Научная статья на тему 'Этические элементы в системе К. С. Станиславского и современная этика актера'

Этические элементы в системе К. С. Станиславского и современная этика актера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4932
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ЭТИКА ИСКУССТВА / ЭТИКА АКТЕРА / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТЕАТРА / PROFESSIONAL ETHICS / ARTS ETHICS / ACTOR ETHICS / CODE OF ETHICS OF THE THEATER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каширин Александр Юрьевич, Назарова Юлия Владимировна

В статье анализируется влияние этических принципов Системы К. С. Станиславского на современные представления об этике актера. Подчеркивается, что техника театральной игры, согласно Станиславскому, имела этическое значение, поскольку ее целью было преобразование склада души как актера, так и зрителя. С другой стороны, отмечается, что правила этики для актеров, разработанные Станиславским, представляют собой одну из первых попыток кодифицирования профессиональных этических принципов в ХХ веке. Показано, что этические правила современных российских театров во многом сохранили традиции этического регулирования по Станиславскому. В этой связи проводится обзор современных театральных кодексов; выделяются актуальные этические принципы современной этики актера, представленные в действующих этических кодексах российских театров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical elements of the K.S. Stanislasky system and the modern ethics of actors

The article analyzes ethical influence of the Stanislavsky system on modern ethics of actor. It is emphasized that the technique of the acting, according to Stanislavsky had ethical value since its purpose was to transform the warehouse of the soul as the actor and the audience. On the other hand, it noted that the ethics rules for actors Stanislavsky developed appeared as one of the first attempts to codify professional ethics in the twentieth century. It is shown that the ethical rules ency--Russian theaters variables largely preserved the traditions of ethical re-regulation Stanislavsky. It provides an overview of contemporary theatrical codes; allocated relevant ethical principles of modern ethics of the actor, presented in ethical codes of Russian theaters.

Текст научной работы на тему «Этические элементы в системе К. С. Станиславского и современная этика актера»

А. Ю. Каширин, Ю. В. Назарова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ЭТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СИСТЕМЕ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО И

СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА АКТЕРА

В статье анализируется влияние этических принципов Системы К. С. Станиславского на современные представления об этике актера. Подчеркивается, что техника театральной игры, согласно Станиславскому, имела этическое значение, поскольку ее целью было преобразование склада души - как актера, так и зрителя. С другой стороны, отмечается, что правила этики для актеров, разработанные Станиславским, представляют собой одну из первых попыток кодифицирования профессиональных этических принципов в ХХ веке. Показано, что этические правила современных российских театров во многом сохранили традиции этического регулирования по Станиславскому. В этой связи проводится обзор современных театральных кодексов; выделяются актуальные этические принципы современной этики актера, представленные в действующих этических кодексах российских театров.

Ключевые слова: профессиональная этика; этика искусства; этика актера; этический кодекс театра.

А. Y. Kashirin, Y. V. Nazarova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)

ETHICAL ELEMENTS OF THE STANISLASKY SYSTEM AND THE MODERN ETHICS

OF ACTORS

The article analyzes ethical influence of the Stanislavsky system on modern ethics of actor. It is emphasized that the technique of the acting, according to Stanislavsky had ethical value since its purpose was to transform the warehouse of the soul - as the actor and the audience. On the other hand, it noted that the ethics rules for actors Stanislavsky developed appeared as one of the first attempts to codify professional ethics in the twentieth century. It is shown that the ethical rules ency--Russian theaters variables largely preserved the traditions of ethical re-regulation Stanislavsky. It provides an overview of contemporary theatrical codes; allocated relevant ethical principles of modern ethics of the actor, presented in ethical codes of Russian theaters.

Keywords: professional ethics; Arts ethics; actor ethics; Code of Ethics of the theater.

