Научная статья на тему 'Профессиональная этика: современные ценности и смыслы'

Профессиональная этика: современные ценности и смыслы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10576
771
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / МОРАЛЬНЫЕ КОЛЛИЗИИ / MORAL / MORES / PROFESSIONAL ETHICS / MORAL COLLISION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мяготин Анатолий Валерьевич

В разнополярном, разнотемповом, противоречивом развитии социума формируются новые модусы морали (моральных отношений, моральных ценностей, моральной регуляции), отличные от традиционных типов, характеризующиеся высокой степенью эластичности, вариативности, метаморфозами своих проявлений. В этих условиях особую роль играют профессиональные этики как целеи нормозадающие системы, обеспечивающие синергетический эффект поступательного развития духовно-нравственной сферы общества, активизации жизненных сил человека, разрешения социальных проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional ethics: contemporary values and meaning

In heteropolar, multitempo, contradictory development of society new modi of morality (moral relations, moral values, moral regulation) are forming. These modi are different from traditional types which characterized by the high degree of flexibility, variability, metamorphoses of its manifestations. Under these conditions professional ethics play important role as an aim and standart systems, which provide a synergistic effect of progressive development of the spiritual and moral spheres of society, activating of mans vitality strength, solving social problems

Текст научной работы на тему «Профессиональная этика: современные ценности и смыслы»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

А.В. Мяготин

Профессиональная этика: современные ценности и смыслы

В разнополярном, разнотемповом, противоречивом развитии социума формируются новые модусы морали (моральных отношений, моральных ценностей, моральной регуляции), отличные от традиционных типов, характеризующиеся высокой степенью эластичности, вариативности, метаморфозами своих проявлений. В этих условиях особую роль играют профессиональные этики как целе- и нормозадающие системы, обеспечивающие синергетичес-кий эффект поступательного развития духовно-нравственной сферы общества, активизации жизненных сил человека, разрешения социальных проблем.

Ключевые слова: мораль, нравы, профессиональная этика, моральные коллизии.

Я обнаружил, что жизнь существует среди разрушения и, следовательно, должен существовать закон более высокий, чем закон разрушения. Только при таком законе общество будет построено верно и разумно, и жизнь будет стоить того, чтобы прожить ее.

Мохандус К. Ганди

Современная ситуация в мире характеризуется кризисными явлениями, которые в силу своей масштабности и значимости для общества приобретают характер глобальных процессов, событий, затрагивающих как судьбы отдельных людей, так и государств, и цивилизаций в целом. Радикальные изменения происходят сегодня во многих сферах жизнедеятельности человека, наиболее остро и болезненно они отражаются в его духовном мире, трансформируя основополагающие этические ценности, моральные нормы и идеалы. Природа социального во многом базируется на нравственных основах, их отсутствие не восполняется ни правом, ни религиозной верой, ни искусством, ни чем-либо другим. Имея устойчивый характер проявления в обществе, этический феномен выступает значимым аспектом жизнедеятельности человека, той его составной частью, которая

© Мяготин А.В., 2011

исполняет роль духовного стержня, мировоззренческого основания, убеждений личности, ее моральной состоятельности.

Сегодня можно говорить о новом типе морали, нравственных отношений, выстроенных и осваивающихся на симбиозе разнородных ценностей, подверженных к тому же трансформационным изменениям, ломаю -щим все прежние представления о благе и человечности, справедливости и ответственности, размывающим идеалы и образы будущего. Возрастает значение морального фактора в профессиональных сферах деятельности, особенно там, где от действий специалистов зависят жизнь, здоровье, безопасность значительного числа людей, судьбы не только отдельных граждан, интересы обществ и государств, но и будущее цивилизаций в целом. Современные условия порождают новые вызовы и угрозы, требуя мобилизации всех усилий человека, когда духовно-нравственные основы выступают гарантом не только адекватных и обоснованных, но и истинно гуманных действий.

В общественной практике все большее значение приобретают профессиональные этики, синтезирующие смысложизненные ценности, обеспечивающие человекоориентированную направленность деятельности, регуляцию отношений, приоритеты развития.

Актуализация вопроса помимо этого обусловлена и рядом других обстоятельств. Во-первых, возрастает потребность не только в теоретическом осмыслении современных духовно-нравственных проблем, но и практического освоения научных разработок и открытий, выходящих на «предельные» уровни представлений о возможностях человека. Это требует внимания к моральным целям, нравственно оправданным средствам их достижения, взвешенности выбора решения.

