Научная статья на тему 'Профессиональная этика государственного служащего: современные ракурсы'

Профессиональная этика государственного служащего: современные ракурсы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
410
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / STATE SERVANT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / PROFESSIONAL ETHICS / НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / MORAL PRINCIPALS AND RULES OF BEHAVIOR / НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мяготин А.В.

Сегодня для России задача духовно-нравственного возрождения является одной из наиболее приоритетных. Свои особенности она имеет в сфере деятельности государственной службы, диктуя необходимость исследования соответствующей профессиональной этики как важного фактора формирования личности и решения общественно важных задач социального развития в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The idea of spiritual and moral renaissance is becoming one of the highest priorities for modern Russia It definitely has some specificities in the sphere of public service activities. In this connection there is a necessity to examine professional ethics as a significant factor of tackling social problems in general and developing personality in particular.

Текст научной работы на тему «Профессиональная этика государственного служащего: современные ракурсы»

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И РЫНКА ===================================

А.В. Мяготин кандидат философских наук, доцент кафедры философии

МГУУПравительства Москвы

Профессиональная этика государственного служащего: современные ракурсы

Современная ситуация в мире характеризуется кризисными явлениями, которые по своей масштабности и значимости для общества приобретают характер глобальных. Наиболее остро и болезненно они отражаются в духовной сфере. В настоящих российских условиях наблюдается трансформация духовно-нравственных ценностей, которая выражается в девальвации простых (элементарных) моральных принципов поведения, норм взаимоотношений, отрицании очевидных ценностей, игнорировании нужд, прав и свобод граждан, циничном отношении к духовному наследию. Заметно и снижение эффективности регулятивной роли общественных и государственных институтов. Все это носит системный характер.

Наиболее серьезные последствия таких изменений проявляются в профессиональных сферах деятельности, актуализируя исследования профессионально-этического феномена.

В последние 10-15 лет к этой проблематике обращались многие ученые, рассматривающие аспекты профессиональной морали различных сфер деятельности человека: Р.Г. Бухарцев (профессиональная этика журналиста), Ю.Н. Скомпский (Этика милицейской службы), Э.П. Асташенкова (профессиональная этика правовой деятельности), В.Е. Амелин (Профессиональная мораль работника современного промышленного производства), В.П. Люке-вич (Нравственность в спортивной деятельности), Н.В. Валебникова (Основы профессиональной этики счетных работников) и др.

Традиционное и общепринятое не только в отечественной, но и зарубежной науке сведение профессиональной этики к совокупности норм, правил, требований предписаний не совсем оправданно, поскольку отражает только функциональный аспект. Это подтверждает контент-анализ русскоязычных Интернет- ресурсов, а также публикации зарубежных специалистов..

Кроме того, «механическое нормирование» профессиональной этики практически отождествляет ее с этикетом, что не совсем корректно, ввиду взаимосвязанных, но в то же время различных по своей природе явлений. Достаточно часто профессиональная этика рассматривается как кодекс поведения специалистов (профессионалов), опять же концентрируя внимание на внешних проявлениях. Но вести себя правильно (тактично, корректно, вежливо) можно и под страхом наказания. В таком случае речь о морали идти не может, а значит, в основе лежат более глубинные и сложные образования.

Проблема видится полиструктурной, где наличествуют и феноменологический, и гносеологический, и онтологический, и аксиологический и другие срезы. Соответственно необходимы другие подходы к пониманию профессиональной этики, позволяющие охватить всю многогранность проявлений. Общеметодологические средства исследования сущности и содержания профессиональной этики позволяют определить ее как одну из форм социальной реальности, сложное диалектическое единство общего и особенного, представляющее собой совокупность нравственных идеалов, убеждений, норм, требований, оценок морального порядка, обусловленную историческими предпосылками формирования и развития, значимостью в системе общественных приоритетов, целесообразностью и функциональностью применения в специальной (трудовой) среде, ценностным содержанием в мировоззрении личности человека-профессионала.

Отсюда природа морали как синтез рефлексии и объективации норм, правил, требований нравственного порядка в условиях профессиональной деятельности содержательно представляется объединением морально-ценностных ориентиров, позиций, духовных качеств, формируемых и развивающихся на мировоззренческом уровне, где жизненно важные приоритеты личности слиты воедино с профессиональными.

Кроме того, моральность приобретает свой качественный статус лишь в предметной деятельности, предопределяя соответствующие этические практики, и именно они выступают ярчайшими критериями нравственности. Наблюдается диалектическая взаимосвязь между детерминацией нравственных норм и требований, условиями той или иной профессии и осознанным, добровольным выполнением этих норм человеком, включенным в профессиональную среду.

