УДК 159.99
СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СУДЬИ
Целиковский Сергей Борисович Гультяева Виктория Владимировна
В статье рассмотрены разные подходы к трактовке понятия «профессиональная компетентность судьи». Проанализировано соотношение понятий «акмеологические инварианты профессионализма» и «профессионально важные качества». Показана связь акмеологических инвариантов профессионализма со стилевыми характеристиками индивидуальности. Подчеркнута системообразующая функция индивидуальных стилевых характеристик субъекта.
Анализ психологических исследований профессиональной деятельности судей показывает, что большинство из них, опираясь на обоснованные представления о ее многофункциональности и многоаспектности, с одной стороны, и высокой психоэмоциональной напряженности, ответственности, социальной значимости, с другой, формулируют обширные комплексы требований к индивидуально-психологическим свойствам судьи. Различные авторы подчеркивают необходимость наличия у судьи таких качеств, как, например, самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и вместе с тем указывают на важность проявления терпимости, тактичности, способности к снижению чрезмерной напряженности течения судебного процесса, эмоционального возбуждения его участников. Перечисляемые требования часто пересекаются, существенно отличаются по объему, являются разнородными с точки зрения опорных моделей психической индивидуальности. Важным недостатком подобных реестров является скрытое представление о статичности набора наличных ПВК у кандидата, а значит, и фатальности для его профессионального будущего. То есть, налицо противоречие с концепциями формирования индивидуального стиля деятельности в психологии труда, становления и развития профессиональной субъектности - в акмеологии.
На основе проведенного сопоставительного анализа различных подходов к личностным и поведенческим характеристикам судей, авторами сделан вывод о преимуществах предлагаемого стилевого подхода к исследованию индивидуально-психологических предпосылок профессиональной компетентности судей. По их мнению, весьма важно также то, что определение
ШББ™ РБУСНОЮаСМ JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 3
стилевых характеристик личности - это не столько фиксация ее актуального состояния, сколько определение возможных направлений ее дальнейшего развития, в том числе - и в профессиональном плане.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, личностные качества, индивидуальность,личностная сфера, акмеологические инварианты, психологическая пригодность, профессиональный отбор, стилевой подход, индивидуальный стиль, стилевые характеристики.
Профессиональная деятельность судьи как центральной фигуры судебной власти весьма сложна, многогранна и ответственна. Актуальная задача повышения эффективности и независимости судебной системы тесно связана с задачей повышения профессиональной компетентности судей.
Существуют разные подходы к трактовке понятия «профессиональная компетентность судьи». Специалисты в области юриспруденции выделяют прежде всего такие ее компоненты, как квалификация, моральные качества и внутреннее удовлетворение своей деятельностью и положением. Так, на это указывает Т. Н. Нештаева, судья, доктор юридических наук, профессор, отмечая при этом, что «сочетание столь разноплановых ценностей интеллектуального, этического, поведенческого и психологического характера делают профессию судьи одной из самых сложных как в реализации, так и по правовой регламентации ее основ...» [9, с. 1].
Несмотря на важность выделенных компонентов, содержание понятия «профессиональная компетентность», с точки зрения психологии, ими не исчерпывается. По определению В. Д. Шадрикова, компетентность - это «новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [13, с. 6].
А. А. Деркач с соавторами выделяют два взаимосвязанных, но не совпадающих понятия: «профессиональная компетентность» и «личностная компетентность». На их взгляд, «.феномен личностной компетентности шире феномена профессиональной компетентности, так как личностная компетентность связана с самореализацией личности во всех сферах ее жизнедеятельности, а не только в рамках профессиональной деятельности. В то же время профессиональная компетентность не входит полностью в личностную. Таким образом, понятия "профессиональная компетентность" и "личностная компетентность" следует рассматривать как пересекающиеся, а феномены профессиональной и личностной компетентности - как дополнительные» [2, с. 16]. Далее отмечается, что хотя при определении профессионализма личности
не упоминается личностная компетентность, ее можно рассматривать как понятие, тождественное понятию «акмеологические инварианты профессионализма». Введение последнего основывается на обнаружении психологического сходства профессионалов разного профиля в особенностях регуляции деятельности, степени развитости определенных качеств, психологических механизмах стимулирования творческой активности и т. п.