Система К. С. Станиславского уникальна не только с точки зрения театральной практики, но и с точки зрения профессиональной этики - по сути, это одна из первых попыток этического регулирования в профессиональном сообществе, разработанная с учетом специфики, целей и задач конкретной профессиональной деятельности. Станиславский писал: «Этика и техника оберегают процессы творчества от засорения ненужными задачами и чувствами» [6, с. 12]. Вопрос об этической составляющей Системы, об осмыслении ее нравственных принципов до сих пор остается малоизученным в философской литературе. Актуальность проблемы профессиональной этики актера подчеркивается возрастающим влиянием публичных, медийных персон в сфере культуры и политики; расширением их публичности, что приводит к

восприятию таких персон обывателями как своеобразных культурных и нравственных эталонов. Кроме того, вопрос об актуальности осмысления этики актера разворачивается и шире - в сфере этики искусства - с точки зрения анализа творческой ответственности, возможности границ морали в искусстве.

Этический аспект Системы Станиславского часто воспринимается как перечень дисциплинирующих правил, однако, такой подход не совсем объективен. Этические принципы Станиславского являются неотъемлемой частью его Системы и раскрываются в двух равнозначных аспектах. Во-первых, они являются основанием техники актерской игры. Техника театральной игры, согласно античной традиции, которой во многом следовал Станиславский, имеет этическое значение, заключающееся в преобразовании склада души - как актера, так и зрителя. Во-вторых, они раскрываются в практическом смысле, представляя собой конкретизированные принципы и нормы поведения актера. Таким образом, общие этические нормы дисциплины и поведения, по Станиславскому, непосредственно связаны с искусством игры актера, имеющей этическое значение, в силу чего этика актера приобретает глубокий философский смысл, раскрываясь как на уровне профессиональных принципов и правил, так и на более глубоком этическом уровне.

Вопросы о мимесисе, подражании, припоминании как цели искусства поднимались в трудах Платона и Аристотеля. Для Платона понятие мимесис было всего лишь бледным отражением материального мира и представлялось снятием копии с копии, поэтому актерская игра, по мнению Платона, не может открыть истину - она еще более неидеальна и далека от истины, чем явления, которые воспроизводит актер [5, с. 149-188]. Однако для Аристотеля искусство актера - это подражание истинным вещам, поскольку подражание возможно только через воспроизведение [1, с. 1064-1112]. Именно по этой причине, настоящего подражания можно добиться и через переживание чувств и эмоций участников этих событий, через передачу настроения, что возможно лишь посредством мимесиса - припоминания подобных чувств и событий актером. Таким образом, искусство актера, по Аристотелю - это особый вид познания. Главная цель театрального действия - катарсис актера и зрителя. Зритель и актер переживают те же страсти (страх, вожделение, ненависть, сострадание), что и является этической целью актерской игры, его мимесиса, воспроизведения, припоминания собственного опыта [3]. Впоследствии Г. В. Ф. Гегель называл ценностным достоинством искусства «освобождением от уз чувственности», выделяя, таким образом, нравственную важность катарсиса, как результата актерского мастерства [2, с. 54].

В этом смысле аристотелевский взгляд на технику игры актера, заключающуюся в припоминании опыта с целью воспроизведения событий и обретения катарсиса, согласуется с такими аспектами Системы Станиславского как принцип использования аффективной памяти в творчестве актера, принцип связи творчества и бессознательного [4, с. 15-17]. Можно сделать вывод, что целью Системы так же было переживание катарсиса, преобразование склада души, что придает всей системе ярко выраженный этический характер.

В практическом смысле этические принципы Системы Станиславского можно разделить на несколько следующих значимых блоков:

1. Этика по отношению к искусству.

2. Этика по отношению к себе.

3. Этика в отношениях с партнерами (коллективное творчество).

4. Этика сотворчества (по отношению к поэту, художнику, режиссеру, костюмеру).

5. Этика по отношению к театру в целом.

6. Этика обращения с публикой [4, с. 17-19].

