5. Князев Е.Б., Белых В.В. Взаимосвязь социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере // Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Социология XXI века: традиции и инновации». - Саратов: Саратовский источник, 2017. - С. 334-336.
6. Курина В.А. Особенности профессиональной подготовки студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 5. - 02, п.л. - URL: http: //e-koncept.ru/2017/470075.htm (дата обращения: 06.03.2019).
7. Приказ министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2017 г. № 1179 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность» URL: http://fgosvo.ru/news/8/1920 (дата обращения: 02.03.2019).
8. Пряхина М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.06. - СПб, 2000. - 250 с.
9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.
10. Руднева Е.Н., Льноградская О.И., Костянов В.В. Особенности социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере студентов вуза // Вестник государственного технического университета. - 2014. - № 1 (21). - С. 150-156.
11. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.
12. Сычева Т.Ю. Социально-психологические установки как фактор, определяющий моральное сознание личности // Гео-Сибирь. - 2009. - Т.6. - С. 242-249.
13. Шамионов Р.М., Сотников А.Е. Жизненные ценности и социально-психологические установки на различных этапах профессиональной социализации юристов // Известия Саратовского университета. - 2013. -Т. 2, № 4. - С. 353-358.
14. Щербакова О.А. Изучение эмоциональной устойчивости студентов в контексте готовности к организации инклюзивной среды // Педагогический вестник. - 2018. - Вып. 4. - С. 60-61.
15. Щербакова О.А. Эмпатия и рефлексивность как профессионально важные личностные качества студентов социально-культурного профиля для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - 2018. - Вып. 61. - Ч. 2. - С. 264-267.
Педагогика
УДК 37.018
кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы содержания деятельности классного руководителя в современной начальной школе. В статье раскрываются главнейшие функции классного руководителя, а также описываются основные обязанности классного руководителя; изучены две важнейшие формы работы классного руководителя, раскрыты и проанализированы особенности их организации и проведения.
Ключевые слова: воспитание, деятельность, активность, обучение, воспитание, развитие.
Annotation. This study is devoted to the study of the problem of the content of the activity of the class teacher in a modern primary school. The article reveals the most important functions of the class teacher, and also describes the main duties of the class teacher: the two most important forms of work of the class teacher are explored, the features of their organization and conduct are revealed and analyzed.
Keywords: education, activity, activity, training, education, development.
Введение. Классный руководитель — это учитель, который назначается директором школы, имеющий достаточный опыт работы, авторитет, высокие профессиональные качества и проводящий учебно-воспитательную работу в назначенном ему классе с целью создания благоприятных условий для формирования, развития и совершенствования личных качеств и потребностей учащихся. Со временем создания новых видов учебных заведений (лицеи, гимназии) подверглось изменения и содержание деятельности классного руководителя. В современное время выделяют несколько видов классного руководителя: учитель-предметник, исполняющий функции классного руководителя, освобожденный классный руководитель, воспитатель; классный наставник, а также классный куратор. Классный наставник и куратор, в частности, выполнят лишь воспитательную, организационную, творческую деятельность с учениками и их родителями.
Изложение основного материала статьи. Документами, регламентирующими деятельность классного руководителя, является Закон РФ «Об образовании», Декларация прав и свобод человека, Конвенция о правах ребенка, Устав школы. Классный руководитель назначается на свою должность и освобождается от нее только директором школы. На время отпуска или болезни классного руководителя его обязанности могут временно возлагаться на другого учителя, который не имеет классного руководства и который работает в этом классе. Руководит деятельностью классного руководителя заместитель директора по воспитательной работе школы. Классный руководитель готовит отчет о результате своей работы перед педагогическим советом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в определенном порядке [2, c. 145].
Деятельность классного руководителя - основной механизм осуществления индивидуального подхода к учащимся. Классный руководитель выполняет деятельность такого содержания:
1. максимальное развитие каждого ученика, определение его неповторимости и творческого потенциала;
2. изучение личности каждого школьника, его потребностей и интересов;
3. создание благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для всех учащихся класса;
4. участвует в самовоспитании и саморазвитии личности учащихся класса;
5. осуществляет содействие в создании благоприятного климата для личностного развития и духовного формирования личности школьника, отмечает изменения в развитии и поведении школьника, вносит требуемые коррективы в содержание его образования;
6. осуществляет координацию деятельности учителей-предметников в целях личностного и общественного развития учеников, помогает отдельным учащимся в учебной деятельности;
7. оказывает содействие в получении дополнительного образования каждым учащимся посредством кружков, дополнительных секций по интересам, организованных в школе, в учреждениях дополнительного образования, по месту жительства;
8. осуществляет взаимодействие с ученическим самоуправлением, с детскими и молодежными организациями в проведении внеурочной воспитательной деятельности, оказывая им методическую помощь;
9. осуществляет воспитательную деятельность в классе, учитывая возрастные интересы школьников;
10. проявляет заботу о здоровье и безопасности детей своего класса; оказывает помощь в диспансеризации учеников, проводимой медицинскими работниками, а также поддерживает пропаганду здорового образа жизни;
11. всегда находится в активном контакте с родителями учеников, изучает воспитательные особенности семьи; осуществляет индивидуальную работу с родителями, помогает в организации совместной деятельности учащихся и родителей, осуществляет работу по педагогическому просвещению родителей, повышая их педагогическую культуру;
12. ведет документацию, включающую в себя планирование, процесс и результаты воспитательной работы (кроме общепринятых классных журналов, планов работы классных руководителей после решения педагогического совета могут применяться авторские программы, рабочие дневники, тетради наблюдений и другие документы).
