Научная статья на тему 'Оценка как фактор развития творческой деятельности учащихся в системе дополнительного образования детей'

Оценка как фактор развития творческой деятельности учащихся в системе дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Н. В.

В статье ставится проблема оценки как фактора развития творческой изобразительной деятельности младших школьников, занимающихся в системе дополнительного образования, в которой отсутствует школьная отметка. Предложена система качественных и количественных оценок, критерии и показатели развития творческой деятельности. Показана результативность одного из фрагментов опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mark as a factor of stimulating students' creative work in the system of extracurricular education

The problem of mark as a factor stimulating the junior students' creative activities is dealt with in the article. The author focuses on the system of extracurricular subjects where there are no marks. A system of qualitative and quantitative assessments, criteria and indications of creative activities development is suggested. The advantages of this system are illustrated with the results of experimental work.

Текст научной работы на тему «Оценка как фактор развития творческой деятельности учащихся в системе дополнительного образования детей»

Сер. 6. 2007. Вып. 4

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Н. В. Ефремова

ОЦЕНКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Модернизация российского образования затрагивает и систему дополнительного образования детей. Основные направления модернизации - повышение качества образования, обеспечение его эффективности и доступности. Концепция развития дополнительного образования детей Ленинградской области нацелена на создание условий и механизма устойчивого развития системы этого образования. Одной из актуальных проблем развития системы дополнительного образования детей является оценивание их деятельности в условиях отсутствия отметок, принятых в школе. Развитие творчества, творческой личности ученика - наиболее актуальная задача современности, а разработка критериев, показателей и методов анализа и оценки развития творческой деятельности учащихся составляет одно из направлений создания системы оценки качества образования.

Качественное дополнительное образование помогает учащимся реализовать свои возможности, развить способности и таланты, найти себя, осознать общечеловеческие ценности, научиться гармоничному взаимодействию с окружающим миром, ощутить себя успешными и добиться признания. Поэтому ведущим видом деятельности детей в системе дополнительного образования, с нашей точки зрения, должна стать творческая деятельность, основанная на применении базовых общеобразовательных знаний и развитии творческих способностей в соответствии с интересами и склонностями ребенка. Дополнительное образование призвано удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные и образовательные потребности детей. В исследовании М. А. Востровой «Акмеологический подход педагога к управлению качеством дополнительного образования детей» (научный руководитель Н. М. Полетаева1) разработана интегративная модель творческой индивидуальности педагога и ученика как акмеологический критерий качественного образования детей. В структуру модели входят ценностно-мотивационный, интеллектуально-креативный и деятельностно-творческий блоки.

В. Н. Дружинин2 разделяет понятия деятельности и творчества. Он считает, что деятельность побуждается рациональными причинами. Творчество нельзя регулировать, оно спонтанно и непланируемо. Деятельность имеет цель, она рациональна и ее можно регулировать. О творчестве этого сказать нельзя. Деятельность связана с мотивацией, она завершается результатом. Творческий продукт не конец творческого процесса, а его продолжение. Творчество можно назвать жизнью бессознательного, взаимодействием активного бессознательного с пассивным сознанием. Деятельность - жизнь сознания. Психическая жизнь человека представляет собой процесс смены деятельности и творчества.

В. Г. Золотников3 указывает на то, что творчество - это специфическая духовно-практическая деятельность, в ходе которой возникает особый материальный продукт.

Творческое начало особенно ярко выражено в художественной изобразительной деятельности, которая стала объектом нашего исследования. Детское художественное творчество, по мнению Т. С. Комаровой4, связано с созданием нового, оригинального

© Н. В. Ефремова, 2007

продукта, имеющего объективное и субъективное значение. Создавая творческий продукт, ребенок развивается и совершенствуется как личность. Это важно для него самого и дм всего общества, т. к. общество заинтересовано в том, чтобы росло число творческих людей, что способствует процветанию государства.

