ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
А.В. Мяготин
Профессиональная этика: современные ценности и смыслы
В разнополярном, разнотемповом, противоречивом развитии социума формируются новые модусы морали (моральных отношений, моральных ценностей, моральной регуляции), отличные от традиционных типов, характеризующиеся высокой степенью эластичности, вариативности, метаморфозами своих проявлений. В этих условиях особую роль играют профессиональные этики как целе- и нормозадающие системы, обеспечивающие синергетичес-кий эффект поступательного развития духовно-нравственной сферы общества, активизации жизненных сил человека, разрешения социальных проблем.
Ключевые слова: мораль, нравы, профессиональная этика, моральные коллизии.
Я обнаружил, что жизнь существует среди разрушения и, следовательно, должен существовать закон более высокий, чем закон разрушения. Только при таком законе общество будет построено верно и разумно, и жизнь будет стоить того, чтобы прожить ее.
Мохандус К. Ганди
Современная ситуация в мире характеризуется кризисными явлениями, которые в силу своей масштабности и значимости для общества приобретают характер глобальных процессов, событий, затрагивающих как судьбы отдельных людей, так и государств, и цивилизаций в целом. Радикальные изменения происходят сегодня во многих сферах жизнедеятельности человека, наиболее остро и болезненно они отражаются в его духовном мире, трансформируя основополагающие этические ценности, моральные нормы и идеалы. Природа социального во многом базируется на нравственных основах, их отсутствие не восполняется ни правом, ни религиозной верой, ни искусством, ни чем-либо другим. Имея устойчивый характер проявления в обществе, этический феномен выступает значимым аспектом жизнедеятельности человека, той его составной частью, которая
© Мяготин А.В., 2011
исполняет роль духовного стержня, мировоззренческого основания, убеждений личности, ее моральной состоятельности.
Сегодня можно говорить о новом типе морали, нравственных отношений, выстроенных и осваивающихся на симбиозе разнородных ценностей, подверженных к тому же трансформационным изменениям, ломаю -щим все прежние представления о благе и человечности, справедливости и ответственности, размывающим идеалы и образы будущего. Возрастает значение морального фактора в профессиональных сферах деятельности, особенно там, где от действий специалистов зависят жизнь, здоровье, безопасность значительного числа людей, судьбы не только отдельных граждан, интересы обществ и государств, но и будущее цивилизаций в целом. Современные условия порождают новые вызовы и угрозы, требуя мобилизации всех усилий человека, когда духовно-нравственные основы выступают гарантом не только адекватных и обоснованных, но и истинно гуманных действий.
В общественной практике все большее значение приобретают профессиональные этики, синтезирующие смысложизненные ценности, обеспечивающие человекоориентированную направленность деятельности, регуляцию отношений, приоритеты развития.
Актуализация вопроса помимо этого обусловлена и рядом других обстоятельств. Во-первых, возрастает потребность не только в теоретическом осмыслении современных духовно-нравственных проблем, но и практического освоения научных разработок и открытий, выходящих на «предельные» уровни представлений о возможностях человека. Это требует внимания к моральным целям, нравственно оправданным средствам их достижения, взвешенности выбора решения.
Во-вторых, кризисные явления в духовно-нравственной сфере все больше приобретают характер застарелых проблем, которые на фоне изменений мировоззренческих позиций людей, трансформации ценностно-нормативных оснований обостряют моральные коллизии в профессиональных сферах деятельности. Возникает социально-этическая полипроблема типа: «убивающий врач», «лживый политик», «нечестный торговец», «подкупный судья», «корыстный защитник Отечества» и др., идущая вразрез с цивилизованными нормами и принципами функционирования общества.
В-третьих, в обществе формируется новый тип морали, отражающий современные нравы, в которых ревизии подвергнуты традиционные этические нормы, что порождает модифицированные формы и способы отношений, осваиваемые сегодня в российском социокультурном пространстве.
Современное общество — это полицентричная, нелинейная, ускоренно развивающаяся, открытая социальная система, где многообразие форм индивидуальной и общественной жизни создает сложнейшую сеть отношений, где развитие одной из них придает импульс развитию другой. Российское общество, не имея четко выраженных целей и приоритетов, раз-
вивается импульсивно, испытывая сильное внешнеполитическое давление, влияние гипертрофированного субъективного фактора в условиях постоянных природных катаклизмов. Такая ситуация обусловливает существование в режиме «от одной беды к другой».
