Научная статья на тему 'Содержание деятельности классного руководителя в современной начальной школе'

Содержание деятельности классного руководителя в современной начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2457
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / EDUCATION / ACTIVITY / TRAINING / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова Эльмаз Адиль-гареевна

Данное исследование посвящено изучению проблемы содержания деятельности классного руководителя в современной начальной школе. В статье раскрываются главнейшие функции классного руководителя, а также описываются основные обязанности классного руководителя; изучены две важнейшие формы работы классного руководителя, раскрыты и проанализированы особенности их организации и проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СONTENTS OF THE ACTIVITY OF THE CLASSIC LEADER IN THE MODERN ELEMENTARY SCHOOL

This study is devoted to the study of the problem of the content of the activity of the class teacher in a modern primary school. The article reveals the most important functions of the class teacher, and also describes the main duties of the class teacher: the two most important forms of work of the class teacher are explored, the features of their organization and conduct are revealed and analyzed.

Текст научной работы на тему «Содержание деятельности классного руководителя в современной начальной школе»

5. Князев Е.Б., Белых В.В. Взаимосвязь социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере // Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Социология XXI века: традиции и инновации». - Саратов: Саратовский источник, 2017. - С. 334-336.

6. Курина В.А. Особенности профессиональной подготовки студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 5. - 02, п.л. - URL: http: //e-koncept.ru/2017/470075.htm (дата обращения: 06.03.2019).

7. Приказ министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2017 г. № 1179 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность» URL: http://fgosvo.ru/news/8/1920 (дата обращения: 02.03.2019).

8. Пряхина М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.06. - СПб, 2000. - 250 с.

9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.

10. Руднева Е.Н., Льноградская О.И., Костянов В.В. Особенности социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере студентов вуза // Вестник государственного технического университета. - 2014. - № 1 (21). - С. 150-156.

11. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.

12. Сычева Т.Ю. Социально-психологические установки как фактор, определяющий моральное сознание личности // Гео-Сибирь. - 2009. - Т.6. - С. 242-249.

13. Шамионов Р.М., Сотников А.Е. Жизненные ценности и социально-психологические установки на различных этапах профессиональной социализации юристов // Известия Саратовского университета. - 2013. -Т. 2, № 4. - С. 353-358.

14. Щербакова О.А. Изучение эмоциональной устойчивости студентов в контексте готовности к организации инклюзивной среды // Педагогический вестник. - 2018. - Вып. 4. - С. 60-61.

15. Щербакова О.А. Эмпатия и рефлексивность как профессионально важные личностные качества студентов социально-культурного профиля для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - 2018. - Вып. 61. - Ч. 2. - С. 264-267.

Педагогика

УДК 37.018

кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы содержания деятельности классного руководителя в современной начальной школе. В статье раскрываются главнейшие функции классного руководителя, а также описываются основные обязанности классного руководителя; изучены две важнейшие формы работы классного руководителя, раскрыты и проанализированы особенности их организации и проведения.

Ключевые слова: воспитание, деятельность, активность, обучение, воспитание, развитие.

Annotation. This study is devoted to the study of the problem of the content of the activity of the class teacher in a modern primary school. The article reveals the most important functions of the class teacher, and also describes the main duties of the class teacher: the two most important forms of work of the class teacher are explored, the features of their organization and conduct are revealed and analyzed.

Keywords: education, activity, activity, training, education, development.

Введение. Классный руководитель — это учитель, который назначается директором школы, имеющий достаточный опыт работы, авторитет, высокие профессиональные качества и проводящий учебно-воспитательную работу в назначенном ему классе с целью создания благоприятных условий для формирования, развития и совершенствования личных качеств и потребностей учащихся. Со временем создания новых видов учебных заведений (лицеи, гимназии) подверглось изменения и содержание деятельности классного руководителя. В современное время выделяют несколько видов классного руководителя: учитель-предметник, исполняющий функции классного руководителя, освобожденный классный руководитель, воспитатель; классный наставник, а также классный куратор. Классный наставник и куратор, в частности, выполнят лишь воспитательную, организационную, творческую деятельность с учениками и их родителями.

