Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ СИТУАЦИЙ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТИКЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ СИТУАЦИЙ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТИКЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловая этика / этика делового общения / семинарские занятия / деловые игры / ролевые игры.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепкова Олеся Олеговна

в статье дается краткое описание роли этики делового общения как учебной дисциплины, ее взаимосвязи с универсальной (общечеловеческой) этикой. Анализируется роль этики делового общения в профессиональной деятельности специалиста. Принятие норм этики делового общения возможно только в ходе практической деятельности, чему способствует использование активных методов обучения, к которым относятся деловые игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ СИТУАЦИЙ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТИКЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ СИТУАЦИЙ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТИКЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Черепкова О.О.

Черепкова Олеся Олеговна - ассистент, кафедра философии и социологии, Амурский государственный университет, г. Благовещенск

Аннотация: в статье дается краткое описание роли этики делового общения как учебной дисциплины, ее взаимосвязи с универсальной (общечеловеческой) этикой. Анализируется роль этики делового общения в профессиональной деятельности специалиста. Принятие норм этики делового общения возможно только в ходе практической деятельности, чему способствует использование активных методов обучения, к которым относятся деловые игры.

Ключевые слова: деловая этика, этика делового общения, семинарские занятия, деловые игры, ролевые игры.

В современном обществе постоянно происходят изменения в требованиях, предъявляемым к молодым специалистам. Изменяются моральные требования к личности, меняется характер оценки поступков и поведения человека, обновляются ценностные ориентиры. Эти процессы в первую очередь связаны с усложнениями международных взаимосвязей, культурным обменом, а также развитием и усложнением рыночных взаимоотношений. Кроме того, можно отметить постепенное снижение нравственного контроля за состоянием общества. Неизбежным и обязательным является овладение требованиями к выстраиванию деловых взаимоотношений, которые являются эффективными только при условии принятия норм и ценностей, разделяемых участниками деловых взаимоотношений, вне зависимости от культурных, религиозных особенностей. Именно степень соответствия этическим нормам, нормам поведения и ведения деловых переговоров создают имидж организации и ее сотрудников. Нравственная сторона отношений между несколькими организациями, а также между сотрудниками внутри одной организации регулируются этикой делового общения, которая изменяется одновременно с изменением общечеловеческой этики.

Этика делового общения представляет собой совокупность норм и правил поведения, общения, которые соблюдает каждый человек в процессе осуществления трудовой деятельности. Кроме того, регламентируется и поведение организаций и должностных лиц. Профессионально-этические нормы и стандарты определяют гармоничное и эффективное деловое общение [5, с. 183].

Этика делового общения взаимосвязана с универсальной этикой по

многим аспектам. К примеру, понимание таких понятий как добро и зло, благо, соблюдение правил приветствия, следование этическим нормам поведения. Созданию положительного образа как личности, так и должностного лица, сотрудника организации и организации в целом способствует знание норм этики и их использование.

Нравственная сторона общения определяется восприятием собеседниками друг друга, взаимопониманием, готовностью к диалогу, стремлением поддержать контакт на равных, разделение ценностных ориентаций. Кроме того, важно, чтобы организации действовали в соответствии с действующим законодательством, заботились об окружающей среде и были полезны для общества. Руководитель любой организации должен помнить, что долгосрочное сотрудничество всегда выгоднее краткосрочных контрактов, необходимо заботиться как о своих сотрудниках, так и о партнерах. Личные интересы руководителя организации должны подчиняться общественным интересам или сочетаться с ними. Кроме того, эффективность делового общения зависит от способности адекватно оценивать ситуацию, анализировать возможные варианты исхода событий [2, с. 42].

Таким образом, для успешного осуществления делового общения необходимо знать и следовать нормам этики, уметь анализировать проблемные ситуации и прогнозировать их исход, взаимодействовать с различными категориями людей.

Компетентностный подход, который реализуется в российском образовании, способствует развитию навыков, которые необходимы для активного самостоятельного осуществления профессиональной деятельности. Это достигается благодаря развитию необходимых навыков и умений в процессе обучения с использованием активных методов обучения, то есть методов взаимодействия, в ходе которого процесс обучения становится творческим и продуктивным [9]. Использование деловых игр является одним из таких методов.

