УДК 159.9
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДВОКАТА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Степнова Людмила Анатольевна - доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС при Президенте РФ; e-mail: [email protected] Качановская Евгения Владимировна - стажер кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности; e-mail: la.stepnova@ migsu.ru
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются теоретические подходы к исследованию профессиональной деятельности адвоката в рамках юридической психологии, юридической акмеологии, психологии личности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, адвокат, качества, навыки, решение профессиональных задач.
Профессия адвоката является одной из наиболее сложных юридических профессий. В его деятельности реализуется значительное количество специальных качеств и навыков личности, которые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личности адвоката и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности. Труд адвоката отличается большим разнообразием решаемых задач. Программа решения этих задач может быть выражена лишь в самой общей форме, которая заключается в правовой норме.
Профессиональная деятельность адвоката детально и жестко регламентирована законом. Адвокат наделен определенными полномочиями, которые он применяет от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий. Судебные дела чрезвычайно разнообразны как по объему, так и по характеру (уголовные, гражданские, административные). Разноплановость работы адвоката предполагает широкое общее и юридическое образование, умение принимать решения в самых разнообразных ситуациях, что должно быть обеспечено его профессиональной автономностью и независимостью в своих действиях. Основная задача суда - вынесение справедливого приговора по делу на основании глубокого и всестороннего исследования доказательств и в соответствии с действующим законодательством (ст. 301 УПК).
В юридической психологии развивается направление, называемое «психология юридического труда», которое нашло отражение в работах В.Л. Васильева; М.И. Еникеева; Д.П. Котова, М.В. Кроза, Б.В, Кулагина; В.В. Романова; Ю.В. Чуфаровского, Г.Г. Шихан-цева, Ю.В.Синягина и др., а в его основу легли теоретико-методологические положения психологии труда, нацеленные на повышение эффективности профессиональной деятельности специалистов (А.А. Деркач, В.Л. Васильев, Д.П. Котов). С целью повышения эффективности деятельности работников правовой сферы, юридическая психология направила свои усилия на исследование психических закономерностей правоприменительной деятельности, разработку профессиограмм юридических профессий и психограмм специалистов; воспитание профессиональных навыков и умений; профотбора и расстановки кадров; предупреждения профессиональной деформации; научно-обоснованной организации труда [1, 2]. Юридическими психологами было установлено, что при осуществле-
нии правоохранительной деятельности реализуется большое количество не только специальных юридических знаний, но и личностных качеств [12, 13].
В прикладной юридической психологии широко изучаются профессионально важные качества юристов, особенности юридической деятельности и профессионального подбора специалистов, различные их аспекты: психофизиологический, психологический, социально-психологический (В.В. Романов, Б.Г. Бовин). К настоящему времени юридическая психология располагает методическими материалами по тестированию профессионально важных качеств и деятельности юристов, эмпирическими результатами исследований (Ю.Н. Голованов, Г.С. Човдырова, Е.Н. Соколова), анализируются психологические особенности личности работников правоохранительных органов (Ю.В. Синягин, И.А. Базанов, И.А. Глухов, Т.А. Хрусталева). Кроме того, в связи с социально-экономическими преобразованиями в обществе многие авторы обращаются к анализу негативных изменений личности юристов: посттравматического стрессового расстройства, деформации личности, девиантного поведения, падения престижа деятельности силовых министерств. Определенная часть публикаций посвящена вопросам подготовки к экстремальным видам деятельности и профилактики патопсихологических последствий [6-9, 11].
Профессиональная автономность адвоката в рамках юридической психологии до сих пор не являлась предметом научного анализа.
Юридическая акмеология является отраслью акмеологии, объектом юридической ак-меологии является профессионализм деятельности юристов, в том числе и судей [12]. В частности, именно акмеологами акцентируется внимание на том, что основной задачей суда является рассмотрение дела по существу, установление истины и вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора по делу [13]. То есть по существу речь идет об исследовательской компетенции адвоката как основной в его профессиональной деятельности. В рамках судебного разбирательства адвокат должен тщательно проверить объективность информации, собранной на предварительном следствии, сделать объективный анализ, сформулировать выводы и решения. В акмеологических исследованиях обоснован психолого-акмеологический подход, ориентированный на комплексный, системный, субъектный подходы к сопровождению профессиональной деятельности федеральных судей с целью оптимизации профессионализма в единстве двух его подструктур: профессионализма личности и профессионализма деятельности с учетом активизации и развития дополнительных функциональных возможностей компенсаторного типа, способных нивелировать отрицательное воздействие экстремальных факторов [1, 4, 5]. В данных исследованиях в основном исследовались психологические особенности профессиональной деятельности судей.
