УДК 159.9
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АВТОНОМНОСТИ АДВОКАТА
Евгения Владимировна Качановская, стажер кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются условия и факторы профессиональной автономности адвоката, проводится анализ психологических барьеров в реализации профессиональной автономности.
Ключевые слова: профессиональная автономность, развитие, адвокат.
Исследование барьеров деятельности адвоката в нашей работе проведено с целью интерпретации особенностей личности, успешной в выполнении деятельности адвоката, а также при анализе ситуации конкретных организаций, реализующих процессы защиты, и что может быть полезным для обеспечения акмеологических условий и факторов и разработки мероприятий по психологическому сопровождению деятельности адвоката.
Значительное число работ в этой связи посвящено социально-психологическим и психолого-акмеологическим исследованиям психологических барьеров в различных видах деятельности [2]. В теоретическом плане исследователями были предложены объяснительные модели, раскрывающие сущность данного феномена. А.И. Пригожин одну из составляющих психологического барьера к новому определяет как «силу привычки, нежелание менять устоявшийся стандарт поведения, боязнь неопределенности...» [2, 10]. Некоторые авторы понимают под «психологическим барьером» субъективные переживания трудностей в деятельности человека, другие связывают психологический барьер с препятствиями, мешающими нормальному протеканию адаптации субъекта. Названные характеристики не позволяют выделить специфические особенности психологического барьера к новому по сравнению с другими формами барьеров: информационным, коммуникативным. Л.И. Подлесная психологический барьер перед новым рассматривает как «неосознанную актуальную автономность, детерминирующую индифферентное или отрицательное установочное отношение к общественно значимому новому» [2]. А.Л. Свенцицкий отмечает, что в данном случае точнее говорить о психологическом барьере как психическом состоянии личности, с которым неразрывно связаны ее внешне наблюдаемое поведение и субъективные реакции [2, 16]. Также в психологии встречается связь способности к профессиональной автономности с автономностью, аттитюдом. В частности, М.В. Кроз подчеркивает установочную диспозиционную природу психологического барьера к профессиональной автономности, полагая, что «он является разновидностью социальной установки аттитюда, точнее - негативным полюсом подобной установки» [2]. Психологический барьер выступает как частный случай, одна из возможных форм проявления профессиональной установки, что показано в исследованиях О.С. Советовой [17].
В исследованиях барьеров деятельности адвоката мы разделяем факторы на внешние и внутренние.
Внешние барьеры обусловлены низкой профессиональной культурой адвоката и определяются влиянием внешней экономико-социокультурной среды на эффективность
деятельности адвоката. Их можно разделить на две группы: технико-организационные и психоэмоциональные.
Внутренние барьеры деятельности адвоката обусловлены невысоким уровнем профессиональной культуры личности, а это, в свою очередь, связано с неправильным или недостаточным воспитанием или образованием личности. Проявлениями низкой профессиональной культуры является восприятие знания и информации как вечных неизменных истин, что может быть следствием повторного углубленного изучения учебных предметов в вузе.
Другая группа акмеологических барьеров находится на границе внешних и внутренних препятствий - это социально-психологическое сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса адвокатов, необходимость поиска новой работы, перестройка работы, устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу.
Одним из механизмов, способствующих возникновению барьеров, являются стереотипы. В сознании и поведении адвокатов сложился целый набор стереотипов, препятствующих адекватному восприятию профессиональной автономности. Стереотипы имеют приспособительный характер, упрощая адаптацию к условиям деятельности таким образом, что они могут обеспечить их носителям неуязвимость со стороны общественного мнения. Примерами стереотипов могут служить суждения: «это уже было в истории»; «это у нас не получится»; «это не решит наших основных проблем» и т.д.
Мы попытались систематизировать сложности, с которыми сталкиваются адвокаты, которые становятся препятствием на пути достижения высокой эффективности, профессионального развития и самореализации в деятельности. С этой целью были исследованы наиболее часто встречающиеся барьеры на основе экспертного опроса. Для опроса с использованием приведенного выше анализа теоретических источников мы разработали опросный лист, включающий описание трех групп барьеров, возникающих на пути процессов защиты. Первая группа барьеров - организационные. Вторая - социально-психологические, третья - индивидуально-психологические сложности.
