Научная статья на тему 'ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ'

ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / РУКОВОДИТЕЛЬ / ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаймарданова Г.М.

Статья посвящена этике деловых отношений в коллективе. Автор отмечает, что в современном бизнесе этика деловых отношений имеет не менее важную роль, нежели финансовые рычаги и возможности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ»

месторождений с трудноизвлекаемыми запасами сырья а также новых перспективных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. [3]

Положительным моментом является то, что "Газпром" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC подписали 30-летний контракт на поставку газа и России в Китай до 38 млрд. кубометров газа в год. По словам главы "Газпрома", общая цена газового контракта составит $400 млрд. на 30 лет. За все время действия соглашения в Китай будет поставлено более 1 трлн. кубометров газа. "Это крупнейший контракт для "Газпрома". Такого контракта нет ни с одной компанией", - заявил Миллер. [1]

Таким образом, в структуре доходов федерального бюджета РФ происходит снижение нефтегазовых доходов, что связанно со снижением цен на нефть и природный газ. Однако РФ сохраняет свои позиции по добычи газа, а также увеличивает добычу нефти.

Использованные источники:

1. Интерфакс [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/business/377240 (дата обращения: 05.11.2016)

2. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/11-16/index.php (дата обращения: 05.11.2016)

3. Министерство энергетики РФ [Электронный ресурс]. URL: http://minenergo.gov.ru/node/1209 (дата обращения: 06.11.2016)

4. Статкомитет СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cisstat.com (дата обращения: 05.11.2016)

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.11.2016)

УДК 316.7

Шаймарданова Г.М. магистрант ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ Аннотация: Статья посвящена этике деловых отношений в коллективе. Автор отмечает, что в современном бизнесе этика деловых отношений имеет не менее важную роль, нежели финансовые рычаги и возможности организации.

Ключевые слова: этика деловых отношений, профессиональная этика, руководитель, деловой этикет.

Ведение бизнеса в современном обществе невозможно представить без соблюдения норм деловой этики, которые находят свое применение на переговорах, деловых встречах представителей крупных компаний, корпораций, а также непосредственно регулируют в рамках делового этикета

деятельность внутри организации. Учитывая основной постулат бизнеса -сотрудничать только с проверенными и стабильно работающими компаниями, приобретает актуальность визитной карточки организации, основу которой также составляет соблюдение норм делового этикета, как руководителями, так и коллективом организации, которые находят свое отражение в корпоративной культуре компании.

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика [1].

Под профессиональной этикой понимается совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу [6].

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и специфические нравственные нормы, свойственные для конкретной профессии;

- особенности профессионального воспитания [6].

Ф.Г. Панкратов, Н.Ф. Солдатова считают, что профессиональная этика - система норм нравственного поведения в какой-либо профессиональной среде (группе). Эти нормы нравственного поведения человека могут включать честность, обязательность, благородство, верность данному слову и др. [5].

М.А. Измайлова утверждает, что культура современного специалиста невозможна без культуры общения, т.е. коммуникативной культуры. Отсутствие ее - болезнь многих современных специалистов, в значительной степени снижающая эффективность их профессиональной деятельности [3].

Дусенко С.В. определяет деловой этикет как определенные нормы и правила, регламентирующие стиль работы деловых людей, манеру их деловых контактов, а также их внешний вид [1].

Кузнецов И.Н. [4] в свою очередь, утверждает, что деловой этикет - это формы и методы этических и этико-психологических взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. Любому предпринимателю, бизнесмену в процессе управления приходится соблюдать не только общечеловеческий этический кодекс, но и следовать этикету делового человека, который включает нормы общения, приветствия, знакомства, деловые отношения, культуру делового протокола, внешний облик, манеры поведения и т.д. [4; 5].

Таким образом, деловая этика для менеджера представляет собой не только нормы и принципы общения, а также приемы ведения деловых

переговоров, которые он должен соблюдать при осуществлении своей деятельности, но и универсальный инструмент, с помощью которого коллектив организации сможет эффективно выполнять свои обязанности.

В связи с вышесказанным наиболее точно подводит итог, Игебаева Ф.Н., утверждая, что общение с людьми - это наука и искусство, где важны не только природные способности, индивидуально-психологические качества, но и образование. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить к себе - нужно каждому человеку. Это умение составляет основу жизнедеятельности и профессионального успеха [2].

В этом плане особый интерес вызывает деловой этикет в работе менеджера.

Успешно осуществлять коммерческую деятельность в сложных и многообразных условиях рыночных отношений смогут лишь хорошо подготовленные высококвалифицированные кадры коммерческих работников, прошедшие глубокую подготовку или повышение квалификации в области современной организации и технологии коммерческой работы, менеджмента. Во главе предприятий, коммерческих служб должны стоять квалифицированные организаторы, менеджеры, хорошо знающие работу [5;

7].

На текущий день управленческая структура предприятий и организаций опирается на всеобщую грамотность, умение работников самостоятельно выполнять свои профессиональные обязанности. Никто не нуждается в том, чтобы каждый его шаг контролировался или регламентировался подробнейшей инструкцией. Поэтому руководитель должен поручать решение текущих задач подчиненным. Это стимулирует их инициативу. Психологи и социологи, изучавшие, при каких условиях люди добиваются высоких результатов, а при каких - стараются уклониться от работы, установили, что людям нравится ощущать собственную значимость. Как только на человека обращают внимание, интересуются его возможностями и результатами, он даже при объективно худших условиях добивается большей производительности [6].

Таким образом, поддержание инициативности сотрудников, разумеется, в рамках своих обязанностей, и предоставление им некоторых свобод при решении поставленных задач, под грамотным контролем руководителя в качестве наблюдателя, могут способствовать активации деятельности, как отдельного сотрудника, так и целого подразделения или отдела. Руководство в свою очередь сможет сэкономленное время направить на решение других управленческих и производственных задач.

Фионова Л.Р., утверждает, что три фактора должны составлять основу отношений «руководитель - подчиненный»: взаимное уважение, взаимное доверие и взаимное обучение [6].

Также Кузнецов И.Н., указывает, что во многих странах кодекс поведения хорошо воспитанного человека включает, по меньшей мере,

четыре основных правила: вежливость, естественность, достоинство и такт. А к наиболее предпочитаемым качествам, которыми должен обладать деловой партнер - это компетентность, порядочность и надежность. Именно эти качества обеспечивают главное в деловых отношениях - их предсказуемость, возможность опереться на партнера, уверенность в его обязательности [4; 8].

В заключение отметим, что соблюдение норм делового этикета коллективом для формирования корпоративной культуры организации и соблюдение принципов деловой этики, становится для менеджера одной из основных целей его деятельности, ведь коммерческая деятельность компании также зависит от эффективности управления персоналом.

Использованные источники:

1. Дусенко С.В. Профессиональная этика т этикет: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / С.В. Дусенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 224 с. - (Серия Бакалавриат).

2. Игебаева Ф.А. Деловое общение как искусство и наука // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 126-129.

3. Измайлова М.А. Деловое общение: Учебное пособие / М.А. Измайлова. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 252 с.

4. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 348 с. - (Высшее образование).

5. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф.Г. Панратов, Н.Ф. Солдатова. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 500 с.

6. Фионова, Л.Р. Этика делового общения: Учеб. пособие / Л.Р. Фионова. -Пенза: ГОУ ВПО Пензенский государственный университет, 2010. - 96 с.

7. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ -2014. Materialy X mi$dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014.- С. 88-90.

8. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Уфа, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.