Установлена связь между понятием «психическая устойчивость федеральных судей» и способностью к эффективному осуществлению профессиональной судебной деятельности. Доказательно представлено, что достижению высокого уровня профессионализма личности и деятельности федеральных судей при выполнении профессиональных задач в условиях действия экстремальных факторов во многом способствует оптимальный уровень развития их психической устойчивости, в психолого-акмеологическом аспекте определяемый гармоничным развитием интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностно-профессиональных качеств.
Выявлена связь между низкими показателями эмоционального подкомпонента психической устойчивости обследованных федеральных судей и высокими показателями тревожности, трудностями в сфере общения, подавленностью, более низкими показателями самочувствия и настроения. При этом установлено, что адвокаты, имеющие низкие и средние показатели по эмоциональному и коммуникативному подкомпонентам психической устойчивости, чаще испытывают нарастание негативных функциональных состояний при разрешении проблемных ситуаций.
Представлена модель психолого-акмеологического обеспечения психической устойчивости, на основании которой разработана программа, которая отличается системной целостностью и включает такие составляющие, как психологическая диагностика психической
устойчивости кандидатов в адвоката; мониторинговая диагностика психической устойчивости действующих судей; актуализация потребности в саморегуляции психической устойчивости судей; профилактика и развитие психической устойчивости с использованием психологических и психофизиологических методов и технологий; оптимизация психофизиологических условий деятельности на рабочих местах; оптимизация психологических условий труда за пределами рабочих мест; оптимизация социально-психологического климата.
Экспериментально установлено, что в обследованной выборке федеральных судей в большинстве случаев наиболее остро в коррекции нуждаются такие подкомпоненты психической устойчивости, как эмоциональный (в составе эмоционально-волевого) и коммуникативный (в составе личностно-профессионального); актуализация потребности в саморегуляции психической устойчивости и коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на оптимизацию эмоционально-волевой сферы, способны существенным образом улучшить состояние судей и повысить адаптивные возможности для работы в условиях действия экстремальных факторов.
Психолого-акмеологическое обеспечение профессионализма федеральных судей, ориентированное на комплексный, системный, субъектный подходы, способно оптимизировать состояние и профессиональную деятельность федеральных судей, рассматривая профессионализм в единстве таких его подструктур, как профессионализм личности и профессионализм деятельности с учетом активизации и развития дополнительных функциональных возможностей компенсаторного типа, способствующих устойчивости по отношению к негативному воздействию экстремальных факторов.
В связи с этим психология и акмеология профессиональной деятельности адвоката переплетаются с одним из ведущих направлений психологической науки - психологией личности. Объективная взаимосвязь этих направлений определяется тем, что, с одной стороны, особенности личности работающего оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности; с другой - формирование личности в значительной мере происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием. Это подчеркивал еще К.К. Платонов.
Однако официально говорить о личности адвоката и его культуре, актуализируя потребность в гармоничном развитии личностных и профессиональных качеств, в нашей стране стали недавно. В то время как основатель судебной этики А.Ф. Кони отводил центральное место именно поведению и личности адвоката, подчеркивая, что как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых, недобросовестных руках, а самый обдуманный и справедливый уголовный закон обращается в ничто при неправильном отправлении правосудия. Исходя из этого, А.Ф. Кони считал, что изучение судопроизводства в той его части, которая относится к судебной деятельности, должно иметь своим предметом не только свойства и условия этой деятельности, но и поведение адвоката по отношению к лицам, с которыми он приходит в соприкосновение вследствие своей деятельности.
Профессия адвоката, детально и жестко регламентированная законом, относится к наиболее сложным видам юридической деятельности и включает большое разнообразие решаемых задач. В современных условиях повышенная ответственность адвоката за последствия своих действий во многом обусловлена назначением и наделением властными полномочиями от имени главы государства. Основной задачей суда является вынесение справедливого приговора по уголовному делу либо решения по гражданскому и арбитражному делам. Это происходит на основе глубокого и всестороннего исследования доказательств в соответствии с действующим законодательством. В связи с тем, что от решения адвоката зависят судьбы людей, права на ошибку он не имеет. Исходя из этого, изучение исследовательской компетентности судей имеет важное значение не только в теоретическом, но и в прикладном значении.
