Научная статья на тему 'Метаморфозы профессиональной морали государственного служащего'

Метаморфозы профессиональной морали государственного служащего Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
389
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метаморфозы профессиональной морали государственного служащего»

34

ВЛАСТЬ

1 2'2007

Анатолий МЯГОТИН

метаморфозы профессиональной морали государственного служащего

В современном российском обществе многие духовные основания, приоритеты, ценности претерпевают серьезные трансформации. Наиболее противоречивой выступает ситуация в области морали.

По оценкам исследований последних десяти-двенадцати лет, проведенных в рамках социологии морали, фиксируются серьезные изменения нравственных ценностей людей и это позволяет выявить основные тенденции этих изменений в российском обществе в целом.

Во-первых, в духовно-нравственном мире личности сузилась сфера общественно важных позитивных ориентиров и возросла доля сугубо личностных, не всегда «должных» ориентаций. Почти вдвое снизилась по сравнению с советским периодом важность таких качеств, как социальная значимость труда, сознание и чувство общественного долга, честность, принципиальность, общественная активность. Резко возрос вес личной инициативы, целеустремленности, материального благополучия, связей с «нужными людьми», умение «подать себя» и т. д.

Во-вторых, на первое место все чаще выходят ценности потребления, причем не просто желание иметь хорошую одежду, еду, мебель, технику и т. д., что вполне естественно, а стремление к вещам как к главной и зачастую единственной цели жизни. Это признак того, что потребительская психология перерождается в потребительскую идеологию.

В-третьих, в массовом сознании получил широкое распространение культ денег. Погоня за деньгами, добытыми любыми способами и средствами, пронизывает социальную практику сверху донизу. Деньги, не являясь категорией нравственной, превратились сегодня в главную силу, питающую аморализм в обществе, самые отвратительные его проявления: взяточничество, коррупцию, убийства, алкоголизм, наркоманию, проституцию1.

Все это создает очень пеструю картину духовно-нравственных принципов и норм, находя отражение в различных формах повседневности и профессиональной деятельности. Интерес вызывают и проявления морали в сфере государственного управления. Несмотря на обусловленную спецификой профессиональной деятельности определенную статику в сфере государственной и муниципальной службы, профессиональная мораль также изменяется, что проявляется в ряде тенденций как на уровне идеального (сознательного), так и на уровне реального (практического).

Говоря о профессиональном моральном сознании как форме рефлексии действительности в конкретной сфере практики через критерии добра и зла, можно выделить как позитивные, так и негативные тенденции. К позитивным тенденциям можно отнести МЯГОТИН определенную стабильность, взвешенность, уверенность в работе Анатолий руководства страны, что создает условия для устойчивого, посту-Валерьевич - пательного совершенствования системы государственной службы, кандидат _

философских наук, 1 Соколов В. М. Социология морали — реальная или гипотетическая? «СОЦИС»,

доцент 2004. № 8, стр. 87

1 2'2007

ВЛАСТЬ

35

подготовки высококвалифицированных, заинтересованных в общественном развитии чиновников, вселяет уверенность в будущее России.

Следует отметить и возрастающее понимание общественностью, гражданами России значимости и специфики государственного дела в современных условиях. Это способствует сохранению престижа государственной службы, служит предпосылкой формирования положительной моральной атмосферы в гражданском обществе, выступает стимулом для самосовершенствования самих работников государственных властных структур.

Выделенные позитивные тенденции в развитии морального сознания государственных служащих дают некоторую стабилизацию социальной напряженности, положительно влияют на формирование и поддержание их имиджа, позитивного общественного мнения в отношении их деятельности, выступают фактором активизации научной и воспитательной работы в процессе подготовки профессиональных кадров для государственной службы.

Наряду с позитивными тенденциями, многие из которых только наметились, в настоящее время проявляется и целый ряд негативных. Их выявление имеет немаловажное значение, поскольку позволит корректировать процессы формирования и развития моральной компоненты личности государственного служащего, прогнозировать формирование возможных негативных стереотипов в их сознании, вырабатывать меры по предупреждению и профилактике аморального поведения.

