ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ СИТУАЦИЙ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТИКЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Черепкова О.О.
Черепкова Олеся Олеговна - ассистент, кафедра философии и социологии, Амурский государственный университет, г. Благовещенск
Аннотация: в статье дается краткое описание роли этики делового общения как учебной дисциплины, ее взаимосвязи с универсальной (общечеловеческой) этикой. Анализируется роль этики делового общения в профессиональной деятельности специалиста. Принятие норм этики делового общения возможно только в ходе практической деятельности, чему способствует использование активных методов обучения, к которым относятся деловые игры.
Ключевые слова: деловая этика, этика делового общения, семинарские занятия, деловые игры, ролевые игры.
В современном обществе постоянно происходят изменения в требованиях, предъявляемым к молодым специалистам. Изменяются моральные требования к личности, меняется характер оценки поступков и поведения человека, обновляются ценностные ориентиры. Эти процессы в первую очередь связаны с усложнениями международных взаимосвязей, культурным обменом, а также развитием и усложнением рыночных взаимоотношений. Кроме того, можно отметить постепенное снижение нравственного контроля за состоянием общества. Неизбежным и обязательным является овладение требованиями к выстраиванию деловых взаимоотношений, которые являются эффективными только при условии принятия норм и ценностей, разделяемых участниками деловых взаимоотношений, вне зависимости от культурных, религиозных особенностей. Именно степень соответствия этическим нормам, нормам поведения и ведения деловых переговоров создают имидж организации и ее сотрудников. Нравственная сторона отношений между несколькими организациями, а также между сотрудниками внутри одной организации регулируются этикой делового общения, которая изменяется одновременно с изменением общечеловеческой этики.
Этика делового общения представляет собой совокупность норм и правил поведения, общения, которые соблюдает каждый человек в процессе осуществления трудовой деятельности. Кроме того, регламентируется и поведение организаций и должностных лиц. Профессионально-этические нормы и стандарты определяют гармоничное и эффективное деловое общение [5, с. 183].
Этика делового общения взаимосвязана с универсальной этикой по
многим аспектам. К примеру, понимание таких понятий как добро и зло, благо, соблюдение правил приветствия, следование этическим нормам поведения. Созданию положительного образа как личности, так и должностного лица, сотрудника организации и организации в целом способствует знание норм этики и их использование.
Нравственная сторона общения определяется восприятием собеседниками друг друга, взаимопониманием, готовностью к диалогу, стремлением поддержать контакт на равных, разделение ценностных ориентаций. Кроме того, важно, чтобы организации действовали в соответствии с действующим законодательством, заботились об окружающей среде и были полезны для общества. Руководитель любой организации должен помнить, что долгосрочное сотрудничество всегда выгоднее краткосрочных контрактов, необходимо заботиться как о своих сотрудниках, так и о партнерах. Личные интересы руководителя организации должны подчиняться общественным интересам или сочетаться с ними. Кроме того, эффективность делового общения зависит от способности адекватно оценивать ситуацию, анализировать возможные варианты исхода событий [2, с. 42].
Таким образом, для успешного осуществления делового общения необходимо знать и следовать нормам этики, уметь анализировать проблемные ситуации и прогнозировать их исход, взаимодействовать с различными категориями людей.
Компетентностный подход, который реализуется в российском образовании, способствует развитию навыков, которые необходимы для активного самостоятельного осуществления профессиональной деятельности. Это достигается благодаря развитию необходимых навыков и умений в процессе обучения с использованием активных методов обучения, то есть методов взаимодействия, в ходе которого процесс обучения становится творческим и продуктивным [9]. Использование деловых игр является одним из таких методов.
В современной педагогике отсутствует единый подход к пониманию структуры, классификации и определения деловых игр, хотя они получили обоснование как эффективный метод активного обучения (Н.В. Крюков, Л.И. Крюкова, А.П. Пригожин, В.В. Исаев, Н..В. Бокарева, М.Н Кузьмина) [4]. Использование современных технологий существенно расширило возможности деловых игр, усложнило их и сделало более динамичными и вариативными. Согласно Н.В. Бокаревой, сегодня «игра принимает формы игрового моделирования, включая цифровое обучение, электронное обучение, обучение с помощью компьютера, подкастинг, т.е. технология, сочетающая в себе использование Интернета и радио на занятиях, проектное обучение, которые служат максимальному эффекту «симуляции», т. е. моделирования реальных ситуаций и контекстов профессионального общения» [3, с. 3].
