Библиографический список
1. Бим-Бад, Б.М. Антропологические основания теории и практики образования [Текст] / Б.М.Бим-Бад // Педагогика. - 1994. - №5. - С. 8-9.
2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В.Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996.-541 с.
3. Елькииа, О.Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития (Книга для учителя): Монография [Текст] / О.Ю. Елькина. - М.: Институт содержания и методов обучения РАО. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА. -2006,- 160 с.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. -М., 1975.-304 с.
УДК 37.091.12 ББК 74.204
Култашева Ната.чья Валерияновна
Кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики», [email protected]. Ижевск
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Kultasheva Natalia Valeriyanovna
Assistant-professor of State Educational Institution for Advanced Professional Education “The Institute for advanced and training of educationalists the Udmurt Republic”, the Candidate of the Pedagogical Science. Natvalizhfoivandex.ru. Izhevsk
THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHER AS ONE OF THE CONDITION OF RISE OF QUALITY OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS
В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, приведение образовательной системы в соответствие с новыми общественными потребностями является существенной государственной проблемой и приоритетной социальной целью, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации», «Концепции модернизации российского образования до 2010 года». Новая парадигма образования становится стратегией развития всего общества, требующей усиления его интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самооценки человека, способного к самообразованию на протяжении всей жизни.
Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как одна из высших ценностей жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще.
Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т. д.) [1].
Необходимость отслеживания профессиональной активности педагога диктуется потребностью системы образования в определении результативности профессиональной деятельности педагога, то есть введением принципа ответственности за результаты собственной работы. Для активизации педагогической деятельности предлагается метод «Диагностика профессиональной активности педагога». В основу рейтинговой оценки педагога положен принцип образовательной статистики.
Педагогическая диагностика - педагогическая деятельность, направленная на изучение и распознание состояния объектов (и субъектов) воспитания и обучения в целях сотрудничества с ними и управления процессом воспитания и обучения [2].
Оценить - всегда означало найти эталон для определения качества профессиональной деятельности педагога и сравнить с ним. Для определения качества профессиональной деятельности педагога нами определены следующие критерии: качество обучения учащихся; успешность обучения учащихся; подготовка обучающихся к участию в выставках, конкурсах, олимпиадах, конференциях; участие обучающихся в спортивных соревнованиях; организация круглого стола для учащихся; участие в научно-практических конференциях, участие в методических и других выставках педагогов; выступление на круглом столе для педагогов; участие в работе методического семинара, работа в конкурсной комиссии; участие в конкурсе «Учитель года», по Национальному проекту «Образование»; обучение на курсах повышения квалификации; работа в группе по проверке результатов ЕГЭ; работа по проверке олимпиадных работ; работа в различных комиссиях и рабочих группах; организация и проведение предметных недель; проведение открытых уроков и мероприятий; проведение мастер - классов; разработка авторских и составительских программ; квалификационная категория; поощрения и награды; наставники молодых учителей; работа с документами.
В оценке всех критериев предполагается одинаковая оценка различных параметров. Следующим этапом является ранжировка этих параметров. При выборе оценки параметров мы воспользовались привычной 5-ти балльной системой. Наиболее высокие баллы педагог получает за участие обучающихся в научно-практических конференциях, олимпиадах, выставках, конкурсах республиканского и российского уровня.
Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса - одно из важнейших звеньев системы управления школой. Процесс оценивания результатов, труда учителей - одно из направлений в работе с педагогическими кадрами. Цель метода: стимулировать педагога к самостоятельному осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Задачи:
системно оценить результаты профессиональной деятельности учителя; сравнить результат с результатами коллег; помочь учителю проследить изменения эффективности его работы. Содержание: проведение диагностики труда педагога в течение всего года; подсчет рейтинга по итогам первого полугодия и учебного года.
Для примера представим рейтинг подсчета критерия «Подготовка учащихся к конкурсам» (А4):
А4=Б+Р+Б+С+В
где Б - в школе - 1 балл;
Б - в районе - 2 балла;
Б - в городе - 3 балла;
С в республике — 4 балла;
В - на Всероссийском уровне - 5 баллов;
«Подготовка учащихся к олимпиадам» (А5):
А5=Э+Р+0+С+В
где 8 - в школе - 1 балл;
Б - в районе - 2 балла;
Э в городе — 3 балла;
С - в республике - 4 балла;
В - на Всероссийском уровне - 5 баллов;
«Подготовка учащихся конференциям» (А6):
А6=Э+Р+Э+С+В
где Б - в школе - 1 балл;
Р - в районе - 2 балла;
Б в городе — 3 балла;
С - в республике — 4 балла;
В - на Всероссийском уровне - 5 баллов..,
Рейтинг активности педагога рассчитывается:
£А=А I+А2+АЗ+А4+А5+А6.. .+А23
• • / 1100' I 1$МС'15 -ч' ■ , * 1 "1 г■ .
Средний балл по критериям составляет:
У л
23
Результаты диагностики сводятся в таблицу.
Таблица - Рейтинг профессиональной активности педагога
№ ФИО педагога Средний балл по критериям Итоговый результат Рейтинг профессиональной активности педагога
На рисунке 1, 2, 3 представлены результаты исследования активности педагогов МОУ СОШ № 64 г. Ижевска с 2006 по 2009 учебных годов. Из рисунков видно, что за исследуемый период деятельность учителей активизировалась.
Рисунок 1 - «Профессиональная активность педагогов 2006-09 гг»
ШМО "Филолог"
1Г Ь
т ( ГШ1 1 шь
О 2008-09
педагоги
Риунок. 2 - «Профессиональная активность педагогов школьного методического объединения «Филолог» 2006-09 гг»
ШМО "Математик"
123456789
педагоги
Рисунок 3 - «Профессиональная активность педагогов школьного методического объединения «Математик» с 2006-2009 гг»
Администрация образовательного учреждения имеет возможность наградить лучших учителей. Примерный перечень вознаграждений: направление на стажировку или курсы повышения квалификации; библиотечка учебно-методической литературы; публичная похвала на собрании, на заседании методического объединения; благодарность в приказе; отгулы в течение года; дополнительные дни к отпуску; привлечение к участию в работе администрации школы: вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы; рекомендации педагогу для аттестации на более высокую категорию; награждение премией.
Таким образом, отслеживание профессиональной деятельности педагогов способствует активизации работы педагога и учащихся, что повышает качество учебно-воспитательного процесса.
Библиографический список
1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. - 2-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.
2. Словарь-справочник по педагогике. Киров / Вятский государственный гуманитарный университет, кафедра педагогики, 2000. — 47 с.
3. Исаев, И.Ф. Профессионально-творческое саморазвитие личности: восхождение к акме [Текст] / И.Ф. Исаев, И.А. Шаршов // Сибирский педагогический журнал. — 2009. -№2.-С. 43-54.
4. Матис, В.И. Полипарадигмальный подход как методологическая основа создания современной школы [Текст] / В.И. Матис // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - №2. С. 54-65.
5. Зуева, Ф.А. Сбалансированность потенциала личности учащихся как системная оптимальность процесса профессионального репродуцирования [Текст] / Ф.А. Зуева // Сибирский полиграфический журнал. —2009. - №4. - С. 167-174.