Во-вторых, кризисные явления в духовно-нравственной сфере все больше приобретают характер застарелых проблем, которые на фоне изменений мировоззренческих позиций людей, трансформации ценностно-нормативных оснований обостряют моральные коллизии в профессиональных сферах деятельности. Возникает социально-этическая полипроблема типа: «убивающий врач», «лживый политик», «нечестный торговец», «подкупный судья», «корыстный защитник Отечества» и др., идущая вразрез с цивилизованными нормами и принципами функционирования общества.

В-третьих, в обществе формируется новый тип морали, отражающий современные нравы, в которых ревизии подвергнуты традиционные этические нормы, что порождает модифицированные формы и способы отношений, осваиваемые сегодня в российском социокультурном пространстве.

Современное общество — это полицентричная, нелинейная, ускоренно развивающаяся, открытая социальная система, где многообразие форм индивидуальной и общественной жизни создает сложнейшую сеть отношений, где развитие одной из них придает импульс развитию другой. Российское общество, не имея четко выраженных целей и приоритетов, раз-

вивается импульсивно, испытывая сильное внешнеполитическое давление, влияние гипертрофированного субъективного фактора в условиях постоянных природных катаклизмов. Такая ситуация обусловливает существование в режиме «от одной беды к другой».

Социальные тупики все более выраженно проявляются в российской действительности. Сегодня нельзя однозначно назвать единую консолидирующую силу для определения перспектив, планов, проектов, обеспечивающих развитие общества. Значительное расслоение общества по социально-классовому положению, жизненноважным интересам, культурному уровню не позволяет в полной мере реализовать принцип соборности и соучастия граждан в обустройстве России. Наиболее сплоченными по целям, духу, ценностям в этом случае выступают профессиональные сообщества, где ценностно-смысловым ядром выступают их профессиональные этики. Отдельные исследователи в поисках креативного класса, способного решать задачи инновационной модернизации России, как раз и рассматривают представителей профессиональных групп, наделенных качествами новаторов, как своеобразных генераторов развития, создателей «точек роста» [1, а 48].

В России это имеет свою специфику, определяемую особыми социально-историческими предпосылками формирования и развития духовности, а также сильной дифференциацией общества по профессиональному признаку, что, несмотря на универсальность основных этических идей, порождает «пестрый» набор моральных норм, оценок и требований.

Феномен морали, обладая универсальным свойством не только присутствовать в различных сферах деятельности человека, но активно влиять на нее, обусловливает интерес специалистов к изучению его проявлений. В отечественной научной мысли с 1960-х гг. прошлого века активизировались исследования в сфере профессиональной этики, где ее дискурс традиционно соотносился с теорией морали, однако тогда же обозначилась и известная ныне проблема полисемии в ее понимании. С недостаточной четкостью, но было сформулировано предметное поле, содержательно включающее феноменологические основания морали в профессиональных сферах деятельности человека (см. коммент. 1). Сегодня особенно известны медицинская этика, этика журналиста, юридическая этика, политическая этика, этика военнослужащего, педагогическая этика и др. Новые модусы профессинальной этики образуются в рамках не только профессий, но и специальностей, например, биоэтика, экоэти-ка, компьютерная этика (объединяет многие направления), этика риел-тора и проч.

Так или иначе профессионально-этические новообразования базируются на фундаментальных этических основах, освоенном моральном опыте. В качестве общего мировоззренческого ориентира в период становления российского демократического государства задавалась классическая этика

ввиду отсутствия сколько-нибудь обоснованных и сформулированных современных нравственных концепций. В результате на практике сложилась причудливая смесь элементов этики гедонизма, прагматизма, меркантилизма, утилитаризма, что не способствует утверждению теоретически безупречных доктрин в современном российском социуме.

Сегодня в общечеловеческих масштабах происходит то, что было характерно для уже пережитой человечеством эпохи классового противостояния. «Складывающаяся ситуация была в своем последовательном развертывании тупиковой: с одной стороны в обществе реально существуют различные системы моральных ценностей, которые изолируют, отчуждают определенные группы людей друг от друга, сталкивают их во взаимном отрицании, а с другой стороны, оно нуждается в некоем, хотя бы минимальном единстве моральных представлений и поведенческих установок, ибо без этого оно не может развиться в устойчиво функционирующий социальный организм» [3, с. 33].