Можно выделить тенденции, связанные с деформацией системы профессионально-нравственных ценностей государственного чиновника под влиянием негативных процессов, протекающих в российском обществе. Многочисленные противоречия бытия ломают сложившуюся систему ценностей, и, например, служебный долг государственного служащего, переплетаясь с завышенными потребностями жить с роскошью, иногда уходит на второй план. Это проявляется в снижении интереса к службе, социальной апатии, переключении активности в другие сферы деятельности. Немало примеров о криминализации деятельности чиновников, что показывает алчность, стремление к обогащению любыми способами, цинизм в отношении

социальных ценностей, норм гражданского и профессионального поведения. Постепенно всеобщий мотив индивидуального поведения чиновников — общественный интерес становится недоминирующим. Естественно, на первых порах сохраняются еще достаточно массовид-ные установки и остаточные интересы, действующие в прежнем направлении, но не получая подкрепления в новой системе социальных институтов и ценностей, они медленно исчезают.

Иерархия богатства, власти, авторитета, престижа пронизывает всю общественную жизнь, проникает в профессиональную среду государственных служащих, порождая не только антагонизмы интересов на крайних полюсах социальной лестницы, но и жестокую стратификацию интересов в промежуточных звеньях социального положения. Отсюда складывается тенденция снижения уверенности в том, что в сфере деятельности чиновника может быть реализован принцип социальной справедливости.

Представления о характере и состоянии государства и обслуживающего его госаппарата складываются прежде всего в контексте понимания людьми шансов на реализацию своих социальных и экономических интересов со стороны органов государственной власти. В этой связи можно выделить тенденцию снижения уверенности в том, что государственные служащие призваны реализовать интересы всех членов общества.

Среди характеристик общественного сознания можно выделить весьма распространенное явление мимикрии — коррекцию взглядов, ценностных ориентаций, норм поведения и т. д. в соответствии со стандартами новых взаимоотношений. Нередко это приспособление выражается в амбивалентности моральных воззрений, то есть в несогласованности между исповедуемыми идеями и принципами нравственности — с одной стороны и реальным уровнем моральных требований к себе и окружающим — с другой.

Данное явление присуще и большинству государственных служащих. В связи с этим возможно отметить тенденцию к дальнейшему нивелированию в профессионально-этическом сознании чиновников требуемых (заданных) установок и ориентиров и преобладание проявлений мимикрии, вызванных российскими реалиями.

36

ВЛАсть

1 2'2007

Это приводит к так называемому синдрому привыкания к негативным явлениям. Так, например, при явно отрицательном отношении абсолютного большинства населения к сложившейся системе взяточничества, значительное число предпочитает откупаться от чиновников для разрешения возникающих проблем с властью. В свою очередь это обусловливает кардинальные изменения морального сознания и поведения самих чиновников. Формируется принцип: «Если дают — надо брать». И ситуация воспринимается как сама собой разумеющаяся.

Такие явления, как ловкачество, беспринципность, продажность и другие антиподы морали, все чаще воспринимаются в обыденном сознании не как аномалия, а как вполне оправданный вариант взаимоотношений в быту, в политической деятельности, бизнесе и т. д. Например, две трети опрошенных респондентов, по данным исследования 2003 г., не видят ничего зазорного в уклонении от уплаты налогов, более того, 36,7% убеждены, что такого рода обман государства морально оправдан.

Такому роду явлений способствует то, что нравственный компонент в подготовке (обучении и воспитании) профессиональных кадров в высших учебных заведениях России не считается значимым. Основы положительной нравственной мотивации будущих руководителей не имеют твердой научной мировоззренческой позиции. В программах подготовки государственных служащих дисциплины (курсы), отражающие проблематику профессиональной этики, читаются в лучшем случае в рамках элективов, а на факультетах дополнительного образования и различных курсах повышения квалификации эти вопросы стараются обходить стороной как малозначащие. Вследствие этого складывается индифферентное отношение к дисциплинам этического профиля как со стороны администрации вузов, так и со стороны педагогов и учащихся.

Наряду с изменениями и тенденциями развития морального сознания государственных служащих возможно выделить основные тенденции развития их нравственной деятельности. Они также имеют как позитивную, так и негативную направленность. Среди позитивных тенденций развития нравственной деятель-

ности государственных служащих можно отметить:

во-первых, постепенное повышение уровня интеллектуальной, а через нее и духовно-нравственной культуры корпуса государственных служащих в целом и конкретных руководителей в частности;

во-вторых, в рамках проходящих реформ российского общества просматриваются тенденция развития цивилизованных норм и форм культуры делового общения, формирование позитивных приоритетов, культивирования общепринятых в мире принципов сотрудничества и взаиморазвития;

в-третьих, по-прежнему служба в государственных структурах России считается наиболее престижной и привлекательной среди молодежи. Традиционно высоким остается конкурс в вузы на специальности, связанные с государственным и муниципальным управлением.