Целью исследования было выяснить, какие из упоминающихся в литературе трудностей наиболее актуальны с точки зрения реализации адвокатом процессов защиты, а также профессиональной автономности в рамках проекта. В исследовании приняли участие две группы экспертов, имеющих непосредственное отношение к деятельности адвоката. Общая численность экспертов - 25 человек, из них 12 - адвокаты, а 13 - судьи.
Экспертам предлагалось отметить пункты, которые, согласно их профессиональному опыту, описывают типичные трудности, связанные с профессиональной автономностью адвоката (новые технологии защиты, новые способы работы и т.д.), представляя собой препятствия на пути акмеологического развития. В пустые строки им предлагалось вписать трудности, которые не предложены в списке. После этого из всех отмеченных пунктов они должны были выбрать 10 наиболее важных барьеров на пути профессиональной автономности и проранжировать их от 1 до 10 по убыванию степени значимости барьера.
По результатам акмеологического анализа полученных от экспертов мнений значимых различий между экспертами-адвокатами и экспертами-судьями выявлено не было, в целом назывались одни и те же проблемы. Блок «Организационные факторы» набрал наиболее весомые ранги, в нем оказалось наибольшее число названных факторов. Средний ранг по данной группе - 4,5. На втором месте по значимости оказались трудности индивидуально-психологические, средний ранг по этому блоку утверждений - 5,8. Факторы, которые упоминались в группе «Социально-психологические сложности», в среднем набрали наименьший по значимости ранг - 6,8.
Далее приводится описание представлений этих двух групп экспертов, в некоторых случаях процитированы наиболее типичные пояснения экспертов.
Собственно адвокаты указали на наличие следующих барьеров на пути внедрения автономности. В числе организационных факторов по степени убывания значимости были названы недостаток квалификации адвоката; жесткие требования к оформлению документации; недостаточность законодательной и нормативно-правовой базы (с этим фактором связаны такие дополнения к предложенному списку барьеров, сделанные экспертами, как «сложности взаимодействия с госструктурами», «вынуждение давать взятки»); дефицит материальных ресурсов; отсутствие площадки коммуникации по обсуждению процесса защиты; недостаток информации о новых технологиях (в других организациях этого профиля); плохая организация деятельности. Из группы социально-психологических факторов назвали неумение участников проекта общаться друг с другом («бывают конфликты из-за неумения найти общий язык»); сложность согласования интересов участников; недоверие адвокатов к другим участникам защиты; коммуникативные барьеры, отсутствие согласования целей и задач между разными участниками защиты. В числе индивидуально-психологических факторов названы непонимание сути и последствий профессиональной автономности и невозможность сразу видеть результаты развития; необходимость и нежелание перестраивать устоявшиеся способы деятельности; опасения, что после внедрения автономности выявится недостаток имеющихся знаний, навыков, умений или способностей («адвокаты боятся, что результаты автономности будут учитываться при аттестации»); ориентация не на достижения, а скорее на избегание неудачи.
Судьи назвали следующие организационные факторы: недостаток квалификации; недостаточно четкая постановка целей перед адвокатам; неоптимальное распределение ролей и обязанностей в рамках проекта («когда работа поручается адвокату, не склонному к специфике конкретного дела»); отсутствие четкого плана действий; недостаточная предварительная подготовка, непродуманность профессиональной автономности. В числе социально-психологических факторов судьи назвали уверенность в том, что любой процесс защиты выгоден адвокату, независимо от его успеха, преобладание либеральных методов контроля за внедрением процесса защиты. В числе индивидуально-психологических факторов чаще всего упоминались страх перед неопределенностью, боязнь риска, опасение наказаний за неудачу; чрезмерная критика за ошибки, отсутствие мотивации в целом; непонимание сути и последствий профессиональной автономности; нежелание повышать интенсивность труда и увеличивать нагрузку («это дополнительная работа, неизвестно еще, будет ли толк»).
