ЭТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.Ф. Дианова, канд. культурологии., доцент
Е.О. Краснянская, студент
Академии маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ
(Россия, г. Краснодар)
Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-2-82-85
Аннотация. Статья посвящена значимости профессиональной этики в современном мире. Она объединяет в себе принципы, нормы морали и нравственности, поведения людей по отношению друг к другу и в целом в обществе. Были рассмотрены виды и формы этики. А также последствия, которые могут возникнуть без ее применения. Ведь профессиональная этика особенно важна в первую очередь для профессий, объектом которых является человек.
Ключевые слова: деловое общение, этика, профессионализм, управление, правила.
Каждый человек хоть раз в жизни слышит о различных правилах поведения. Многие из нас слышали от родителей, кто-то столкнулся с этим только в школе или играя на улице с чужими детьми. Может это произошло уже в более сознательном возрасте. Но, все мы в конечном сталкиваемся и изучаем такие понятия, как «этика» или «этикет». Позже, повзрослев наш кругозор расширяется, общаемся с разными слоями общества, устраиваемся на работу и тогда мы начинаем использовать всю накопившуюся информацию, использовать различные формы этики и расширять свой кругозор.
Довольно часто на работе случаются различного рода неурядицы, которые приводят к разному эмоциональному состоянию, результату или атмосферу в коллективе. Первый рабочий день, руководящая должность, работа в команде или собеседование. При социально-психологическом воздействии на ситуацию в коллективе особую роль занимают нормы поведения и культура взаимоотношений с людьми. Одним из важнейших элементов является служебная этика, значения которой равны и обязательны как для руководителей, так и для подчиненных.
Исходя из вышесказанного, мы приходим к тому, что в современном мире, мы не сможем обойтись без таких важнейших показателей культуры управления, которые являются профессиональной, служебной этикой и деловым этикетом.
Профессиональную этику можно охарактеризовать как совокупность принципов, определенных моральных обязательств и норм поведения, проявляющихся во взаимоотношениях сотрудников в процессе работы. Она призвана воспитывать в человеке нравственные. принципы, правила чести и долга. И точно выражает моральные принципы руководителей и специалистов. В её основе лежит добросовестный труд, приумножение личного и общественного достояния, чувство долга и взаимопомощь. Кроме того, она формирует человеческие отношения между людьми и взаимоуважение, честность, открытость, демократичность, скромность, непримиримость к несправедливости.
Определим, какие понятия в себя включают основные категории вида профессиональной этики. Разберем несколько основных терминов.
Этикет - форма делового общения и поведение в определенном установленном порядке. Свод правил, которые необходимо соблюдать для выполнения успешной работы [1].
Профессионализм - это систематическое, эффективное и надежное выполнение сложной деятельности в самых разнообразных обстоятельствах. Прежде всего служебные обязанности с глубоким знанием и пониманием содержания служебной. деятельности, общественной значимости занимаемых должностей и применением
необходимых навыков, знаний и способностей [2].
Деликатность - особая чуткость, предупредительность, искренний такт, подчеркнутое уважение и вежливость к партнеру по служебной деятельности. Суть деликатности - в высочайшем проявлении такта, бережном отношении к атмосфере диалога [3].
Реализуется профессиональная этика через установленные приемы, формы, методы и правила, которые в конечном итоге создают деловой этикет. Этические отношения должны обязательно учитывать темперамент работников, их пол, возраст, квалификацию, морально-психологическое состояние. При несоблюдении, в конечном итоге это может привести к учащению конфликтных ситуаций, ухудшению атмосферы, снижению мотивации и работоспособности. Что в свою очередь, может привести к низким показателям по многим отраслям компании и в самом худшем случае, к распаду.
Вернемся к другим важнейшим показателям культуры управления. Итак, что же представляет собой с второй термин в нашем списке важнейших показателей культуры управления. Служебная этика -является совокупностью определенных нравственных принципов, обязанностей и норм поведения, которые. в итоге осуществляются в процессе общения или любого взаимоотношения коллег. Она призвана объяснять мораль, прививать моральные принципы и правила долга, чести, морально воспитывать человека.
В настоящее время проводится множество исследований в области служебной этики. Они стремятся найти правила управленческого поведения, которые станут основой продуктивных взаимоотношений в коллективе. Был разработан свод правил, который будет служить. направлением для руководителей и специалистов. Кстати, особенно актуально это будет для молодых. специалистов, которые только начали свою работу или хотят достичь повышения карьеры. Кроме того, так называемый свод правил идеально подходит для дальнейшего обучения и повышения квалификации.
Кроме того, служебная этика выполняет множество различных функций в управлении. Она направлена на объединение людей, организацию здорового психологического климата и атмосферы, обеспечение высокого качества работы, решение социальных проблем коллективов. Внедрение этических норм предполагает их активную пропаганду, прежде всего собственным примером. И требует от руководителя быть справедливым и честным со всеми работниками, равноправным в обращении с ним, принципиальным в деловых вопросах и терпимым к людям.
Не стоит забывать об ещё одной особенно важной составляющей при оценке деятельности сотрудников. Это материальное и моральное поощрение, аттестация, повышение квалификации, возможность обучения и переподготовка управленческого персонала. Эти действия, если их правильно оценить, прекрасно поднимают коллективный дух и отлично повышают мотивацию.
Если же, руководитель не будет опираться на служебную этику - это может привести к различным непоправимым ситуациям или к отрицательному опыту. Например, сотрудники не будут качественно выполнять свои обязанности, снизиться уровень ответственности и трудоспособности в коллективе, отсутствие мотивации. В крайних случаях это может прийти к текучке кадров, неблагоприятной среде, неуважению среди коллег. И это только малая часть. Стоит помнить, что руководитель задаёт темп своей организации, непосредственно работникам опираясь на личный пример.