Изложение основного материала статьи. Документами, регламентирующими деятельность классного руководителя, является Закон РФ «Об образовании», Декларация прав и свобод человека, Конвенция о правах ребенка, Устав школы. Классный руководитель назначается на свою должность и освобождается от нее только директором школы. На время отпуска или болезни классного руководителя его обязанности могут временно возлагаться на другого учителя, который не имеет классного руководства и который работает в этом классе. Руководит деятельностью классного руководителя заместитель директора по воспитательной работе школы. Классный руководитель готовит отчет о результате своей работы перед педагогическим советом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в определенном порядке [2, c. 145].

Деятельность классного руководителя - основной механизм осуществления индивидуального подхода к учащимся. Классный руководитель выполняет деятельность такого содержания:

1. максимальное развитие каждого ученика, определение его неповторимости и творческого потенциала;

2. изучение личности каждого школьника, его потребностей и интересов;

3. создание благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для всех учащихся класса;

4. участвует в самовоспитании и саморазвитии личности учащихся класса;

5. осуществляет содействие в создании благоприятного климата для личностного развития и духовного формирования личности школьника, отмечает изменения в развитии и поведении школьника, вносит требуемые коррективы в содержание его образования;

6. осуществляет координацию деятельности учителей-предметников в целях личностного и общественного развития учеников, помогает отдельным учащимся в учебной деятельности;

7. оказывает содействие в получении дополнительного образования каждым учащимся посредством кружков, дополнительных секций по интересам, организованных в школе, в учреждениях дополнительного образования, по месту жительства;

8. осуществляет взаимодействие с ученическим самоуправлением, с детскими и молодежными организациями в проведении внеурочной воспитательной деятельности, оказывая им методическую помощь;

9. осуществляет воспитательную деятельность в классе, учитывая возрастные интересы школьников;

10. проявляет заботу о здоровье и безопасности детей своего класса; оказывает помощь в диспансеризации учеников, проводимой медицинскими работниками, а также поддерживает пропаганду здорового образа жизни;

11. всегда находится в активном контакте с родителями учеников, изучает воспитательные особенности семьи; осуществляет индивидуальную работу с родителями, помогает в организации совместной деятельности учащихся и родителей, осуществляет работу по педагогическому просвещению родителей, повышая их педагогическую культуру;

12. ведет документацию, включающую в себя планирование, процесс и результаты воспитательной работы (кроме общепринятых классных журналов, планов работы классных руководителей после решения педагогического совета могут применяться авторские программы, рабочие дневники, тетради наблюдений и другие документы).

В качестве главнейших функций классного руководителя выступает следующие: диагностическая, организаторская, объединительная, координирующая и развивающая [3, с. 56].

1. Диагностическая функция - данную функцию связывают с обязательным всесторонним изучением процесса развития и поведения школьников и определением уровня их воспитанности в учебном процессе и во внеклассной работе. Классному руководителю следует знать состояние здоровья учеников класса и их физического развития, характер домашнего воспитания, межличностные контакты, личностные склонности, потребности и интересы, отношение к учебной деятельности и их успеваемость. Перечисленные данные необходимо сообщать работающим в классе учителям для того, чтобы они учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.

2. Организаторская функция. Эта функция объясняется тем, что участие учащихся во внеклассной деятельности является добровольным. Оно не связано с принуждением школьников, здесь главным является умение классного руководителя организовать внеклассную деятельность таким образом, чтобы она увлекала школьников интересным содержанием, различными формами работы, систематическим поиском новых подходов к ее организации. Ведь даже самые обычные виды работы (Новый год, праздник 8 марта, классный час и т.д.) каждый раз следует проводить по-разному, проводить их в ярких, игровых формах.

3. Объединительная функция. Сущность данной функция состоит в том, что важным фактором успешного воспитания является сплочение учеников, здоровая психологическая атмосфера в классе, дружеское общение, забота школьников друг о друге, взаимодействие ученического коллектива. Также следует предотвращать возникновение в классе микрогрупп с негативной направленностью, создавать условия для интересной совместной деятельности учеников.

