Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕНЕДЖЕРА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕНЕДЖЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ДЕЛОВАЯ ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Максютова Л.А.

Статья посвящена этике деловых отношений в работе менеджера. Показана важность соблюдения в профессиональной деятельности принципов управленческой этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕНЕДЖЕРА»

устранить субъективность полученного результата, которая имеет место в большинстве экспертных методов.

Использованные источники:

1. Сериков С.Г. Инвестиционный потенциал региона / С. Г. Сериков/ Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3-2 (56-2). - С. 220-222

2. Айроян Р.Г., Попадюк Т.Г. Инвестиционный потенциал и инвестиционные риски как основные составляющие инвестиционного климата / Р.Г. Айроян, Т.Г. Попадюк//Инновационная наука. - 2016.- №2-1

3. Русавская А. В. Инвестиции и инвестиционный потенциал региона /А.В. Русавская // УЭкС. - 2012. - №37 (37).

4. Ултургашева О. Г., Лавренко А. В., Экономическая сущность и структура инвестиционного потенциала региона / О. Г. Ултургашева, А. В. Лавренко // Проблемы современной экономики. - 2014. - №1.

5. Безнос Д. С. Ресурсный и проектный подходы к определению сущности инвестиционного потенциала региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2014. -№8-1 (179).

6. Зиновьева Н.М., Карайченцева Е.Г. Инвестиционный потенциал региона как основа обеспечения инвестиционной активности (на примере Белгородской области) / Н.М. Зиновьева, Е.Г. Карайченцева // Территория науки. - 2016. - №2.

7. Шевелева О.Б., Начева М.К. Системный подход к оценке инвестиционного потенциала региона / О.Б. Шевелева, М.К. Начева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - №48.

УДК 316.7

Максютова Л.А. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕНЕДЖЕРА Аннотация: Статья посвящена этике деловых отношений в работе менеджера. Показана важность соблюдения в профессиональной деятельности принципов управленческой этики.

Ключевые слова: менеджер, управленческая деятельность, деловое общение, деловая этика, профессиональная этика.

Актуальность данной темы обусловлена тем фактором, что сейчас существует необходимость в подготовке специалистов с высоким профессиональным уровнем, которые способны придать рыночным отношениям, которые только формируются, успешный динамичный характер. Таким образом, уметь построить отношения с людьми, найти подход к ним, расположить их к себе является необходимостью для каждого менеджера.

Этика является совокупностью правил, норм, установок, принципов,

которые основаны на общечеловеческих ценностях и которые регулируют отношения между людьми. Этикет - производная этики. Деловая этика является установленным порядком поведения в деловой сфере [1; 3].

Менеджер - это человек, который занимается управленческой деятельностью профессионально, он повседневно управляет функциями и ресурсами фирмы так, что бы сохранить ее основный пропорции; обладает полномочиями принимать управленческие решения и выполнять их.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что этика менеджмента - это некоторая система идеалов, на которые должен опираться менеджер (предприниматель, руководитель или любой другой деловой человек), чтобы достичь поставленной цели. Основывается на нравственных принципах, определенных правилах поведения как на предприятии, так и вне его. Также базируется на правовых критериях, устанавливающихся законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах. Принципами этики менеджмента, в обобщенном виде можно назвать выражение всех нравственных требований, которые были выработаны в сознании человека и общества в целом [2; 4].

В основу современной этики менеджмента входят 3 основных положения, являющихся наиболее важными, с точки зрения ученых:

1. создание материальных ценностей рассматривается как важный процесс развития;

2. вся прибыль (а также другие доходы производства) - результата достижения поставленных целей, являющихся общественно значимыми;

3. при разрешении проблем, которые возникают между людьми в деловом мире, на первом месте стоят межличностные отношения, и только потом производство продукции [5].

Эти требования указывают на нормы поведения человека, участвующего в деловых отношениях.

По этикету внешний вид менеджера должно соответствовать дресс -коду, введенному на фирме; цвет, фасон и покрой одежды должны подходить человеку, который ее носит; все детали костюма должны гармонировать друг с другом и содержаться в безупречном виде. Так же стоит помнить, что манера одеваться должна соответствовать занимаемой должности (т.е. секретарь не должен одеваться лучше своего начальника).

По правилам делового этикета одевать одну и ту же вещь 2 дня подряд не следует, поскольку может сложиться впечатление, что человек ночевал не дома. Более того, если надевать одну и ту же вещь каждый день, то она надоедает и «гасит настроение» [6; 9].