В современной педагогике отсутствует единый подход к пониманию структуры, классификации и определения деловых игр, хотя они получили обоснование как эффективный метод активного обучения (Н.В. Крюков, Л.И. Крюкова, А.П. Пригожин, В.В. Исаев, Н..В. Бокарева, М.Н Кузьмина) [4]. Использование современных технологий существенно расширило возможности деловых игр, усложнило их и сделало более динамичными и вариативными. Согласно Н.В. Бокаревой, сегодня «игра принимает формы игрового моделирования, включая цифровое обучение, электронное обучение, обучение с помощью компьютера, подкастинг, т.е. технология, сочетающая в себе использование Интернета и радио на занятиях, проектное обучение, которые служат максимальному эффекту «симуляции», т. е. моделирования реальных ситуаций и контекстов профессионального общения» [3, с. 3].

Деловые игры в учебном процессе сочетают в себе имитационное моделирование и ролевое поведение игроков (студентов - участников образовательного процесса) в ходе решения профессиональных и учебных задач. Деловая игра представляет собой модель профессиональных проблем [1, с. 142]. Согласно Отрещенко И.В., «особое значение принадлежит поднятой в игре проблеме: она обуславливает воспитательную и обучающую ценность той или иной конкретной игры, а также выступает источником развития и создания новых проблемных ситуаций уже внутри игрового поля» [9].

Учитывая, что студенты не в полной мере владеют своей специальностью, в рамках изучения дисциплины «этика делового общения» используются ролевые игры, целью которых является формирование профессионально значимых умений и навыков. Можно выделить следующие виды деловых ролевых игр, которые эффективны на семинарских занятиях по этике делового общения (классификация по М.А. Доможировой):

- ролевые игры по сюжету;

- ролевые игры без сюжета, но с определенным заданием;

- проблемная ролевая игра;

- ролевая игра по легенде [6, с. 26].

Важно, что в зависимости от выбранного вида деловой игры, наличия сюжета, а также проблемы, развиваются не только профессионально значимые навыки, но и навыки коллективного общения, активизируются знания.

Деловые игры по этике делового общения обязательно должны быть логическим продолжением изучаемой темы, они не должны быть вырваны из контекста учебного материала, а выступать практическим дополнением изученной теории. Кроме того, деловая игра должна быть приближена к реальной ситуации, соответствовать условиям будущей профессиональной деятельности, то есть соответствовать специальности (направлению подготовки) студентов. Важно учитывать и обстановку проведения игры, атмосферу в аудитории, должно отсутствовать давление со стороны преподавателя, поощряться активность и творческий подход. Обязательным условием успешного проведения игры является наличие цели и задач, сформулированных ожидаемых результатов. Игра не должна проводиться ради самой игры [9].

Итак, деловые игры, которые используются на этике делового общения моделируют проблемы в профессиональной сфере деятельности, связанные с нравственными конфликтами, проблемами во взаимоотношениях между организациями, между сотрудниками одной организации или между руководителем и подчиненными. Во время деловых игр развивается потенциал студентов, активизируются их творческие способности, усваиваются на практике полученные

теоретические знания, развиваются коммуникативные и организаторские способности. Кроме того, определяется личностная позиция и взгляды студентов. Деловая игра оказывает воспитательное воздействие, так как способствует выбору нравственной модели поведения в профессиональной сфере, пониманию значимости чести, справедливости, долга и ответственности в деловой среде.

Список литературы

1 Беляцкий Н. Менеджмент. Тексты, задачи, ситуации, деловые игры. Практикум. Казань: Книжный дом, 2010. 268 с.

2 Богомолова М.Н., Сейранов С.Г., Юрьев Ю.Н. Влияние этики на построение взаимоотношений в сфере делового общения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2015. № 5. С. 40-44.

3 Бокарева Н.В. Конструирование деловой игры как формы обучения студентов профессиональным коммуникативным компетенциям в образовательном процессе туристского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2011. 28 с.

4 Селюжицкая Л.Н. Деловая игра в современном образовательном процессе экономического вуза // Вестник Полесского государственного университета. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlenmka.m/article/n7delovaya-igra-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse-ekonomicheskogo-vuza/ (дата обращения: 22.08.2022).

5 Дементьева А.Е. Этика деловых отношений // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2006. № 101. С. 183-185.

6 Доможирова М.А. Деловая игра в обучении профессионально -ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов: дис. .канд. пед. наук:13.00.08. СПб, 2002. 180 с.

7 Исаев В.В. Деловая игра в корпоративном обучении менеджеров гостиничного бизнеса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Химки, 2011. 176 с.

8 Истомин В.В. Воспитательные возможности деловой игры в вузе // Инновационное развитие профессионального образования, 2010. № 4. С. 67-71.

9 Отрещенко И.В. Использование деловой игры как метода обучения в вузе // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7ispolzovanie-delovoy-igry-kak-metoda-obucheniya-v-vuze/ (дата обращения: 22.08.2022).

10Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. М.: Шк. культ. полит., 1995. С. 130-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.