В настоящее время актуализируются проблемы профессиональной этики, которая в рамках постнеклассической науки обретает новые интенции, обусловленные переходом на более высокие уровни структурной организации общества, сложностью и многомерностью социальной реальности. Все это обусловливает потребность в новых исследованиях в тех социальных измерениях, где этика выступает целостным образованием (системой), включенным в более широкую систему общественных отношений. По мнению автора, современные парадигмы социально-философского знания сопряжены с гуманистической направленностью развития человеческого сообщества, выводящей профессионально-этические проблемы на уровень общечеловеческих универсалий.

Динамичное развитие современного российского общества настоятельно требует совершенствования всех видов социального взаимодействия на нравственных основах. Мораль задает качественную определенность человека и человеческого, в социальной среде приобретая сложные формы и структуры, синтезируясь из индивидуальных проявлений в целостные образования, в рамках которых формируются, поддерживаются, воспроизводятся необходимые стандарты общения и поведения, обеспечивающие существование и развитие общества, социальных групп, отдельных индивидов.

В профессиональных средах объективно исторически складываются совокупности нравственных ценностей, принципов, отношений, приоритетов, которые аккумулируются в профессиональную этику, образуя феномен системного порядка. Профессиональная этика не выступает продуктом только абстрактно-теоретических размышлений, она базируется на реальностях общественной практики, отражая сложно детерминированный характер взаимосвязи и взаимодействия форм общественного бытия.

Предпосылки такого научного интереса в современной России связаны с рядом условий:

во-первых, к 90-м гг. XX века интенсивность исследований морали по вполне понятным причинам была снижена (см. коммент. 2), однако потребность в духовно-нравственных основаниях, прежде всего, в профессиональных сферах деятельности, вновь актуализировала прикладные вопросы морали, нашедшие отражение в попытках регламентировать ряд практик;

во-вторых, объективный характер процесса дальнейшей профессионализации общества (см. коммент. 3), повышение социальной значимости отдельных профессий и специальностей, обусловливает необходимость дополнительных, в том числе, нравственных механизмов регуляции служебных отношений и контроля профессиональной деятельности;

в-третьих, четко фиксируется понимание того, что социальные проблемы не могут разрешаться без гибкого учета нравственного потенциала человека, его духовных потребностей в современных условиях.

В профессиональных сферах деятельности все более востребованы нравственные аспекты, восполняющие недостаточность административных, организационных, кадровых механизмов.

Несмотря на значительное число сфер, в которых изучается профессиональная этика, ее трактовка не имеет единого фокуса понимания, а теоретическая идентификация затруднена по причине многообразия точек зрения на природу данного явления.

В наиболее известном понимании профессиональная этика представляет собой специализированный свод нравственных норм, ценностей, принципов поведения, конкретизирующий требования к предназначению, призванию, задачам и условиям того или иного вида трудовой деятельности, и служащий внутренним регулятором поведения его субъектов, взаимоотношений в сообществе профессионалов. Такой подход подтверждает анализ значительного круга научных и учебных изданий, интернет-ресурсов, отдельных работ. Но здесь следует признать истинность тезиса о том, что даже достаточно четко определенные правила служебного поведения, их регламентация не обеспечивают нравственной состоятельности и настоящего профессионализма работников. Кроме того, «механическое нормирование» профессиональной этики практически сводит её к этикету — упрощенному регламенту, что не совсем корректно, ввиду взаимосвязанных, но в то же время различных по своей природе явлений.

Распространенное не только в отечественной, но и зарубежной науке сведение профессиональной этики к совокупности норм, правил, требований отражает только нормативно-функциональный ее аспект. В то же время в основе действий профессионала лежит сложный комплекс мотивов, принципов, побуждений, а сама общественная практика насыщена различными противоречиями, в которых этические антиномии не находят четких предписаний своего разрешения (см. коммент. 4).

Поэтому приведенная выше интерпретация профессиональной этики не в полной мере удовлетворяет гносеологическим критериям, логической строгости рассуждения и собственно объективной природе явления. Проблема видится полиструктурной, где наличествуют и феноменологический, и гносеологический, и онтологический, и аксиологический и другие аспекты. Соответственно, необходимы подходы, позволяющие охватить всю многогранность данного явления.

В связи с этим вполне обоснованы попытки исследования истоков профессиональной этики, отражающих объективные закономерности ее появления и развития. Привлекает внимание объективно-исторический подход, в котором процесс профессионализации трансформирует холистическую форму (структуру) социума и приводит к появлению зависимостей общественного порядка между «профессиональным деланием чего-либо» и повышенными требованиями к личности, исполняющей эти действия [3]. Проявление этических норм в профессии объективно, по крайней мере, в двух аспектах: во-первых — субъект профессиональных отношений является носителем духовного, морального ввиду своей социальной сути, а во-вторых, в современной системе кооперирования усилий выстраиваются взаимообязательные отношения, усиливающие зависимость людей друг от друга, что неизбежно ведет к появлению моральной ответственности.

