Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ'

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / TEACHER'S PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCE / PERSONAL QUALITIES OF THE TEACHER / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF TEACHING ACTIVITY / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирмикчи Василий Иванович, Рашкулев Владимир Иванович

Рассматривается проблема профессионализма преподавателей. Показано, что профессионализм преподавателя органично объединяет объективное начало - процесс и результат освоения внешне заданных, внеположных педагогу знаний и компетенций, иных социально-профессиональных требований, с субъективным началом - внутренним миром личности со всем богатством ее созидательных способностей и качеств. Обосновано положение о том, что профессия преподавателя вуза относится к числу наиболее сложных и самых ценных сфер деятельности в системе общественного разделения труда. Обращено внимание на нерешенные вопросы в подготовке и использовании профессорско-преподавательских кадров и оплате их труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирмикчи Василий Иванович, Рашкулев Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER PROFESSIONALISM: KEY ASPECTS

The problem of teachers ' professionalism is considered. It is shown that the teacher's professionalism organically combines the objective beginning - the process and result of mastering externally set, extra-positive teacher knowledge and competencies, other socio-professional requirements, with the subjective beginning-the inner world of the individual with all the richness of its creative abilities and qualities. The article substantiates the position that the profession of a University teacher is one of the most complex and most valuable areas of activity in the system of social division of labor. Attention is drawn to unresolved issues in the training and use of teaching staff and their remuneration.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.20.12.P.02 УДК 378

В.И. Кирмикчи, В.И. Рашкулев,

Российский новый университет

Профессионализм преподавателя: ключевые аспекты

Под влиянием научно-технологической революции, трансформации экономики и социальной сферы в последние десятилетия осуществлены кардинальные изменения в системе подготовки кадров в высшей школе. В свою очередь, эти изменения определяют необходимость повышения профессионализма преподавателей высших учебных заведений.

Конкретные требования к педагогическим работникам определены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Согласно его положениям преподаватели призваны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональ-

© Кирмикчи В.И., Рашкулев В.И., 2020 2

Российский новый университет

ном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых ими учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни;

4) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

5) систематически повышать свой профессиональный уровень [12].

Совершенствование педагогической системы вуза всегда связано с повышением требований к преподавательскому составу. В настоящее время в ходе осуществляемых изменений в структуре, составе и функциях кафедр вузов ведется поиск инструментов, стимулирующих повышение квалификации преподавателей, их самостоятельную работу по расширению сферы своей профессиональной эрудиции и компетенций.

В настоящей статье представлены результаты теоретического исследования понятия «профессионализм преподавателя». Авторы рассматривают это понятие как существенный компонент академической культуры и педагогической культуры каждого преподавателя, оказывающий влияние на формирование и функционирование образовательной среды вузов, а также на образ мысли и поведение научно-педагогических работников. Поэтому даже одно только обсуждение концепта «профессионализм преподавателя» выступает в качестве интеллектуального стимула совершенствования качественного состава научно-педагогических кадров.

Исследователи педагогической деятельности вкладывают в понятие «профессионализм преподавателя» наличие у него прикладных,

ВАСИЛИИ ИВАНОВИЧ кирмикчи

Российская Федерация, г. Москва

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии Российского нового университета. Сфера научных интересов: история, педагогика, философия. Автор более 20 опубликованных научных работ. Электронная почта: kirmikchi@mail.ru

VASILY I. KIRMIKCHI Moscow, Russian Federation

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy оf the Russian New University. Sphere of scientific interests: history, pedagogy, philosophy. Author of more than 20 published scientific papers. Email address: kirmikchi@mail.ru

Pi

Г1

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ РАШКУЛЕВ Российская Федерация, г. Москва

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии Российского нового университета. Сфера научных интересов: политология, социология, история. Автор более 40 опубликованных научных работ. Электронная почта: vr415@mail.ru

VLADIMIR I. RASHKULEV Moscow, Russian Federation

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Russian New University. Research interests: political science, sociology, history. Author of more than 40 published scientific papers. Email address: vr415@mail.ru

Рассматривается проблема профессионализма преподавателей. Показано, что профессионализм преподавателя органично объединяет объективное начало - процесс и результат освоения внешне заданных, внеположных педагогу знаний и компетенций, иных социально-профессиональных требований, с субъективным началом - внутренним миром личности со всем богатством ее созидательных способностей и качеств. Обосновано положение о том, что профессия преподавателя вуза относится к числу наиболее сложных и самых ценных сфер деятельности в системе общественного разделения труда. Обращено внимание на нерешенные вопросы в подготовке и использовании профессорско-преподавательских кадров и оплате их труда.