В качестве главнейших функций классного руководителя выступает следующие: диагностическая, организаторская, объединительная, координирующая и развивающая [3, с. 56].
1. Диагностическая функция - данную функцию связывают с обязательным всесторонним изучением процесса развития и поведения школьников и определением уровня их воспитанности в учебном процессе и во внеклассной работе. Классному руководителю следует знать состояние здоровья учеников класса и их физического развития, характер домашнего воспитания, межличностные контакты, личностные склонности, потребности и интересы, отношение к учебной деятельности и их успеваемость. Перечисленные данные необходимо сообщать работающим в классе учителям для того, чтобы они учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.
2. Организаторская функция. Эта функция объясняется тем, что участие учащихся во внеклассной деятельности является добровольным. Оно не связано с принуждением школьников, здесь главным является умение классного руководителя организовать внеклассную деятельность таким образом, чтобы она увлекала школьников интересным содержанием, различными формами работы, систематическим поиском новых подходов к ее организации. Ведь даже самые обычные виды работы (Новый год, праздник 8 марта, классный час и т.д.) каждый раз следует проводить по-разному, проводить их в ярких, игровых формах.
3. Объединительная функция. Сущность данной функция состоит в том, что важным фактором успешного воспитания является сплочение учеников, здоровая психологическая атмосфера в классе, дружеское общение, забота школьников друг о друге, взаимодействие ученического коллектива. Также следует предотвращать возникновение в классе микрогрупп с негативной направленностью, создавать условия для интересной совместной деятельности учеников.
4. Координирующая функция деятельности классного руководителя. Обусловлена функция тем, что так как в классе работают учителя-предметники, возникает необходимость в согласовании их действий и усилий по обучению и развитию учеников, координация их деятельности и осуществления единого педагогического подхода к учащимся. Такую работу нужно проводить с родителями учеников и приобщать их к совместной с классом воспитательной деятельности. В качестве вопросов для такой деятельности могут выступать и пробелы в домашнем обучении школьников, а также разнообразные отклонения в поведении, осуществление внеклассного чтения и т.д.
5. Развивающая функция. Ее выполнение требует придания осуществляемой воспитательной работе активного педагогического влияния на формирование личностных качеств школьников: стимулирование их мотивационной сферы, учебно-познавательной самостоятельности, духовно-нравственное и эстетическое развитие, развитие креативных способностей и склонностей и пр.
Автор Н.Е. Щуркова описывает четыре основные функции классного руководителя, отражающие сущность его деятельности:
- благоустройство школьной жизнедеятельности класса (улучшение материальных бытовых условий для комфортного обучения школьника в школе);
- осуществление предметной деятельности класса (познавательной, трудовой, спортивной, художественной, игровой);
- работа над осмыслением цели обучения, жизненных ориентиров;
- анализ и оценка развития учащихся класса.
Функции могут быть определены и по объектам внимания учителя: ученики класса, а также работающие с ними педагоги, родители школьников и администрация школьного учреждения.
Выполнение перечисленных функций связывают с осуществлением классным руководителем определенного ряда возложенных на него обязанностей. К этим обязанностям относят [1, с. 27].
1. всестороннее изучение личности учащихся;
2. объяснение и обеспечение выполнения правил поведения учащимися;
3. ежедневное наблюдение за успеваемостью учеников, осуществление контроля за их домашней работой, а также контролирование объема заданного домашнего задания;
4. систематическое проведение ученического собрания в классе;
5. привлечение учащихся в кружковую работу;
6. организация и участие в общественно полезных и коллективно-творческих делах;
7. содействие в работе добровольных детских и подростковых организаций.
Вся деятельность школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. Коллективными формами работы являются: педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и пр. Педагогический лекторий имеет цель - привлечение внимания родителей к актуальным проблемам воспитания. Данная форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания. Педагогический всеобуч нужно начинать в 1 и 2 классах, так как здесь закладывается отношение к обучению, школе. Хорошо, если первые занятия проведут руководители школы - завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы.
