Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА КАК КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ: К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ'

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА КАК КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ: К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заславская О. В.

Рассматривается феномен профессиональной культуры современного педагога как компонент его «педагогической личности». Автор анализирует проблему формирования профессионального мировоззрения учителя, роль и место вуза и учреждений дополнительного профессионального образования в подготовке педагогов к эффективной и безопасной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S PROFESSIONALISM AS A CATEGORY OF CULTURE: ON THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL PERSONALITY OF THE MODERN TEACHER

The article deals with the phenomenon of professional culture of a modern teacher as a component of his «pedagogical personality». The author analyzes the problem offormation of professional Outlook of the teacher, the role and place of the University and institutions of additional professional education in the preparation of teachers for effective and safe professional activities.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА КАК КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ: К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 371.98.3:12 ЗАСЛАВСКАЯ О.В.

доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель школы РФ, заведующая кафедрой теории и методики образования ТулГУ (Тула) E-mail: ovzaslav@yandex.ru

UDC 371.98.3:12 ZASLAVSKAYA O.V.

Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Honored teacher of the school of the Russian Federation, Head of the Department of theory and methodology of Education of Tula

State University (Tula) E-mail: ovzaslav@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА КАК КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ: К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

TEACHER'S PROFESSIONALISM AS A CATEGORY OF CULTURE: ON THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL PERSONALITY OF THE MODERN TEACHER

Рассматривается феномен профессиональной культуры современного педагога как компонент его «педагогической личности». Автор анализирует проблему формирования профессионального мировоззрения учителя, роль и место вуза и учреждений дополнительного профессионального образования в подготовке педагогов к эффективной и безопасной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональная культура, педагогическая личность, профессиональное мировоззрение, профессиональная позиция, формирование профессиональной культуры педагога.

The article deals with the phenomenon of professional culture of a modern teacher as a component of his «pedagogical personality». The author analyzes the problem offormation of professional Outlook of the teacher, the role and place of the University and institutions of additional professional education in the preparation of teachers for effective and safe professional activities.

Keywords: professional culture, pedagogical personality, professional Outlook, professional position, formation of professional culture of the teacher.

Развитие современного образования немыслимо без осознания ведущей роли учителя как субъекта совершенствования педагогической действительности - её содержания, технологий преобразования, целей и ценностей процессов, в ней происходящих.

Проблеме исследования профессионально-личностных качеств педагога современной Школы посвящено немало работ учёных и описаний опыта практиков образования [2]. Каждая из них исследует учителя с точки зрения его профессиональной значимости: потенциалов личностного роста, практической полезности его профессиональных действий и поступков, рисков и кризисов его профессионального становления и развития.

Тем важнее понять: что такое профессиональная культура педагога? Каков он - «педагог культурный»? Каким образом формируется профессиональная культура педагога и какие факторы влияют на эффективность этого процесса?

Выдающийся русский педагог-философ С.И.Гессен очень выразительно обозначил смысл и цель образования: «Задача образования, - писал он, - состоит в превращении природного человека - в культурного» [1, с. 36]. Используя эту формулу, скажем: задача подготовки современного педагога состоит в превращении

«природного» учителя - в культурного. Заметим, что «природных» учителей на самом деле немало: лидеры по натуре, активные и артистичные, они часто выбирают учительство как профессию [2].

Культурный учитель - это, прежде всего, педагогическая личность, и результат его деятельности - конкретный профессиональный результат: разносторонне развитая личность ребёнка-ученика, его опыт, его культура, его ценности, его готовность к преобразованию своей жизни и обустройству своей судьбы [2, с. 165-167].

Чем характеризуется профессиональная культура педагога?

Профессиональная культура - важнейшая составляющая профессионализма педагога: наряду и во взаимодействии с такие компонентами профессионализма, как профессиональным мышление и мотивация, профессиональные потребности и привычки, профессиональные интересы и профессиональное поведение, культура выступает как основа «педагогической личности» учителя, как стержень его профессиональной позиции, самостоятельности и свободы.