Ключевые слова: профессионализм преподавателя, профессиональная педагогическая компетентность, личные качества преподавателя, психолого-педагогические основы преподавательской деятельности, творчество.

The problem of teachers ' professionalism is considered. It is shown that the teacher's professionalism organically combines the objective beginning - the process and result of mastering externally set, extra-positive teacher knowledge and competencies, other socio-professional requirements, with the subjective beginning-the inner world of the individual with all the richness of its creative abilities and qualities. The article substantiates the position that the profession of a University teacher is one of the most complex and most valuable areas of activity in the system of social division of labor. Attention is drawn to unresolved issues in the training and use of teaching staff and their remuneration.

Key words: teacher's professionalism, professional pedagogical competence, personal qualities of the teacher, psychological and pedagogical bases of teaching activity, creativity.

педагогических и методических умений и навыков [6, 14]. Профессионализм преподавателя выражается в умении видеть и определять педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения [5]. Сочетание теоретических знаний с умениями и навыками применения их в учебно-воспитательной деятельности, как подчеркивается в работах исследователей образовательного про-

цесса [2, 4], может обеспечить необходимый педагогический профессионализм.

Профессионализм преподавателя предполагает высокую степень профессиональной педагогической компетентности, выступает как интегральное качество [16], которое во многом определяется уровнем развития профессионально-педагогического мышления педагога. Педагогическое творчество эффективно там и тогда, когда оно опирается

на высокую профессионально-педагогическую компетентность [13].

Профессионализм трактуется как комплексное явление, выражающееся в способности человека не только к выполнению профессиональных обязанностей, но и к реализации собственных сущностных сил в профессиональной деятельности, в гармоничном сочетании высокопрофессиональных умений и навыков с широким мировоззренческим подходом к анализу и решению возникающих проблем.

Обобщая, можно утверждать, что профессионализм преподавательской деятельности в вузе - это ин-тегративная характеристика уровня профессионально-педагогической подготовленности педагога, базирующейся на совокупности психолого-педагогических знаний, а также знаний в предметной области преподавания и требующей систематической рефлексии и постоянного совершенствования.

Опыт показывает, что успешная работа преподавателей предполагает соблюдение ряда условий, среди которых следует выделить: знание преподавателями основ педагогики и психологии высшей школы и преподаваемого предмета; учет особенностей и интересов обучающихся, психофизиологии их развития; знание специфики деятельности выпускников вуза, а также перспектив развития сферы их профессиональной деятельности. К этому надо добавить склонность к педагогической деятельности, способности к инновациям; высокие личностные качества преподавателей; стремление к самосовершенствованию.

Профессионализм преподавателей растет одновременно и в тесной взаимосвязи с процессом развития личности педагога, в первую очередь интеллектуального. Преподаватель может состояться только тогда, когда он не просто накапливает опыт, знания и навыки, но и постоянно переосмысливает их, заново проектирует свою педагогическую деятельность, свои отношения с обучающимися и коллегами.

Повышение профессионализма преподавателя тесно связано с потенциалом психического развития личности и заложенных в нем ресурсов, которые могут и должны использоваться для решения профессионально и социально значимых задач подготовки кадров. Преподаватель призван в большей мере, чем представители большинства других профессий, владеть своим внутренним миром. Хорошо известно, что педагогическая деятельность в высшей школе способствует формированию особого социально-профессионального типа личности [10] с определенными ценностными ориентациями, характером, стилем общения.