Вместе с позитивными тенденциями в развитии нравственной деятельности существуют и негативные. Так, остается устойчивой тенденция роста числа фактов связи профессиональной деятельности государственных служащих с криминалом. Например, 80% опрошенных предпринимателей указали на то, что в органах государственной власти существует почти легально тарификация коррупции. Об этом свидетельствует и значительная динамика привлечения государственных служащих к административной и уголовной ответственности.

Можно отметить и изменение характера нравственных отношений. Это происходит в результате ряда объективных и субъективных причин. Среди них можно выделить: нездоровую атмосферу конкуренции, противопоставление ее профессиональной карьере; приоритет материальной обеспеченности, должностного статуса, нужных связей перед образованием, воспитанностью, духовностью личности.

Не всегда совпадают и ценностные ориентации, мировоззренческие принципы различных поколений государственных служащих. Молодых чиновников отличают больший динамизм, раскованность, может быть, смелость управленческих решений. Это приводит к социальной напряженности в профессиональных отношениях, увеличению межличностных, межгрупповых конфликтов в служебных коллективах.

1 2'2007

ВЛАсть

37

Отношения государственного служащего к своей профессии также претерпевают изменения. Это выступает следствием того, что этот вид деятельности рассматривается не только как источник доходов, но и как возможность использования своего служебного положения для обогащения.

Формируется устойчивая позиция обособленности корпуса государственных служащих, а развивающаяся корпоративность иногда носит агрессивный характер. Получило заметное развитие чувство особой социально-статусной значимости государственной службы в сложившейся системе общественных отношений.

Следующей тенденцией выступают всеобщая меркантилизация интересов, рост прагматизма и утилитаризма в поведении государственных служащих. Явления, в целом несовместимые с выполнением своего гражданского и служебного долга. Это вызвано не только общим снижением дисциплины и самодисциплины, но и отсутствием реального механизма ответственности.

Как раз особую сложность и ценность представляет собой определение современного состояния нравственности в обществе, такой ее профессиональной сфере, как государственная служба. Современность требует поиска адекватной существующему типу государства, общества, общественных отношений профессионально-этической модели поведения и деятельности государственного служащего.

В плане административно-правовых действий возможно:

— оформить в виде социального заказа разработку профессионально-этического кодекса государственного служащего, который, на взгляд автора, не должен включать декларативные заявления и девизы, а быть документом, определяющим основные правила и нормы практического характера, критерии оценки и меру ответственности за их соблюдение;

— внести поправки в действующие законодательные акты в части, касающейся требований к кандидатам на замещение вакантных должностей различных групп и категорий государственных служащих, где более четко указать: требования к уровню профессионального образования (соответствие базового образования занимаемой должности с исполнени-

ем обязанностей по специальности, при наличии иного образования (приравненного) учет обязательной переподготовки, переквалификации в вузах по соответствующей специальности и др.)

Нужны и требования к деловым и морально-психологическим качествам кандидата: отсутствие судимостей самого кандидата и его ближайших родственников; отсутствие связей, порочащих личность кандидата, фактов, компрометирующих его гражданскую и профессиональную репутацию; наличие высокого уровня нравственной культуры, в основе которой лежат патриотизм, преданность, гуманизм, уважительное отношение к людям, ответственность, добропорядочность, честность.

В целях качественного обновления кадрового состава с привлечением специалистов возможно ввести этический аудит в подразделениях государственной службы. По опыту отдельных ведомств сформировать систему мониторинга социально-правового положения государственных служащих с образованием одноименной рубрики в каком-либо научном издании.

Кроме того, объективно напрашиваются изменения и оптимизация системы подготовки (обучения и воспитания) кадров для государственной службы.

В связи с этим в программы подготовки специалистов государственного и муниципального управления могут быть введены курсы по «профессиональной этике» с достаточным объемом часов и итоговой формой контроля.

Важным направлением развития профессиональной морали выступают сохранение и передача профессиональных традиций , охватывающих нравственный опыт многих поколений. Объективная оценка опыта прошлого неотделима от понимания механизма соотношения традиционного и креативного в сфере культуры.

Перечисленное не исчерпывает всех существующих коллизий развития профессиональной морали государственных служащих в социокультурной ситуации современной России, а является скорее предпосылками для разработки профессионально-этической модели действий и деятельности государственного служащего, а обозначенные направления развития выступают в качестве приоритетов этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.