Научная статья на тему 'Результаты эмпирического исследования профессиональной деятельности современного классного руководителя'

Результаты эмпирического исследования профессиональной деятельности современного классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / CRITERIA OF THE FORM MASTER`S PROFESSIONAL ACTIVITIES / FORM MASTER / PROFESSIONAL ACTIVITIES OF THE FORM MASTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корябкина Елена Викторовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования профессиональной деятельности классного руководителя общеобразовательной школы, дано определение профессиональной деятельности, выделены ее критерии, обобщены эмпирические данные о ценностно-смысловой, когнитивной и технологической составляющих профессиональной деятельности классного руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of empirical research of the modern form master's professional activities

The article presents the results of research of modern form masters` professional activities, the definition of professional activities has been given, criteria of the professional work have been indicated, and results of empirical research about valuable, motivational, technological components of activity, professional knowledge and skills have been generalized.

Текст научной работы на тему «Результаты эмпирического исследования профессиональной деятельности современного классного руководителя»

сти системы подготовки бегунов на средние дистанции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, Н. И. Биоэнергетика мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Волков

Н.И. - М., 1990. - 56 с.

2. Метаболические и энергогенические эффекты сочетанного применения интервальной тренировки и гипоксической гипоксии / Волков Н.И., Коваленко Е.А. [и др.] // Интервальная гипоксическая тренировка, эффективность, механизмы действия. - Киев, 1992. - С. 4-6.

3. Волков, Н. И. Интервальная тренировка в спорте / Н.И. Волков. - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 162 с.

4. Гноевых, В.В. Исследование легочной вентиляции и альвеолярного газообмена // Механика дыхания : методические и клинические основы / Ульяновский гос. ун-т. -Ульяновск, 2000. - 28 с.

5. Колчинская, А.З. Интервальная гипоксическая тренировка в спорте высших достижений / А.З. Колчинская // Спортивная медицина. - 2008. - № 1 - С. 9-24.

6. Сокунова, С.Ф. Применение интервальной гипоксической тренировки в сезонной подготовке бегунов на средние дистанции / С. Ф. Сокунова, Л. В. Коновалова, В. В. Вавилов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5. - С. 86-89.

7. Сокунова, С.Ф. Влияние режима положительного давления в конце выдоха (ПДКВ) на функцию внешнего дыхания / С. Ф. Сокунова, Л. В. Коновалова // Ученые записки УлГУ. Серия «Биология» / под ред. проф. В.Ф.Сыча. - Ульяновск, 2005. - Вып. 1 (9). - С. 89-92.

Контактная информация: margosc@mail.ru

УДК 371

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Елена Викторовна Корябкина, главный методист,

Приморский краевой институт переподготовки и повышения квалификации работников

образования, (ПКИППКРО)

Владивосток

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования профессиональной деятельности классного руководителя общеобразовательной школы, дано определение профессиональной деятельности, выделены ее критерии, обобщены эмпирические данные о ценностносмысловой, когнитивной и технологической составляющих профессиональной деятельности классного руководителя.

Ключевые слова: классный руководитель, профессиональная деятельность классного руководителя, критерии профессиональной деятельности классного руководителя.

RESULTS OF EMPIRICAL RESEARCH OF THE MODERN FORM MASTER’S

PROFESSIONAL ACTIVITIES

Elena Viktorovna Koryabkina, the senior specialist,

Primorsky Institute of Educators’ Professional Development,

Vladivostok

Annotation

The article presents the results of research of modern form masters' professional activities, the definition of professional activities has been given, criteria of the professional work have been indicated,

and results of empirical research about valuable, motivational, technological components of activity, professional knowledge and skills have been generalized.

Keywords: form master, professional activities of the form master, criteria of the form master's professional activities.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс модернизации отечественного образования задает новые требования к деятельности классного руководителя, которая в современных условиях из дополнительной функции превращается в отдельную, самоценную деятельность профессионала-воспитателя. Это актуализирует задачу ее изучения не только с позиций теоретического осмысления нормативной, функциональной, содержательной основ, но и обобщения эмпирических данных о ценностно-смысловой, когнитивной и технологической ее составляющих. Проведенный нами анализ научной и методической литературы по вопросам классного руководства позволяет утверждать, что в настоящее время отсутствуют комплексные эмпирические исследования, позволяющие выявить и обосновать специфику профессиональной деятельности классного руководителя в современных условиях развития образования. Это определило актуальность нашего исследования, целью которого явилось изучение профессиональной деятельности современного классного руководителя общеобразовательного учреждения. Полученные в ходе исследования новые эмпирические данные позволяют моделировать деятельность классного руководителя в соответствии с современными требованиями.

МЕТОДИКА

Под профессиональной деятельностью классного руководителя мы понимаем профессионально-педагогическую деятельность, доминантой которой является развитие ребенка как субъекта своей жизнедеятельности, развитие его как личности-индивидуальности, способной к самоосуществлению.