Существенная предпосылка профессионализма преподавателя -склонность к педагогической деятельности. Ее психологическую основу составляет устойчивая потребность субъекта к обучению и воспитанию других людей, сформировавшаяся в процессе приобретения профессионального и социального опыта. Анализ профессиональной деятельности педагогов и специальной литературы [5, 7, 14] позволяет определить основные компоненты склонности к преподавательской деятельности. В их число принято включать стремле-

ние к работе с людьми; положительное отношение к процессу обучения и воспитания молодежи; стремление к оказанию помощи другим людям; быстрота и легкость установления межличностных контактов; отзывчивость и общительность; понимание психического состояния другого человека и сопереживание ему.

Склонность к педагогической деятельности оказывает влияние на направленность личности. В общепсихологическом смысле направленность личности понимается как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека [6, 8, 11, 15, 16]. В ее состав включают интерес и расположенность к представителям младших поколений как отражение потребности в педагогической деятельности; психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность (прогностические способности); педагогический такт; организаторские способности; требовательность, настойчивость, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, самооценку, профес-

сиональную работоспособность [4, 10, 17].

Формирование названных и других компонентов направленности к определенному виду деятельности находится в прямой зависимости от ее способностей личности, которые формируются и проявляются на основе индивидуальных качеств преподавателя, уровня предшествующей подготовки, в том числе психолого-педагогической, а также жизненного опыта и отношения к своей деятельности. Выделяют следующие виды способностей преподавателя: коммуникабельность (способность общаться); способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоциональную устойчивость; оптимистическое прогнозирование; способность к наблюдению; педагогическую интуицию; способность к творчеству и др.

Уровень способностей преподавателя влияет на формирование и развитие способностей у студентов. Способности являются индивидуальными предпосылками успешной преподавательской деятельности и стимуляторами профессионального роста.

В ряду личностных качеств преподавателя выделяют высокую эмоциональную устойчивость, поведенческую гибкость, адекватную положительную самооценку, высокий уровень ответственности, развитую способность к сопереживанию, самоорганизованность, конструктивную реакцию на ошибки и трудности, возникающие в процессе педагогической деятельности, широкий кругозор, педагогический такт, деликатность в общении. Сочетание перечисленных качеств личности преподавателя играет ведущую роль в формировании его профессионализма.

Профессионализм преподавателя рассматривается как определенный уровень сформированно-сти педагогического мастерства [13, 18], обеспечивающий стабильно высокие результаты учебно-воспитательного процесса. Его опреде-

ляют как умение педагога профессионально и эффективно реали-зовывать концептуальные идеи, теоретические и методические положения в реальной педагогической практике. Ряд исследователей определяет педагогическое мастерство как высшую ступень профессионализма [11].

Педагогическое мастерство преподавателя неотделимо от его эмоционально-психологической ауры и творческих качеств. Что касается творчества, то с психолого-педагогических позиций оно рассматривается как деятельность, способствующая созиданию и инновациям. Именно такой и является преподавательская деятельность, в ходе которой происходит передача знаний педагога обучающимся, осуществляется воспитательное воздействие [2, 4, 9, 16].

Творчество преподавателя разнообразно. Оно проявляется в нестандартных подходах к решению педагогических проблем, в

применении в образовательном процессе новых методов, форм, средств, приемов и их оригинальных сочетаний; в эффективном использовании имеющегося опыта в новых условиях; в умении видеть различные варианты решения одной и той же проблемы, в формулировке разнообразных оперативных целей; в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия.

В этом пункте нашего анализа попытаемся обобщить сказанное и дать развернутое определение профессионализма.

Во-первых, профессионализм преподавателя представляет собой интегральное качество и результат становления педагогических компетенций педагога, объединяющие в себе психолого-педагогическую основу, предметную подготовку преподавателя по специальности и направлению обу-

чения студентов, дидактическую и методическую подготовку, научно-исследовательскую, коммуникативную и информационную составляющие, обеспечивающие продуктивную деятельность в современном образовательном пространстве.

Во-вторых, профессионализм преподавателя - это состояние внутреннего мира педагога и проявление таких его личных качеств и свойств, как склонность к педагогической деятельности, направленность личности, способность к рефлексии, творческие качества и педагогическое мастерство.