Мы придерживаемся мнения, что творчество есть высшая форма человеческой деятельности, при которой мобилизуются все психические процессы, духовные и физические силы, используются знания, умения, навыки, жизненный опыт для создания нового оригинального продукта.

В качестве ведущего начала мы выбираем акмеологический подход. Это связано с тем, что во всем мире понимается важность развития креативного потенциала обучающихся во всех учебных заведениях (Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО), на это нацеливает масштабная государственная программа России (Модернизация образования). Мы работаем в системе дополнительного образования детей, обучаем их изобразительному искусству (изобразительное искусство без творчества не может существовать). Акмеология - наука, которая изучает закономерности и условия достижения человеком вершин своего развития. Акмеологический подход ориентирует на создание условий для успешности, признания и совершенствования всех воспитанников. В. Н. Максимова5 указывает на то, что не существует таких педагогических технологий, которые обеспечивали бы всем ученикам достижение результатов, соответствующих поставленным целям. Результат всегда относителен, приближен к норме. Важно помочь каждому ученику ощутить свое движение вперед, прогресс в развитии, обеспечить мотивацию достижений. В этом значительная роль принадлежит оценке его деятельности.

На творческую деятельность влияют разнообразные факторы, как внешние, так и внутренние. В нашем исследовании рассматривается влияние оценки на развитие и результативность творческой деятельности. Многими исследованиями доказано, что именно положительная оценка повышает продуктивность творческой деятельности. Оценка выступает одновременно как внешний, так и внутренний фактор.

Мы исходили из того, что оценка является определением и выражением в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях степени освоения учащимися знаний, умений, навыков, установленных программой. Однако мы понимаем, что в системе дополнительного образования детей оценка должна иметь специфический вид, привлекательный, интересный для детей, и в то же время быть объективной и эффективно воздействовать на воспитанников. Поэтому мы использовали в своей деятельности разнообразные оценки, связанные с поощрением (в большей степени) и с порицанием, количественные и качественные (таблица 1).

Таблица 1

Качественные и количественные оценки, применяемые нами в опытно-экспериментальной работе_

Количественные Качественные

1 2 3

1. «Школьные деньги», (баллы, превращенные в деньги, а также полученные от продажи собственных работ) Медали, дипломы, грамоты, номинации, знаки-символы и т. д.

2. Баллы за ответы, работы и т. д. Персональные выставки, участие в выставках, соревнованиях, олимпиадах (школьных, городских и других)

Окончание таблицы 1

1 2 3

3. Рейтинги Публикации в прессе (в школьной, детских журналах и т. п.)

4. Портфолио (количество работ, отзывов и т. д.) Портфолио (содержательные характеристики)

5. Персональные выставки (количество работ) Персональные выставки (отзывы посетителей)

6. Возможность стать членом жюри

7. Возможность заработать настоящие и «школьные деньги»

Создавая свою систему оценок, мы исходили из определения Л. Фон Берталанфи, который рассматривал систему как совокупность взаимодействующих компонентов. Система оценок - это упорядоченное множество разнообразных оценок-стимулов, которые способствуют развитию творческой деятельности (рис. 1),

Рис 1. Модель системы оценок

Оценки-баллы (отметки) помогают определить степень, уровень усвоения учебной программы, созданной нами с целью помочь учащимся овладеть основами творческой изобразительной деятельности. Оценки-номинации, содержательные оценки, оценки как возможность реализации чего-либо (публикация, персональная выставка и т. п.) помогают определить вклад воспитанника в общую деятельность, перспективы его роста. Все педагогические измерения мы делим на два уровня: измерения, осуществляемые учеником, и измерения, выполняемые учителем, другими людьми - специалистами, родителями, одноклассниками.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы - поисковом - отрабатывались система оценок развития творческой деятельности детей и система критериев оценки, исходя из общей структуры деятельности (цель - мотив - содержание - способы - результаты - оценка) и специфики каждого ее компонента относительно творческой изобразительной деятельности.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы - формирующее-деятельно-стном - разработанная система оценок и система критериев применялись в процессе занятий с детьми подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения и учащихся начальных классов (школа № 3 г. Лодейное Поле Ленинградской области). Занятия проводились по разработанной нами учебной программе развития творческой изобразительной деятельности детей с учетом их возраста.

