УДК 331
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
И. В. Отрещенко Научный руководитель - А. Н. Малюгина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: ivan_otreshenko@mail.ru
Данная статья дает возможность более подробно разобраться в учебной деловой игре и игровом методе обучения, а также дает классификацию различных интерактивных методов обучения, которые помогают с наибольшей эффективностью усваивать информацию.
Ключевые слова: обучение, деловая игра USE OF BUSINESS GAME AS A METHOD OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION
I. V. Otreschenko Scientific supervisor - A. N. Malyugina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ivan_otreshenko@mail.ru
This article gives an opportunity to understand more in detail the educational business game and the game method of teaching, and also gives a classification of various interactive teaching methods that help to acquire the information with the greatest efficiency.
Keywords: training, business game
Одним из недостатков традиционного обучения будущих специалистов в вузе работодатели называют слабую практическую ориентированность полученных знаний. Именно поэтому вузы стремятся разрабатывать и использовать в обучении новые механизмы и технологии, которые смогут послужить мостиком между теорией и практикой, высшим образованием и конкретной профессиональной деятельностью.
Учебная деловая игра - это вариативная, динамично развивающаяся форма организации целенаправленного взаимодействия деятельности и общения всех участников при осуществлении педагогического руководства со стороны преподавателя. Сущность этой формы составляет взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения ими типовых профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблематики.
Впервые использовала в обучении игровой метод М. М. Бирштейн в 1932 году в Ленинграде. В 1991 году в мире использовалось более 2000 деловых игр, из них только в бывшем СССР и США - свыше 1200. Распространяются и внедряются деловые игры в Англии, Канаде, Японии, Франции, Германии, Польше, Чехии, Словакии и др. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер; игровая технология «заставляет» их быть активными.
Деловая игра является нормативной моделью процессов деятельности. Используемый игровой метод - это, прежде всего, исполнение роли по определенным правилам. Кроме того, особое значение принадлежит поднятой в игре проблеме: она обуславливает воспитательную и обучающую ценность той или иной конкретной игры, а также выступает источником развития и создания новых проблемных ситуаций уже внутри игрового поля.
Секция «Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»
Деловая игра способствует:
• закреплению и углублению знаний по изучаемой дисциплине;
• приобретению навыков работы в органах по рассмотрению трудовых споров;
• выработке навыков в подготовке необходимых документов по заданиям, обозначенным в
игре;
• получению опыта публичного выступления, ораторского мастерства;
• лучшему усвоению содержания учебной дисциплины и развитию умения грамотно и убедительно строить ответ, мотивировать выбор и решения;
• активизации мыслительной и познавательной деятельности посредством реализации принципов наглядности, состязательности и творческого подхода;
• стимулированию побудительных мотивов к освоению предмета и будущей специальности;
• формированию активной жизненной позиции в учебе, будущей профессии;
• раскрытию личностного потенциала;
• развитию чувства взаимопомощи, умению работать в коллективе;
• развитию находчивости и активности;
• расширению кругозора, познавательных интересов и творческой смекалки.
Педагогическая цель деловой игры - активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучение, подготовить студента к практической профессиональной деятельности. Развивающая эффективность в том, что в процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.
В настоящее время различают три сферы применения игрового метода:
1. Учебная сфера: игровой метод применяется в процессе обучения, повышения квалификации.
2. Исследовательская сфера: используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т. д.
3. Оперативно-практическая сфера: игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования.
А. М. Смолкиным выделяет имитационные методы активного обучения, то есть формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Их цель - предоставить студентам возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе. (Стажировка с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, игровое проектирование, дидактическая игра). В условии имитационного упражнения должно содержаться обязательное противоречие, элемент проблематики.
После имитационных упражнений можно переходить к деловым играм. В учебном процессе вуза - это скорее ролевая игра, так как студенты еще не владеют в полной мере своей специальностью. Цель данной игры - сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.
В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции: 1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса. Желательным является то, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность. 2. Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и исходной ситуации. Нужно построить игру в одной ситуации. 3. Определение структуры игры с учетом целей, задач, темы, состава участников. 4. Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному студенту или группе. 5. Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра
Следует соблюсти методические требования: - игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом; - максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям; - создание атмосферы поиска и непринужденности; - тщательная подготовка учебно-методической документации; - четко сформулированные задачи; условия и правила игры; - выявление возможных вариантов решения указанной проблемы; - наличие необходимого оборудования.
Нами был проведен опрос среди студентов 1 курса, обучающихся по направлению подготовки «Аудит и контроллинг персонала». В ходе опроса выяснилось, что наиболее привлекательным методом интерактивного обучения для обучающихся является кейс-метод, за который проголосовало 40% опрошенных респондентов. Это говорит о том, что студентам нравится моделирование ситуаций, которые приближены к реальным, и с которыми они могут столкнуться при условии дальнейшей работы по специальности.
Таким образом, деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Деловая игра раскрывает личностный потенциал обучающегося: каждый участник может диагностировать собственные возможности - как отдельно, так и в совместной деятельности с другими участниками. Вживаясь в образ специалиста, роль которого будут выполнять, студенты становятся творцами не только профессиональных ситуаций, они решают задачи самоуправления, ищут пути и средства оптимизации профессионального общения, выявляют свои недостатки и предпринимают меры по их устранению.
Деловая (ролевая) игра является своеобразной тренировкой в учебном заведении, помогающей достижению определенной поставленной цели. При использовании этого активного метода современное обучение в вузе будет (и должно) включать в себя все новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории и практике с целью повышения познавательной активности студентов.
Библиографические ссылки
1. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» № 2, С. 1-18, 2012.
2. Ловчева Л. В. Деловая игра как один из активных игровых методов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 23. - С. 42-46. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56389.htm.
3 Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. - Екатеринбург: Деловая книга, 2013
© Отрещенко И. В. 2017