Научная статья на тему 'Создание классным руководителем условий для творческого взаимодействия в системе «Ученик–педагог–родитель»'

Создание классным руководителем условий для творческого взаимодействия в системе «Ученик–педагог–родитель» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классный руководитель / поколенческие ценности / системный личностноразвивающий подход / глобальное информационное сообщество / социализация личности / вызовы / конструктивные изменения / саморазвитие. / class teacher / class leader / the values of the capital’s education / creativity / systematic personal development approach / individual trajectory of learning and development / the model of the teacher’s work / project activities / project approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барцевич Валентина Николаевна, Токарева Елена Владимировна

В статье говорится о роли классного руководителя школы в глобальном информационном сообществе, о создании им условий с использованием цифровой среды в целях социализации детей на основе ценностных идеалов и личностных целей с учетом поколенческих особенностей. Деятельность классного руководителя рассматривается в русле системного личностно-развивающего подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING CONDITIONS FOR CREATIVE INTERACTION IN THE “STUDENT–TEACHER–PARENT” SYSTEM BY THE CLASS TEACHER

The article deals with the new role of the class teacher of the school – the head of the class, a full member of the management team of the educational organization, the bearer of the values of the capital’s education. The class leader is delegated decision-making authority in the class entrusted to him, based on new regulations. The activity of the class teacher is considered in line with the system of personal development approach.

Текст научной работы на тему «Создание классным руководителем условий для творческого взаимодействия в системе «Ученик–педагог–родитель»»

пары демонстрируют тенденции к конфликтным ситуациям. Супруги, состоящие в браке до 20 лет, характеризуют свой брак как неконструктивный. К отрицательным последствиям семейного конфликта супруги относят ухудшение отношений, которые разрушают психологический климат в семье, вплоть до распада семьи, ее регресс. Супруги не стремится наладить доброжелательные отношения. Конфликты, которые часто возникают, сопровождаются отрицательными эмоциями и действиями и носят психо-травмирующий характер.

Супруги, состоящие в пожилом браке, полагают, что у них конструктивный брак. У таких пар непродолжительные ситуативные конфликты. Супруги уверены друг в друге и своем браке. Межличностные отношения супругов строятся на согласованности, сходстве стилей межличностного реагирования на конфликтную ситуацию, у супругов выработались определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов и умело разрешать последние, когда они возникают.

Результаты проведенного исследования показали, что причины возникновения конфликтов в семьях с разным стажем совместной жизни многообразны и зависят от ряда социально-психологических факторов: стратегий поведения и характера взаимодействия в конфликтной ситуации; типа супружеской пары (стабильная, нестабильная, проблемная); особенностей потребностных сфер супругов; конфликтности супружеской пары; удовлетворенности—неудовлетворенности браком.

Особо заметные качественные изменения в супружеских отношениях происходят в зрелых браках — от 10 до 20 лет совместной жизни.

Литература

1. Авсиевич М.Т. Супружеские конфликты и пути их преодоления. — М.: Институт психотерапии, 2006.

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. — М.: Юрайт, 2019.

3. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М.: Юрайт, 2019.

СОЗДАНИЕ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «УЧЕНИК-ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ»1

Барцевич Валентина Николаевна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, эксперт, ГАОУ ДПО города Москвы «Московский центр развития кадрового потенциала образования». E-mail: zola.71@mail.ru

Токарева Елена Владимировна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, эксперт, ГАОУ ДПО города Москвы «Московский центр развития кадрового потенциала образования». E-mail: tokareva_elena@list.ru

Аннотация. В статье говорится о роли классного руководителя школы в глобальном информационном сообществе, о создании им условий с использованием цифровой среды в целях социализации детей на основе ценностных идеалов и личностных целей с учетом поколенческих особенностей. Деятельность классного руководителя рассматривается в русле системного лич-ностно-развивающего подхода.

Ключевые слова: классный руководитель, поколенческие ценности, системный личностно-развивающий подход, глобальное информационное сообщество, социализация личности, вызовы, конструктивные изменения, саморазвитие.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта РФФИ № 18-013-00395.