В качестве критериев профессиональной деятельности классного руководителя нами выделены: определение педагогами проблемного поля профессиональной деятельности и его анализ; знания современных воспитательных концепций и систем; современных воспитательных технологий; профессиональные умения применения современных воспитательных концепций, систем и технологий в своей практической деятельности; умения анализировать, проектировать и программировать свою деятельность; ценностносмысловое отношение к своей деятельности; понимание и построение процессов собственного профессионально-личностного развития.

Обозначенные критерии позволили сформулировать методику исследования, в которую вошли анкеты изучения профессиональной деятельности и профессиональноличностного развития классного руководителя, методика изучения профессиональной мотивации К.Замфир [2], тест на выявление способности классного руководителя к саморазвитию [1].

В исследовании приняли участие 699 классных руководителей общеобразовательных учреждений Приморского края, из них: классных руководителей начальных классов - 189 человек, классных руководителей среднего звена (5 - 8 классы включительно) -305 человек, классных руководителей старшего звена (9 - 11 классы) - 205 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов исследования позволил выявить проблемное поле деятельности современного классного руководителя, концентрируемое вокруг ключевых проблем деятельности: проблемы взаимодействия школы и семьи (78% опрошенных), взаимодействия с учащимися (63%), взаимодействия с администрацией ОУ и другими службами, сопровождающими воспитательный процесс (44%), проблема профессионального развития и саморазвития классного руководителя (67%). В качестве факторов, усложняющих

взаимодействие школы и семьи, классные руководители выделили: низкий социокультурный уровень родителей, семьи в целом; асоциальность семей: аморальное поведение, алкоголизм, отсутствие работы; пассивность родителей в воспитании: «сдали в школу - и все»; потребительская позиция родителей по отношению к школе. В описании проблемы взаимодействия с учащимися было отмечено: «агрессивность учащихся в отношении друг к другу и к взрослым»; «пассивность учеников: равнодушие к деятельности, отсутствие познавательной и учебной мотивации». В рамках проблемы взаимодействия с администрацией ОУ и представителями других служб классные руководители обозначали отсутствие взаимодействия с инспектором по делам несовершеннолетних, отсутствие поддержки и помощи со стороны администрации; сокращение психолого-педагогической и социальной службы в школе. Проблемы профессионального развития были обозначены классными руководителями через противоречия, заложенные современной образовательной практикой: совмещение профессиональных позиций учителя и воспитателя в современных условиях трудоемко и энергозатратно: «.. .результаты педагогической деятельности оцениваются по результатам ЕГЭ, вот и приходится все силы тратить на учебный процесс, а воспитание - по остаточному принципу»; «государство заявляет воспитание в качестве приоритетного направления развития образования и одновременно сокращает в школах социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов-организаторов, вожатых».

Результаты исследования показали, что классными руководителями остро ощущается необходимость постоянного повышения квалификации и собственного профессионально - личностного развития. Потребность в повышении квалификации испытывают 88% классных руководителей городских образовательных учреждений и 93% - сельских. Наиболее предпочитаемые формы повышения квалификации: стажировка у педагогов-новаторов (92%), творческие мастерские (89%), обмен опытом с коллегами (80%), проблемные курсы в институте повышения квалификации (76%). Профессиональные дефициты в области знания современных воспитательных концепций, систем и технологий испытывают 74% опрошенных классных руководителей, трудности в определении целей и результатов воспитания - 42%. Среди наиболее распространенных воспитательных технологий, которые используются классными руководителями, названы: коллективное творческое дело, ученическое самоуправление, проектирование, игровые технологии. Такие эффективные современные воспитательные технологии, как тренинг, групповая проблемная работа, шоу-технологии, социально-воспитательное проектирование (классификация С. Д. Полякова), педагогами практически не используются. 87% опрошенных классных руководителей нуждаются в обновлении профессиональных знаний и умений по возрастной психологии, психологии развития человека и личности человека, социальной психологии, педагогической диагностики, проектированию и программированию воспитательного процесса, современным воспитательным технологиям. Только 13% опрошенных классных руководителей имеют авторско-составительские программы воспитательной деятельности, остальные придерживаются в своей деятельности плана воспитательной работы. Такой подход к работе приводит к тому, что профессиональное внимание педагогов-воспитателей смещается на проведение мероприятий, а не на развитие ребенка, а сама деятельность становится формальной.

Анализ результатов теста на выявление способности классного руководителя к саморазвитию позволяет утверждать, что классные руководители обладают достаточной для решения задач развития и саморазвития способностью - среди участников тестирования отсутствуют показатели саморазвития, соответствующие «очень низкому», «низкому», «ниже среднего» уровням. 27% опрошенных имеют показатели, соответствующие «среднему» уровню, 62% - «выше среднего», 11% - «высокому». Это характеризует классных руководителей как стремящихся познавать себя, осваивающих новое, ищущих обратную связь, умеющих управлять своим профессиональным развитием, верящих в

свои возможности как педагога - воспитателя и человека. Однако тест выявил проблемные (с точки зрения процессов саморазвития) вопросы, связанные с возможностью рефлексии своей воспитательной деятельности и выделением для этого специального времени, с открытой дискуссией в образовательном учреждении по интересующим проблемам воспитания, что говорит о противоречиях между внутренним стремлением классного руководителя расти, узнавать новое, стремиться изучать себя, верить в свои профессиональные и личностные способности и возможностью проявлять себя в ОУ, открыто высказывать свое мнение по проблемам воспитания, способностью не обращать внимание на трудности, внутренней готовностью их преодолевать, а также возможностью проектировать результативный воспитательный процесс.

