Научная статья на тему 'Профессиональная этика тьютора (сопровождение детей с расстройствами аутического спектра) (научный руководитель - профессор Назарова Ю. В. )'

Профессиональная этика тьютора (сопровождение детей с расстройствами аутического спектра) (научный руководитель - профессор Назарова Ю. В. ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1882
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ / ТЬЮТОР / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПРОФЕССИИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / CHILDHOOD AUTISM / SOCIAL ACCEPTANCE / TUTOR / PHILOSOPHY OF EDUCATION / PROFESSIONAL ETHICS / PROFESSIONAL CODE OF ETHICS OF THE PROFESSION / VALUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смелова М. В.

В статье рассматривается тьюторское сопровождение как особая педагогическая технология и подчёркивается важность распространения информации об аутизме. Необходимость проведения исследований в контексте профессиональной этики тьюторов подтверждается практикой общения с детьми из реабилитационных центров, а также внесением профессии «тьютор» в реестр профессий и сколковский перечень «профессий будущего». Создание профессионального этического кодекса с правилами и нормами для тьюторов актуальная задача для специалистов в области профессиональной этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional ethics of tutors (support of children with autistic spectrum disorder) (Supervisor - professor Nazarova Y. V.)

The article deals with tutor support as a special teaching technique, and emphasizes the importance of dissemination of information about autism. The need for research in the context of professional ethics tutors confirmed the practice of communication with children from rehabilitation centers, as well as the introduction of the profession "tutor" in the register of professions and Skolkovo list of "jobs of the future." Create a professional code of ethics rules and standards for tutors an urgent task for the specialists in the field of professional ethics.

Текст научной работы на тему «Профессиональная этика тьютора (сопровождение детей с расстройствами аутического спектра) (научный руководитель - профессор Назарова Ю. В. )»

М. В. Смелова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ТЬЮТОРА (СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО

СПЕКТРА)2

В статье рассматривается тьюторское сопровождение как особая педагогическая технология и подчёркивается важность распространения информации об аутизме. Необходимость проведения исследований в контексте профессиональной этики тьюторов подтверждается практикой общения с детьми из реабилитационных центров, а также внесением профессии «тьютор» в реестр профессий и сколковский перечень «профессий будущего». Создание профессионального этического кодекса с правилами и нормами для тьюторов -актуальная задача для специалистов в области профессиональной этики.

Ключевые слова: аутизм, социальное принятие, тьютор, философия образования, профессиональная этика, этический кодекс профессии, система ценностей.

M. V. Smelova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)

PROFESSIONAL ETHICS OF TUTORS (SUPPORT OF CHILDREN WITH AUTISTIC SPECTRUM DISORDER)

The article deals with tutor support as a special teaching technique, and emphasizes the importance of dissemination of information about autism. The need for research in the context of professional ethics tutors confirmed the practice of communication with children from rehabilitation centers, as well as the introduction of the profession "tutor" in the register of professions and Skolkovo list of "jobs of the future." Create a professional code of ethics rules and standards for tutors - an urgent task for the specialists in the field of professional ethics.

Keywords: childhood autism, social acceptance, tutor, philosophy of education, professional ethics, professional code of ethics of the profession, value.

2 апреля отмечается (с 2007 года) Всемирный день распространения информации об особенном состоянии - аутизме, и обо всех проблемах, вытекающих из нехватки знаний об этом состоянии. Главные достопримечательности разных стран в этот день горят синим цветом, символизирующим аутизм.

Актуальность вопроса о социальном принятии и адаптации детей с «особенным состоянием» стоит наиболее остро именно в России. Так, проведённое нами исследование на базе муниципального бюджетного

2 Статья заняла I место в номинации «Философия» во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ» (апрель 2016г.) Статья напечатана: Современные тенденции развития науки в молодежной среде: Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ, 16-20 апреля 2016 г.: сборник статей участников / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО ЕГУ им. И.А.Бунина. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2016. 1296 с. ISBN 978-5-94809-827-2. С. 197-202.

общеобразовательного учреждения «Центр образования № 7» (г. Тула), предпринятое среди родителей детей без наличия каких-либо хронических заболеваний (выборка составила 50 человек), свидетельствует: 76% опрошенных (38 человек) не хотят, чтобы в одном классе с их ребёнком учился ребёнок с синдромом аутизма, или любой ярко выраженной проблемой. Они убеждены, что «больным место в специальной коррекционной группе, с дефектологами», и, по сути, лишают детей с альтернативным видением мира права на возможность нормальной адаптации в социуме.

