Научная статья на тему 'Роль классного руководителя в формировании личности школьников'

Роль классного руководителя в формировании личности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6077
780
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаворонкова Ю. М., Кильмасова И. А.

Статья посвящена раскрытию сущности роли классного руководителя в формировании личности школьников. Рассматриваются основные задачи, функции (аналитико-прогностическая, организационно-координирующая, коммуникативная, предупредительно-профилактическая, охранно-защитная, коррекционная), формы внеклассной работы классного руководителя, определяются основные направления его работы. Делается вывод о том, что именно классный руководитель играет большую в роль в становлении и формировании личности ребёнка, развитии его творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль классного руководителя в формировании личности школьников»

УДК 027.8

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Жаворонкова Ю.М., Кильмасова И.А., 2016 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, студентка 3 курса, старший преподаватель кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин,

Челябинск

Аннотация: Статья посвящена раскрытию сущности роли классного руководителя в формировании личности школьников. Рассматриваются основные задачи, функции (аналитико-прогностическая, организационно-координирующая, коммуникативная,

предупредительно-профилактическая, охранно-защитная, коррекционная), формы внеклассной работы классного руководителя, определяются основные направления его работы. Делается вывод о том, что именно классный руководитель играет большую в роль в становлении и формировании личности ребёнка, развитии его творческих способностей.

Ключевые слова: классный руководитель, формирование личности школьников, личностный подход, социализация школьников.

Педагогическая практика образовательных учреждений показывает, что классный руководитель оказывает большое педагогическое, воспитательное воздействие на личность школьников. В настоящее время воспитывающая деятельность осложняется целым рядом обстоятельств: отсутствием единых подходов к видению функций классного руководителя в сегодняшней школе; слабой методической подготовкой; недостаточностью той организационно-методической помощи, которую они получают со стороны администрации школы, большими перегрузками; высокой наполняемостью классов; несовершенством правового статуса классного руководителя и др. По мнению большинства из них, система классного руководства в ее сегодняшнем виде неэффективна и нуждается в преобразовании [1, с. 44].

Специфика работы классного руководителя зависит от категории образовательного учреждения, от особенностей образовательной деятельности, от организации классного коллектива. [2, с. 28].

Классный руководитель - это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации [3, с. 44].

Классный руководитель осуществляет ежедневное систематическое наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, содействует созданию оптимальных условий для формирования его личности в процессе взаимодействия школьника с окружающим миром: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и предметами, и главное - с людьми.

Основная деятельность классного руководителя должна осуществляться в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников [4, с. 38; 5, с. 20].

Основные задачи, которые должен решать классный руководитель проявляются в:

Организации воспитательной классной системы, в которой делается акцент на социализацию ребенка.

2. Сопровождение коллективной и индивидуальной деятельности, где обучающиеся осуществляют различного рода коммуникативные ситуации, в которые вовлекаются представители различных воспитательных институтов.

3. Сопровождение и коррекция индивидуального развития учащихся, с помощью которой осуществляется проявление творческих способностей.

4. Формирование познавательного интереса, для развития ответственного отношения к учению обучающихся [6, с. 25; 7, с. 16].

Деятельность классного руководителя позволяет осуществлять реализацию индивидуального развития каждого ребенка в классе. Данная деятельность ориентирована на то, чтобы каждый ребенок сохранял и приумножал свою неповторимость, раскрывал свой творческий потенциал, рос свободной личностью.

Классный руководитель выполняет следующую работу:

- осуществляет организационную деятельность для благоприятного индивидуального развития, способствует нравственному развитию детей, фиксирует отклонение в поведении или развитии ребенка, оказывает корректирующие действия в системе воспитания школьника;

- изучает личность школьников, их направленность, интересы, склонности и творческий потенциал;

- создает положительный психологический климат в классе и следит за межличностными отношениями школьников;

- помогает школьникам организовать свое самовоспитание и саморазвитие;

- координирует взаимодействие учителей-предметников, школьников, родителей для улучшения интеллектуального, нравственного развития ребенка, оказывает помощь в учебной деятельности;

- содействует в организации досуговой деятельности детей, информирует о работе секций, кружков в школе, рассказывает о дополнительных образовательных учреждениях, приглашает специалистов из дополнительных образовательных учреждений;

- в соответствии с возрастными возможностями организует воспитательный процесс в классе, развивает патриотизм, знакомит с национальными традициями, культурой других народов, развивает толерантность.