Характер такой зависимости очевиден, поскольку находит отражение в элементах социальной организации, построении отношений, реализации потребности во взаимной ответственности членов сообщества. Дифференциация видов деятельности как исторический процесс развития человеческих отношений закономерна, но и закономерным условием этого выступает кооперирование усилий в совместном решении задач. Это, в свою очередь, создает особые требования к личности профессионала, поскольку от него ждут максимально высокого результата. В этом случае появляется ряд зависимостей внутреннего (совесть, честность) и внешнего (долг, ответственность, социальная роль) планов. Дуалистическая природа морального отражает и формальную, и содержательную стороны, позволяет фиксировать не только поведенческие нормы, но и духовные (идеальные) основания для поступков и деятельности человека в целом.

Таким образом, профессиональная этика — явление, зарождающееся в процессе разделения труда как своеобразный духовно-практический элемент, характеризующий этапы общественного бытия, типы отношений и регуляции деятельности человека, а также конкретизирующий специфические (профессиональные) нравственные ценности, нормы, правила, требования, принципы, оценки, исторически складывающиеся в том или ином роде профессиональной занятости.

Профессиональная этика выступает как формально-неформальная институция, где посредством адресного вменения субъектам деятельности задаются стереотипы моральной рефлексии и ее объективации на практике.

Современные интенции понимания сущности профессиональной этики обращены на широкие дискурсы, где она предстает как сложная социальная система, результат (продукт) закономерного процесса профессионализации, обусловленности диалектического единства инструментальных и моральных требований к субъекту соответствующих отношений. В своих развитых формах профессиональная этика представляет собой единство взаимосвязанных элементов морального сознания, нравственных отношений и нравственной деятельности, где целостность, относительная самостоятельность, устойчивость образования фокусируются вокруг центральной идеи реализации общественного блага в профессиональной деятельности.

Отсюда современная парадигма профессиональной этики может представляться как концепция реализации общего блага в профессиональной деятельности человека сообразно основополагающим гуманистическим подходам цивилизованного развития в условиях глобализации.

Современное состояние института профессиональной этики рассматривается как этап ее становления под влиянием совокупности социальных детерминант мега-, макро- и микросфер, генерирующих источники и механизмы трансформационных процессов в условиях противоречивого развития российского социума. Общая направленность развития профессиональной этики отвечает конкретно-историческому ходу событий, задается современными состояниями духовного бытия, совокупностью тенденций развития нравственности в российском обществе. Моральное сознание и нравственная деятельность субъекта отношений фундируется профессиональными особенностями, получающими конкретизацию в типовых служебных ситуациях, создающих предпосылки для институциализации профессиональной этики, конституирования и кодификации моральных требований к работникам.

Развитие профессиональной этики представляет собой процесс, отражающий диалектическую взаимосвязь общественных тенденций и собственную логику ее функционирования, гетерохронность которого обусловливает противоречивый характер взаимодействия, наличие точек бифуркации и, как следствие, неравновесность системы. В настоящее время профессиональная этика сотрудника находится в состоянии динамического равновесия между регрессивными и прогрессивными векторами изменений. В зависимости от преобладания того или иного вектора определяются ее социальные приоритеты и перспективы, способность реализовать программу действий, сохранять качественную определенность, целостность, идентичность.

Вместе с тем, профессиональные этики способны самостоятельно регенерировать «отмирающие» в обществе нравственные основы, выполняя роль очагов сохранения и развития морали и нравственности, привнося и развивая гуманистические смыслы в жизнедеятельность человека.

Комментарии

1. Число сфер деятельности (не только профессиональной), претендующих на формирование собственной профессиональной этики возрастает.

2. В большей степени это было связано со сложными социально-политическими преобразованиями, где этика стала заложницей, прежде всего, идеологической ситуации.

3. Профессионализация общества понимается как современная форма объективно исторического процесса разделения труда, общесоциальная тенденция развития отношений.

4. Этические антиномии — это противоречия (моральные коллизии), имеющие логически равноправное обоснование, своего рода неразрешимости, трудности.

Литература

1. Окара А.Н. Инновационная модернизация как новая идея для новой России // Ценности и смыслы. 2009. № 3. С. 38-58

2. Гусейнов А.А. Введение в этику. М.: Издательство Московского университета, 1985.

3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. 2005. № 8. С. 35—39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.