Именно поэтому особое значение приобретает деятельность тьютора -педагога, сопровождающего подобных детей. Очевидно, что при расстройстве аутистического спектра необходимо тьюторское сопровождение как особая педагогическая технология. Тьюторство - оригинальная философия образования и один из «способов организации образовательной системы», когда с подопечными согласовывают приемлемые для него культурные нормы. «Уникальность человеческой личности и её предназначения» - вот стержень такого философско-педагогического подхода [11]. Профессиональная этика тьюторов становится основой для успешной профессиональной деятельности, помогая добиться главной цели -социальной адаптации детей, их принятия обществом - проблемы, актуальной для современной России.

Вопрос о профессиональной этике тьюторов в современной философской науке является достаточно новым, как и вопрос о профессиональной этике в целом. Понятие «тьютор» (как человек, работающий с детьми с особыми состояниями (инклюзивное образование), с проблемными семьями, с инвалидами, со школьниками и студентами) пришло из зарубежной педагогической практики, и также является новой для России педагогической специальностью. Профессия тьютора официально внесена в реестр профессий РФ лишь в 2008 году [10]. Несмотря на это, тьютор уже считается перспективной и востребованной профессией, которая была включена в сколковский перечень профессий будущего [1]. Сейчас эта новая для России педагогическая профессия только начинает набирать обороты. Проходят обучающие курсы, семинары, вебинары, экспертные советы по темам «Тьюторство в сфере образования», «Тьюторство как отдельная профессия»; конкурсы «Тьютор года».

Таким образом, теоретическая и практическая значимость изучения профессиональной этики тьюторов (как сопровождения детей с «особым» состоянием) заключается в следующем. Исследование данной темы расширяет теоретические знания как в области педагогики (педагогические технологии при сопровождении детей с нарушениями аутического спектра), так и в области философии (исследования в области профессиональной этики). Также результаты исследования могут использоваться на практике при определении профессиональных нравственных ценностей тьюторов с целью создания этического кодекса профессиональной деятельности тьюторов; при формировании программ обучения и повышения квалификации тьюторов.

Вопрос о профессиональной этике тьюторов, в основном, изучался на Западе в рамках исследований по этике образования. (Можно перечислить такие центры изучения профессиональной и прикладной этики как Australian Association for Professional and Applied Ethics; Canadian Society for the Study of Practical Ethics; CAPE - Center for Applied and Professional Ethics - Центр прикладной и профессиональной этики Калифорнийского Государственного университета, США и др.). В нашей стране проблема профессиональной этики в целом еще малоизученна. Философские исследования профессиональной этики в нашей стране концентрируются в Центре прикладной и профессиональной этики Института философии РАН и Научно-исследовательском институте прикладной этики Тюменского нефтегазового университета. Тем не менее, в российской философской науке пока еще нет исследований по профессиональной этике тьюторов (как сопровождения детей с «особым» состоянием), несмотря на наличие исследований по этике образования.

Необходимость формирования профессиональной этики тьюторов, важность социального принятия детей с «особенным» состоянием, мы осознали при работе в комплексном центре социального обслуживания населения г. Тулы, где впервые услышали историю семьи десятилетнего мальчика Д., интеллект которого соответствует интеллекту годовалого ребёнка. Родители не стали заниматься лечением сына, и теперь он никогда не сможет говорить, у него не работает рука. С другой стороны, есть пример другого пятнадцатилетнего мальчика А., адаптацией которого комплексно занимались - и он разговаривает, играет, может общаться. Это заставило нас заинтересоваться вопросом о педагогических технологиях работы с «особенными» детьми, а также проблемой социального принятия таких детей (чему было посвящено социологическое исследование среди родителей школьников) и повлекло за собой интерес к нравственным основаниям профессиональной деятельности тьюторов. Особенность деятельности тьюторов заключается не только в специфическом психолого-педагогическом подходе, но и в развитии профессиональной этики тьюторов, под которой понимается как комплекс профессиональных нравственных ценностей, так и этические принципы профессиональной деятельности, и профессиональный этический кодекс. Именно профессиональная этика тьюторов может заложить основы для их поведения, взаимоотношений с «особенными» детьми, регулировать отношения тьюторов и родителей.