В современных акмеологических исследованиях исследуются как общие, так и особенные (определяемые спецификой деятельности) акмеологические инварианты профессионализма. При этом обращается внимание на то, что изучаемые акмеологические инварианты профессионализма обеспечивают не только высокую и стабильную эффективность выполняемой деятельности, но и удовлетворенность ею, и активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала, его профессиональное будущее.
В этой связи возникает вопрос о том, как соотносятся между собой понятия «акмеологические инварианты профессионализма» и «профессионально значимые (важные) качества». Последнее понятие введено в психологию значительно раньше и связано с такими понятиями, как «психологическая профессиональная пригодность» и «психологический профессиональный отбор (подбор)» [3]. Понятие «профессиональная пригодность» можно определить как соответствие возможностей, качеств и свойств человека требованиям, характеру и содержанию определенной деятельности, которое обеспечивает достаточно высокий и надежный уровень выполнения этой деятельности [12].
Основополагающая отечественная теория профессиональной пригодности была разработана К. М. Гуревичем [6]. Он выделял два вида профпригодности: абсолютную (к профессиям такого типа, где с необходимостью требуются особые способности) и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека). В основе такого разделения - различие профессий в плане сложности и требований, предъявляемых профессией к человеку. Как показал Е. А. Климов [8], овладение профессиями, требующими относительной профпригодности, доступно для людей с различными наборами профессионально значимых качеств за счет выработки так называемого «индивидуального стиля деятельности». Следует отметить, что в зарубежных исследованиях сходного направления вопросы психологической профессиональной пригодности, развития психологических профессионально значимых качеств, адаптации работника к требованиям содержания и условий труда не проработаны с подобной глубиной и определенностью [16, 18].
Анализ акмеологической литературы позволяет выделить некоторые отличительные признаки конструкта «акмеологические инварианты
ГиББ^ РБУСН0ЮС!СА1 JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 3
профессионализма» (АИП) в сравнении с конструктом «профессионально значимые (важные) качества» (ПВК). Прежде всего, хотя АИП, так же как и ПВК, выступают необходимыми предпосылками профессиональной успешности, однако АИП выражают определенный, достаточно высокий уровень развития ПВК. Как указывает В. А. Толочёк, «...психологическая готовность обеспечивается не столько наличием всех компонентов структуры, сколько определенным уровнем их развития, по достижении которого они становятся акмеологическими инвариантами профессионализма» [12, с. 184].
Поскольку речь идет о психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях, то вторым отличительным признаком АИП следует считать то, что они оказывают выраженное влияние на качество процесса и результата деятельности, когда она осуществляется в экстраординарных, особенно сложных условиях. Если деятельность не слишком сложна, не требует повышенной мобилизации возможностей субъекта, то для ее осуществления достаточно наличия ПВК на среднем, широко распространенном уровне развития, не достигающем планки профессионализма. Составляя личностный компонент психологической готовности субъекта к деятельности, АИП выступают и как результат определенного этапа развития профессионализма, и как важнейшие внутренние факторы его дальнейшего развития. Важно также подчеркнуть связь АИП с соответствующими профессиональными диспозициями как компонентом личностного становления [1].
Наконец, следует обратить внимание на высокий уровень обобщения, генерализации АИП. Они обеспечивают высокую продуктивность и стабильность деятельности, независимо от ее конкретного содержания и специфики [7]. Следовательно, и сущность самих АИП - не столько в некотором содержании, сколько - в форме, структурно-функциональной организации, механизме, алгоритме, способе реализации психической активности и внешнего поведения.
Эти отличительные признаки АИП позволяют соотнести их не только и не столько с конкретными способностями субъекта трудовой деятельности, сколько с индивидуально-психологическими характеристиками другого порядка - так называемыми стилевыми особенностями. Как пишет А. В. Либин, «...стилевой механизм выполняет сопрягающую и компенсаторную функцию в структуре личности, и... выражается в оптимизирующем и адаптационном эффектах» [11, с. 113]. Эти эффекты могут проявляться как в различных сферах жизнедеятельности субъекта, так и в его профессиональной деятельности. В связи с этим вполне актуальной и продуктивной выглядит задача консолидации деятельностного и персонологического подходов к исследованию стилевых характеристик индивидуальности, сформулированная И. П. Шкуратовой [11, с. 30].
