Калимуллина Э.М.
магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭТИКИ В БИЗНЕСЕ
Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия культура и этика делового общения. Основное внимание уделено характеристикам компетентности менеджера. Показана важность соблюдения в профессиональной деятельности принципов управленческой этики.
Ключевые слова: культура делового общения, этика делового общения, управленческая деятельность, профессиональная этика.
На фоне экономического развития страны возрастает значение управленческой этики в управлении и бизнесе. Назначение управленческой этики - обеспечить этическими знаниями, как управляющего, так и управляемого. В европейском современном деловом этикете руководитель должен обладать такими нравственными качествами, как гуманизм, справедливость, нравственная воля, честность, принципиальность, точность, организованность, общительность, активность. Эффект обаяния, харизма личности - очень важные составляющие успеха в современном бизнесе. Особая роль отводится лидерским качествам руководителя, умению вести за собой и одновременно поддерживать демократические принципы в коллективе. Распределение ответственности в управлении - один из важнейших демократических принципов, на которых основан современный бизнес. Основополагающими принципами управленческой этики должны быть гуманизм и коллективизм, единство слова и дела, социальная справедливость. То есть все то, что способствует положительной обстановке в трудовом коллективе. В связи с этим, возникает потребность в формировании способности руководителя обеспечивать нравственность и возвышенные мотивы членов коллектива. Этическая грамотность или безграмотность прибавляет или убавляет авторитет руководителя.
За рубежом активные дискуссии об этичности бизнеса начали проводиться лишь в 1960-х гг. В это же время появились первые эмпирические исследования в области этики бизнеса. К 1980-м гг. деятельность в сфере деловой этики, указывает Р. Т. Де Джордж, приобрела такие значительные масштабы, что ее уже можно было назвать движением. Результатами этого движения стало повсеместное принятие этических кодексов, введение учебных программ по соблюдению этических норм и комитетов по этике в крупных компаниях [1,с.84]. Значительное место в управленческой этике занимает разработка нормативных документов нравственного характера. Одним из таковых являются профессиональные моральные кодексы. В них обоснована обязанность изучения нравственных качеств, личности, сформулированы нравственные требования к управленческой деятельности, представлены нравственные правила делового
общения. Нравственные взаимоотношения как никакие другие, требуют тонкости в обращении, умения чувствовать и сочувствовать, щадить самолюбие людей. В деликатности воплощается вежливость общения, которая, по словам немецкого философа А.Шопенгауэра, для человека то же, что тепло для воска.
Овладение деликатной манерой общения требует специальных знаний по этикету вообще и управленческому - конкретно. Но главное состоит в практическом умении быть деликатным. Возрастание нравственного фактора в бизнесе и управлении - закономерность цивилизованной экономики, о чем убедительно свидетельствует опыт развитых стран мирового сообщества [2, с.89].
Р. Т. Де Джордж подчеркивает, что этика бизнеса, как особая сфера, определяется взаимодействием этики и бизнеса. Понятие бизнеса, конкретизирует Р. Т. Де Джордж охватывает различные виды деятельности в производстве, продаже и покупке товаров и услуг с целью извлечения прибыли. Таким образом, традиционно сложилось, что деловая этика изучает регуляцию экономической активности, связанной с производством, распределением и обменом благ, т.е. те сферы деятельности, которые имеют отношение к деловой активности (бизнесу) [1, с. 116]. Можно сформулировать следующее определение: деловая этика как отрасль знания изучает отношения нравственности, которые возникают в сфере бизнеса. Ю. Ю. Петрунин и В. К. Борисов исходят из того, что этика бизнеса - это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловой ситуации. Д. Дж. Фритцше определяет деловую этику как процесс оценки решений на основе соотнесения их с моральными стандартами, присущими культуре данного сообщества [3, с.123]. Подобные подходы к деловой этике как прикладной отрасли довольно распространены.
Как правило, бизнесмен - это человек, который делает свою карьеру, т.е. старается достичь успеха в своей работе. Поэтому вопрос о критериях успеха для него тесно связан и с реальным путем его продвижения, и с субъективной оценкой этого пути, результатов работы (Мелия, 2006). Для одного бизнесмена успехом будет повышение доходов или строительство нового офиса, для другого - перевод на новые более высокие возможности потребления, для третьего - популярность продукции его предприятия и т.д. Можно сказать, что успех зависит от представления о жизни конкретного человека, его системы ценностей, целей, отношения к жизни, личных качеств. Важно также учитывать обстоятельства, характерные для конкретного социального периода. В одних условиях успехом деятельности бизнесмена может быть развитие его фирмы, повышение прибыли. В других, например, нестабильных и сложных условиях, успехом на какой-то момент можно назвать и сохранение позиции на рынке, рабочих мест, источников финансир ования.
Бизнесмен, как известно, в первую очередь - руководитель. И особое, приоритетное значение этика бизнеса имеет в управлении. Экономическая цель предпринимательства - опосредование личного
интереса каждого сотрудника предприятия, которое обеспечивает интеграцию коллектива для достижения общей цели, создает основу для нравственного менеджмента.
Формируя себя какпредпринимателя, мы должны ясно осознавать, что такие черты как вежливость, тактичность. Деликатность абсолютно необходимы не только для «умения вести себя в обществе», но и для обыкновенного житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, но непременно благородный образ. Тот самый имидж делового человека, который гарантирует нам не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности [3, с.36].
Весьма распространенным инструментом воздействия на сотрудников фирмы являются ее традиции. Это эффективно сказывается на деятельности фирмы при условии ее длительного существования, если ее сотрудники хорошо усвоили правила, действующие в ней, выработали свои обычаи, поверили в способность администрации достойно оценить подчиненных, признают авторитет и влияние руководства. Традиции вызывают у человека чувство сопричастности к жизни и делам фирмы. Соблюдение традиций повышает стабильность и прочность самой фирмы, слаженность работы всех ее звеньев.
Таким образом, в нравственном облике личности неразрывно связаны общая культура и воспитанность, которые предопределяют уровень развития нравственных качеств. Если бизнесмен не учитывает нравственную ситуацию, его деятельность может стать угрозой для развития фирмы. Уровень развития его моральных качеств будет влиять на отношения в коллективе, нравственный облик сотрудников. Кроме того, нравственно-психологические характеристики руководителей регулируют взаимоотношения с партнерами, учредителями, конкурентами и другими заинтересованными сторонами. Они также определяют направленность, цели деятельности и в конечном итоге психологическую и экономическую эффективность организации.
Использованные источники:
1. Де Джордж, Р.Т. Деловая этика / пер. с англ. Р. И. Столпера. СПб.: Экономическая школа. М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. - 314с.
2. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности // Образование и наука без границ (07-15 декабря 2014г., Польша) Материалы I Международной научно-практической конференции «Wyksztalcenie i nauka bez gramc», - 2014. VOL.18. Psychologia i socjologia. PrzemysL - С88 - 90.
3. Петрунин Ю.Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса: учеб. пособие. М.: Дело, 2000. - 290с.
4. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе //Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. -