Научная статья на тему 'Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья'

Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
14368
1501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДЕТИ С ОВЗ / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ В СЕМЬЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арутюнян А. М.

Статья посвящена вопросам изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Описаны модели взаимоотношений в семье, отношение к ребенку с ОВЗ, психологический и социальный уровень данной проблемы. Также представлены виды отношения родителей к своему ребенку. Дифференцированы группы семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Вся эта работа классного руководителя развивает личность ребенка, он учится проявлять себя и тем самым он учится взаимодействовать с окружающими, т.е. от классного руководителя зависит и социализация школьников.

Список литературы:

1. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя [Текст] /Л И. Маленкова. - М.: Ноосфера, 2009. - 248 с.

2. Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя [Текст] /А.Г. Ковалев. - М.: Политиздат, 2000. -

206 с.

3. Куприянов, Б.В. Классификация форм воспитательной работы [Текст] /Б.В. Куприянов // Воспитание школьников -2012,-№4.-С. 19-26.

4. Актуальные вопросы интереса в обучении [Текст] / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2004. - 204 с.

5. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов и начинающих педагогов-воспитателей [Текст] /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Пед. о-во России, 2002. - 114 с.

6. Классному руководителю о воспитательной системе класса: методическое пособие [Текст] / Под ред. E.H. Степанова. - М.: Пед. поиск, 2000. - 122 с.

7. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] /Н.Г. Морозова. - Кострома, КГУ, 2010.-98 с.

8. Муравьева, И.Т. Классный час на тему: «Конфликты в нашей жизни» [Текст] /И.Т. Муравьева, Д.Б. Соколова // Воспитание школьников - 2011. - № 1.-С. 24-38.

9. Березовин, К.А. Воспитание у школьников интереса к учению [Текст] /К.А. Березовин, А.П. Сманцер. - Минск, МГУ, 2000. - 98 с.

10. Ильюшенкова, Р.И. Организация воспитательного процесса в школе: локальные акты [Текст] /Р.И. Ильюшнкова // Классный руководитель - 2014. - № 4. - С. 26-30.

11. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. - Саратов, СГУ, 2010. - 104 с.

УДК 316.6

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Арутюнян A.M., 2016 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирский государственный педагогический

университет», студент, г. Армавир

Аннотация: Статья посвящена вопросам изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Описаны модели взаимоотношений в семье, отношение к ребенку с ОВЗ, психологический и социальный уровень данной проблемы. Также представлены виды отношения родителей к своему ребенку. Дифференцированы группы семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: семья, дети с ОВЗ, взаимоотношение в семье, социальный уровень, психологический уровень.

Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, среди которых наиболее значимой является то, что личность не реализует своих потенциальных возможностей, а общество лишается огромного потенциала в собственное развитие, неоправданно снижая социальный статус отдельных групп или категорий граждан.

Взаимоотношения в семье. Рождение малыша с нарушением в развитии изменяет весь ход жизни семьи и является причиной ее продолжительной дезадаптации. Лишенными внимания оказываются другие дети в семье. Часто родители отдаляются от знакомых, друзей и даже родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьей. Семья попадает в группу риска. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.

Отношение к ребенку. Любая семья мечтает, что их родившийся малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Ничего удивительного нет в том, что родители волнуются в ожидании ребенка: каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюдаются смешанные чувства вины, гнева, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Иногда возникает желание убить ребенка и себя. Первый вопрос, который задают себе семьи, в которых родился ребенок в ОВЗ: «Почему?», «За что?», «Почему это случилось именно со мной?». Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Не секрет, что родители к такому ребенку испытывают двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают.

Основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка с нарушениями в развитии, является отношение родителей к его дефекту. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения. Этот момент сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое, депрессивное состояние, чувство беспомощности и растерянности, очень часто служит причиной распада семьи. Положение родителей можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Изменения, имеющие место в семьях данной категории, проявляются на нескольких уровнях.

Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Длительный и постоянный стресс оказывает сильное негативное воздействие на психику родителей и является условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Все надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на очень длительный период.

Социальный уровень. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей.

Рождение ребенка с нарушением в развитии оказывает, по большей мере, деформирующее влияние на взаимоотношения между родителями. В некоторых случаях подобные трудности сплачивают семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад.

Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, зачастую превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различного рода соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

Семьи, имеющие детей с нарушениями в развитии, можно дифференцировать на четыре группы.

Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный стиль воспитания для них - это гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей-одиночек.

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения - гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны родителей

собственных нежелательных качеств. Они фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества - конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и его сильные стороны, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа - репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований часто прибегают к физическим наказаниям.

Рассматривая семьи, имеющие детей с ОВЗ, американский педиатр Бенджамин Спок, выделял следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.

Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.

Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

Таким образом, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеют много аспектов психологического, социального и соматического характера. В таких случаях необходима конкретная адекватная помощь со стороны специалистов.

Список литературы:

¡.Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. -Екатеринбург, 2001.

2.Дементева Н.Ф. Социальная работа с семей ребенка с ограниченными возможностями. - М.: Институт социальной работы, 1996.

3.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. -М.: ВЛАДОС, 2004.

4.0лиференко Л.Я., Шульга Т.П., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002.

5.Шипицина Л.М. Мир семьи ребенка с проблемами в развитии, Минск, 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.