Здесь мораль предстает как сложное сочетание знаний и убеждений,

мировоззренческих позиций, свободы выбора приоритетов и обязательность их выполнения личностью в условиях трудовой деятельности. При неинституционном характере формирования и реализации требований нравственного порядка их соблюдение считается обязательным, профессионально образующим признаком, а сама профессиональная этика носит деонтический, т.е. долженствующий характер.

В настоящее время исследования продолжаются. Особый интерес вызывают работы, изучающие профессиональную этику в государственной службе и управленческой деятельности . Особый характер этих сфер определяет специфику нравственных проявлений.

Современное духовно-нравственное состояние корпуса государственных служащих под влиянием различных условий и факторов подвержено трансформации, что значительно снижает профессионализм представителей данной социальной группы. Мотивационно-ценностные, идейно-волевые, мировоззренческие установки работников не в полной мере отвечают задачам, возложенным на них в новых условиях. Это подтверждают результаты различных исследований. Так, в статье В. Бойкова и М. Малышева на основе проведенного опроса выявляются существенные особенности мотиваций государственных чиновников. Авторами формулируется ряд интересных выводов. Например, массовая удовлетворенность условиями работы обусловлена тем, что сам характер службы, являющейся синтезом канцеляризма и общественного статуса, представляет собой решающий фактор профотбора. Другими словами, существо службы соответствует типу людей, переходящих из других сфер трудовой деятельности в аппарат государственной власти1.

Речь может идти о профессиональном призвании. Однако сегодня оно перестает быть определяющим в этическом сознании профессионала, поскольку расширены возможности для сравнительно легкого перехода от одного вида профессиональной деятельности к другому. Отмечается, что важными социально-профессиональными ценностями для подавляющего большинства чиновников становятся принадлежность к аппарату, включенность в ритуальные отношения и неформальные связи внутри административной группы и пр. Удивляет и результат отсутствия для основной массы

1 См.: Бойков В., Малышев М.Этика и культура государственных служаих.httpЛYwww.pmuc.mYjomalYшmber 2\bojkov.htm

чиновников дилеммы - «какой власти служить». На фоне всего этого в мотивации служебного поведения заметную роль играют карьерные притязания.

Работа в аппаратах государственной власти для значительной части чиновников ценна главным образом получением привилегий для удовлетворения личных интересов. Перечисленные аспекты носят явно противоречивый характер, причем напрямую затрагивающий нравственную сторону вопроса. Кто, как и кому служит в государственных органах власти?

Говоря о профессиональной этике государственного служащего, необходимо отметить, что рассматривать ее возможно безотносительно специальностей, хотя сама государственная служба - это целый комплекс разнообразных профессий и специальностей. Но этика не изучает разнообразие нравов, а скорее обращается к общности моральных ценностей, отсюда профессиональная этика государственного служащего (столь разнообразная в своих специальностях) не рассматривает особенности каждой, но обобщает нравственные приоритеты этой профессиональной группы в целом. Однако, не упрощая известной сложности профессиональной морали, нельзя не подчеркнуть, что специфика отдельных видов и родов деятельности может претендовать на самостоятельность, например, профессиональная этика работника прокуратуры, военнослужащего, сотрудника ОВД, политического деятеля и др.

Государственная служба — это профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов. Она имеет почти 3- тысячелетнюю историю и несет на себе следы многовекового опыта, традиций, исторически передаваемых идей, ценностей, форм организации и управления социальными процессами, а также заимствований, которые, как правило, трансформируются в соответствии с существующей культурой, национальным характером, обычаями и нравами народа. Профессиональная деятельность государственных служащих сопряжена с множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, характера, форм, методов, средств их труда. Можно предположить, что одним из действенных факторов его развития и совершенствования выступает профессиональная этика как регулятивно-ценностная система норм, правил, оценок.

Возникает проблема, связанная с пониманием важности профессиональной этики сотрудников и невозможностью осуществить ее формирова-

ние и развитие, обеспечивающее решение государственных задач на достаточном уровне. Отсюда возникает целый ряд научных (теоретических), организационных, административных, учебных задач, связанных с созданием условий по развитию теории и практики профессиональной этики государственных служащих в социокультурной ситуации в России.

Среди особенностей государственной службы в России, детерминирующих содержание ее профессиональной этики, можно выделить следующие черты.

-- В основе деятельности государственного служащего лежат комбинированные интересы. Их полихромность (сложность по структуре и содержанию) заключается в переплетении политических интересов различного уровня, интересов профессиональных групп, а также личностных интересов. Особенным является то, что степень возможности их реализации у чиновников достаточно высока. Сопряжение разнородных, разноуровневых интересов в деятельности государственного служащего является наиболее важной задачей, требующей комплексного подхода к ее решению.