- обеспечивает безопасность детей в школе, заботится о их здоровье, организует медицинские осмотры, ведет пропаганду здорового образа жизни.

- оказывает содействие в решении сложных жизненных проблем, касаемых ребенка и его

семьи.

- изучает воспитательную систему родителей, информирует родителей об особенностях детей, его творческом потенциале, рекомендует методы воспитательного воздействия на ребенка.

- ведет документацию, отражающую планирование, ход и результативность воспитательной работы [3, с. 10; 8, с. 32].

Исходя из содержания работы классного руководителя, выделяют его функции:

Аналитико-прогностическая. Позволяет проанализировать траекторию развития ребенка.

Организационно-координирующая. Сопровождает весь процесс обучения, где задействованы учителя, дети, родители.

Коммуникативная - обеспечивает тесное общение с школьниками.

Предупредительно-профилактическая - позволяет вносить коррективы в поведение и действие

детей.

Охранно-защитная - обеспечивает сохранность здоровья каждого обучающегося.

Коррекционная - позволяет классному руководителю корректировать учебную деятельность школьника, развитие его творческих способностей [6, с.24].

Многие функции классного руководителя осуществляются в форме внеклассной работы с школьниками.

К таким формам внеклассной работы традиционно относят:

- словесно-логические формы. Основная работа осуществляется через общение. Педагог воздействует словом, и заставляет школьников в процессе беседы задуматься об обсуждаемой проблеме. Главное в этой форме - это информирование обучающихся, расширение их познавательной сферы;

- образно-художественные формы. В процессе просмотра художественных произведений, спектаклей и др. мероприятий, классный руководитель должен вызвать у школьников сильные

эмоции, которые заставляют осмыслить происходящую действительность, и повлиять на их ценностные установки;

- трудовые формы внеурочной работы. Совместная деятельность школьников неформально объединяет их, сплачивает классный коллектив, развивает коллективные трудовые умения, и формирует взаимовыручку. Трудовая деятельность, также формирует профессиональные интересы и влияет на профессиональное самоопределение;

- игровые (досуговые) формы. Разновидность игровых форм обширна. Игры выступают в познавательном, спортивном виде и др., все они ориентированы на воспитательное воздействие. Игровая деятельность стимулирует творчество ребенка и тем самым развивает творческий потенциал;

- психологические формы. В этой форме классный руководитель совместно с психологом может применять психологические тренинги, диагностику, индивидуальную и групповую психотерапию [9, с. 16].

Роль школы в формировании личности огромна, за то время, которое проводит ребенок в школе у него меняются ценности, развивается познавательный интерес, меняется индивидуальность, раскрывается творческий потенциал и др. Поэтому, роль классного руководителя является важным в системе образовательной среды. Классный руководитель должен уметь организовывать внеклассную деятельность школьников, развивать досуговую. В досуговой деятельности классный руководитель сближается с детьми, ближе узнает их внутренний мир, оказывает воспитательное воздействие на детей.

Для классного руководителя в формировании творческих способностей очень важна развивающая функция педагогического процесса, которая заключается в развитии психических процессов школьника, развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность, в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка [10].

Требовательность, заботливость, справедливость, доброжелательность, положительное общение - это залог успеха в работе классного руководителя и с детьми.