4. Координирующая функция деятельности классного руководителя. Обусловлена функция тем, что так как в классе работают учителя-предметники, возникает необходимость в согласовании их действий и усилий по обучению и развитию учеников, координация их деятельности и осуществления единого педагогического подхода к учащимся. Такую работу нужно проводить с родителями учеников и приобщать их к совместной с классом воспитательной деятельности. В качестве вопросов для такой деятельности могут выступать и пробелы в домашнем обучении школьников, а также разнообразные отклонения в поведении, осуществление внеклассного чтения и т.д.

5. Развивающая функция. Ее выполнение требует придания осуществляемой воспитательной работе активного педагогического влияния на формирование личностных качеств школьников: стимулирование их мотивационной сферы, учебно-познавательной самостоятельности, духовно-нравственное и эстетическое развитие, развитие креативных способностей и склонностей и пр.

Автор Н.Е. Щуркова описывает четыре основные функции классного руководителя, отражающие сущность его деятельности:

- благоустройство школьной жизнедеятельности класса (улучшение материальных бытовых условий для комфортного обучения школьника в школе);

- осуществление предметной деятельности класса (познавательной, трудовой, спортивной, художественной, игровой);

- работа над осмыслением цели обучения, жизненных ориентиров;

- анализ и оценка развития учащихся класса.

Функции могут быть определены и по объектам внимания учителя: ученики класса, а также работающие с ними педагоги, родители школьников и администрация школьного учреждения.

Выполнение перечисленных функций связывают с осуществлением классным руководителем определенного ряда возложенных на него обязанностей. К этим обязанностям относят [1, с. 27].

1. всестороннее изучение личности учащихся;

2. объяснение и обеспечение выполнения правил поведения учащимися;

3. ежедневное наблюдение за успеваемостью учеников, осуществление контроля за их домашней работой, а также контролирование объема заданного домашнего задания;

4. систематическое проведение ученического собрания в классе;

5. привлечение учащихся в кружковую работу;

6. организация и участие в общественно полезных и коллективно-творческих делах;

7. содействие в работе добровольных детских и подростковых организаций.

Вся деятельность школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. Коллективными формами работы являются: педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и пр. Педагогический лекторий имеет цель - привлечение внимания родителей к актуальным проблемам воспитания. Данная форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания. Педагогический всеобуч нужно начинать в 1 и 2 классах, так как здесь закладывается отношение к обучению, школе. Хорошо, если первые занятия проведут руководители школы - завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы.

Существуют так называемые «Университеты педагогических знаний для родителей», предполагающие более сложные формы работы родителей по овладению теорией и методикой воспитания. Занятия предусматривают лекции, а также практические занятия. Естественно, не каждые родители готовы к работе по данной форме. Иногда в школах имеет место упрощенная форма «университетской» работы, низменным остаётся лишь название [4, с. 155].

Традиционными считаются в школах итоговые годовые научно-практические собрания родителей по проблемам развития и обучения школьников. Здесь определяют наиболее назревшую проблему семейного воспитания. В течение года проводится ее теоретическое и практическое изучение в школе и в семье по таким темам: «Воспитание трудолюбия у детей», «Нравственное воспитание ребенка» и др.

День открытых дверей, или день родителей в школе, требует тщательной подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом семестра. Для этого оформляют школу, назначают дежурных, красиво оформляют программу праздника и т.д. Таков план мероприятия:

1. Концерт в актовом зале (20 минут) для родителей. Выделяют лучших учащихся классов;

2. встреча в классах. Ученики рассказывают своим родителям о том, как живут, как проходит их обучение в школе, чему новому научились, демонстрируют свои знания и навыки, изготовляют сувениры и дарят их родителям;

3. посещение выставок: «Лучшие художники», «Лучшие хозяюшки», «Изобретатели и ученые» и др.;

4. спортивные соревнования;

5. просмотр подготовленной презентации или видеоролика о школьной жизни.