Один из существенных мотивов активизации внимания к профессиональной этике определяется тем, что она нацелена на выявление границ, пределов власти над людьми, которая возникает в процессе реализации специализированной деятельности. Профессиональная этика призвана оправдать власть профессионала в сфере его деятельности (без этого он не сможет выполнять свои задачи) и ограничивать полноту власти. Властные отношения в деятельности государственного служащего как системообразующий профессиональный признак предполагают реализацию принципов гуманизма, справедливости, законности, ответственности, честности, благородства.

С одной стороны, государственная служба предполагает целую совокупность нравственных качеств и принципов, их совершенствование по мере карьерного роста, с другой - создает условия для соблазна использования служебного потенциала в меркантильных целях. Тем самым профессиональная этика вносит существенные изменения в конфигурацию властных отношений современного общества и предназначена для уменьшения зависимости одного лица от другого, возникающей из-за различий их общественных функций и профессиональных статусов, для преодоления влияния патерналистских моделей в отношениях между людьми. Поэтому профессиональная этика открывает своеобразное пространство для власти тех, кто лишен власт-

ных функций, создавая феномен «власти безвластных».

-- Традиционно высокий статус государственной службы, особые полномочия ее представителей, которые возможно рассматривать как дополнительные (расширенные) права на реализацию не только общественных, но и личных интересов. Условия быта, жизненная среда, реальный уклад жизни индивидов и т.п. - все это является не только достаточной необходимостью для существования человека, но и во многом выступает индикатором общественного положения социального субъекта. В этом аспекте государственные служащие выступают в более выгодном положении по сравнению с представителями других профессиональных групп.

Об этом свидетельствуют данные об удовлетворенности россиян и государственных чиновников различными аспектами своей жизни (в %), приведенные в таблице \

Аспекты жизни Оценка населе- Разница Оценка Разница

Хорошо Плохо госслужащими

Хорошо Плохо

Материальная обеспеченность 7,5 33,9 -26,4 24,5 8,9 + 15,6

Питание 22,6 13,9 +8,7 41,2 2,7 + 38,5

Одежда 15,1 20,4 -5,3 33,5 5.1 + 28,4

Состояние здоровья 18,8 20,8 -2,0 22,2 5.1 + 17,1

Жилищные условия 22,2 20,5 + 1,7 41,2 7,8 + 33,4

Отношения в семье 52,2 5,5 +46,7 65,0 1,6 +63.4

Возможности проведения досуга 19,5 30,7 -11,2 39,7 10,1 + 29,6

Ситуация на работе 20,8 12,0 + 8,8 47,5 1,6 +45,9

Возможность отдыха в период отпуска 12,8 40,3 -27,5 37,4 12,8 + 24,6

Возможность общения с друзьями 45,8 8,3 + 37,7 61,5 2,3 + 59,3

Возможность получения образования и необходимых знаний 17,1 27,0 -9,9 42,0 4,3 + 37,7

Возможность реализовать себя в профессии 19,8 21,0 -1,2 44,0 3,9 +40,1

Положение, статус в обществе 16,3 16,4 -0,1 44,0 0,0 +44,0

Жизнь в целом складывается 24,1 12,2 + 11,9 51,0 1,2 +49,8

Перечисленные показатели наглядно отражают более устойчивое оп-

1 См.: Тихонова Н.Е.Бюрократия: часть общества или его контрагент? // Социс, 2006, №3, с.3-8.

тимистичное, удовлетворительное положение государственных чиновников. Все это может быть оправданно, поскольку государственная служба призвана гарантировать стабильность в государстве, согласовывать интересы людей, направлять общественное развитие. Все это обусловливает самый высокий уровень ответственности, предполагает сформированность лучших нравственных качеств и т.д. Но мы по-прежнему становимся свидетелями вопиющих проявлений несправедливости, нечестности, ханжества, волюнтаризма, уверенности в собственной непогрешимости, жадности, рвачестве среди отдельных государственных чиновников.

-- Деятельность государственного служащего носит выраженный (прямо или косвенно) управленческий характер, причем управленческо-политический. Государственная служба ничего не производит, существует на внеэкономической системе организации управленческого труда и живет за счет налогов с населения. В основе этого вида деятельности лежат властные полномочия, регулирующие и координирующие жизнедеятельность общества, граждан. Отсюда вытекают повышенные требования, в том числе и нравственные, к субъекту, принимающему решение.

Социальное управление, составляющее основу деятельности государственного служащего имплицитно содержит в себе и власть, и интерес, которые составляют базовые характеристики управления, без них нет и не может быть собственно социального управления. Это обеспечивается особой структурой служебных отношений. В государственной службе присутствует строгая иерархия должностей и званий, закрепленная законодательно. Кроме того, система взаимоотношений в государственной службе носит ярко выраженный сословно-корпоративный характер, опирающийся на традиции и стереотипы поведения.