В частности, мы полагаем весьма перспективным такой подход к исследованию индивидуально-психологических предпосылок профессиональной компетентности судей.
Анализ психологических исследований профессиональной деятельности судей показывает, что большинство из них, опираясь на обоснованные представления о ее многофункциональности и многоаспектности, с одной стороны, и высокой психоэмоциональной напряженности, ответственности, социальной значимости, - с другой, формулируют обширные комплексы требований к индивидуально-психологическим свойствам судьи. Различные авторы подчеркивают необходимость наличия у судьи таких качеств, как, например, самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и вместе с тем указывают на важность проявления терпимости, тактичности, способности к снижению чрезмерной напряженности течения судебного процесса, эмоционального возбуждения его участников и т. п. [4, 10, 14, 15]. При этом перечень профессионально значимых для судьи психологических качеств может существенно варьировать в зависимости от того, какие стороны судебной деятельности, на взгляд авторов, являются определяющими. Ложная необходимость составить некий, как можно более полный «реестр» психических свойств, необходимых профессионально успешному судье, нередко приводит к перечислению почти всего, что известно авторам об индивидуально-психологических различиях между людьми. При этом перечисляемые требования часто пересекаются, существенно отличаются по объему, являются разнородными с точки зрения опорных моделей психической индивидуальности. Важным недостатком подобных реестров является скрытое представление о статичности набора наличных ПВК у кандидата, а значит, и фатальности для его профессионального будущего. То есть, налицо противоречие с концепциями формирования индивидуального стиля деятельности в психологии труда, становления и развития профессиональной субъектности - в акмеологии.
Преимущества предложенного нами «стилевого» подхода к исследованию индивидуально-психологических предпосылок профессиональной компетентности судей определяются прежде всего системообразующей функцией индивидуальных стилевых характеристик, их тесной связью практически со всеми уровнями интегральной индивидуальности, их выраженными компенсаторными возможностями [5]. Весьма важно также то, что определение стилевых характеристик личности - это не столько фиксация ее актуального состояния, сколько определение возможных направлений ее дальнейшего развития, в том числе - и в профессиональном плане.
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 3
В настоящее время нами производится набор эмпирического материала, анализ которого позволит сопоставить уровень профессиональной успешности и удовлетворенности трудом выборки судей районных судов со стилевыми особенностями их познавательной, регуляторной и коммуникативной деятельности.
Литература
1. Абакумова И. В., Савченко Н. А. Профессиональные диспозиции как компонент личностного становления // Российский психологический журнал. - 2008. - Т. 5. - № 1. - С. 23-31.
2. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: учебное пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. - М: Изд-во РАГС, 2006. - 108 с.
3. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
4. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 2009. - 608 с.
5. Гультяева В. В. Психологическая составляющая профессиональной компетентности судьи // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2012. - № 10 / 1. - С. 3-6.
6. Гуревич К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
7. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 752 с.
8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
9. Нешатаева Т. Н. Карьерное продвижение судьи: проблемы правового регулирования // URL: http: // www.vivakadry.com / 25.htm
10. Прикладная юридическая психология / Под ред. А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2001. - 639 с.
11. Стиль человека: психологический анализ / Под. ред. А. В. Либина. - М.: Смысл, 1998. - 310 с.
12. Толочёк В. А. Современная психология труда: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 479 с.
13. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 6-10.
14. BartolC. R., BartolA. M. Introduction to Forensic Psychology: Research and Application. - London: Sage, 2008. - 556 p.
15. CostandoM., KraussD. Forensic and Legal Psychology: Psychological Science Applied to Law Mark. - New York: Worth Publishers, 2012. - 451 p.
16. Handbook of Research Methods in Industrial and Organizational Psychology / Edited by S. G. Rogelberg. - New Jersey: Blackwell Publishing, 2014. -531 p.
17. Muchinsky P. M. Psychology Applied to Work. An Introduction to Industrial and Organizational Psychology. - Belmont: Thomson Higher Education, 2006. - 554 p.
18. The Handbook of Work and Health Psychology / Edited by M. J. Schabracq. -Denver: John Wiley & Sons Ltd., 2003. - 619 p.