Так, варианты могут быть разнообразны. Главное - показать работу всего класса и школы, привлечь внимание родителей к проблемам обучения и воспитания.

Классные родительские собрания являются традиционной формой работы. Однако методика проведения классного собрания требует совершенствования. Один из подходов к организации классных собраний -проблемная формулировка тем собраний, например: «Как избежать трудностей в воспитании детей?», «Воспитание доброты в наших детях» и др. Но должна быть не только интересная формулировка, но и интересное проведение собрания. Этому могут помочь заранее составленные вопросы и задания.

Планирование и организация классного собрания - это степень творчества классного руководителя, однако любое собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов:

- анализ учебных достижений учеников класса. На этом этапе родительского собрания классный руководитель оглашает родителям общие результаты учебной деятельности учащихся; с самого начала следует сказать родителям, что ответы на свои вопросы они получат только в ходе индивидуальной встречи;

- ознакомление родителей с состоянием эмоционального микроклимата в классе. Классный руководитель сообщает родителям о поведении учащихся в главных ситуациях (на уроке, перемене, в столовой, походах). Темой разговора могут быть и взаимоотношения в классе, произошедшие события и проведённые мероприятия. Так, родители должны понимать роль школы в процессе социализации, где их ребенок приобретает опыт взаимодействия с другими детьми, не менее значимый, чем новые знания. Не лишним будет напомнить о важности быть особенно деликатным, избегать негативных характеристик в адрес конкретного учащегося, и тем более родителя;

- педагогическое просвещение - одна из главнейших задач деятельности классного руководителя. Можно сообщить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных фильмах и др.;

- анализ и сообщение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, походы, праздники и т д.) состоит из двух компонентов: отчёта о проделанной работе и новостях о планируемых делах;

- персональные индивидуальные беседы с родителями. На этом этапе главным объектом внимания должны быть родители школьников, имеющих недочеты в обучении и воспитании. Сложность ситуации состоит в том, что очень часто такие родители, боясь осуждения, не приходят на родительские собрания, и классный руководитель должен дать им понять, что их здесь не судят, а хотят лишь помочь. Очень эффективной является прием поддержки: «Я вас хорошо понимаю!», «Я с вами полностью согласна!».

Подведение итога родительского собрания проводится в такой последовательности: делаются выводы, формулируются принятые решения, оглашается информация о следующем собрании. Важно узнать и отношение родителей к проведённому собранию, следует заранее подготовить запланированные опросники для пожеланий родителей. Информация об итогах проведенного родительского собрания должна быть доведена до администрации школы.

Индивидуальным формам работы принадлежит главенствующая роль в работе с родителями. Кроме некоторых форм индивидуальной работы - посещение семьи, педагогическое поручение, выделяют и другую форму работы- педагогическую консультацию. В структуре консультации лежат ответы на заданные вопросы родителей. Педагогическими условиями проведения консультации считаются: положительное отношение учителей к инициативе родителей, оказание помощи семье, методические рекомендации и советы родителям по волнующим их вопросам [5, с. 117].

Осуществляя воспитательную работу с учениками, классному руководителю необходимо поддерживать контакты с учителями для установления единых педагогических требований к школьникам и улучшения качества учебно-воспитательного процесса.

Одной из форм данной работы является посещение классным руководителем уроков, которые проводятся учителями в его классе. Посещая уроки, он наблюдает за работой учеников, их дисциплиной, поведением, контролирует качество их знаний и активность на уроке. Вместе с этим классный руководитель

контролирует вопрос о накоплении оценок и использовании их мотивирующей роли в обучении, об объеме домашних заданий и т.д.

Выводы. Очень важной проблемой в деятельности классного руководителя с учителями является организация помощи неуспевающим школьникам. Конечно, данную работу должен проводить каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в тесном контакте с учениками, иногда может определить причины снижения успеваемости того или иного школьника и попросить учителя учесть это в своей работе. Не менее важной стороной работы классного руководителя с учителями является активизация внеклассной деятельности - кружков, олимпиад по различным предметам, выставок творчества.