-- Публичный характер деятельности, предполагающий широкое освещение в СМИ как профессиональной, так и личной (семейной) жизни. Государственная служба носит публичный характер, стоит между государством и конкретных человеком, его гражданином, являясь выразителем интересов

определенных групп людей и государственных структур.

Кроме того, государственная служба является видом деятельности, наиболее полно сочетающим в себе все черты и характеристики карьерной деятельности, где срабатывают свои принципы и механизмы.

Такой обстоятельный анализ аспектов профессии государственного служащего (без раскрытия особенностей различных специальностей) позволяет детализировать этические проявления. Опираясь на общеметодологический принцип всеобщей связи и взаимозависимости, можно сделать вывод о том, что социальные черты, характер деятельности, исторически сложившиеся традиции и стереотипы ее реализации, выступают онтологическими основаниями для профессиональной этики.

Базируясь на господствующей в обществе морали, профессиональная этика государственного служащего представляет собой четкую систему этических принципов и норм, обязательную для исполнения. Деятельность людей, связанная с государственным управлением объективно основывается на понятиях добра, справедливости, долга, чести, закономерно требует законного, последовательного и строгого соблюдения всех общезначимых предписаний.

Говоря о нравственных основах государственной службы в России, можно сказать, что это закономерно сформировавшаяся традиция, характерная для всех этапов ее исторического развития. Она имеет объективную природу и обусловлена следующим.

-- История российского государства всеми фактами своего существования доказывает в целом прогрессивный характер своего развития. Исследователями часто дается статистика соотношения войн справедливых и несправедливых (условно определяя их качественное содержание). Примечательно то, что большинство войн Россией велось в целях защиты своей территории и суверенитета. Россия часто определяла и реализовала в политике линию сотрудничества и компромисса, разумной инициативы в целях мирного существования с другими странами.

-- Органической связью функционального предназначения государственной службы, создаваемой и функционирующей в интересах общественного блага, реализации государственных приоритетов, апробированных всей

исторической практикой предпосылок прогрессивного развития. Прогресс и нравственность тесно взаимосвязаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Понимание прогресса как направленности общественного развития, предполагающего меру реализации в жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т.д. Прогрессу (от лат. prugressus - движение вперед, поступательное развитие по восходящей линии) в социальных системах и любой сфере общественной жизнедеятельности чужд аморализм, он невозможен на безнравственной основе.

-- Необходимостью объединения всех усилий для противодействия различным проявлениям социального зла. Объективная необходимость нравственных основ государственной службы органично связана с природой государства как политической организации, созданной для управления обществом и выполнения общих дел в интересах народного блага и блага каждого отдельного человека. Конечно, в реальной жизни немало примеров обратного свойства, на основе которых у многих обывателей складывается неверие в нравственные свойства государства и государственных служащих, но они, тем не менее, являются исключением из правил.

В конечном счете, как свидетельствует история многих народов и стран, государство неминуемо распадается, гибнет, если подвергается разложению нравов и существует вне нравственных принципов и ценностей. Для него, а также для руководителей всех рангов жизненно важно поддерживать устойчивый нравственный порядок.

Однако существует серьезное противоречие современности между нравственными идеалами, с одной стороны, и общественной практикой (экономической, политической, военной и иной), с другой стороны. При этом наибольшую опасность могут представлять отчуждение от общечеловеческих нравственных ценностей руководителей государств, представителей высших политических и деловых кругов, государственных служащих по предназначению и долгу своей службы вершащих судьбами многих людей, ответственных за принятие решений, затрагивающих их жизненно важные интересы. Кроме того, идеального совпадения должного и сущего в общественной практике просто не существует. Тем не менее, прогрессивное общественное мнение формирует установку на развитие стабильности, порядка, сотрудничества на прочных нравственных основах.

Мяготин А.В. Профессиональная этика государственного служащего: современные ракурсы. Сегодня для России задача духовно-нравственного возрождения является одной из наиболее приоритетных. Свои особенности она имеет в сфере деятельности государственной службы, диктуя необходимость исследования соответствующей профессиональной этики как важного фактора не только формирования личности, но и решения общественно важных задач социального развития в целом.

Ключевые слова: государственный служащий, профессиональная этика, нравственные принципы, нормы и правила поведения.

Myagotin A.V. Professional ethics of a state servant: the modern position. The idea of spiritual and moral renaissance is becoming one of the highest priorities for modern Russia It definitely has some specificities in the sphere of public service activities. In this connection there is a necessity to examine professional ethics as a significant factor of tackling social problems in general and developing personality in particular.

Key words: f state servant, professional ethics, Moral principal's and rules of behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.