Аутизм именно как состояние «особенное», а не как болезнь, воспринимается известными людьми, психологами - например, основателем фонда помощи детям «Обнажённые сердца» Натальей Водяновой, представителем данного фонда Натальей Киселёвой, клиническим психологом Татьяной Морозовой [7]. «Уже много лет «Обнажённые сердца» ведут просветительскую и образовательную работу, строят инклюзивные парки по всей стране, собирают форумы, круглые столы, приглашают к диалогу прессу.... Я хочу призвать вас не называть аутизм и ДЦП болезнями. Это особенности или нарушения развития, но ни в коем случае не болезнь», -

говорит Наталья Водянова, подчёркивая проблему информационного вакуума - людей с особенностями не хотят брать в школу, на работу, «прогоняют с детских площадок, запрещают дружить с ними обычным детям». «В России аутизм часто воспринимают как болезнь, которую нужно лечить, изолируя человека от общества. На самом деле это не так, - объясняет Т. Морозова, клинический психолог. - Аутизм - это состояние, с которым ребёнок рождается и живёт всю жизнь.... Аутизм - это не психическое заболевание... Люди с аутизмом могут учиться, играть и развиваться вместе с типично развивающимися сверстниками, жить в семье, любить и работать». «Дети и взрослые люди с расстройством аутистического спектра хотят общаться и быть среди других людей, просто им труднее это делать, - объясняет Н. Киселёва. Выход один: принять их и помочь им.

«Существуют программы, которые помогают научиться общаться, осваивать академические навыки, навыки самообслуживания, игры...» [7].

Что же такое аутизм, если это не психическое расстройство?

«Аутизм - это целая группа нарушений в развитии, вызванных проблемами функционирования центральной нервной системы. Сложности могут проявляться в двух основных областях: нарушение социального взаимодействия и вербальной и невербальной коммуникации и повторяющиеся, стереотипные образцы поведения. Иногда трудностями в обучении» [7].

«Аутизм отмечается всесторонним, выраженным дефицитом общения, а также ограничением социального взаимодействия, незначительными интересами и повторяющимися действиями. Для аутистов присущи тревожные расстройства, агрессия, приступы гнева». «Каждый 88-й ребёнок в мире страдает от аутизма» [9].

Посмотреть на жизнь глазами ребёнка-аутиста нас вдохновило посещение художественной выставки «Маркус» в рамках цикла «Равный среди равных» 9-летнего ребёнка-аутиста Маркуса Мартиновича, проходившей в музее - гуманитарном центре «Преодоление» им. Н. А. Островского (г. Москва). Да, многие из аутистов демонстрируют необычные способности - таланты в изобразительном искусстве, музыке, творчестве, феноменальную память. Такой труд, желание поделиться частичкой своего тепла, достойны восхищения и уважения.

Остаётся только согласиться с И. А. Гончаровым: «Есть больные дети, а безобразных нет! Ребёнок не может быть безобразен» [3]. И с педагогом христианской этики, философом Ф. М. Достоевским, писавшим о любви к детям, о том, что их - самых духовных и высших созданий, нельзя не любить: «Любите всё создание божие, ... каждый луч божий любите. Деток любите особенно, ибо они . безгрешны, яко ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших и как некое указание нам. Горе оскорбившему младенца» [4]. «Душа исцеляется рядом с детьми». «Без детей нельзя было бы так любить человечество». «Целый мир не стоит и одной слезы ребёнка» [12].

Сейчас с такими детьми должны работать люди со специальным образованием, причем не только педагогическим, психологическим,

медицинским, но и этическим. Этическое образование может заключаться в специальных тренингах, в формировании этических кодексов профессии, в мониторингах профессиональных нравственных ценностей. Эти люди должны иметь не только призвание к подобной деятельности - в среде тьюторов должны формироваться особые нравственные ценности принятия таких детей, основанные на идеях уважения личности ребенка, сострадании, толерантности.

Речь идёт о профессиональной этике и этике образования. «Профессиональная этика рассматривается нами как конкретизация общих моральных требований применительно к той или иной профессии. Профессиональная этика устанавливает некий внутренний стандарт поведения для той или иной категории профессионалов» [6]. Педагогическая этика «наследует проблемы, связанные с обоснованием форм и методов нравственного воспитания, управлением нравственно-воспитательной деятельностью, формированием моральных качеств учителя и т.п.» [6]. У тьюторов-педагогов необходимо целенаправленно развивать определённые ценности, и в этом помогает отдельный раздел философии - аксиология -теория ценностей «как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам» [8].