Современные театральные практики, основанные на Системе Станиславского, непосредственно связаны с вопросами профессиональной этики актера и этики искусства в целом. Свидетельством актуальности вопросов профессиональной этики являются разнообразные этические кодексы, которые можно обнаружить во многих российских театрах, начиная с театров, имеющих историческую и мировую известность, заканчивая небольшими новыми театрами (этический кодекс работников Московского Художественного Академического Театра им. Горького; Екатеринбургский академический театр оперы и балета; Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»; Городской драматический театр г. Нижневартовск; Калужский театр кукол; ГБУК Тверской области «Театр юного зрителя» и многих других российских театров). Сравнительный анализ этих кодексов показывает, что в них освещены следующие вопросы:

- Проблема конфликта интересов. Вопросу конфликта интересов и профилактики коррупции посвящены многие этические кодексы, как правило, кодексы, связанные с публичной политикой. Однако публичность актера, также как и публичность политика, налагает большие обязательства на его поведение, что предполагает ответственность за последствия действий и высказываний, а также беспристрастность в оценке событий и объективность при вынесении публичных оценок. Например, принципы беспристрастности и объективности являются одними из семи принципов публичной политики в Великобритании [7, с. 60-61], однако, нужно отметить, что эти принципы сформулированы в целях профилактики коррупционных нарушений в сфере публичной политики. В современных кодексах профессиональной этики актера также имеются статьи, направленные на предупреждение коррупции. Однако основная этическая проблема конфликта интересов в актерской среде связана с публичностью профессии, с авторитетом публичной личности, который позволяет влиять на общественное мнение. Обобщая вышеупомянутые профессиональные этические кодексы работников театра, можно выделить следующие пункты, связанные с вопросом предотвращения конфликта интересов: 1) Исключение действий, связанных с личной выгодой, если это вредит общим интересам театра; 2) Исключение предпочтений профессиональным или религиозным организациям или социальным группам, или мнениям отдельных граждан; 3) Беспристрастность и объективность при публичном высказывании каких-либо суждений или предпочтений, если это может повлиять на суждения и предпочтения зрителя; 4) Исключение

предпочтений каким-либо политическим объединениям, если эти предпочтения могут повлиять на деятельность театра; 5) Запрет на использование авторитета в целях влияния на органы государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан; 6) Обязательность уведомления руководства театра о возникшем конфликте интересов.

- Проблема терпимости. Непрекращающийся процесс культурной глобализации, взаимообмена и взаимопроникновения культур актуализирует вопрос терпимости к иным культурам и национальностям. Этот вопрос, так или иначе, поднимается во всех перечисленных кодексах, раскрываясь в нескольких смыслах: 1) как уважение и терпимость к традициям и обычаям других культур; 2) как межконфессиональная терпимость; 3) как уважение ко всем социальным группам.

- Этика взаимоотношений с коллегами и другими работниками театра. Необходимо отметить, что у Станиславского одним из оснований профессиональной этики актера считался принцип коллективного творчества, под которым подразумевалась вовлеченность в творческий процесс и взаимопомощь как актеров, так и всех работников театра, включая вспомогательный персонал. Этот принцип можно проследить и в современных театральных этических кодексах, причем он обеспечивается следующими условиями: 1) Требованием конфиденциальности. В некоторых кодексах специально оговариваются правила неразглашения информации о взаимоотношениях в театре, воздержании от негативных оценок действий руководства театра или его отдельных сотрудников, причем эти требования распространяются и на высказывания в социальных сетях или личных блогах. Также налагается запрет на разглашение конфиденциальной информации, связанной с театральной деятельностью. 2) Прописаны правила взаимоотношений с коллегами, такие как вежливость, доброжелательность, корректность, внимательность, терпимость. 3) Требования обеспечения коллективного сотрудничества и конструктивных взаимоотношений.

- Этика по отношению к себе. Согласно К. С. Станиславскому, этика актера по отношению к себе подразумевала высокий уровень самореализации, саморазвития и самодисциплины, а также самоотдачу, что сформулировано в известной фразе: «Любить искусство в себе, а не себя в искусстве». В современных этических кодексах можно обнаружить следующие принципы этики по отношению к себе: 1) требование развития и самореализации личности; 2) высокий профессионализм и качество предоставляемых услуг; 3) профессиональная добросовестность; 4) высокая культура общения.