Таким образом, для адвокатов-экспертов, включенных в адвокатскую деятельность, скорее характерен акцент на индивидуально-психологических трудностях и защитная позиция по отношению к профессиональной автономности. Наиболее существенны проблемы, связанные с недостаточной информированностью относительно сути и целесообразности профессиональной автономности.
Для наглядности в таблице приведен перечень факторов, выбранных большинством экспертов из предложенного списка, и усредненные значения по результатам их ранжирования. Анализ результатов ранжирования, то есть ключевых позиций, выявленных экспертами, позволяет следующим образом описать главные сложности внедрения автономности. Основная трудность, по результатам опроса большинства экспертов-адвокатов, - недостаток квалификации, непонимание сути и последствий профессиональной автономности.Та-ким образом, проблема может быть связана не столько с профнепригодностью, сколько с недостаточной подготовленностью, недостаточной информированностью работников в сфере деятельности адвоката. Это подтверждается тем, что такие барьеры, обозначенные в предложенном экспертам списке, как низкий интеллектуальный уровень, отсутствие профессионального мышления, отсутствие морально-волевых качеств, упорства в решении задач и доведения их до практического применения, низкий уровень притязаний -практически не упоминаются.
Таблица
Результаты ранжирования типичных трудностей, связанных с внедрением автономности
Эксперты- судьи Эксперты-адвокаты
Организационные факторы
ранг ранг
1 недостаток квалификации 10 недостаточно четкая постановка целей
2 дефицит материальных ресурсов 2 недостаточная предварительная подготовка, непродуманность профессиональной автономности
3 отсутствует площадка коммуникации по обсуждению процесса защиты 4 Отсутствие мотивации
4 недостаток информации о новых технологиях защиты 9 неоптимальное распределение ролей и обязанностей в рамках процесса защиты
6 неоптимальное распределение ролей и обязанностей в рамках процесса защиты
Социально-психологические факторы
5 неумение участников процесса защиты общаться друг с другом 8 недостаточное внимание и поддержка со стороны других участников процесса
7 сложность согласования интересов участников 6 уверенность в том, что профессиональная автономность выгодна адвокату
8 недоверие адвокатов к другим участникам процесса
Индивидуально-психологические факторы
9 непонимание адвокатом сути и последствий профессиональной автономности 1 непонимание сути и последствий профессиональной автономности
10 невозможность сразу видеть результаты профессиональной автономности 7 опасение наказаний за неудачу, чрезмерная критика за ошибки
5 нежелание повышать интенсивность труда и увеличивать нагрузку
3 отсутствие мотивации
Обязательным акмеологическим условием внедрения автономности адвокаты считают такую организацию управления, которая обеспечивает необходимые материальные ресурсы на создание условий для получения и распространения информации, организацию коммуникации (коммуникативных площадок).
Особенно важным фактором, тормозящим эффективное внедрение автономности, эксперты считают плохую организацию деятельности на разных этапах ее осуществления: от разработки проекта на стадии обсуждения идеи и постановки целей до этапов реализации и контроля за результатами. Отмечают в качестве важного барьера неоптимальное распределение ролей и обязанностей в рамках проектов. Из пояснений в ходе беседы можно заключить, что основной причиной этого часто становится то, что к участию
в профессиональных проектах привлекают адвокатов без учета их индивидуальных особенностей и без предварительной подготовительной работы по информированию о сути профессиональной автономности и повышению мотивированности работников.
Эти барьеры в значительной мере основаны на неуверенности и опасениях неудачи: адковаты занимают оборонительную позицию, руководствуясь в деятельности скорее внешней отрицательной, чем внутренней мотивацией.
Проведенный анализ барьеров, возникающих на пути внедрения профессиональной автономности в процессе защиты, позволил выделить следующие акмеологические условия оптимизации деятельности адвоката:
1. Систематизация и более четкая организация управления процессом защиты, применение современных приемов планирования, целеполагания, контроля исполнения деятельности.