123

CREATING CONDITIONS FOR CREATIVE INTERACTION IN THE "STUDENT-TEACHER-PARENT" SYSTEM BY THE CLASS TEACHER

Bartsevich Valentina Nikolaevna (Moscow, Russia), candidate of psychological Sciences, expert, GAOU DPO Moscow "Moscow center for development of personnel potential of education". E-mail: zola.71@mail.ru

Tokareva Elena Vladimirovna (Moscow, Russia), candidate of psychological Sciences, expert, GAOU DPO of Moscow "Moscow center for development of personnel potential of education". E-mail: tokareva_elena@list.ru

Abstract. The article deals with the new role of the class teacher of the school — the head of the class, a full member of the management team of the educational organization, the bearer of the values of the capital's education. The class leader is delegated decision-making authority in the class entrusted to him, based on new regulations. The activity of the class teacher is considered in line with the system of personal development approach.

Keywords: class teacher, class leader, the values of the capital's education, creativity, systematic personal development approach, individual trajectory of learning and development, the model of the teacher's work, project activities, project approach.

В массовом сознании термин «поколение» чаще всего ассоциируется с конфликтом поколений, так называемой проблемой «отцов и детей», то есть разрывом смысловой линии, забыванием и отрицанием предшествующего, неполучением опыта, ценностей и ориентиров прошлого поколения. Одним словом, в обществе смена поколений играет не конструктивную роль связующего звена между «отцами» и «детьми», а выполняет дистанцирующую и ценностно-разъединяющую функцию.

В современном мире взаимосвязь ценностей, целей и результата по-прежнему во главе угла. На основании ценностей создается и развивается школа, привлекаются разделяющие эти ценности педагоги и другие сотрудники. Родители, выбирающие школу для своих детей, тоже ориентируются на ценности, которые позиционирует школа. А иначе нет смысла! Ценности добавляют смысл в жизнь, являются ориентирами, платформой. Ценности детерминированы поколенческими особенностями. Школа является социальным институтом, где происходит постоянное взаимодействие представителей разных поколений, от молодых, вновь пришедших педагогов, до педагогов среднего и старшего возраста. Теория поколений показывает, что люди разных эпох руководствуются порой противоположными ценностями, а это значит, что при создании системы воспитания и социализации в школе, при разработке основополагающих и структурных компонентов системы нужно учитывать все многообразие жизненных ориентиров разных поколений. Если не учесть данный факт, то это может привести к конфликту поколений, к конфликту ценностей и ценностных ориентаций.

Сегодня главенствующую роль занимает глобальное информационное сообщество. В данных условиях ребенку предстоит идентифицировать себя с обновленным обществом и субъектами новой социальной реальности. Сформированные в новом социокультурном пространстве способы взаимодействия со средой и личностно-ориентированные смыслы в будущем будут оказывать влияние как на духовно-нравственное состояние общества, так и на всю систему взаимоотношений между людьми.

Социализация в определенный момент времени и при определенных условиях формирует особый образ мышления и модели поведения современной молодежи. Современному человеку необходимо, абстрагируясь от масштаба информационного потока, сформировать видение самого себя, своих ценностных идеалов и личностных целей в условиях социального времени и пространства.

Ценности поколения, социализирующегося в период глобализации, носят прагматический характер. Формирование базовых ценностей напрямую зависит от практической

сферы деятельности, в которой занят индивид. Ценности как конкретного индивида, так и целого поколения могут приобретаться не только в процессе социализации, но и в момент начала или завершения определенной стадии развития, трансформации сознания личности при смене возрастных этапов, одной ведущей деятельности другой. Ценностные ориентации могут меняться в течение всей жизни, особенно в период социального развития личности и вхождения индивида в мир культуры и социальных отношений.

Сегодняшнее время — это время возникновения сетевых медиаплатформ, возможности независимой трудовой деятельности freelance и дистанционного обучения при помощи современных IT-технологий и коммуникаций. Таким образом, социализация в определенный момент времени и при определенных условиях формирует особый образ мышления и модели поведения современной молодежи. Сможет ли современное поколение молодежи переступить через нравственные идеалы ради реализации собственных амбиций или обратиться к исторически сложившимся духовно-нравственным ценностям нации?