Вывод: современная этика актера полностью перешла в сферу профессиональной этики, под которой подразумеваются правила поведения, актуализирующие конкретные практические проблемы данного профессионального сообщества. Могут ли все проблемы искусства поместиться в границы кодекса, может ли талант быть ограничен конкретными правилами и четкими принципами? Или этический кодекс актера - это всего лишь необходимый минимум нравственности, который носит, скорее вспомогательную, а не ограничительную функцию? Эти вопросы формулируют

одну из дилемм этики искусства - дилемму границ морали в искусстве. В Системе Станиславского, как было сказано выше, имелись глубокие этические основания, заключающиеся в идее «преобразования склада души» через технику актерской игры, приводящей к катарсису, как актера, так и зрителя. Правила профессиональной этики, сформулированные Станиславским, играли роль вспомогательного инструмента для индивидуального и коллективного творчества. Конкретизация этических принципов профессии, их переход в сугубо прикладную сферу - современная тенденция, характерная для всех профессий. Профессиональные этики порождают внутри себя ценности, которые, в некоторых случаях, могут даже вступать в конфликт с универсальными этическими ценностями - особенно часто такие ситуации встречаются в сферах этики бизнеса или политической этики. Однако этот факт свидетельствует только об одном - системы профессиональной этики продолжают развиваться и изменяться, заставляя искать оптимальные варианты морального выбора, обращаясь не только к правилам кодекса, но и к моральному сознанию индивида. Поэтому проблемы этики искусства могут быть разрешены на уровне профессионального кодекса лишь ситуативно, частично, что оставляет их актуальными, помогая расширяться и развиваться профессиональным этическим кодексам.

Литература

1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн.: Литература, 1998. 1386 с.

2. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. М.: Искусство, 1973. Т. 4. 675 с.

3. Лессинг Г. Э. Из Гамбургской драматургии [Электронный ресурс] // Литература Западной Европы 17 века : [сайт]. URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/articles/lessing-iz-gamburgskoi-dramaturgii.htm (дата обращения: 14.11.2016).

4. Ковалев Е. С. Этика актера в театральной практике К. Станиславского (СССР) и Р. Болеславского (США) в 1911-1938 годах: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.05 / Ковалев Егор Сергеевич. Иваново, 2016. 24 с.

5. Платон. Государство // Сочинения. В 4 т. М.: Мысль, 1971. Т. 3.

654 с.

6. Станиславский К. С. Этика. М.: Книга по требованию, 2011. 40 с.

7. Этика публичной политики: из опыта работы Комитета по стандартам публичной сферы Великобритании / сост. В. Пастухов; пер. с англ. А. Дронь. М.: Ин-т права и публичной политики, 2005. 190 с.

Bibliography

1. Aristotle. Etika. Politika. Ritorika. Poetika. Kategorii. [Ethics. Policy. Rhetoric. Poetics. Categories]. Minsk: Literatura, 1998. 1386 p.

2. Hegel G.W. F. Estetika [Aesthetics]. In 4 vol. Moscow: Iskusstvo, 1973. Vol. 4. 675 p.

3. Lessing G. E. Iz Gamburgskoy dramaturgii [From Hamburg drama] [Electronic resource]// Literatura Zapadnoy Yevropy 17 veka [Literature of Western Europe of the 17th century]: [site]. URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/articles/lessing-iz- gamburgskoj -dramaturgii.htm (reference date: 14.11.2016).

4. Kovalev E. S. Etika aktera v teatral'noy praktike K. Stanislavskogo (SSSR) i R. Boleslavskogo (SSHA) v 1911-1938 godakh: [Actor ethics in theatrical practice of K. Stanislavsky (USSR) and R. Boleslavsky (USA) in 1911-1938 years]: Cand. Dis. ... Cand. Philosophy. Sciences: 09.00.05 / Egor S. Kovalev. Ivanovo, 2016. 24 p.

5. Plato. Gosudarstvo [The Republic] // Works. In 4 vol. Moscow: Mysl, 1971. Vol. 3. 654 p.

6. Stanislavsky K. S. Etika [Ethics]. Moscow: Kniga po trebovaniyu, 2011.

40 p.

7. Etika publichnoy politiki: iz opyta raboty Komiteta po standartam publichnoy sfery Velikobritanii [The ethics of public policy: from the experience of the UK Public Sphere Standards Committee] / comp. by V. Pastukhov; transl. from English by A. Dron'. Moscow: Institute of Law and Public Policy, 2005. 190 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.