Раздел 1. Методология правоохранительной деятельности
БЛАЖЕВИЧ Н.В., доктор философских наук, профессор, [email protected] Кафедра философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75
BLAZHEVICH N.V.,
Doctor of Philosophical Sciences,
professor,
Chair of philosophy, foreign languages
and humanitarian training
of law enforcement officers;
Tyumen Advanced Training Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049,
Russian Federation
ПРОБЛЕМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОЛИЦЕЙСКОГО
Аннотация. От нравственных качеств полицейского зависит рост доверия общества к органам внутренних дел. Тот, кто защищает правопорядок, должен обладать высокими нравственными качествами. В статье показана актуальность исследования проблемы систематизации нравственных качеств полицейского. Большинство авторов публикаций спонтанно называют те или иные нравственные качества полицейского, многие ограничиваются перечислением узкого круга нравственных качеств или ведут речь лишь об одном нравственном качестве. Анализируются опубликованные способы систематизации нравственных качеств полицейского: включение нравственных качеств в характеристику типа полицейского; выделение в этом множестве качеств ядра и периферии; связывание нравственных качеств полицейского с типом морального отношения (типом морального бытия) сотрудника; систематизация, в которой учитывается структура личности полицейского, мировоззренческая основа его сознания и сферы социализации. Даются рекомендации по построению системы нравственных качеств полицейского.
Ключевые слова: нравственное качество; тип полицейского; ядро нравственных качеств полицейского; периферия нравственных качеств полицейского; тип морального бытия; структура личности полицейского.
THE PROBLEM OF THE SYSTEMATIzATION OF THE MORAL QUALITIES OF A POLICE OFFICER
Annotation. The growth of public confidence in the bodies of internal affairs depends on the moral qualities of a police officer. Those who protect the law and order should have high moral qualities. The article shows the relevance of the study of the problem of systematizing the moral qualities of a police officer. Most of the authors of publications spontaneously refer to certain moral qualities of a police officer, while a number of other authors are limited to enumerating a narrow range of moral qualities or speak about only one moral quality. The published methods of systematizing the moral qualities of a police officer are analyzed: including the moral qualities in the type of a police officer's characteristics; distinguishing the core and the periphery in this variety of qualities; linking the moral qualities of law enforcement officer with his (her) type of moral attitude (moral being); systematization, which takes into account the structure of the personality of a police officer, as well as the ideological basis of his (her) consciousness and the spheres of socialization. Recommendations for structuring the system of moral qualities of a police officer are given.
Keywords: moral quality; type of police officer; core of moral qualities of police officer; periphery of moral qualities of police officer; type of moral being; structure of personality of police officer.
Обращение к исследованию проблемы систематизации нравственных качеств полицейского обусловлено как состоянием самой науки о профессиональной этике сотрудников органов внутренних дел, так и теми конкретными профессионально-этическими задачами, которые стоят перед
полицией России. Одна из них - преодоление барьера недоверия значительной части общества к полицейским. Как известно, в социальной системе особое место занимают люди, чья профессия пронизана нравственным смыслом. Это врачи, учителя, военные, журналисты. К ним относятся и по-
лицейские. Так, полицейский должен подчинять свою деятельность чему-то более высокому и значимому, чем материальная обеспеченность и житейский комфорт. Он должен зачастую жертвовать и своим спокойствием, и своим благополучием, а порою и жизнью, исполняя служебный долг. Поэтому обосновать поведение полицейского системой ценностей потребительского общества невозможно, здесь опорой и ориентиром могут быть только общечеловеческие духовно-нравственные ценности, а сам полицейский должен быть носителем общечеловеческих нравственных качеств.
Философ А.Л. Анисин, анализируя нравственные основы службы в органах внутренних дел, справедливо отмечает, что условия данной службы настоятельно требуют, чтобы те возвышенные нравственные понятия, которые в обыденной жизни часто выступают как отвлеченные и туманные, были наполнены предельно конкретным и реальным смыслом. Для полицейского, который постоянно находится на острие борьбы с реальным злом и соприкасается с «изнанкой» жизни общества, нравственные проблемы обретают предельную глубину и конкретность [1, с. 88]. Можно согласиться также с утверждением юриста И.А. Леоновой о том, что от нравственных качеств полицейского, от его «знания повседневного и служебного этикета, умения проявлять профессиональный такт и уважительное отношение к гражданам зависит рост доверия общества к органам внутренних дел» [2, с. 69].