Как должен выглядеть деловой мужчина: хороший костюм, дорогие часы - это, можно сказать, что-то вроде униформы делового человека, которому сопутствует успех.

Как должна выглядеть деловая женщина: Одежда деловой женщины должна быть элегантной, прическа аккуратной, макияж - тонким.

Приветствие: деловой человек обязан быть воспитан, именно поэтому

при встрече он должен поприветствовать своего партнера, пожелать доброго вечера (дня, утра).

Менеджер, как и любой другой человек, должен уяснить следующие несложные правила приветствия:

Сначала здоровается (предлагает руку для пожатия) человек, стоящий выше по карьерной лестнице или женщина. Когда подчиненный входит к руководителю рукопожатие необязательно, достаточно вежливо поздороваться, при этом слегка улыбнуться и сделать едва заметный поклон головой.

Представление: в деловой жизни представление считается важным фактором, показывающим вежливость человека. В деловом этикете возможно самопредставление (в отличие от светского). Представить кого-то другому человеку - значит назвать его полное имя (имя, фамилию, если надо -отчество), должность и организацию, в которой он работает.

Обращение: как привило, каждому человеку приятно слышать свое имя, поэтому произносить его можно как нужно чаще, это заставит его вам больше доверять. Но на любого собеседника можно называть по имени. Обращаться по имени и отчеству обязательно: к старшему по возрасту, начальнику, старшему по статусу сотруднику [7].

Телефонный этикет: разговор по телефону во многом отличается от личной беседы, т.к. собеседники друг друга не видят. Кроме того, телефонный разговор может произойти неожиданно для одного из оппонентов, это тоже надо учитывать. Часто один из собеседников может быть не один, а, к примеру, в окружении коллег или клиентов. Это не даст ему возможности говорить откровенно. В таком случае лучше беседу перенести на время, которое будет удобно обоим собеседникам [8].

Отношения «Руководитель - Подчиненный»: в коллективе должен цениться каждый человек: и уборщица, и секретарь, и директор, поэтому ко всем нужно относиться с уважением. Он должен располагать подчиненных к себе, т.к. от того, как будут то относиться к нему, зависит то, как будут относиться к работе.

В заключение следует отметить, что этика менеджмента в настоящее время очень важна, т.к. сегодня на рынке представлено огромное количество различных фирм, предлагающих свои товары и услуги. Все они должны заводить, развивать и поддерживать отношения с другими фирмами. Наиболее успешной фирмой будет та, чьи принципы, чья дисциплина, этика и этикет будут на самом высшем уровне. Поэтому, нужно просвещать людей (особенно руководителей), обучать их и давать возможность развиваться в этой области [10].

Использованные источники:

1. Аверченко Л.К. Управление общением. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 216 с.

2. Кузнецов И.Н. Деловой этикет: учебное пособие/И.Н. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 347 с. - (Высшее образование).

3. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера в стиле управления.

В сборнике: Современное научное знание: теория, методология и практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016. - С. 55-57.

4. Игебаева Ф. А. Этические основы деятельности современного делового человека. В сборнике Современный мир: экономика, история, образование, культура. Сборник научных трудов. Уфа. 2009.- С.110-113.

5. Давлетгаряева Р.Г. Универсальная этика и глобальные проблемы современности. В сборнике: Научное обеспечение инновационного развития АПК материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки «АгроКомплекс-2010». 2010. С. 228-229.

6. Давлетгаряева Р.Г. Универсальная этика и кризис современной цивилизации. В сборнике: Особенности развития агропромышленного комплекса на современном этапе материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXI Международной специализированной выставки. 2011. С. 182-183.

7. Игебаева Ф.А. К вопросу об управленческой этике современного предпринимателя. В сборнике: Инновационные процессы в менеджменте. Финансы как особая форма экономических отношений. Управление финансами. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Московский государственный университет. 2009-С. 18-20.

8. Игебаева Ф.А. Деловая культура современного предпринимателя В сборнике. Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие.VIII Международная научно-методическая конференция. Пенза, 2008.- С.62-64.

9. Казначевская Г. Б. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Г. Б. Казначевская, И. Н. Чуев, О. В. Матросова. - 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 379 с.

10. Игебаева Ф.А., Казанина М.А.К вопросу о личностных нравственно-психологических качествах ветврача. В сборнике: Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности материалы международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2016. с. 99-100.

Малаева Е.А. студент 2 курса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.