Научная статья на тему 'Профессиональная этика российского полицейского'

Профессиональная этика российского полицейского Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3548
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПОЛИЦЕЙСКОГО / МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК ПОЛИЦЕЙСКОГО / ПОЛИЦЕЙСКИЕ КАДРЫ / ПОЛИЦЕЙСКАЯ ПЕДАГОГИКА / PROFESSIONAL ETHICS POLICEMAN / MORAL CHARACTER OF THE POLICE / POLICE STAFF / POLICE PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эриашвили Н. Д.

Рассматриваются нормативные документы, содержащие основные требования к поведению полицейского при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время; анализируются проблемы, связанные с поддержанием соответствующего морального облика полицейских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ETIQUETTE THE RUSSIAN POLICEMAN

The article deals with the normative documents contain the basic requirements for the conduct of police in the implementation of performance management, as well as off-duty time, analyze the problems associated with maintaining an appropriate moral character of police.

Текст научной работы на тему «Профессиональная этика российского полицейского»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА РОССИЙСКОГО ПОЛИЦЕЙСКОГО

Н.Д. Эриашвили,

доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук E-mail: nodari@unity-dana.ru

Аннотация. Рассматриваются нормативные документы, содержащие основные требования к поведению полицейского при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время; анализируются проблемы, связанные с поддержанием соответствующего морального облика полицейских.

Ключевые слова: профессиональная этика полицейского, моральный облик полицейского, полицейские кадры, полицейская педагогика.

PROFESSIONAL ETIQUETTE THE RUSSIAN POLICEMAN

N.D.Eriashvili,

doctor of economics, candidate of law, candidate of historical sciences

Annotation. The article deals with the normative documents contain the basic requirements for the conduct of police in the implementation of performance management, as well as off-duty time, analyze the problems associated with maintaining an appropriate moral character of police.

Keywords: professional ethics policeman, moral character of the police, police staff, police pedagogy.

В системе жизнедеятельности любого государства органы внутренних дел традиционно занимают особое место. Внимание к их организации и деятельности постоянно и неизменно и не зависит от характера и содержания государственно-правового развития и имеющих место политических, социально-экономических и культурных процессов.

В числе документов, регламентирующих жизнь и работу сегодняшних российских полицейских, в первую очередь следует назвать четыре основных. Причем эти документы носят принципиально разный характер.

Прежде всего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются Федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3. В соответствии с этим Законом, в частности, «сотрудник органов внутренних дел

должен быть постоянно готовым бескорыстно прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, никогда не принимать подношений за действия в качестве должностного лица, не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям и бороться с ними, как с подрывающими авторитет органов внутренних дел в глазах народа»

Новый Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит ст. 13 «Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел», в которой сформулированы основные требования к поведению полицейского при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время. Согласно данной статье сотрудник органов

внутренних дел должен :

• исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности;

• заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти;

• проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод;

• соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтения каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам;

• не допускать публичных высказываний, суждений и оценок, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности;

• проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие;

• выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

• выполнять служебные обязанности в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, установленной законодательством Российской Федерации.

В данной статье также указано, что сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность руководителя (начальника), обязан не допускать случаев принуждения своих подчиненных к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций.

Иные требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следующий документ — Кодекс чести рядового

и начальствующего состава органов внутренних дел РФ — содержит в основном набор общих правил и занимает не более одной страницы. Согласно этому документу, например, сотрудник органов внутренних дел, будучи государственным служащим, наделенным властью, «должен относиться к человеку, как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно».

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ состоит из 28 полноценных статей, в которых достаточно подробно сформулированы конкретные требования к поведению сотрудника органов внутренних дел. Приведем некоторые правила поведения, рекомендованные полицейским данным Кодексом.

Российскому полицейскому следует:

• постоянно контролировать свое поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий;

• обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким социальным статусом;

• оказывать уважение и внимание старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младшему — старшего, подчиненному — начальника, мужчине — женщину;

• в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, умение искренне радоваться успехам сослуживцев, содействовать успешному выполнению ими трудных поручений, быть нетерпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности;

• сотруднику-мужчине по отношению к женщинам проявлять благородство, особую учтивость, внимание и такт, быть предупредительным и вежливым на службе и в повседневной жизни;

• быть примерным семьянином, утверждать в семье атмосферу дружелюбия, доброты, искренности, доверия, проявлять заботу о воспитании детей, формировании у них высоких нравственных качеств;

• при управлении автомобилем или иным транспортным средством быть образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости, принимать все меры по обеспечению безопасности движения и снижению риска при вождении в экстремальной ситуации, обусловленной служебной необходимостью;

• при пользовании телефоном говорить не-

громко и лаконично, не создавая неудобств окружающим; отключать мобильный телефон до начала служебного совещания; воздерживаться от разговоров по телефону, находясь в общественном транспорте.