Существуют так называемые «Университеты педагогических знаний для родителей», предполагающие более сложные формы работы родителей по овладению теорией и методикой воспитания. Занятия предусматривают лекции, а также практические занятия. Естественно, не каждые родители готовы к работе по данной форме. Иногда в школах имеет место упрощенная форма «университетской» работы, низменным остаётся лишь название [4, с. 155].
Традиционными считаются в школах итоговые годовые научно-практические собрания родителей по проблемам развития и обучения школьников. Здесь определяют наиболее назревшую проблему семейного воспитания. В течение года проводится ее теоретическое и практическое изучение в школе и в семье по таким темам: «Воспитание трудолюбия у детей», «Нравственное воспитание ребенка» и др.
День открытых дверей, или день родителей в школе, требует тщательной подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом семестра. Для этого оформляют школу, назначают дежурных, красиво оформляют программу праздника и т.д. Таков план мероприятия:
1. Концерт в актовом зале (20 минут) для родителей. Выделяют лучших учащихся классов;
2. встреча в классах. Ученики рассказывают своим родителям о том, как живут, как проходит их обучение в школе, чему новому научились, демонстрируют свои знания и навыки, изготовляют сувениры и дарят их родителям;
3. посещение выставок: «Лучшие художники», «Лучшие хозяюшки», «Изобретатели и ученые» и др.;
4. спортивные соревнования;
5. просмотр подготовленной презентации или видеоролика о школьной жизни.
Так, варианты могут быть разнообразны. Главное - показать работу всего класса и школы, привлечь внимание родителей к проблемам обучения и воспитания.
Классные родительские собрания являются традиционной формой работы. Однако методика проведения классного собрания требует совершенствования. Один из подходов к организации классных собраний -проблемная формулировка тем собраний, например: «Как избежать трудностей в воспитании детей?», «Воспитание доброты в наших детях» и др. Но должна быть не только интересная формулировка, но и интересное проведение собрания. Этому могут помочь заранее составленные вопросы и задания.
Планирование и организация классного собрания - это степень творчества классного руководителя, однако любое собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов:
- анализ учебных достижений учеников класса. На этом этапе родительского собрания классный руководитель оглашает родителям общие результаты учебной деятельности учащихся; с самого начала следует сказать родителям, что ответы на свои вопросы они получат только в ходе индивидуальной встречи;
- ознакомление родителей с состоянием эмоционального микроклимата в классе. Классный руководитель сообщает родителям о поведении учащихся в главных ситуациях (на уроке, перемене, в столовой, походах). Темой разговора могут быть и взаимоотношения в классе, произошедшие события и проведённые мероприятия. Так, родители должны понимать роль школы в процессе социализации, где их ребенок приобретает опыт взаимодействия с другими детьми, не менее значимый, чем новые знания. Не лишним будет напомнить о важности быть особенно деликатным, избегать негативных характеристик в адрес конкретного учащегося, и тем более родителя;
- педагогическое просвещение - одна из главнейших задач деятельности классного руководителя. Можно сообщить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных фильмах и др.;
- анализ и сообщение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, походы, праздники и т д.) состоит из двух компонентов: отчёта о проделанной работе и новостях о планируемых делах;
- персональные индивидуальные беседы с родителями. На этом этапе главным объектом внимания должны быть родители школьников, имеющих недочеты в обучении и воспитании. Сложность ситуации состоит в том, что очень часто такие родители, боясь осуждения, не приходят на родительские собрания, и классный руководитель должен дать им понять, что их здесь не судят, а хотят лишь помочь. Очень эффективной является прием поддержки: «Я вас хорошо понимаю!», «Я с вами полностью согласна!».
Подведение итога родительского собрания проводится в такой последовательности: делаются выводы, формулируются принятые решения, оглашается информация о следующем собрании. Важно узнать и отношение родителей к проведённому собранию, следует заранее подготовить запланированные опросники для пожеланий родителей. Информация об итогах проведенного родительского собрания должна быть доведена до администрации школы.
Индивидуальным формам работы принадлежит главенствующая роль в работе с родителями. Кроме некоторых форм индивидуальной работы - посещение семьи, педагогическое поручение, выделяют и другую форму работы- педагогическую консультацию. В структуре консультации лежат ответы на заданные вопросы родителей. Педагогическими условиями проведения консультации считаются: положительное отношение учителей к инициативе родителей, оказание помощи семье, методические рекомендации и советы родителям по волнующим их вопросам [5, с. 117].
Осуществляя воспитательную работу с учениками, классному руководителю необходимо поддерживать контакты с учителями для установления единых педагогических требований к школьникам и улучшения качества учебно-воспитательного процесса.