Деловые игры в учебном процессе сочетают в себе имитационное моделирование и ролевое поведение игроков (студентов - участников образовательного процесса) в ходе решения профессиональных и учебных задач. Деловая игра представляет собой модель профессиональных проблем [1, с. 142]. Согласно Отрещенко И.В., «особое значение принадлежит поднятой в игре проблеме: она обуславливает воспитательную и обучающую ценность той или иной конкретной игры, а также выступает источником развития и создания новых проблемных ситуаций уже внутри игрового поля» [9].
Учитывая, что студенты не в полной мере владеют своей специальностью, в рамках изучения дисциплины «этика делового общения» используются ролевые игры, целью которых является формирование профессионально значимых умений и навыков. Можно выделить следующие виды деловых ролевых игр, которые эффективны на семинарских занятиях по этике делового общения (классификация по М.А. Доможировой):
- ролевые игры по сюжету;
- ролевые игры без сюжета, но с определенным заданием;
- проблемная ролевая игра;
- ролевая игра по легенде [6, с. 26].
Важно, что в зависимости от выбранного вида деловой игры, наличия сюжета, а также проблемы, развиваются не только профессионально значимые навыки, но и навыки коллективного общения, активизируются знания.
Деловые игры по этике делового общения обязательно должны быть логическим продолжением изучаемой темы, они не должны быть вырваны из контекста учебного материала, а выступать практическим дополнением изученной теории. Кроме того, деловая игра должна быть приближена к реальной ситуации, соответствовать условиям будущей профессиональной деятельности, то есть соответствовать специальности (направлению подготовки) студентов. Важно учитывать и обстановку проведения игры, атмосферу в аудитории, должно отсутствовать давление со стороны преподавателя, поощряться активность и творческий подход. Обязательным условием успешного проведения игры является наличие цели и задач, сформулированных ожидаемых результатов. Игра не должна проводиться ради самой игры [9].
Итак, деловые игры, которые используются на этике делового общения моделируют проблемы в профессиональной сфере деятельности, связанные с нравственными конфликтами, проблемами во взаимоотношениях между организациями, между сотрудниками одной организации или между руководителем и подчиненными. Во время деловых игр развивается потенциал студентов, активизируются их творческие способности, усваиваются на практике полученные
теоретические знания, развиваются коммуникативные и организаторские способности. Кроме того, определяется личностная позиция и взгляды студентов. Деловая игра оказывает воспитательное воздействие, так как способствует выбору нравственной модели поведения в профессиональной сфере, пониманию значимости чести, справедливости, долга и ответственности в деловой среде.
Список литературы
1 Беляцкий Н. Менеджмент. Тексты, задачи, ситуации, деловые игры. Практикум. Казань: Книжный дом, 2010. 268 с.
2 Богомолова М.Н., Сейранов С.Г., Юрьев Ю.Н. Влияние этики на построение взаимоотношений в сфере делового общения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2015. № 5. С. 40-44.
3 Бокарева Н.В. Конструирование деловой игры как формы обучения студентов профессиональным коммуникативным компетенциям в образовательном процессе туристского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2011. 28 с.
4 Селюжицкая Л.Н. Деловая игра в современном образовательном процессе экономического вуза // Вестник Полесского государственного университета. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlenmka.m/article/n7delovaya-igra-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse-ekonomicheskogo-vuza/ (дата обращения: 22.08.2022).
5 Дементьева А.Е. Этика деловых отношений // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2006. № 101. С. 183-185.
6 Доможирова М.А. Деловая игра в обучении профессионально -ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов: дис. .канд. пед. наук:13.00.08. СПб, 2002. 180 с.
7 Исаев В.В. Деловая игра в корпоративном обучении менеджеров гостиничного бизнеса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Химки, 2011. 176 с.
8 Истомин В.В. Воспитательные возможности деловой игры в вузе // Инновационное развитие профессионального образования, 2010. № 4. С. 67-71.
9 Отрещенко И.В. Использование деловой игры как метода обучения в вузе // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7ispolzovanie-delovoy-igry-kak-metoda-obucheniya-v-vuze/ (дата обращения: 22.08.2022).
10Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. М.: Шк. культ. полит., 1995. С. 130-131.