Ценностные идеалы играют роль духовных ориентиров в обществе. Они в некоторой степени регулируют поведение отдельного индивида и направляют его действия во время принятия решения. Мы видим, что поколение формирует свою систему ценностей в соответствии с вызовами современного мира.

Какой он — сегодняшний ребенок? Для современных детей ОНЛАЙН — ведущее измерение реальности, которое формирует тренды. Это дети, которые родились с кнопкой на пальце. Они лучше воспринимают краткую и наглядную информацию, поэтому у большинства из них теряется навык чтения художественной литературы, умения общаться друг с другом непосредственно, а не онлайн. Они больше общаются с гаджетами, чем друг с другом. В приоритете индивидуализация ребенка. Каждый уникален и неповторим. У каждого есть талант. Перед школой и семьей стоит задача подготовить детей к жизни в резко меняющемся мире, помочь развитию мягких навыков (сформировать умение работать в команде, развить эмоциональный интеллект, системное и критическое мышление, лидерские качества, научить управлению своим временем, решению проблемных ситуаций, проведению презентаций, разрешению конфликтных ситуаций и др.). Взрослые признают, что дети превосходят их во многих навыках, общаются с ними свободно и на равных, и взрослые для них — не безусловный авторитет.

В то же время мы осознаем, что дети находятся в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На ребенка воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Сегодня существует и усиливается противоречие между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и пр.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и пр.).

Современный ученик живет иллюзией свободы. Он не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Это приводит к нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению ее

жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни. Изоляция детских субкультур является причиной нарастания конфликтов внутри самой школы, но такую изоляцию можно наблюдать и среди педагогов, и в отношениях педагогов с родителями и другими общественными субъектами социума [3].

Сегодняшняя ситуация самоизоляции и карантина продемонстрировала возможность меняться сообразно сложившимся обстоятельствам и классных руководителей, и детей, и родителей. Информационная среда «навязала» свои условия и особенности взаимодействия с детьми и родителями. И только приняв данную ситуацию, классные руководители смогут изменить свое отношение к информационной среде посредством повышения уровня самосознания. Но, к сожалению, реакция на возникшую ситуацию не у всех однозначна. Не все могут принять новые вызовы и измениться. Современному классному руководителю важно учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности учащихся, о которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся. Эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями школьников, и начинается она в начальной школе. Только в единстве деятельности классного руководителя, ученика и родителей достигается положительный результат. Это требует большого такта от педагога и индивидуального подхода к каждому ученику и к каждой семье.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса — важная и ответственная задача классного руководителя. Успешное решение данной задачи возможно, если классный руководитель осуществляет системное взаимодействие с родителями в просветительской, воспитательной и учебной деятельности обучающихся, учитывая психологические особенности родителей.

Поколение родителей обучающихся («дети 80-х») в основном характеризуется тем, что их формирование происходило в условиях смены экономической парадигмы. Люди этого поколения видели, как стремительно деградировали все государственные институты. Образование получили гибридное. С одной стороны, повезло: ведь в школах почти все учителя работали по призванию, однако, на какое-то время спрос на качественное образование снизился. С другой стороны, пришлось невероятно быстро адаптироваться к серьезным изменениям. Они перешли от «аналога» к «цифре», от проводного дискового телефона к интернету, пришлось преодолевать отставание в технологической и социальной сферах. Поколению 80-х предложили разобраться в новых технологиях, освоить не существовавшие ранее профессии, освоить финансовую грамотность, понять, что такое частное предпринимательство и что такое гражданское общество. Школьное образование не могло быстро среагировать на изменившиеся условия и удовлетворить спрос на новые знания, поэтому частично были утеряны престиж и авторитетность профессии учителя. Вместе с тем сложившиеся условия оказали негативное воздействие на поколение 80-х, сформировав тревожность, неуверенность в своих силах и завтрашнем дне, а также сломали ценностно-смысловую сферу. Поэтому перед современным классным руководителем стоит двойная задача: «восстановить» авторитет профессии педагога в глазах родителей и помочь им в воспитании и образовании детей.