Из форм внеклассной работы рекомендуются те, которые получили достаточную апробацию в опыте школ: вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалистых; КВН; вечера-викторины; конференции и диспуты на темы о новом в науке, искусстве и жизни; предметные кружки и олимпиады; школьные издательства, «выпускающие» книги о новейших открытиях, изобретениях, которые появляются в периодической печати; стенные газеты, посвященные отдельным отраслям знаний; исследования, опыты, наблюдения по заданию учителя и по инициативе самих школьников; познавательные игры, игры-путешествия, заочные путешествия с элементами научной фантастики; творческие коллективы любителей искусства, техники и т. д. [10, с. 14; 11, с. 20].

В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать техническую смекалку. Необходимо направить педагогический коллектив на поиски разнообразных путей и приемов поддержания познавательного интереса учащихся в их деятельности.

Особым направлением работы по формированию творческих способностей учащихся является работа с родителями учащихся. Родителям рекомендуется проанализировать внеучебную деятельность ребенка на протяжении одной недели. Познакомится с книгами, которые читает их ребенок, узнать интересы детей, с которыми общается ребенок.

Таким образом, классный руководитель должен проводить внеклассные мероприятия с учетом личных возможностей детей. Такие мероприятия основываются на знаниях классного руководителя об ученике, на информации родителей об ученике и на системе взаимодействия в классе. Только классный руководитель может увидеть чувства ребенка, его мотивацию к обучению, взаимодействие с классным коллективом и т. д. От того, как будет построен процесс взаимодействия школьника с классным коллективом зависит обучение и развитие ребенка. Классный руководитель может вовремя заметить проблемы ребенка, проинформировать родителей, внести коррективы в его поведение и помочь справиться с трудностями.

Вся эта работа классного руководителя развивает личность ребенка, он учится проявлять себя и тем самым он учится взаимодействовать с окружающими, т.е. от классного руководителя зависит и социализация школьников.

Список литературы:

1. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя [Текст] /Л И. Маленкова. - М.: Ноосфера, 2009. - 248 с.

2. Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя [Текст] /А.Г. Ковалев. - М.: Политиздат, 2000. -

206 с.

3. Куприянов, Б.В. Классификация форм воспитательной работы [Текст] /Б.В. Куприянов // Воспитание школьников -2012,-№4.-С. 19-26.

4. Актуальные вопросы интереса в обучении [Текст] / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2004. - 204 с.

5. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов и начинающих педагогов-воспитателей [Текст] /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Пед. о-во России, 2002. - 114 с.

6. Классному руководителю о воспитательной системе класса: методическое пособие [Текст] / Под ред. E.H. Степанова. - М.: Пед. поиск, 2000. - 122 с.

7. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] /Н.Г. Морозова. - Кострома, КГУ, 2010.-98 с.

8. Муравьева, И.Т. Классный час на тему: «Конфликты в нашей жизни» [Текст] /И.Т. Муравьева, Д.Б. Соколова // Воспитание школьников - 2011. - № 1.-С. 24-38.

9. Березовин, К.А. Воспитание у школьников интереса к учению [Текст] /К.А. Березовин, А.П. Сманцер. - Минск, МГУ, 2000. - 98 с.

10. Ильюшенкова, Р.И. Организация воспитательного процесса в школе: локальные акты [Текст] /Р.И. Ильюшнкова // Классный руководитель - 2014. - № 4. - С. 26-30.

11. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. - Саратов, СГУ, 2010. - 104 с.

УДК 316.6

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Арутюнян A.M., 2016 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирский государственный педагогический

университет», студент, г. Армавир

Аннотация: Статья посвящена вопросам изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Описаны модели взаимоотношений в семье, отношение к ребенку с ОВЗ, психологический и социальный уровень данной проблемы. Также представлены виды отношения родителей к своему ребенку. Дифференцированы группы семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: семья, дети с ОВЗ, взаимоотношение в семье, социальный уровень, психологический уровень.

Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, среди которых наиболее значимой является то, что личность не реализует своих потенциальных возможностей, а общество лишается огромного потенциала в собственное развитие, неоправданно снижая социальный статус отдельных групп или категорий граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.