Действительно, вся деятельность полицейского нацелена, в конечном счете, на защиту нравственных устоев общества. охрана правопорядка и обеспечение общественной безопасности призваны не просто гарантировать предсказуемость, спокойствие и удобство жизни человека, они имеют высокий нравственный смысл. Деятельность полицейского должна обеспечить соответствие общественной жизни представлениям о справедливости, о человеческом достоинстве, о братстве людей как основе существования общества. Поэтому высокими нравственными качествами должен, прежде всего, обладать тот, кто защищает правопорядок, отражающий желания всех членов общества. Проблема нравственного облика полицейского приобретает особую значимость в связи с реформированием по-
лиции. Очевидно, что современной России необходим полицейский, который не только обладает высокой профессиональной компетентностью, но и готов противостоять влиянию факторов профессионально-этической деформации. Россия нуждается в таком полицейском, который умеет, как отмечает психолог Н.А. Бояркина, «тщательно продумывать форму своих действий, предвидеть моральные последствия собственных поступков, оберегать авторитет государственной власти, содействовать росту престижа органов внутренних дел» [3, с. 90].
Итак, какие же нравственные качества представляют должным образом облик полицейского? Это уже теоретическая проблема. Рассмотрим состояние проблемы. Анализ литературных источников, которые появились за последние несколько лет, показывает, что большинство авторов спонтанно называют те или иные нравственные качества полицейского, а многие авторы ограничиваются перечислением узкого круга нравственных качеств полицейского либо ведут речь вообще об одном нравственном качестве полицейского. Например, Н.П. Маюров и Т.А. Трофимова, обращаясь к истории отечественной полиции, произвольно называют нравственные качества сотрудника органов внутренних дел, отмечая, что «профессионализм и проявление высоких моральных качеств всегда были в почете. Не случайно многие инструкции, адресованные полиции конца XIX - начала XX веков, включали в себя такие категории, как честность, нравственность, мужество, правдивость, бескорыстие» [4, с. 286]. Так же поступает Н.А. Игошин, когда исследует воспитание полицейских в дореволюционной России. он пишет, что «важное место в процессе обучения отводилось вопросам формирования у нижних полицейских чинов высоких нравственных качеств. Руководители стремились в ходе занятий внушить городовым вежливость, сдержанность, спокойствие, твердость в своих действиях, правдивость в служебных докладах» [5, с. 103].
Выступая на международной научной конференции, А.И. Король называет узкий круг качеств полицейского, отмечая, что «чувство ответственности за дело охраны правопорядка, высокое состояние служебной дисциплины, уважение к закону и неукоснительное соблюдение правовых норм - это как раз те качества, которыми должны обладать все без исключения сотрудники
полиции» [6, с. 57]. Хотя его статья и называется «Роль комплексного подхода в решении вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции», но комплекс нравственных качеств полицейского остается для читателя не раскрытым.
Отдельные исследователи стремятся выделить системообразующее нравственное качество полицейского, что, безусловно, важно в процессе систематизации качеств. Например, С.В. Малетин называет в качестве такого нравственного качества профессиональную ответственность. При этом замечает, что «рассматривая профессиональную ответственность сотрудника полиции, мы определяем ее как качество личности, проявляющееся в способности к саморегуляции своей профессиональной деятельности по выполнению служебных обязанностей, отличающейся профессионализмом, динамичностью, сложностью профессиональных отношений и готовностью отвечать за ее результаты» [7, с. 32]. Следует отметить, что для сотрудника полиции ответственность - это системообразующее качество, которое помогает ему в соответствии с законом разрешать социальные и межличностные конфликты, совершать правильный нравственный выбор. Полицейскому доверено решать судьбы других людей, он отправляет государственную власть, поэтому должен обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки. Ответственность имеет взаимосвязь с таким личностным качеством, как справедливость. Ответственность характеризирует выполнение долга и нравственных норм, а справедливость - неуклонное стремление к установлению истинного положения дел. Ответственность полицейского является не только целью, но и результатом его правоохранительной деятельности. Н.Д. Зотов справедливо отмечает, что ответственность как качество личности раскрывает ее поведение на основе предвидения последствий своей деятельности [8].
Некоторые авторы предпринимают попытку упорядочить нравственные качества полицейского. Более того, многие из них осознают упорядочение нравственных качеств как теоретическую проблему. Так, А.С. Эрдниев и И.А. Кушноренко следующим образом формулируют проблему систематизации нравственных качеств полицейского: «Выбирая метод развития
необходимого набора моральных характеристик сотрудника органов внутренних дел, следует сформировать перечень профессиональных нравственных качеств как цель, которую мы достигаем в процессе подготовки кадров в образовательных учреждениях МВД России» [9, с. 243].