Таким образом, адвокатам необходимо обладать не только юридической квалификацией, личным поведением, отношением к работе заслуживать доверие и авторитет, но и высоким уровнем развития профессиональной автономности.
За сравнительно короткий период судебного следствия адвокат должен получить исчерпывающую характеристику подсудимого, которая отражает его личность во всем многообразии ее отношений с окружающей социальной средой. В этой характеристике должен быть правильно намечен социальный прогноз развития данной личности и определены (в строгом соответствии с законом) социальные средства воздействия на человека с целью ресоциализации. Таким образом, вынесение справедливого приговора на основе реализации адвокатом своей профессиональной автономности должно стать началом разрешения конфликта личности преступника с обществом.
В ходе судебного следствия тщательно проверяется объективность информации, собранной на предварительном следствии. Высокое качество рассмотрения уголовных дел непосредственно связано также с культурой ведения судебного процесса. Суд - единственный из правоохранительных органов, который применяет закон в условиях гласности и наглядности для населения. Это обстоятельство возлагает на адвоката особую задачу - обеспечить максимальные условия для повышения уровня правосознания граждан для воспитания в духе законопослушного поведения не только того человека, который привлекается к судебной ответственности, но и всех граждан, оказавшихся в орбите деятельности суда либо информированных об этой деятельности. Суды оказывают влияние на ряд аспектов общественного мнения: формируют у граждан правосознание; уголовные процессы создают социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания; при высокой культуре судебного процесса создают вокруг преступника и его пособников атмосферу морального осуждения; судебный процесс стимулирует стремление общественного мнения к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления. В этом социально-психологическом контексте отсутствие у адвоката профессиональной автономности дескридитирует деятельность судебных инстанций в целом.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Агарарова Е.А., Степнова Л.А. Развитие исследовательской компетентности судьи. М.: Изд-во РАГС, 2010. 170 с.
[2]. Деркач А.А. Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности // Акмеология. 2012. № 3(43). С. 10-20.
[3]. Катаева Л.И. Акмеологические детерминанты профессионального самоопределения субъекта труда // Акмеология. 2012. № 4(44). С. 23-26.
[4]. Кириченко А.В. Правовая акмеология: Учеб. пос. / Под общ.ред. А.А.Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. 284 с.
[5]. Кириченко А.В., Шеремета И.В. Развитие профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга // Акмеология. № 2 (42). 2012. С. 37-49.
[6]. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях: Метод. пос. / Под общ. ред. В.М. Бурыкина. М., 2004.
[7]. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: Метод. пос. / Под общ.ред. В.М. Бурыкина. М., 2004.
[8]. Профилактика самоубийств в органах и подразделениях внутренних дел: Метод. пос. / Под общ. ред. В.М. Бурыкина. М., 2004.
[9]. Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России / Под общ. ред. Г.С. Чов-дыровой. М., 2004.
[10]. Психология развития профессионала / А.А Деркач, В.Г. Зазыкин, А.М. Маркова. М.: РАГС, 2000. 125 с.
[11]. Психологическое обеспечение работы с сотрудниками ОВД, требующими повышенного психологического внимания: Учеб. метод. пос. / Под ред. М.И. Марьина, И.Ф. Солдатова, В.Е. Петров, И.Ю. Орлова. Барнаул, 2004.
[12]. Юридическая психология: Психологические особенности личности работников правоохранительных органов: Учеб.-практ. пос. / Под общ. ред. Ю.В.Синягина. М.: Изд-во РАГС, 2006. 186 с.
[13]. Юридическая психология: противопоказания к профессиональной деятельности государственного служащего / Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2000. 97 с.
PROFESSIONAL ACTIVITIES OF LAWYER AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL AND AKMEOLOGICAL RESEARCH
Lyudmila A. Stepnova - doctor of psychological Sciences, Professor, Department of Akmeology and Professional Psychology of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: [email protected]
Evgeniya V. Kachanovskaya - the postgraduate student. The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article analyses theoretical approaches to the study of the lawyer's professional activity within the framework of legal psychology, legal psychology and akmeology. Key words: professional, attorney, quality, skills, professional problems.