Все опрошенные классные руководители (100%) убеждены, что классный руководитель нужен современной школе, поскольку «он единственный, кто координирует и сводит воедино усилия всех участников образовательного процесса», «эта деятельность возникла в российской школе не случайно, она исторически и культурно оправдана». При этом только 59% опрошенных считают, что их профессиональная деятельность влияет на качество современного образования, 33% отвечают, что «не влияет», 8% - «затрудняются с ответом». Комментируя ответы, педагоги отмечают, что «приоритет воспитания в государственных документах - лишь декларация», «отсутствует система родительской ответственности, забота и интерес родителей к судьбе своего ребенка». Удовлетворенность своей профессиональной деятельностью испытывают 53% опрошенных («я нужен детям», «в общении с классом расту сама», «у меня прекрасные отношения с детьми и родителями, полное взаимопонимание», «есть результат моей работы с детьми, их любовь, уважение, поддержка»); 19% не полностью удовлетворены, 28% не удовлетворены, поскольку «профессия педагога не престижна в современном обществе, требования к классному руководителю слишком высоки, а ответственность родителей минимальна», «нет системности, очень много бумаг, нет времени заниматься настоящей воспитательной работой», «классный руководитель остался в школе без поддержки социального педагога, педагога - психолога, педагога - организатора, вожатого», «профессионализм педагога оценивают по результатам ЕГЭ, воспитание остается второстепенным».

Удовлетворенность профессиональной деятельностью существенно коррелирует с оптимальностью мотивационного комплекса классного руководителя: чем выше вес внутренней и внешней положительной мотивации, по сравнению с внешней отрицательной (оптимальный мотивационный комплекс), тем выше удовлетворенность классного руководителя своей деятельностью (методика К. Замфир). Наше исследование показало наличие разных мотивационных комплексов у разных категорий классных руководителей. Наиболее оптимальным мотивационным комплексом обладают классные руководители начальной школы. У классных руководителей среднего и старшего звена существенно (по сравнению с начальной школой) вырастают внешние отрицательные мотивы, что говорит о высоком уровне эмоциональной нестабильности, обусловленности профессиональной деятельности мотивами избегания неудач, страхом порицания и наказания.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

Классный руководитель как педагог-воспитатель необходим современному общеобразовательному учреждению.

Проблемы профессиональной деятельности современного классного руководителя тесно связаны с социальным положением российской семьи, что ведет к усилению социальной направленности деятельности.

Ценностно-мотивационная составляющая профессиональной деятельности совре-

менного классного руководителя противоречива: с одной стороны педагоги осознают важность и значимость воспитания, с другой - по мере усложнения воспитательных задач их внутренняя мотивация снижается, что говорит о потере ценности самой воспитательной деятельности.

Область главных профессиональных дефицитов составляют когнитивная и технологическая составляющие деятельности, следовательно, именно этим вопросам необходимо уделять большее внимание при подготовке будущих педагогов и активно рассматривать в процессе повышения квалификации.

Классные руководители готовы повышать свою профессиональную квалификацию и способны к саморазвитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева, Е. А. Диагностика профессионально-личностного развития педагога / Е. А. Григорьева. - Владивосток : ПИІII ІКРО. 2005. - 80 с.

2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Изд-во «Питер», 2000. - 502 с.

Контактная информация: selena-sun.ko@mail.ru

УДК 796.1/.3

ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СООТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РУССКОЙ ЛАПТЕ

Александр Юрьевич Костарев, кандидат педагогических наук, доцент,

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

(БГПУ им. М. Акмуллы),

Уфа

Аннотация

В статье рассматривается оптимальное соотношение средств специальной физической подготовки в подготовительном периоде в русской лапте.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка, экспериментальные тренировочные программы, русская лапта.

SUBSTANTIATION OF OPTIMUM CORRELATION BETWEEN MEANS OF SPECIAL PHYSICAL PREPARATION IN RUSSIAN LAPTA

Alexander Jurevich Kostarev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bashkir State Pedagogical University named M. Akmully,

Ufa

Annotation

The article considers the optimum correlation of means in special physical preparation within the preparatory period in Russian lapta.

Keywords: special physical preparation, experimental training programs, Russian lapta.

ВВЕДЕНИЕ

Оптимизация всех видов подготовки (физической, технико-тактической, психологической) высококвалифицированных спортсменов в игровых видах спорта и, в частности, в русской лапте является одной из проблемных задач теории и методики тренировки.

Арсенал и специфика двигательных действий игроков в лапту предлагает удары битой по мячу, перебежки, прыжки, ловлю и передачу мяча партнеру, бросок мяча в соперника и т. д.

Опыт показал, что повышение уровня специальной физической подготовленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.