На данном этапе преобразований в системе столичного образования классный руководитель наделяется большим объемом полномочий при взаимодействии с родителями, педагогами-предметниками, заместителями директора. Предполагается, что предоставление большей самостоятельности классным руководителям даст им возможность создать благоприятные педагогические и психологические условия по выстраиванию и реализации индивидуальной траектории обучения и развития обучающихся.

В Москве в рамках повышения квалификации классных руководителей проводятся занятия по специально разработанной программе «Классный руководитель — руководитель класса. Проектный подход». Ведется активная работа с заместителями руководителя образовательной организации по воспитанию и социализации по программе «Заместитель руководителя по воспитанию и социализации в современной образовательной организации». Целью данной программы является совершенствование общепрофессиональных компетенций слушателей в сфере управления воспитанием и социализацией на всех уровнях общего образования.

Основное изменение, внесенное реформой образования, состоит в том, что становится очевидной необходимость изучения и рефлексии возникающих особых форм взаимодействия между субъектами образовательной среды. Это, конечно, подразумевает изменившуюся роль классного руководителя, выступающего организатором и координатором взаимодействия системы «учитель—ученик-родитель-психолог», которое будет способствовать психологическому развитию ее субъектов, а также построению и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Это требует от классного руководителя активности, управленческих навыков, знаний о личностных и психологических характеристиках современных детей и их родителей.

Как показывают результаты проведенных бесед и практических занятий с классными руководителями московских школ, они понимают необходимость поиска новых подходов в оптимизации взаимодействия системы «учитель—ученик-родитель-психолог». В качестве инструмента оптимизации взаимодействия классным руководителям был предложен проектный подход, регламентирующий взаимодействие субъектов образовательной среды, который надо было адаптировать к условиям своей школы. Однако, как показывает практика, не все классные руководители готовы брать на себя новые функции и нести ответственность за полученные результаты. Это связано прежде всего с уровнем развития профессионального самосознания — личностного образования субъекта, обуславливающего его способ (стратегию) жизнедеятельности.

В концепции Л.М. Митиной [2] выделены две модели профессионального труда: адаптивного функционирования и профессионального развития личности.

При адаптивном поведении в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде предписанных требований, правил, норм. Динамика профессионального функционирования специалиста проходит три стадии: адаптации, становления и стагнации.

В модели профессионального развития человек способен выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования, что дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, сознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов.

Согласно данной концепции, о профессиональном развитии классного руководителя можно говорить, когда происходит осознание его участия и ответственности за все, что с ним происходит. Он противодействует или способствует внешним обстоятельствам, планирует и ставит цели профессиональной деятельности, изменяет их ради достижения себя самого.

Проведенные наблюдения, беседы и обсуждение с классными руководителями трудностей в общении и взаимодействии с учениками и родителями позволяют сделать вывод, что со стороны учащихся и родителей существует запрос на оптимизацию условий взаимодействия субъектов образования, в то же время классные руководители

только декларируют необходимость оптимизации. Это говорит о необходимости проведения развивающей работы, способствующей осознанию классными руководителями неэффективных, неадекватных ситуации стереотипов своего поведения, отказ от них и освоение новых стратегий и форм поведения и взаимодействия в системе «учитель—ученик-родитель-психолог».

В этой связи необходимо разработать и реализовать психологическую программу конструктивного изменения поведения классных руководителей с учетом алгоритма технологии профессионального развития личности, предложенной Л.М. Митиной [2]. Программа может быть следующего содержания.

На первой стадии — подготовки — провести мотивирующие занятия, направленные на формирование у классных руководителей представлений о позитивном/негативном влиянии информационных технологий на здоровье и развитие учащихся. Совместно с классными руководителями провести анализ и сравнение характеристик, проявляющихся в общении и взаимодействии с современными родителями и учащимися. Выявить положительные и отрицательные стороны цифровизации в образовании и воспитании детей. Для вовлечения участников программы в обозначенную тематику и активизации их интереса к саморазвитию ознакомить с двумя стратегиями (моделями) профессионального развития: модели адаптивного поведения и модели профессионального развития. Итогом занятий должен быть общий вывод классных руководителей о том, что существование в профессии за счет достижений прошлого создает предпосылки для снижения профессиональной активности, профессионального роста специалиста, невосприимчивости к новому.

