the shared values and beliefs that underlie meaningful relationships between teachers and families, contributing to a supportive learning environment. Through a comprehensive analysis of the problems and possible solutions, this article attempts to highlight the importance of preparing future teachers for meaningful family involvement in order to enhance the academic and socio-emotional development of students.

Keywords: classroom management, value-semantic interaction, pedagogical interaction, family-school dichotomy.

Литература:

1. Заочинский, M.C. Классный руководитель в современной школе / М.С. Заочинский // Наука без границ. - 2018. -№2(19).-С.90-92

2. Ковшарова, Я.А. Формирование у старшеклассников семейных нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы / Я.А. Ковшарова // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - № 3. - С. 38-42

3. Корябкина, Е.В. Становление и развитие института классного руководства в России / Е.В. Корябкина // Человек и образование. -2011.-№ 3(28). - С. 123-128

4. Мусхаджиева, Т.А. Деятельность классного руководителя как воспитательный инструмент / Т.А. Мусхаджиева // Институт классного руководства: новый формат : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Грозный, 05 ноября 2022 года. - Грозный: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2022. -С. 124-127

5. Радионова, Е.В. Проблемы института классного руководства на современном этапе развития образования / Е.В. Радионова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 16. - С. 221-225

УДК 378.147

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕКЦИИ КАК ЖАНРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ,

ВОЗМОЖНОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ В БУДУЩЕМ

кандидат педагогических наук, доцент Феоктистова Олеся Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург)

Постановка проблемы. Феномен лекционной речи является объектом комплексного научного исследования. Сегодня лекция зачастую рассматривается как «профессионально значимый жанр информативной педагогической речи, который представляет собой устный учебно-научный или научно-популярный дискуссионный (полемический) монолог на учебную тему и имеет специфические жанрообразующие признаки: реализует одновременно комплекс коммуникативных интенций, направленных на активизацию интеллектуально-речевой деятельности слушателей, предполагает особый коллегиальный (партнёрский) характер взаимодействия коммуникантов, при котором коммуникативным лидером и адресантом является лектор, содержит особым образом организованную научную информацию» [7, С. 9].

В настоящее время наблюдается трансформация лекционной формы взаимодействия. Вопросы о ее роли и месте в образовательном пространстве становятся актуальными в связи с широким распространением практико-ориентированных форматов обучения. Кроме того, внедрение информационно-коммуникационных средств обучения привело к появлению разного рода доступных источников учебной информации, которые, безусловно, составляют конкуренцию «живому» слову педагога. Очевидно, поэтому лекция как «абсолютно легитимная, санкционированная многовековой традицией форма обучающего академического взаимодействия все более и более подвергается критике в плане своей релевантности современным метаморфозам образования» [9, С. 62].

Отсюда возникают вопросы: каковы тенденции развития лекционного монолога? Какими методическими возможностями будет отличаться лекция в условиях будущего? Думается, в поисках путей совершенствования лекции необходимо обратиться к истории и развитию данного жанра. Однако проведенный нами обзор научных источников не позволил получить целостного представления о становлении природы лекционной речи и факторах, оказывающих влияние на ее развитие.

Цель статьи: выяснить, как происходило становление лекционной формы передачи информации, каковы возможные направления ее трансформации.

Изложение основного материала исследования. Сегодня известно большое количество определений лекции. Так, например, её рассматривают как «вид монологической речи, устное изложение программной темы учебного предмета или проблемы» [6, С. 111]. Это «целостное коммуникативное событие, которое состоит из комплекса микрособытий: предъявление научной проблемы, формирование содержания понятия и аксиологическая оценка субъектов научного познания» [12, С. 7]. Лекция «представляет собой эффективную форму систематичного живого контакта адресанта с адресатом в процессе передачи научного знания в устной и письменной форме» [15, С. 36], является «максимально воздействующим на аудиторию способом самовыражения педагога» [3, С. 5].

Как видно, дефинициями лекции являются: принадлежность к монологической разновидности речи, реализация в устной непосредственной форме, направленность на передачу научного знания.

Само слово «лекция» происходит от латинского 1ёсйб - «чтение вслух», буквально: «действие чтения, то, что читается». История лекции восходит к IV в. до н. э., к периоду, когда в Афинах был создан первый в мире «университет», называвшийся философской Академией. Благодаря появлению лекционной формы зародился целый род ораторского искусства - академическое (педагогическое) красноречие. Античные мастера слова заложили основы для его становления: Демосфен, «находчивый полемист и глубокий психолог» [1, С. 15], Платон, утверждавший, что всякий оратор - это прежде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.