Таким образом, проблема систематизации нравственных качеств полицейского имеет место. В связи с этим возникает вопрос о том, какие способы ее решения сложились. В литературе можно выделить ряд способов систематизации нравственных качеств полицейского. Остановимся на самых распространенных.
Представители первого из них предлагают включить нравственные качества в характеристику типа полицейского. Так, Н.Ю. Муратшина отмечает, что к сотруднику ОВД со стороны современного общества и государства предъявляется комплекс требований, обусловленный спецификой правоохранительной деятельности как вида государственной службы. Наиболее значимые нравственные качества сотрудника в отношении к профессиональной деятельности проявляются в его ответственности, добросовестности, аккуратности, организованности, исполнительности, дисциплинированности и полной самоотдаче при выполнении служебных обязанностей. Соответствие сотрудника этим требованиям обеспечивает эффективность его служебной деятельности [10, с. 128-129].
В таком же аспекте пытается решить задачу А.Н. Игнатов. Но если Н.Ю. Мурат-шина представляет тип идеального полицейского, то А.Н. Игнатов дает характеристики несовершенных типов полицейских. А.Н. Игнатов при криминологической характеристике работников правоохранительных органов, совершающих насильственные преступления, разделил их на пять групп на основе мотивации совершаемых должностных преступлений. Эти группы получили следующие названия: «аутсайдеры», ощущающие на себе отчуждение со стороны общества; «дебоширы», которым присуще пренебрежение к обществу и правилам, установленным в нем, эгоизм, чувство элитарности и вседозволенности, наглость, несдержанность, бытовая распущенность, доминирование духовно обедненных, социально извращенных нужд и т.п.; «оборотни» - работники, с самого начала службы
ориентированные на криминальное поведение; «фанатики» - стремящиеся любой ценой искоренить преступность, и «лентяи» - выбивающие показания, в том числе и от заведомо невиновных лиц, в целях улучшить показатели, не прикладывая особых усилий при расследовании преступлений [11, с. 92-97].
Интерес для теории представляет такой способ систематизации нравственных качеств полицейского, как выделение в этом множестве ядра и периферии. Например, И.В. Смирнова и М.А. Щекин в число элементов ядра представлений о должном образе российского офицера вводят нравственные качества: честный, справедливый, добросовестный, вежливый, сдержанный. В периферии они выделяют два уровня. Первый уровень включает такие нравственные качества, как ответственность, воспитанность, целеустремленность, неподкупность, уверенность, стойкость, терпеливость, решительность, порядочность, храбрость. Второй уровень образован такими нравственными качествами, как строгость, исполнительность, уравновешенность, требовательность, смелость, гуманность, дисциплинированность [12, с. 265-266]. Положительным в такой систематизации яв-ляеся то, что авторы стремятся установить субординацию и координацию нравственных качеств полицейского. Принципы субординации и координации, как известно, являются основными логическими принципами любой систематизации [13, с. 68-72].
При третьем способе систематизации нравственных качеств полицейского избирается тип морального отношения (иначе говоря, тип морального бытия) сотрудника. Например, такой способ систематизации нравственных качеств используется в учебном пособии «Честь и долг сотрудника органов внутренних дел» под редакцией В.Я. Кикотя [14, с. 205-214]. Авторы данной работы выделяют следующие качества высокопрофессионального сотрудника органов внутренних дел:
- ориентация на культурно-нравственные ценности: патриотизм, государственность, гражданственность, гуманизм, законность, справедливость и т.д., которые являются моральными основами в профессиональной деятельности органов внутренних дел;
- развитые культурно-нравственные качества: самоотверженность, принципи-
альность, бдительность, активная жизненная позиция, которые характеризуют отношение сотрудника к обществу в целом;
- сформированные личностные качества: вежливость, благородство, скромность, толерантность, чуткость, которые выражают отношение сотрудника к себе и другим людям;
- специальные качества: трудолюбие, дисциплинированность, выдержка, самообладание, которые характеризуют отношение сотрудника к службе.
Положительно, что в этой систематизации учитывается важный источник нравственных качеств полицейского - моральное бытие. Недостаток такого представления - отсутствие упорядоченности самих моральных отношений и нравственных качеств, которые порождаются этими моральными отношениями, а также то, что не учитывается роль морального сознания полицейского.