2. Повышение роли информационного компонента, разъяснительная работа, нацеленная на повышение осведомленности и мотивированности участников процесса защиты.
3. Применение демократического и партисипативного стилей управления процессом защиты, обеспечивающих поддержку и понимание адвоката со стороны других участников процесса защиты, создание благоприятного для профессиональной автономности психологического климата.
4. Диагностика мотивации, способностей, совместимости адвоката и других участников процесса защиты в соответствии с задачами и индивидуальными особенностями участников.
5. Оптимизация процесса коммуникаций между участниками процесса защиты путем создания коммуникативных площадок и формирования навыков взаимодействия, убеждения и ассертивного общения.
6. Создание условий, способствующих раскрепощению и развитию качеств, способствующих повышению уверенности в себе, креативности, стремления к самореализации личности самого адвоката.
Таким образом, выявленные сложности на пути реализации автономности, отмеченные специалистами, участвующими в деятельности адвоката, позволяют формулировать акмеологические условия эффективного внедрения автономности.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Агарарова Е.А., Степнова Л.А. Развитие исследовательской компетентности судьи. М.: Изд-во РАГС, 2010.
[2]. Бурда С.Ю. Психолого-акмеологические условия и факторы внедрения инновационных проектов в регионе: Автореф. ... канд. психол. наук. М., 2010.
[3]. Деркач А.А. Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 10-20.
[4]. Катаева Л.И. Акмеологические детерминанты профессионального самоопределения субъекта труда // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 23-26.
[5]. Кириченко А.В. Правовая акмеология: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007.
[6]. Кириченко А.В., Шеремета И.В. Развитие профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга // Акмеология. 2012. № 2 (42). С. 37-49.
[7]. Кричевский М.Л. Интеллектуальные методы в менеджменте / Кричевский М.Л. СПб.: Питер, 2005.
[8]. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях: Метод. пос. / Под общ. ред. В.М. Бурыкина. М., 2004.
[9]. Поскряков, А.А. Инновационная команда и ее психотипы / Научная сессия МИФИ-2003: Сб. науч. тр. Т. 6. М.: МИФИ, 2003.
[10]. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы иннова-тики) / Пригожин А.И М.: Политиздат, 1989.
[11]. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: Метод. пособие / Под общ. ред. В.М. Бурыкина. М., 2004.
[12]. Профилактика самоубийств в органах и подразделениях внутренних дел: Методическое пособие / Под общей ред. В.М. Бурыкина. М., 2004.
[13]. Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России / Под общ. ред. Г.С. Чов-дыровой. М., 2004.
[14]. Психология развития профессионала / А.А Деркач, В.Г. Зазыкин, А.М. Маркова. М.: РАГС, 2000.
[15]. Психологическое обеспечение работы с сотрудниками ОВД, требующими повышенного психологического внимания: Учеб. метод. пособие / Под ред. М.И. Марьина, И.Ф.Солдатова,
B.Е.Петров, И.Ю.Орлова. Барнаул, 2004.
[16]. Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления / Свенцицкий А.Л. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. С. 98.
[17]. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций / Советова О.С. СПб.: Изд-во
C.-Петербургского ун-та, 2000.
[18]. Юридическая психология: Психологические особенности личности работников правоохранительных органов: Учеб.-практ. пос. / Под общ. ред. Ю.В. Синягина. М.: Изд-во РАГС, 2006.
[19]. Юридическая психология: противопоказания к профессиональной деятельности государственного служащего / Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2000.
CONDITIONS AND FACTORS OF PROFESSIONAL AUTONOMY DEVELOPMENT OF LAWYERS
Eugenia V. Kachanovskaya, postgraduate student of the Department of Acmeology and Professional Psychology of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
This article analyzes the conditions and factors of professional autonomy of lawyers. The
analysis of psychological barriers in the implementation of professional autonomy of lawyers
is made.