Социальные тупики все более выраженно проявляются в российской действительности. Сегодня нельзя однозначно назвать единую консолидирующую силу для определения перспектив, планов, проектов, обеспечивающих развитие общества. Значительное расслоение общества по социально-классовому положению, жизненноважным интересам, культурному уровню не позволяет в полной мере реализовать принцип соборности и соучастия граждан в обустройстве России. Наиболее сплоченными по целям, духу, ценностям в этом случае выступают профессиональные сообщества, где ценностно-смысловым ядром выступают их профессиональные этики. Отдельные исследователи в поисках креативного класса, способного решать задачи инновационной модернизации России, как раз и рассматривают представителей профессиональных групп, наделенных качествами новаторов, как своеобразных генераторов развития, создателей «точек роста» [1, а 48].
В России это имеет свою специфику, определяемую особыми социально-историческими предпосылками формирования и развития духовности, а также сильной дифференциацией общества по профессиональному признаку, что, несмотря на универсальность основных этических идей, порождает «пестрый» набор моральных норм, оценок и требований.
Феномен морали, обладая универсальным свойством не только присутствовать в различных сферах деятельности человека, но активно влиять на нее, обусловливает интерес специалистов к изучению его проявлений. В отечественной научной мысли с 1960-х гг. прошлого века активизировались исследования в сфере профессиональной этики, где ее дискурс традиционно соотносился с теорией морали, однако тогда же обозначилась и известная ныне проблема полисемии в ее понимании. С недостаточной четкостью, но было сформулировано предметное поле, содержательно включающее феноменологические основания морали в профессиональных сферах деятельности человека (см. коммент. 1). Сегодня особенно известны медицинская этика, этика журналиста, юридическая этика, политическая этика, этика военнослужащего, педагогическая этика и др. Новые модусы профессинальной этики образуются в рамках не только профессий, но и специальностей, например, биоэтика, экоэти-ка, компьютерная этика (объединяет многие направления), этика риел-тора и проч.
Так или иначе профессионально-этические новообразования базируются на фундаментальных этических основах, освоенном моральном опыте. В качестве общего мировоззренческого ориентира в период становления российского демократического государства задавалась классическая этика
ввиду отсутствия сколько-нибудь обоснованных и сформулированных современных нравственных концепций. В результате на практике сложилась причудливая смесь элементов этики гедонизма, прагматизма, меркантилизма, утилитаризма, что не способствует утверждению теоретически безупречных доктрин в современном российском социуме.
Сегодня в общечеловеческих масштабах происходит то, что было характерно для уже пережитой человечеством эпохи классового противостояния. «Складывающаяся ситуация была в своем последовательном развертывании тупиковой: с одной стороны в обществе реально существуют различные системы моральных ценностей, которые изолируют, отчуждают определенные группы людей друг от друга, сталкивают их во взаимном отрицании, а с другой стороны, оно нуждается в некоем, хотя бы минимальном единстве моральных представлений и поведенческих установок, ибо без этого оно не может развиться в устойчиво функционирующий социальный организм» [3, с. 33].
В настоящее время актуализируются проблемы профессиональной этики, которая в рамках постнеклассической науки обретает новые интенции, обусловленные переходом на более высокие уровни структурной организации общества, сложностью и многомерностью социальной реальности. Все это обусловливает потребность в новых исследованиях в тех социальных измерениях, где этика выступает целостным образованием (системой), включенным в более широкую систему общественных отношений. По мнению автора, современные парадигмы социально-философского знания сопряжены с гуманистической направленностью развития человеческого сообщества, выводящей профессионально-этические проблемы на уровень общечеловеческих универсалий.
Динамичное развитие современного российского общества настоятельно требует совершенствования всех видов социального взаимодействия на нравственных основах. Мораль задает качественную определенность человека и человеческого, в социальной среде приобретая сложные формы и структуры, синтезируясь из индивидуальных проявлений в целостные образования, в рамках которых формируются, поддерживаются, воспроизводятся необходимые стандарты общения и поведения, обеспечивающие существование и развитие общества, социальных групп, отдельных индивидов.