Одной из форм данной работы является посещение классным руководителем уроков, которые проводятся учителями в его классе. Посещая уроки, он наблюдает за работой учеников, их дисциплиной, поведением, контролирует качество их знаний и активность на уроке. Вместе с этим классный руководитель
контролирует вопрос о накоплении оценок и использовании их мотивирующей роли в обучении, об объеме домашних заданий и т.д.
Выводы. Очень важной проблемой в деятельности классного руководителя с учителями является организация помощи неуспевающим школьникам. Конечно, данную работу должен проводить каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в тесном контакте с учениками, иногда может определить причины снижения успеваемости того или иного школьника и попросить учителя учесть это в своей работе. Не менее важной стороной работы классного руководителя с учителями является активизация внеклассной деятельности - кружков, олимпиад по различным предметам, выставок творчества.
Кроме того, сам классный руководитель нуждается в помощи учителей в организации внеурочной воспитательной деятельности. По его просьбе учителя проводят с учениками беседы на научные, нравственные и эстетические темы, берут участие в классных собраниях, в проведении общественно полезной работы и т.д. Следовательно, тесное взаимодействие классного руководителя с другими учителями помогает ему повысить содержательность и успешность учебно-воспитательной работы.
Литература:
1. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Н.И. Болдырев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 223 с. - Б. ц.
2. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: [Текст]: учеб. пособие. / В.С. Селиванов; под. ред. В.А. Сластенина. - М.: центр Академия, 2000. - 336 с.
3. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова; рец.: В.Т. Волов, В.Л. Савиных. - М.: Юрайт, 2014. - 314 с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Библиогр.: с. 307.
4. Сковородкина, И.З. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие для исп-ия в учеб. процессе образоват. учр-ий, реализ. программы СПО по спец. «Преподавание в начальных классах» / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; рец. Н.Л. Селиванова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2015. - 320 с. - (Проф. образование).
5. Методика воспитательной работы [Текст]: учеб. пособие / Ю.П. Азаров, Л.М. Байтенова, Е.П. Белозерцев и др.; Под ред. Л.И. Рувинского. - М.: Просвещение, 1989. - 335 с.
Педагогика
УДК 377.00
кандидат педагогических наук, доцент Яблонских Юлия Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА СТУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается совокупность организационных условий (мотивационных условий, направленных на формирование и стимулирование мотивации обладания личностно-профессиональным имиджем; методико-технологических условий, направленных на организацию процесса формирования личностно-профессиональным имиджем; личностно-развивающих условий, запускающих формирование личностно-профессионального имиджа специалиста за счет экстериоризации внутренних качеств и компетенций рефлексии, саморефлексии и творческой самопрезентации), выступающих необходимым и достаточным регулятивом формирования личностно-профессионального специалиста структурного подразделения вуза.
Ключевые слова: личностно-профессиональный имидж специалиста структурного подразделения, потенциал, потенциал педагогического университета, организационные условия формирования личностно-профессиональный имидж специалиста структурного подразделения образовательной организации высшего образования, мотивация, имидж-проектирование, имидж-диагностика, имеджеформирующая деятельность.
An^tatton. The article deals with a set of organizational conditions (motivational conditions aimed at the formation and stimulation of motivation to possess a personal and professional image; meto-wild-technological conditions aimed at organizing the process of formation of personal and professional image; personal and developmental conditions that trigger the formation of personal and professional image of a specialist due to the exteriorization of internal qualities and competencies of reflection, self-reflection and creative self-presentation), acting as a necessary and sufficient regulator of the formation of a personal and professional specialist of the structural unit of the University.
Keywords: personal and professional image of a specialist of a structural unit, potential, potential of a pedagogical University, organizational conditions of formation of personal and professional image of a specialist of a structural unit of an educational organization of higher education, motivation, image design, image diagnostics, image-forming activity.
Введение. Деятельность по формированию личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения - это сложно-динамичный, целенаправленно-управляемый и самоуправляемый процесс, обеспечивающий эмоционально-ценностное отношение специалиста к окружающей действительности, профессии, другим людям, самому себе, развитие общих качеств и внешних поведенческих характеристик менеджера среднего звена, необходимых для регулирования деятельности управленцев начального звена и эффективной самопрезентации себя как профессионала и личности в разнообразных сферах социальной практики. Характерной чертой данного процесса становится то, что он гарантирует получение запланированного заранее желаемого результата в виде позитивного образа специалиста структурного подразделения, характеризующегося определенными качествами (профессиональной компетентностью, лидерской направленностью, высокой коммуникабельностью, умением самостоятельно получать и применять новые знания, социальной и профессиональной активностью, адекватной самооценкой, способностью к самоанализу, положительной Я-концепцией, культурой профессионального действия, общения и познания, стратегическим и тактическим мышлением, готовностью