Таким образом, мы видим, что профессионализм преподавателя органично объединяет объективное начало - процесс и результат освоения внешне заданных, внеположных педагогу знаний и компетенций, иных социально-профессиональных требований, с субъективным началом - внутренним миром личности со всем богат-

Преподаватель вуза, владеющий аудиторией, управляет ею, как дирижер оркестром

ством ее созидательных способностей и качеств. По мнению авторов, на этом основании профессию преподавателя вуза можно отнести к числу наиболее сложных и самых ценных в системе общественного разделения труда.

Очевидно, что профессия преподавателя ценна не сама по себе. Профессионализм преподавательской деятельности призван способствовать росту эффективности образовательного процесса, вызвать чувство уверенности в работе и характеризоваться адекватностью достигнутых результатов в организации занятий по дисциплине подготовки обучающихся в вузе

В конечном счете именно от уровня профессионализма преподавателей в решающей степени зависят качество обучения, воспитания, уровень психологической готовности и стремление студентов к самосовершенствованию в процессе их подготовки к профессиональной деятельности. Взятый в целом, профессионализм преподавательской деятельности занимает ведущее ме-

сто в числе факторов развития и роста вуза.

Законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты в области высшего образования учитывают особое значение профессионализма преподавателей и его определяющую роль в развитии высшей школы. Созданы и функционируют система подготовки преподавателей в магистратуре, аспирантуре и докторантуре, система присвоения ученых степеней и званий, система конкурсного замещения преподавательских должностей, а также система регулярной аттестации профессорско-преподавательских кадров. Предъявляются весьма высокие требования к повышению квалификации преподавателей и к их публикационной активности.

Однако эти и другие инструменты улучшения качественного состава преподавателей функционируют далеко не безукоризненно. В последние годы действует тенденция к снижению эффективности аспирантуры. По сравнению с советским периодом, когда в вузах в широких

масштабах велись хозрасчетные исследования и разработки, резко сузились возможности участия преподавателей в прикладных научных работах. В условиях, когда прекращено бюджетное финансирование научной периодики, публикационная активность преподавателей во многом сводится к приобретению ими редакционно-издательских услуг. Не отвечает социально-экономической роли и культурному значению деятельности преподавателей сложившийся уровень оплаты их труда, что вызывает миграцию квалифицированных преподавателей в зарубежные страны.

Все эти проблемы хорошо известны. Но решаются они медленно. Поэтому академическое сообщество призвано ставить их вновь и вновь, опираясь на авторитет таких организаций, как Российский Союз ректоров высших учебных заведений, Профессорский форум. Свой вклад в повышение авторитета профессионализма преподавателей и его общественное признание призваны вносить и исследователи образования и науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1983. 190 с.

3. Бабушкин Г.Д. Взаимосвязь профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 62-70.

4. Багаева И.Д. Учителю о профессионализме педагогической деятельности и путях его формирования: метод. рекомендации. Гомель: Гомельск. обл. ин-т усовершенствования учителей, 1989. 89 с.

5. Бардыго Н.С. Дистанционное обучение в высшей школе: учебно-метод. пособие. М., 2011. 40 с.

6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

7. Буланова-Топоркова В.М. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 544 с.

8. Быкова А.К. Развитие педагогического мастерства преподавателей высшей школы: Теория и практика. М.: ВУК, 2000. 200 с.

9. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003. 415 с.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000. 384 с.

11. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности: метод. пособие. СПб.: Рыбинск, 1993. 54 с.

12. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 10.10.2020).

13. Поташник М.Н. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. М.: Центр педагогического образования, 2009. 448 с.

14. Рубанов В.И., Яценко Н.О. Планирование и осуществление подготовки студентов всех форм обучения с использованием системы дистанционного обучения. М., 2012. 27 с.

15. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Междунар. педагогическая академия дошкольного образования, 1995. 188 с.

16. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2005. 400 с.

17. Субботин В.И. Направления совершенствования профессионализма преподавателей вуза // Материалы межвузовской науч.-практ. конф. М.: Институт экономики и антикризисного управления, 2000. С. 83-86.

18. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Школа-Пресс, 1995. 182 с.