Кроме того, сам классный руководитель нуждается в помощи учителей в организации внеурочной воспитательной деятельности. По его просьбе учителя проводят с учениками беседы на научные, нравственные и эстетические темы, берут участие в классных собраниях, в проведении общественно полезной работы и т.д. Следовательно, тесное взаимодействие классного руководителя с другими учителями помогает ему повысить содержательность и успешность учебно-воспитательной работы.

Литература:

1. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Н.И. Болдырев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 223 с. - Б. ц.

2. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: [Текст]: учеб. пособие. / В.С. Селиванов; под. ред. В.А. Сластенина. - М.: центр Академия, 2000. - 336 с.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова; рец.: В.Т. Волов, В.Л. Савиных. - М.: Юрайт, 2014. - 314 с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Библиогр.: с. 307.

4. Сковородкина, И.З. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие для исп-ия в учеб. процессе образоват. учр-ий, реализ. программы СПО по спец. «Преподавание в начальных классах» / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; рец. Н.Л. Селиванова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2015. - 320 с. - (Проф. образование).

5. Методика воспитательной работы [Текст]: учеб. пособие / Ю.П. Азаров, Л.М. Байтенова, Е.П. Белозерцев и др.; Под ред. Л.И. Рувинского. - М.: Просвещение, 1989. - 335 с.

Педагогика

УДК 377.00

кандидат педагогических наук, доцент Яблонских Юлия Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА СТУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается совокупность организационных условий (мотивационных условий, направленных на формирование и стимулирование мотивации обладания личностно-профессиональным имиджем; методико-технологических условий, направленных на организацию процесса формирования личностно-профессиональным имиджем; личностно-развивающих условий, запускающих формирование личностно-профессионального имиджа специалиста за счет экстериоризации внутренних качеств и компетенций рефлексии, саморефлексии и творческой самопрезентации), выступающих необходимым и достаточным регулятивом формирования личностно-профессионального специалиста структурного подразделения вуза.

Ключевые слова: личностно-профессиональный имидж специалиста структурного подразделения, потенциал, потенциал педагогического университета, организационные условия формирования личностно-профессиональный имидж специалиста структурного подразделения образовательной организации высшего образования, мотивация, имидж-проектирование, имидж-диагностика, имеджеформирующая деятельность.

An^tatton. The article deals with a set of organizational conditions (motivational conditions aimed at the formation and stimulation of motivation to possess a personal and professional image; meto-wild-technological conditions aimed at organizing the process of formation of personal and professional image; personal and developmental conditions that trigger the formation of personal and professional image of a specialist due to the exteriorization of internal qualities and competencies of reflection, self-reflection and creative self-presentation), acting as a necessary and sufficient regulator of the formation of a personal and professional specialist of the structural unit of the University.

Keywords: personal and professional image of a specialist of a structural unit, potential, potential of a pedagogical University, organizational conditions of formation of personal and professional image of a specialist of a structural unit of an educational organization of higher education, motivation, image design, image diagnostics, image-forming activity.

Введение. Деятельность по формированию личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения - это сложно-динамичный, целенаправленно-управляемый и самоуправляемый процесс, обеспечивающий эмоционально-ценностное отношение специалиста к окружающей действительности, профессии, другим людям, самому себе, развитие общих качеств и внешних поведенческих характеристик менеджера среднего звена, необходимых для регулирования деятельности управленцев начального звена и эффективной самопрезентации себя как профессионала и личности в разнообразных сферах социальной практики. Характерной чертой данного процесса становится то, что он гарантирует получение запланированного заранее желаемого результата в виде позитивного образа специалиста структурного подразделения, характеризующегося определенными качествами (профессиональной компетентностью, лидерской направленностью, высокой коммуникабельностью, умением самостоятельно получать и применять новые знания, социальной и профессиональной активностью, адекватной самооценкой, способностью к самоанализу, положительной Я-концепцией, культурой профессионального действия, общения и познания, стратегическим и тактическим мышлением, готовностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.