Как определить профессиональные ценности тьюторов? На наш взгляд, в качестве методологического ориентира для определения ценностей можно выбрать систему ценностей философа Н. Гартмана, как наиболее подробную и развернутую [2]. Это ценности добродетелей: благо, благородство, полнота (как стремление к обладанию ценностным многообразием), чистота (как незатронутость злом, как отсутствие опыта морального зла); справедливость, мудрость, мужество, самообладание, любовь к ближнему, доверие и вера, надёжность и верность, правдивость и искренность, скромность, смирение, дистанция, совесть и сознание вины; любовь к дальнему (альтруизм), дарящая добродетель, ответственность и вменение, личная любовь и ценности внешнего обхождения (к ним относят простоту, сердечность, чувствительность и гуманность) [2].

Методология определения профессиональных ценностей, на наш взгляд, может заключаться в разработке и проведении аксиологических опросов (аксиологического мониторинга) в профессиональной среде, где тьюторам могут быть предложены ситуации морального выбора и формулировка моральных суждений. Подобные исследования проводились Л. Кольбергом, в рамках исследования нравственных уровней обучения детей; сейчас технология Кольберга используется для исследований по профессиональной этике среди взрослых на Западе.

Возникает вопрос - почему необходима конкретизация ценностей? Все дело в том, что именно нравственные ценности являются основанием для создания профессионального этического кодекса, формируя правила и нормы профессии. Причем, мониторинг профессиональных ценностей должен проводиться периодически, так как главной особенностью современных

профессиональных ценностей является их изменчивость, проявляющаяся как ответ на вызовы современного общества [5].

Следующим шагом к формированию системы профессиональной этики тьюторов (сопровождение детей с нарушениями аутического спектра) должен стать профессиональный этический кодекс, включающий в себя а) общие принципы тьютора; б) правила взаимодействия с воспитанниками; в) правила взаимодействия с родителями; г) правила взаимодействия с представителями общественности. Создание этического кодекса необходимо проводить с учетом конкретных типовых проблем профессиональной деятельности. Выделить эти проблемы можно путем опросов в профессиональной среде, по принципу определения важности, негативного или позитивного воздействия на профессиональную деятельность типичных ситуаций взаимодействия с детьми, родителями или общественностью.

Важный момент - это знакомство с этическим кодексом, умелая трактовка его правил. Тьюторы должны понимать, что этический кодекс не усложняет их деятельность, а наоборот - помогает выработать нравственные ориентиры, выходить без психологического ущерба из этически неоднозначных ситуаций.

Таким образом, профессиональная этика тьюторов может включать в себя такие элементы как:

- аксиологический мониторинг профессии,

- этическое образование тьюторов,

- этический кодекс.

Формирование профессиональной этики тьюторов должно проходить при участии представителей самого профессионального сообщества, оно должно освещаться в средствах массовой информации, что привлечет к проблеме «особенных» детей внимание всего общества.

Развитие комплекса профессиональной этики не только актуализирует нравственные ценности и устанавливает нравственные ориентиры. Это помогает работе тьюторов, облегчает психологическую нагрузку, очерчивает рамки отношений с воспитанниками и родителями, помогает в ситуации морального выбора и разрешению конфликтов, и, в целом, развивает новую для России профессию, знакомя с ней общество. Но самое главное -профессиональная этика тьютора может стать еще одним шагом к социальной адаптации и принятии в обществе «особенных» детей.

Литература

1. Атлас новых профессий: каталог профессий [Электронный ресурс] : сайт. Загл. с экрана. URL: http://atlas 100.ru/catalog/ (дата обращения: 25.03.2016).

2. Гартман, Н. Этика [Текст] / Н. Гартман; пер. с нем. А. В. Глаголева. М. : Владимир Даль, 2002. 708 с.

3. Гончаров, И. А. Обрыв [Текст] / И. А. Гончаров. М. : Азбука, 2015.

786 с.

4. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы [Текст] / Ф. М. Достоевский // Собрание сочинений. М. : Худож. лит., 1958. Т. 9. 634 с.

5. Назарова, Ю. В. Опыт определения профессиональных этических ценностей в политической сфере (по материалам зарубежных исследований) [Электронный ресурс] / Ю. В. Назарова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула, 2014. Вып. 4 (12). С. 52-56. URL: http://tsput.ru/fb/hum/4(12)2014/index.html#52/z (дата обращения: 25.03.2016).

6. Назаров, В. Н. Прикладная этика [Текст]: учебник / В. Н. Назаров. М. : Гардарики, 2005. 302 с.

7. Наталья Водянова: «Не называйте аутизм болезнью!» [Электронный ресурс] // Cosmopolitan: электронная версия журнала : сайт. URL: http: //www. cosmo. ru/stars/interview/natalya-vodyanova-ne-nazyvayte-autizm-boleznyu/ (дата обращения: 25.03.2016).