В профессиональных средах объективно исторически складываются совокупности нравственных ценностей, принципов, отношений, приоритетов, которые аккумулируются в профессиональную этику, образуя феномен системного порядка. Профессиональная этика не выступает продуктом только абстрактно-теоретических размышлений, она базируется на реальностях общественной практики, отражая сложно детерминированный характер взаимосвязи и взаимодействия форм общественного бытия.
Предпосылки такого научного интереса в современной России связаны с рядом условий:
во-первых, к 90-м гг. XX века интенсивность исследований морали по вполне понятным причинам была снижена (см. коммент. 2), однако потребность в духовно-нравственных основаниях, прежде всего, в профессиональных сферах деятельности, вновь актуализировала прикладные вопросы морали, нашедшие отражение в попытках регламентировать ряд практик;
во-вторых, объективный характер процесса дальнейшей профессионализации общества (см. коммент. 3), повышение социальной значимости отдельных профессий и специальностей, обусловливает необходимость дополнительных, в том числе, нравственных механизмов регуляции служебных отношений и контроля профессиональной деятельности;
в-третьих, четко фиксируется понимание того, что социальные проблемы не могут разрешаться без гибкого учета нравственного потенциала человека, его духовных потребностей в современных условиях.
В профессиональных сферах деятельности все более востребованы нравственные аспекты, восполняющие недостаточность административных, организационных, кадровых механизмов.
Несмотря на значительное число сфер, в которых изучается профессиональная этика, ее трактовка не имеет единого фокуса понимания, а теоретическая идентификация затруднена по причине многообразия точек зрения на природу данного явления.
В наиболее известном понимании профессиональная этика представляет собой специализированный свод нравственных норм, ценностей, принципов поведения, конкретизирующий требования к предназначению, призванию, задачам и условиям того или иного вида трудовой деятельности, и служащий внутренним регулятором поведения его субъектов, взаимоотношений в сообществе профессионалов. Такой подход подтверждает анализ значительного круга научных и учебных изданий, интернет-ресурсов, отдельных работ. Но здесь следует признать истинность тезиса о том, что даже достаточно четко определенные правила служебного поведения, их регламентация не обеспечивают нравственной состоятельности и настоящего профессионализма работников. Кроме того, «механическое нормирование» профессиональной этики практически сводит её к этикету — упрощенному регламенту, что не совсем корректно, ввиду взаимосвязанных, но в то же время различных по своей природе явлений.
Распространенное не только в отечественной, но и зарубежной науке сведение профессиональной этики к совокупности норм, правил, требований отражает только нормативно-функциональный ее аспект. В то же время в основе действий профессионала лежит сложный комплекс мотивов, принципов, побуждений, а сама общественная практика насыщена различными противоречиями, в которых этические антиномии не находят четких предписаний своего разрешения (см. коммент. 4).
Поэтому приведенная выше интерпретация профессиональной этики не в полной мере удовлетворяет гносеологическим критериям, логической строгости рассуждения и собственно объективной природе явления. Проблема видится полиструктурной, где наличествуют и феноменологический, и гносеологический, и онтологический, и аксиологический и другие аспекты. Соответственно, необходимы подходы, позволяющие охватить всю многогранность данного явления.
В связи с этим вполне обоснованы попытки исследования истоков профессиональной этики, отражающих объективные закономерности ее появления и развития. Привлекает внимание объективно-исторический подход, в котором процесс профессионализации трансформирует холистическую форму (структуру) социума и приводит к появлению зависимостей общественного порядка между «профессиональным деланием чего-либо» и повышенными требованиями к личности, исполняющей эти действия [3]. Проявление этических норм в профессии объективно, по крайней мере, в двух аспектах: во-первых — субъект профессиональных отношений является носителем духовного, морального ввиду своей социальной сути, а во-вторых, в современной системе кооперирования усилий выстраиваются взаимообязательные отношения, усиливающие зависимость людей друг от друга, что неизбежно ведет к появлению моральной ответственности.