С позиций акмеологического подхода, ориентирующего на саморазвитие ученика, особое значение имеет его активное участие в оценочном процессе. Результаты оценочной деятельности воспитанника должны влиять на достижение официальных результатов (награждение, участие в выставках, олимпиадах, публикации в прессе, персональные выставки, возможность приобрести значимую вещь на «школьные деньги», возможность стать членом жюри и т. п.). В опытно-экспериментальной работе балльная оценка ученика или учителя принималась, если обе оценки совпадали. Как правило, общая оценка состояла из суммы частных оценок, поэтому ученик получал определенную сумму баллов. (Например, впечатление от работы - учитель + ученик +; творчество - учитель +, ученик -; композиция - учитель +; ученик +. Общий балл - 2, т. к. всего два совпадения.) Ученик и учитель имеют право отстаивать, доказывать правильность своей оценки. Балльную оценку можно было превратить в «школьные деньги», грамоту, приз по желанию воспитанника. Оценки-номинации, оценки-знаки-символы, участие в соревнованиях присуждались всей группой. Часть оценок мог выставить только ребенок, часть - только педагог или другие люди (такие оценки и такие ситуации оговаривались заранее).

Ученик, оценивая себя, ориентировался на индивидуальный подход к анализу своей работы. Педагог использовал комплекс подходов в зависимости от поставленных целей, условий работы, особенностей ситуации (личностный, сравнительный, результативный). Педагогические измерения, выполняемые педагогом, не только помогали получать сведения о процессе и результате творческой деятельности, но и прогнозировать успешность развития творческой деятельности, обеспечивать индивидуальный подход в обучении творчеству. Было организовано творческое объединение «Изобразительное искусство», где в опытно-экспериментальной работе использовалась одна из форм работы с детьми - кружок, а также активно применялись такие интересные для детей формы, как олимпиады, конкурсы, экскурсии, самостоятельные работы, дополнительные занятия, способствующие повышению качества творческой деятельности, и разнообразные формы творческой и оценочной деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.

Чтобы повысить интерес к творческой и оценочной деятельности, применялись разнообразные методы, позволяющие стимулировать активность учащихся: информационно-рецептивный, проблемное изложение, эвристический, исследовательский методы, дидактические игры, метод «мозгового штурма», соревнование и синектика, метод фокальных объектов, метод творческих преобразований и другие.

Учебная программа работы по развитию творческой деятельности включала приобщение к социальному опыту (содержание искусства), восприятие действительности и искусства; творческий опыт (создание собственного неповторимого продукта); овладение профессиональным опытом (язык искусства, знания, умения, навыки реалистического искусства). Создавая свою программу, мы опирались на программу В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Б. П. Юсова, достижения в области преподавания декоративного искусства Т. Я. Шпикаловой, разработки Джоана Буза Костер, Бетти Эдварде.

В опытно-экспериментальной работе участвовало четыре группы детей первого и второго классов по 12 человек в каждой группе-всего 48 человек. Две группы были экспериментальными, в них применялась разработанная система оценок (Э1 и Э2) - всего 24 ученика. Две группы - контрольные, в них обучение изобразительной творческой деятельности происходило в безоценочных условиях (К1 и К2) - тоже 24 ученика.

Целью эксперимента в школе является выявление влияния разработанной нами системы оценок на процесс и результат творческой изобразительной деятельности, на мотива-ционную сферу наших воспитанников, на целеполагание, содержание, способы, условия.