И наконец, мы приходим к последнему показателю культуры управления из вышеперечисленных. Это поможет окончательно разобраться и подытожить всю предложенную информацию. Деловой этикет, в первую очередь, представляет собой совокупность норм и правил, общепринятых в деловой сфере. А его знание является необходимым профессиональным качеством, которое важно и нужно приобретать и постоянно совершенствовать.
Из-за незнания делового этикета, может возрасти риск потери большинства пред-
ложений. Кроме того, выгодные сделки могут сорваться, просто не состояться из-за того, что бизнесмены или доверенные лица в качестве управленческого состава просто не будут владеть знаниями делового общения и культуры поведения. Немало рушится карьер и теряется денег из-за неправильного поведения или невоспитанности. Успех любой фирмы во многом зависит от способности ее работников, от их умения дружно трудиться и объединятся для достижения. общей цели. Знание этикета, культура поведения - вот ключевые условия для успешной работы в любой организации.
К сожалению, сейчас многие бизнесмены и их доверенные лица в качестве управленческого состава до сих пор не придают серьезного значения этим аспектам своей деятельности. Что в основном приводит к плохим результатам. Подчеркнем, что соблюдение делового этикета, умение культурно вести себя особенно важно. при работе с крупными компаниями или при выезде для заключения сделок за границу. Уважающие себя и честь своей фирмы руководители нередко после первой же встречи прекращают все переговоры.
Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, нужно знать правила хорошего тона. В старые времена их крепко учил Петр Великий и пытался донести народу. В 1709 г. он издал указ, согласно которому каждый, кто вел себя «в нарушение этикету» был немедленно наказан [4]. Ведь знание делового этикета, умение культурно вести себя - основа управленческого и профессионального успеха. Сейчас же этому обучают уже в школе. В более углубленной форме в институтах и на различных семинарах и занятиях.
Правильное руководство мотивирует работников к развитию, помогает прилагать дополнительные усилия и получать больше информации. Неслучайно многие быстрорастущсие компании сегодня вносят большой вклад в знания и навыки своих сотрудников. В таких организациях обязательной частью являются курсы по повышению квалификации, различные семинары, включающие в себя нормы мора-
ли. и служебную этику. Кроме того, они постоянно вводят различные программы для сплочения коллектива и поддержания атмосферы. Устраивают корпоративные игры и поездки, что значительно влияет на обстановку и отношения в коллективе. После этого у них возрастают шансы не только лучше и качественнее работать, но и лучше понимать друг друга, предвидеть будущее свое и своей организации. Ведь сотрудники не просто выполняют свою работу, но и чувствуют себя командой, которая нацелена на результат.
Любая организация имеет свои особенности, определяемые ее размером, сферой деятельности, корпоративной культурой, системой ценностей и теми областями, которые требуют особой деликатности при решении возникающих этических проблем. Соблюдение этических ограничений и правил внутри профессионального сообщества - дело и забота самих профессионалов [5].
Каждая профессия имеет свою определенную специфику, которая основывается на действующей системе ценностей. Причем из-за этой системы один и тот же поступок может рассматриваться как моральный или даже аморальный. Еще на этапе обучения и выбора профессии, человек должен понять свою ответственность и осознавать моральные цели. Это очень сильно повлияет на дальнейшее развитие его карьеры. Многие люди из-за неправильной расстановки ценностей и плохого осознания очень часто бросают обучение или выбирают другую сферу на половине пройденного пути. Некоторые даже после получения диплома и небольшого стажа работы полностью меняют профессию.
Стоит отметить, что в настоящее время профессиональная этика имеет особую значимость. Это связано с тем, что люди в современном мире склонны к постоянному развитию и совершенствованию профессиональных норм вместе с постоянно изменяющимися общественными отношениями. Не стоит забывать и о международном сотрудничестве, что сейчас очень актуально. Во многих странах знания основ делового общения и этики являются основой бизнеса.
Хотелось бы добавить то, что её нарушение всегда сопровождается разрушением общеприняотых моральных норм. И приводит к безответственному отношению сотрудников к своим обязанностям, что представляет собой некачественное выполнение своих обязанностей, работы в целом и даже может представлять опасность для окружающих. В следствие чего это может нанести вред обществу. Ярким
тельные органы, медицинские работники, военнослужащие и т.д.
И в заключении, можно смело говорить о том, что деловой этикет, профессиональная и суженая этика являются неотъемлемой частью современного общества. Первый рабочий день, собеседование, деловая встреча, руководящая должность - является только малой частью того, где эти знания могут пригодиться.
примером будут служить правоохрани-
Библиографический список
1. Земедлина, Е.А. Этика и психология делового общения: Учебное пособие. - М.: Риор, 2017. - 512 с.
2. Чеховских, М.И. Психология делового общения: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2016. - 432 с
3. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / Под ред. Кикотя В.Я. - М.: Юнити, 2018. - 640 с.
4. Петр Великий: личность и реформы / Евгений Анисимов. - Москва [и др.]: Питер, 2009. - 446 с.
5. Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: Форум, 2018. - 384 с.
ETHICS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES
N.F. Dianova, Candidate of Cultural Studies, Associate Professor E.O. Krasnyanskaya, Student
Academy of Marketing and Social and Information Technologies - IMSIT (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article is devoted to the importance of professional ethics in the modern world. It combines the principles, norms of morality and morality, people's behavior towards each other and in society as a whole. The types and forms of ethics were considered. As well as the consequences that may arise without its use. After all, professional ethics is especially important primarily for professions whose object is a person.
Keywords: business communication, ethics, professionalism, management, rules.