REFERENCES

1. ArxangeTskij S.I. (1980) Uchebny'j process v vy'sshej shkole, ego zakonomerny'e osnovy' i metody [Educational process in higher school, its legal bases and methods]. Moscow: Higher school. 368 p. (In Russian).

2. Babanskij Yu.K. (1983) Optimizaciya uchebno-vospitatel'nogo processa [Optimization of the educational process]. Moscow: Prosveshchenie. 190 p. (In Russian).

3. Babushkin G.D. (1987) Vzaimosvyaz' professionaTnogo interesa i sklonnosti k pedagogicheskoj deyatel'nosti [Interrelation of professional interest and propensity to pedagogical activity]. Question of psychology. No. 2. Pp. 62-70. (In Russian).

4. Bagaeva I.D. (1989) Uchitelyu o professionalizme pedagogicheskoj deyatel'nosti i putyax ego formirovaniya [To the Teacher about professionalism of pedagogical activity and ways of its formation]. Gomel: Gomel Region Institute of Teacher Improvement. 89 p. (In Russian).

5. Bardy'go N.S. (2011) Distancionnoe obuchenie v vy'sshej shkole [Distance learning in higher education: educational and methodological guide]. Moscow. 40 p. (In Russian).

6. Bodrov V.A. (2001) Psixologiya professional'noj prigodnosti [Psychology of professional fitness]. Moscow: PER SE. 511 p. (In Russian).

7 Bulanova-Toporkova V.M. (2002) Pedagogika i psixologiya vy'sshej shkoly' [Pedagogy and psychology of higher education: textbook]. Rostov-on-Don: Feniks. 544 p. (In Russian).

8. By'kova A.K. (2000) Razvitie pedagogicheskogo masterstva prepodavatelej vy'sshej shkoly': Teoriya i praktika [Development of pedagogical skills of higher school teachers: Theory and practice]. Moscow: VUK. 200 p. (In Russian).

9. Gromkova M.T. (2003) Psixologiya i pedagogika professional'noj deyatel'nosti [Psychology and pedagogy of professional activity]. Moscow: UNITY DANA. 415 p. (In Russian).

10. Zimnyaya I.A. (2000) Pedagogicheskaya psixologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: UNITY DANA. 384 p. (In Russian).

11. Kuz'mina N.V., Rean A.A. (1993) Professionalizm pedagogicheskoj deyatel'nosti [Professionalism of pedagogical activity: a methodological guide]. Saint-Petersburg; Rybinsk. 54 p. (In Russian).

12. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: federally']' zakonot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ.18. URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/36698 (date accessed: 10.10.2020). (In Russian).

13. Potashnik M.N. (2009) Upravlenie professional'ny'm rostom uchitelya vsovremennojshkole [Management of professional growth of a teacher in a modern school]. Moscow: Center for Pedagogical Education. 448 p. (In Russian).

14. Rubanov V.I., Yacenko N.O. (2012) Planirovanie i osushhestvlenie podgotovki studentov vsex form obucheniya s ispol'zovaniem sistemy' distancionnogo obucheniya [Planning and implementation of training of students of all forms of education using the distance learning system]. Moscow. 27 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Simonov V.P. (1995) Diagnostika lichnosti iprofessional'nogo masterstva prepodavatelya [Diagnostics of the teacher's personality and professional skills]. Moscow: International Pedagogical Academy of Preschool Education. 188 p. (In Russian).

16. Smirnov S.D. (2005) Pedagogika i psixologiya vy'sshego obrazovaniya: ot deyatel'nosti k lichnosti [Pedagogy and psychology of higher education: from activity to personality]. Moscow: Academy. 400 p. (In Russian).

17.Subbotin V.I. (2000) Napravleniya sovershenstvovaniya professionalizma prepodavatelej vuza [Directions for improving the professionalism of University teachers]. Materials of the interuniversity scientific and practical conference. Moscow: Institute of Economics and anticrisis management. Pp. 83-86. (In Russian).

18. Shakurov R.X. (1995) Tvorcheskij rost pedagoga [Creative growth of the teacher]. Moscow: School-Press. 182 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.