На второй стадии — осознания — классные руководители выявляют причины возникновения трудностей в общении и взаимодействии с современными родителями и учащимися. На этой стадии особенно важно осуществление классными руководителями рефлексии своего поведения (проявления их личностных и профессиональных характеристик) в трудных ситуациях, возникающих в процессе общения, взаимодействия в системе «классный руководитель - ученик - родитель».

На третьей стадии — переоценки — моделирование профессиональных ситуаций и ролевых игр может способствовать осмыслению классным руководителем собственного нежелательного поведения, оценке влияния социальных сетей на появление негативных эмоциональных состояний и реакций в системе взаимодействия «классный руководитель — ученик — родитель». В результате их проигрывания классные руководители смогут совершенствовать навык самоанализа педагогической деятельности, а также получить возможность переоценки собственных паттернов и стереотипов поведения. Совместный поиск способов конструктивного разрешения педагогически трудных ситуаций способствует выделению наиболее продуктивных моделей поведения, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности.

На четвертой стадии — действия — необходимо создать условия для закрепления новых способов поведения, поддержание и стимулирование классных руководителей к дальнейшему поиску саморазвития и совершенствования себя в профессиональной деятельности. Важным элементом на этой стадии является предоставление классным руководителям возможности поделиться своими успехами или рассказать о трудностях, с которыми они столкнулись при внесении изменений в процесс общения и взаимодействия с родителями и учащимися непосредственно и посредством гаджетов. Это продиктовано необходимостью корректировки и поддержки классных руководителей в закреплении новых способов поведения в педагогически трудных ситуациях.

Цифровизация сформировала новые потребности учащихся к методам, содержанию образования, формам, технологиям обучения в школе. Перед современной школой стоят важные задачи:

— повышение активности молодежи в желании к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию, поиску своей уникальности, которую можно раскрыть в наиболее релевантных видах профессиональной деятельности [1];

— цифровизация образовательной среды школы, как удовлетворение запроса со стороны обучающихся, так и способа управления социальной ситуацией развития обучающихся.

Решая данную задачу, необходимо учитывать, что современное поколение детей, характеризуемое как цифровое, рождено в эпоху интернета и является носителем ценностей, сформированных под воздействием компьютеров, мобильных телефонов, социальных сетей. Именно цифровые устройства и технологии являются новыми «культурно-историческими орудиями» (Л.С. Выготский), опосредующими деятельность и общение современного старшеклассника, влияющими на его личностное и профессиональное самоопределение. Попытки блокирования или эпизодического реагирования на вызовы цифровизации представляются риском успешной социализации современного школьника [4].

Разработка и реализация психологических программ на основе концепции и технологии профессионального развития субъектов образования, позволит создать условия для эффективной работы классного руководителя в управлении процессом развития, воспитания и социализации обучающихся через организацию конструктивного взаимодействия системы «ученик—педагог—родитель». Это позволит трансформировать образовательный ресурс школы и города таким образом, чтобы обучающимся была предоставлена вся полнота возможностей для саморазвития с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, личностных качеств и способностей каждого ученика в классе.

Литература

1. Брендакова Л.В. Развитие профессионально успешной личности // Психология и школа. Третья всероссийская научно-практическая конференция «Полисубъектное взаимодействие «учитель—ученик—родитель—психолог» в условиях профильного обучения». — Москва—Обнинск, 2007. № 2. С. 36—47.

2. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. — М.; СПб: Нестор-История, 2014.

3. Сергеева В.П. Классное руководство. — М.; Академия, 2017. — 320 с.

4. Томюк О.Н., Дьячкова М.А., Кириллова Н.Б., Дудчик А.Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 422—434. Бок 10.32744/р8е.2019.6.35.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Батурова Ольга Валерьевна (Москва, Россия), магистрант, Московский государственный психолого-педагогический университет, тьютор, Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 52». E-mail: solovevaole@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности представлений об окружающем мире у обучающихся 1—2 классов с задержкой психического развития. Выделены основная цель и задачи изучения учебного предмета «Окружающий мир». Представлены методы и приемы, которые применяются в процессе обучения младших школьников.

Ключевые слова: задержка психического развития, окружающий мир, обучающиеся 1—2 классов, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, рабочая программа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.