Разработка критериев и показателей развития творческой деятельности осуществлялась (табл. 2) на основе анкетирования, методики включенного наблюдения, «Сводной карты состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования», приведенной в книге А. К. Маркова, Т. А. Матиса, А. Б. Орлова «Формирование мотивации учения» (1990).

Сравнение результатов оценок и самооценок в соответствии с системой критериев и показателей диагностики творческой деятельности детей экспериментальных и контрольных групп, полученных в результате наблюдений, позволило сделать вывод о том, что в экспериментальных группах результаты выше, чем в контрольных (табл. 3).

При сравнении дисперсии двух выборок (Э1-Э2 и К1-К2) в конце и начале эксперимента были получены следующие результаты: в начале эксперимента (2005 г.) критерий Фишера был равен 1; 1<1,98табл. для вероятности допустимой ошибки 0,05 и числа степеней свободы п =24. В конце эксперимента критерий Фишера стал равен 2,06, что больше 1,98 табл. Гипотезу о том, что разработанная и использованная система оценок положительно повлияла на процесс результативности творческой деятельности, подтвердили вычисления.

Таблица 2

Уровни развития компонентов творческой деятельности

Компоненты Показатели

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

1 2 3 4

Мотив Отсутствие мотивации к творческой деятельности, неадекватная мотивация Неустойчивые мотивы творческой деятельности, неадекватная мотивация достижений Повышенная мотивация к творческой деятельности, адекватная мотивация достижений

Окончание таблицы 2

1 2 3 4

Цель Отсутствие самостоятельных целей, предъявляемые требования осознаются частично Ориентируется на цели учителя, не возвращается к нерешенным задачам Самостоятельно формулирует цели творческой деятельности, добивается их достижения

Содержание Не понимает темы задания, узкий круг знаний Принимает тему учителя, запоминает знания, понимает их Изменяет, дополняет, развивает тему учителя, предлагает свою, знания может применить в новых условиях

Способы деятельности Не владеет умениями и навыками рисования, требует поддержки учителя Владеет умениями и навыками, пытается использовать их в новой ситуации, но нужна поддержка учителя Владеет умениями и навыками рисования, самостоятельно использует их в новых условиях

Условия Не умеет организовывать рабочее место, использовать материалы, работать с детьми Правильно организует рабочее место, не всегда может выбрать нужный материал, умеет общаться Правильно организует рабочее место, умеет выбирать нужный материал, общителен и контактен

Результат Отсутствие новизны, гибкости, оригинальности, продуктивности в работе, неадекватная самооценка Есть в работе некоторые элементы творчества, не всегда адекватная самооценка Работа творческая, оригинальная, имеет индивидуальный характер, адекватная позитивная самооценка

Общий показатель 0-8 баллов 9-13 баллов 14-18 баллов

Таблица 3

Влияние разработанной системы оценок на развитие творческой деятельности детей экспериментальных и контрольных групп (в %)

—^Уровни Гру п п ы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Годы 2005 2007 2005 2007 2005 2007

Э1 (12 чел.) 8,3 1,6 83,3 58,3 8,3 0

Э2 (12 чел.) 33,3 50,0 г 33,3 50,0 33,3 0

К1 (Пчел.) 25,0 25,0 66,6 50,0 8,3 25,0

К2 (12 чел.) 8,3 16,6 75,0 66,6 16,6 16,6

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные нами качественные и количественные оценки привлекательны для ребенка, но в то же время объективны и способны оказать огромное положительное воздействие на развитие творческой деятельности обучающихся в системе дополнительного образования детей.

1 Педагогическая акмеология: поиски и достижения / Ред. В. Н. Максимова. СПб., 2005. 183 с.

2 Дружинин В. II Психология общих способностей. СПб., 1999. 368 с.

5 Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М., 2005. 120 с.

4 Там же.

5 Максимова В. II Введение в акмеологию школьного образования. СПб., 2002. 120 с.

Статья принята к печати 24 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.