четвертый способ систематизации нравственных качеств полицейского отражается в статье Л.Ю. Нежкиной, И.В. Ярос-лавцевой и О.Ю. Капустюк «О профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел». Авторы отмечают, что, основываясь на современных научных исследованиях и нормативных документах, в комплексе профессионально значимых качеств сотрудника ОВД можно выделить:
- ценностные ориентации: интерес к работе, честность, ответственность, самоконтроль, трудолюбие, позитивное отношение к человеку;
- базисные убеждения: справедливость, доброжелательность, открытость к окружающему миру, способность контролировать ситуацию, самоценность;
- адекватную самооценку: способность осознавать свои положительные и отрицательные качества; умение воспринимать критику, делать выводы и воспитывать в себе положительные качества;
- мотивацию: ответственность за выполнение работы, достижение высоких результатов в деятельности; самообразование;
- коммуникативные качества: умение и способность работать с людьми; деликатность, выдержка; вежливость; организаторские способности; умение разрешать конфликтные ситуации;
- адаптивность: способность регулировать свое поведение, реально воспри-
нимать действительность, оценивать свою роль в коллективе, ориентироваться на соблюдение общепринятых норм поведения. [15, с. 185-186].
Положительно, что в таком способе систематизации учитывается структура личности полицейского, мировоззренческая основа его сознания (моральное сознание) и сферы социализации.
Обобщая названные четыре способа систематизации нравственных качеств полицейского, можно сформулировать следующие предложения.
При изложении нравственных качеств полицейского как сложной системы следует учитывать:
1) логические принципы упорядочения любой системы - это принципы субординации и координации;
2) систематизация должна быть ориентирована прежде всего на упорядочение общезначимых нравственных качеств;
3) при систематизации должны учитываться источники нравственных качеств:
моральное бытие, моральное сознание и моральная деятельность;
4) в иерархии нравственных качеств полицейского следует выделять ядро и периферию;
5) ядро образуют качества, которые являются духовно-нравственной основой поведения полицейского;
6) периферию составляют нравственные качества, которые входят в сферы социализации полицейского.
На наш взгляд, добросовестной попыткой представить нравственные качества полицейского был Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел 2008 года. Он создавал возможности для объективной оценки сформированности у реального полицейского профессионально-нравственных качеств. Полагаем, что сформулированные предложения являются одним из направлений совершенствования кодекса профессиональной этики полицейского.
Список литературы
1. Анисин А.Л. Нравственные основы службы в органах внутренних дел // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2013. Вып. 1. С. 86-97.
2. Леонова И.А. Формирование нравственного облика полицейского // Наука и практика. 2015. N 2 (63). С. 68-70.
3. Бояркина Н.А. Причины и профилактика профессиональной деформации сотрудников полиции как основного условия совершения ими преступлений // Сибирский юридический вестник. 2014. N 4 (67). С. 90-95.
4. Маюров Н.П., Трофимова Т.А. Роль традиций в профессионально-нравственном воспитании сотрудника органов внутренних дел // Пробелы в российском законодательстве. 2010. N 2. С. 285-287.
5. Игошин Н.А. Православное воспитание полицейских в дореволюционной России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. N 1 (23). С. 103-105.
6. Король А.И. Роль комплексного подхода в решении вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016.
7. Малетин С.В. Формирование профессиональной ответственности сотрудника полиции в условиях гуманитарного образовательного пространства вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. N 4 (59). С. 31-34.
8. Зотов Н.Д. Нравственное самоопределение личности. М.: Знание, 1983.
9. Эрдниев А.С., Кушноренко И.А. Авторитарный и демократический стили управления курсантским коллективом как факторы организации воспитательной среды // Вестник Московского университета МВД России. 2013. N 8.
10. Муратшина Н.Ю. Характеристика требований служебной деятельности к личности сотрудника органов внутренних дел // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. N 3 (21). С. 124-130.
11. Игнатов А.Н. Типология работников правоохранительных органов, совершающих насильственные преступления // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. N 1.
12. Смирнова И.В., Щекин М.А. Представление современной молодежи о должном образе российского офицера // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (14 ноября 2014 г.) / под общ. ред. Р.А. Ромашова. Самара: Самарский юрид. ин-т ФСИН России, 2015. С. 262-265.
13. Блажевич Н.В. Логика для следователей: учебник. 2-е изд. Тюмень: Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2013. 317 с.
14. Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: учеб. пособие / под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЦОКР МВД России, 2009.
15. Нежкина Л.Ю., Ярославцева И.В., Капустюк О.Ю. О профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. N 1. С. 184-188.