Характер такой зависимости очевиден, поскольку находит отражение в элементах социальной организации, построении отношений, реализации потребности во взаимной ответственности членов сообщества. Дифференциация видов деятельности как исторический процесс развития человеческих отношений закономерна, но и закономерным условием этого выступает кооперирование усилий в совместном решении задач. Это, в свою очередь, создает особые требования к личности профессионала, поскольку от него ждут максимально высокого результата. В этом случае появляется ряд зависимостей внутреннего (совесть, честность) и внешнего (долг, ответственность, социальная роль) планов. Дуалистическая природа морального отражает и формальную, и содержательную стороны, позволяет фиксировать не только поведенческие нормы, но и духовные (идеальные) основания для поступков и деятельности человека в целом.
Таким образом, профессиональная этика — явление, зарождающееся в процессе разделения труда как своеобразный духовно-практический элемент, характеризующий этапы общественного бытия, типы отношений и регуляции деятельности человека, а также конкретизирующий специфические (профессиональные) нравственные ценности, нормы, правила, требования, принципы, оценки, исторически складывающиеся в том или ином роде профессиональной занятости.
Профессиональная этика выступает как формально-неформальная институция, где посредством адресного вменения субъектам деятельности задаются стереотипы моральной рефлексии и ее объективации на практике.
Современные интенции понимания сущности профессиональной этики обращены на широкие дискурсы, где она предстает как сложная социальная система, результат (продукт) закономерного процесса профессионализации, обусловленности диалектического единства инструментальных и моральных требований к субъекту соответствующих отношений. В своих развитых формах профессиональная этика представляет собой единство взаимосвязанных элементов морального сознания, нравственных отношений и нравственной деятельности, где целостность, относительная самостоятельность, устойчивость образования фокусируются вокруг центральной идеи реализации общественного блага в профессиональной деятельности.
Отсюда современная парадигма профессиональной этики может представляться как концепция реализации общего блага в профессиональной деятельности человека сообразно основополагающим гуманистическим подходам цивилизованного развития в условиях глобализации.
Современное состояние института профессиональной этики рассматривается как этап ее становления под влиянием совокупности социальных детерминант мега-, макро- и микросфер, генерирующих источники и механизмы трансформационных процессов в условиях противоречивого развития российского социума. Общая направленность развития профессиональной этики отвечает конкретно-историческому ходу событий, задается современными состояниями духовного бытия, совокупностью тенденций развития нравственности в российском обществе. Моральное сознание и нравственная деятельность субъекта отношений фундируется профессиональными особенностями, получающими конкретизацию в типовых служебных ситуациях, создающих предпосылки для институциализации профессиональной этики, конституирования и кодификации моральных требований к работникам.
Развитие профессиональной этики представляет собой процесс, отражающий диалектическую взаимосвязь общественных тенденций и собственную логику ее функционирования, гетерохронность которого обусловливает противоречивый характер взаимодействия, наличие точек бифуркации и, как следствие, неравновесность системы. В настоящее время профессиональная этика сотрудника находится в состоянии динамического равновесия между регрессивными и прогрессивными векторами изменений. В зависимости от преобладания того или иного вектора определяются ее социальные приоритеты и перспективы, способность реализовать программу действий, сохранять качественную определенность, целостность, идентичность.
Вместе с тем, профессиональные этики способны самостоятельно регенерировать «отмирающие» в обществе нравственные основы, выполняя роль очагов сохранения и развития морали и нравственности, привнося и развивая гуманистические смыслы в жизнедеятельность человека.
Комментарии
1. Число сфер деятельности (не только профессиональной), претендующих на формирование собственной профессиональной этики возрастает.
2. В большей степени это было связано со сложными социально-политическими преобразованиями, где этика стала заложницей, прежде всего, идеологической ситуации.
3. Профессионализация общества понимается как современная форма объективно исторического процесса разделения труда, общесоциальная тенденция развития отношений.
4. Этические антиномии — это противоречия (моральные коллизии), имеющие логически равноправное обоснование, своего рода неразрешимости, трудности.
Литература
1. Окара А.Н. Инновационная модернизация как новая идея для новой России // Ценности и смыслы. 2009. № 3. С. 38-58
2. Гусейнов А.А. Введение в этику. М.: Издательство Московского университета, 1985.
3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. 2005. № 8. С. 35—39.