Key words: professional autonomy, development, lawyer.
REFERENCES
[1]. Agararova E.A., Stepnova L.A. Razvitie issledovatel'skoj kompetentno-sti sud'i. M.: Izd-vo RAGS, 2010.
[2]. Burda S.Ju. Psihologo-akmeologicheskie uslovija i faktory vnedrenija innovacionnyh proektov v regione: Avtoreferat na soiskanie uchenoj stepeni kand. psihol.nauk. M., 2010.
[3]. Derkach A.A. Metodologicheskie sostavljajushhie sostojanija psihicheskoj gotovnosti k dejatel'nosti // Akmeologija. 2012. № 3 (43). S. 10-20.
[4]. Kataeva L.I. Akmeologicheskie determinanty professional'nogo sa-moopredelenija sub#ekta truda // Akmeologija. 2012. № 4 (44). S. 23-26.
[5]. Kirichenko A.V. Pravovaja akmeologija: Uchebnoe posobie / Pod obshh. red. A.A. Derkacha. M.:Izd-vo RAGS, 2007.
[6]. Kirichenko A.V., Sheremeta I. V. Razvitie professional'nyh sposobnostej specialistovjridicheskogo konsaltinga // Akmeologija. 2012. № 2 (42). S. 37-49.
[7]. Krichevskij M.L. Intellektual'nye metody v menedzhmente / Krichevskij M.L. SPb.: Piter, 2005.
[8]. Organizacija psihologicheskogo obespechenija dejatel'nosti sotrudnikov OVD v jekstremal'nyh uslovijah: Metodicheskoe posobie / Pod obshh. red. V.M. Burykina. M., 2004.
[9]. PoskrjakovA.A. Innovacionnaja komanda i ee psihotipy. / Nauchnaja sessija MIFI-2003. Sbornik nauchnyh trudov. T. 6. M.: MIFI, 2003.
[10]. Prigozhin A.I. Novovvedenija: stimuly i prepjatstvija (social'nye problemy innovatiki) / Prigozhin A.I. M.: Politizdat, 1989.
[11]. Profilaktika professional'noj deformacii lichnosti sotrud-nika OVD: Metod. posobie / Pod obshh. red. V.M. Burykina. M., 2004.
[12]. Profilaktika samoubijstv v organah i podrazdelenijah vnutren-nih del: Metodicheskoe posobie / Pod obshh. red. V.M. Burykina. M., 2004.
[13]. Psihodiagnostika i razvitie psihologicheskih professional'no vazhnyh kachestv sotrudnikov otdel'nyh operativnyh podrazdelenij sistemy MVD Rossii / Pod obshh. red. G.S. Chovdyrovoj. M., 2004.
[14]. Psihologija razvitija professionala / A.A Derkach, V.G. Zazykin, A.M. Markova. M.: RAGS, 2000.
[15]. Psihologicheskoe obespechenie raboty s sotrudnikami OVD, tre-bujushhimi povyshennogo psihologicheskogo vnimanija: Ucheb. metod.posobie / Pod red. M.I. Mar'ina, I.F. Soldatova, V.E. Petrov, I.Ju. Orlova. Barnaul, 2004.
[16]. SvencickijA.L. Social'no-psihologicheskie problemy upravlenija. / Svencickij A.L. L.: Izd-vo Len. universiteta, 1975. S. 98
[17]. Sovetova O.S. Osnovy social'noj psihologii innovacij / Sovetova O.S. SPb.: Izd-vo S.-Peterburgskogo universiteta, 2000.
[18]. Juridicheskaja psihologija: Psihologicheskie osobennosti lichno-sti rabotnikov pravo-ohranitel'nyh organov: Uchebno-prakticheskoe posobie / Pod obshh. red. Ju.V.Sinjagina. M.: Izd-vo RAGS, 2006.
[19]. Juridicheskaja psihologija: protivopokazanija k professional'noj dejatel'nosti gosudarstvennogo sluzhashhego / Pod red. A.A. Derkacha. M.: RAGS, 2000.