8. Аксиология [Электронный ресурс] : [словарная дефиниция] // Энциклопедии и словари : сайт. URL: http: //enc-dic. com/new_ Philosophy/Aksiologija-50/ (дата обращения: 24. 02. 2016).

9. Аутизм [Электронный ресурс] // Психология и психиатрия: сайт. URL: http://psihomed.com/autizm/ (дата обращения: 24.02.2016).

10. «Тьютор года-2014» - первый конкурс по профессии будущего прошёл в Пермском крае [Электронный ресурс] // Прэсто : сайт. URL: http://presto.perm.ru/tutor goda 14 press-release/ (дата обращения: 24.02.2016).

11. Хидирова, Н. Т. Тьюторство в образовательном процессе [Электронный ресурс] : доклад / Н. Т. Хидирова // Gigabaza.ru : сайт. URL: http://gigabaza.ru/doc/37326.html (дата обращения: 24.02.2016).

12. 25 цитат Фёдора Достоевского [Электронный ресурс] // ADME : сайт. URL: http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/25-citat-fedora-dostoevskogo-kotorye-dayut-pischu-dlya-razmyshlenij-783710/ (дата обращения: 24.02.2016)

Bibliography

1. Atlas of new professions: a catalogue of professions [Electronic resource]: site. Screen title. URL: http://atlas100.ru/catalog/ (accessed: 25.03.2016).

2. Hartmann, N. Etika [Ethics] [Text] / N. Hartmann; trans. from German by A. V. Glagoleva. Moscow: Vladimir Dal' 2002. 708 p.

3. Goncharov, I. A. Obryv [The Precipice] [Text] / I. A. Goncharov. Moscow: Azbuka, 2015. 786 p.

4. Dostoevsky, F. M. Brat'ya Karamazovy [The Brothers Karamazov] [Text] F. M. Dostoevsky // Collected works. Moscow: Hudozh. lit, 1958. Vol. 9. 634 p.

5. Nazarova, U. V. Opyt opredeleniya professional'nykh eticheskikh tsennostey v politicheskoy sfere (po materialam zarubezhnykh issledovaniy) [Experience in determining professional ethical values in political sphere (based on the materials of foreign studies)] [Electronic resource] / U. V. Nazarova // Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. Tula, 2014. Issue 4 (12). Pp 5256. URL: http://tsput.ru/fb/hum/4( 12)2014/index.html#52/z (accessed: 25.03.2016).

ryMaHurapHbie BeflOMOCTM Trny mm. fl. H. ToncToro

№ 2 (18), M№Hb 2016 r.

6. Nazarov, V. N. Prikladnaya etika [Applied ethics] [Text]: textbook / V. N. Nazarov. Moscow: Gardariki, 2005. 302 p.

7. Natalia Vodianova: «Do not call autism a disease!» [Electronic resource] // Cosmopolitan: an electronic version of a journal: site. URL: http: //www. cosmo. ru/stars/interview/natalya-vodyanova-ne-nazyvayte-autizm-boleznyu/ (accessed: 25.03.2016).

8. Aksiologiya [Axiology] [Electronic resource]: [definition] // Encyclopedias and dictionaries: site. URL: http://enc-dic.com/new Philosophy/Aksiologija-50/ (accessed: 24.02.2016).

9. Autizm [Autism] [Electronic resource] // Psychology and psychiatry: site. URL: http://psihomed.com/autizm/ (accessed: 24.02.2016).

10. «T'yutor goda-2014» - pervyy konkurs po professii budushchego proshol v Permskom kraye [«Tutor of the year - 2014» is the first contest on the profession of future which took place in the Perm Region] [Electronic resource] // Presto: site. URL: http://presto.perm.ru/tutor goda 14 press-release/ (accessed: 24.02.2016).

11. Hidirova, N. T. Tyutorstvo v obrazovatel'nom protsesse [Tutorship in education process] [Electronic resource]: report / N. T. Hidirova // Gigabaza.ru : site. URL: http://gigabaza.ru/doc/37326.html (accessed: 24.02.2016).

12. 25 tsitat Fyodora Dostoyevskogo [25 quotations of Fyodor Dostoevsky] [Electronic resource] // ADME: site. URL: http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/25-citat-fedora-dostoevskogo-kotorye-dayut-pischu-dlya-razmyshlenii-783710/ (accessed: 24.02.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.