Кроме того, названный выше Кодекс при выполнении оперативно-служебных задач обязывает сотрудника, в частности, проявлять чуткость и внимание к потерпевшим и свидетелям, особенно к людям преклонного возраста, женщинам, детям, людям с физическими недостатками, делая их участие в ходе выполнения следственных действий максимально удобным. А при проведении в жилом помещении обыска, выемки не допускать небрежного отношения к предметам и личным вещам, имеющим значимость или ценность для граждан.

При выявлении противоправных действий и их пресечении сотрудник должен объяснить правонарушителю, если позволяет обстановка, в тактичной и убедительной форме причину обращения к нему; отдавать распоряжения властно, кратко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.

Полицейскому необходимо сохранять выдержку и достоинство, контролировать свое эмоциональное состояние, своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие; давать разъяснения правонарушителю о неправомерности его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования нормативных правовых актов.

При проведении опроса (допроса) сотруднику требуется разговаривать с правонарушителем (подозреваемым) в спокойной манере, уверенно и твердо, не оказывая психологического давления. Ему нужно найти соответствующий тон и нужные слова, чтобы снять эмоциональное напряжение, продемонстрировать подозреваемому и потерпевшему свою беспристрастность.

Помимо прочего, сотрудник-мужчина должен быть всегда аккуратно подстрижен, тщательно выбрит, опрятно и со вкусом одет, может умеренно использовать парфюмерию.

Сотруднику-женщине рекомендовано носить одежду в строгом деловом стиле, соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении украшений.

Сотруднику органов внутренних дел следует носить форменную одежду в соответствии с установленными требованиями, которая должна быть чистой и аккуратной, хорошо подогнанной и отглаженной; поддерживать образцовый внешний вид, вызывающий уважение у коллег и граждан. Необходимо демонстрировать строевую выправку,

держаться прямо, с развернутыми плечами, не сутулиться, ходить твердым, энергичным шагом; придерживаться здорового образа жизни, соблюдать правила личной и общественной гигиены.

В случае выполнения служебных обязанностей в гражданской одежде допускается ношение костюма (платья) и обуви строгого делового стиля, неяркого цвета, подчеркивающих аккуратность и опрятность сотрудника.

Сотруднику органов внутренних дел также необходимо соблюдать и отстаивать чистоту русского языка. В его речи неприемлемо употребление грубых шуток и злой иронии, неуместных слов и речевых оборотов, в том числе иностранного происхождения, вульгаризмов, примитивизмов, слов-паразитов. Исключается использование нецензурной брани, сквернословия и выражений, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям.

Сотрудник, изучивший в оперативных целях уголовную лексику, не должен использовать жаргонизмы и другие элементы криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами.

При этом в общении с гражданами со стороны сотрудника недопустимы:

• любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

• высокомерный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений; угрозы, оскорбительные выражения или реплики; споры, дискуссии и действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение;

• беспричинные, необоснованные проверки паспортов, миграционных карт и других документов.

Сотруднику в форменной одежде не рекомендуется посещать рынки, магазины, рестораны, казино и другие торговые объекты и увеселительные заведения, если это не связано с выполнением служебных обязанностей, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения.

Сотруднику не рекомендуется отращивать бороду, длинные бакенбарды, выбривать голову, носить ювелирные украшения за исключением обручального кольца.

Не следует делать татуировки, носить пирсинг, смешивать предметы форменной и гражданской

одежды, держать руки в карманах, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в форменной одежде, утратившей надлежащий вид.

Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей, организации в служебных помещениях застолий, посвященных праздникам, памятным датам, и участия в них, использования наркотических, наркосодержащих и психотропных веществ и препаратов, за исключением случаев специального медицинского назначения.

Помимо этого современный российский полицейский должен также воздерживаться от:

• курения табака в общественных местах, образовательных и иных государственных учреждениях, во время несения службы, а также на ходу и в движении;

• участия в азартных играх, посещения казино и других игорных заведений;

• беспорядочных половых связей;

• отношений и сомнительных связей с людьми, имеющими отрицательную общественную репутацию, криминальные прошлое и настоящее.

Сотрудник должен помнить, что аморальное поведение, неразборчивость и нечистоплотность в личных связях, отсутствие навыков самодисциплины и распущенность, болтливость и несобранность наносят непоправимый ущерб репутации и авторитету органов внутренних дел.

При выполнении контрольно-проверочных функций в ходе инспектирования, контрольных проверок, целевых выездов в органы, подразделения, учреждения системы МВД России сотруднику предписано воздерживаться от застолий, недопустимых знаков внимания, излишеств в быту, завуалированных взяток в форме подарков или подношений, предлагаемых в ходе проверки.

Для сотрудника недопустимы поспешность в принятии решений, пренебрежение процессуальными и моральными нормами, использование средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.

Недопустимы также провокационные действия, связанные с подстрекательством, склонением, побуждением в прямой или косвенной форме к совершению правонарушений; разглашение фактов и обстоятельств частной жизни, ставших известными в ходе следственных действий.

В соответствии с Кодексом сотрудник, нарушающий принципы и нормы профессиональной этики, «утрачивает доброе имя и честь, дискреди-

тирует свое подразделение и органы внутренних дел, лишается морального права на уважение, поддержку и доверие со стороны граждан, коллег и сослуживцев».

Согласно ст. 3 данного документа за нарушение установленных Кодексом профессионально-этических принципов и норм сотрудник «несет моральную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью».

Наряду с моральной ответственностью полицейский, допустивший нарушение профессионально-этических принципов, норм и совершивший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, несет дисциплинарную ответственность.

В частности, по итогам рассмотрения вопроса о нарушении профессионально-этических принципов и норм сотруднику может быть вынесено общественное предупреждение или общественное порицание.

Этические проблемы сотрудников полиции актуальны не только для нашей страны; достаточно остро они стоят и в других государствах. Данным проблемам постоянно внимание уделяют ученые и практики, пытаясь выработать такую модель подготовки будущих полицейских, которая бы минимизировала их отрицательное поведение в дальнейшей служебной деятельности

Как пишет, например, Г.К. Нурлыбаева, «в последние годы этические проблемы в работе правоохранительных органов многих стран обусловили повышенное внимание к данному компоненту лич-ностно-ориентированного образования управленческих кадров полиции. Предмет «полицейская этика» входит в программы полицейских академий, его преподают на краткосрочных курсах повышения квалификации руководителей полиции, включают в программы других предметов профессиональной подготовки, придавая им этическую направленность. Тем не менее несмотря на повышенный интерес к этической подготовке сотрудников полиции и полицейских руководителей, совершенствование этической стороны полицейской деятельности остается серьезной проблемой как для управленческих кадров полиции, так и для преподавателей и инструкторов полицейских академий и колледжей всех стран».

В США, например, как указывает Г.К. Нурлы-баева, многие ученые и специалисты в области полицейской педагогики полагают, что основные силы педагогов должны быть в целом сосредоточены на практических упражнениях в этичном поведении, предназначенных для того, чтобы укрепить навыки

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

этичного поведения сотрудников полиции в их повседневной профессиональной деятельности. Они считают, что поскольку практика этичного поведения сотрудников полиции тесно связана с общепринятыми стандартами поведения граждан в том или ином обществе и непосредственно зависит от данных стандартов, необходимо не только во время обучения, а непрерывно и постоянно тренировать персонал полиции в умении разрешать возникающие в повседневной работе проблемы и дилеммы. При этом имеются в виду как проблемы, которые появляются при работе с населением, так и проблемы, возникающие у полицейского персонала в своей профессиональной среде» .

Дж. Уилсон, почетный исследователь политологического факультета Бостонского колледжа в статье «Профессиональная этика сотрудников полиции» пишет следующее: «Каждая страна, с которой я знаком, сталкивается с проблемой профессиональной этики сотрудников полиции. Это более трудно, чем для многих других профессий, поскольку полиции приходится работать в необычных условиях. Патрульные и следователи взаимодействуют с населением без прямого надзора со стороны вышестоящих административных органов, поэтому им нужно доверять, чтобы они самостоятельно вели себя этично... В некоторых городах коррумпированные чиновники заставляют полицейских покрывать преступную деятельность или собирать для них деньги. Одна из проблем заключается в том, что этика — понятие сложное. Нельзя брать взятки у наркоторговцев или террористов, но насколько правомерно принимать бесплатное угощение от владельца ресторана, который хочет, чтобы вы стали частым гостем? Эти вопросы необходимо тщательно продумать.

Во всех крупных полицейских департаментах США действуют Бюро служебных расследований, которые принимают и рассматривают жалобы на поведение полиции. В некоторых городах задачу обеспечения этических стандартов берет на себя гражданский комитет по рассмотрению жалоб, в который входят не штатные сотрудники, а граждане. Среди полицейских эта идея вызывает споры» .

Таким образом, на основе вышеизложенного можно прийти к заключению о том, что у проблемы поддержания морального облика полицейских нет простых решений. Необходим комплексный подход в аспекте воспитания и обучения будущих полицейских. Как пишет Дж. Уилсон, «внешние следственные комиссии, бюро служебных расследований и критические материалы в газетах — все это может быть полезным, но подлинное решение [проблемы]

требует соответствующего набора, обучения и надзора за полицейскими кадрами».

Литература

1. Бакуменко В.П., Бублик С.А. Особенности правоохранительной деятельности сотрудников милиции и требования к их культуре. Киев, 1990.

2. Белякова Г.И. Профессиональная этика. М., 1975.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 1998.

4. Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин Б.Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников ОВД. Киев, 1990.

5. Кукушин В.М. Профессиональная этика, этикет и такт работников ОВД. М., 1991.

6. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1994.

7. Подоляк А.В. Офицеру об этике. М., 1991.

8. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Дубова и А.В. Опалева. М., 2000.

9. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / Под ред. Ю.В. Наумкина. М., 1999.

10. Сокова З.К. Профессиональная этика: Курс лекций. М., 2000.

11. Федоренко Е.П. Профессиональная этика. Киев, 1983.

12. Шрейдер Ю.А. Этика. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.