Профессиональная культура - это не владение набором методических штампов, а знание и понимание

* Статья публикуется на средства гранта РФФИ №18-013-00992

© Заславская О.В. © Zaslavskaya O.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019

«устройства» педагогического процесса. Только такое знание дает учителю ощущение внутренней профессиональной и гражданской свободы, рождает потребность в творчестве, позволяет педагогу осознать себя не «работником образования», но деятелем культуры.

Таким образом, профессиональную культуру мы понимаем как динамическое единство понятого, пережитого и личностно принятого человеком профессионального знания о закономерностях процесса профессиональной деятельности, его внутренней логике, причинно-следственных зависимостях, определяющих его успех на различных участках [3]. Такое знание порождает набор необходимых и достаточных профессиональных умений: умения выбирать образовательные модели и осваивать новое, оценивать и изменять педагогическую ситуацию, отличать принципиально важное от формального и случайного, защищать свою профессиональную позицию и пространство профессиональной свободы. В структуре педагогической личности профессиональная культура занимает главное место: её ядром является профессиональное мировоззрение, которое, в свою очередь, определяет профессиональную позицию педагога в целом.

Многие проблемы педагогической деятельности связаны с отсутствием у педагогов-практиков профессиональной позиции. Детская вера в то, что вся педагогическая мудрость содержится в распоряжения «сверху», нежелание самостоятельно осваивать научные основы педагогического процесса приводит к тому, что учитель теряет главные профессиональные ориентиры: смыслы и цели деятельности, собственные профессиональные мотивы, потребности и интересы. Последствием этого становятся и неготовность принимать инновации, и боязнь проявить инициативу, и раннее эмоциональное выгорание. «Снаружи» такую ситуацию по отношению к педагогу можно определить, как «острую профессиональную недостаточность».

Педагог культурный - носитель действенного знания и профессиональных убеждений - готов создавать и защищать пространство своей профессиональной свободы и профессиональной ответственности. В этом пространстве - профессиональный выбор, профессиональные риски, профессиональные трудности и профессиональные удачи. Другими словами, живая и постоянно изменяющаяся педагогическая реальность, животворная и продуктивная с точки зрения главного педагогического результата: ученика обученного, ученика воспитанного, ученика счастливого.

Что меняет в профессиональной жизни учителя сформированная и устойчиво функционирующая профессиональная культура?

• учитель становится способен к профессиональной самоидентификации и внутренней установке на осознание себя представителем интересов ребёнка на уроке, его «агентом» в пространстве школьной жизни, защитником его познавательности, активности, любопытства и самостоятельности;

• повышается уровень профессиональной безо-

пасности педагога: надо понимать, что без ощущения профессиональной безопасности невозможны творчество и инициативность, что развитая педагогическая культура, позволяя точно выбирать пути решения производственной задачи, укрепляет в учителе готовность защищать свой методический выбор, свой стиль деятельности, свою модель взаимоотношения с детьми и коллегами и пр.. Жесткие внешние воздействия на школу, зачастую непрофессиональные, приводят к тому, что педагога фактически отлучают от профессии, грубо нарушают его личное профессиональное пространство, снижают его профессиональную самооценку, а значит, мешают ему быть творческим, самостоятельным и продуктивным;

• профессиональная культура защищает педагога от профессионального выгорания: психологи скажут, что феномен «выгорания» сложнее и разнообразнее в своих причинах и проявлениях, но можно уверенно предположить, что опора на профессиональную культуру, уверенная профессиональная позиция помогает сберечь себя эмоционально и физически на долгие годы.

Отметим также, что коллектив, состоящий из «педагогов культурных» - это подлинно творческое сообщество, способное продуктивно, разумно и экономно с точки зрения затраченных усилий решать самые сложные проблемы развития образовательного учреждения, укрепления его статуса в социуме и т.д. [2].

Каким образом формируется профессиональная культура педагога и что влияет на эффективность этого процесса?

Профессиональная культура - результат долговременных и многотрудных усилий и самого учителя, и тех, кто призван его сопровождать и поддерживать. В первую очередь мы имеем в виду институты и структуры в системе педагогического образования и повышения профессиональной квалификации учителя. Педагогический вуз - всего лишь начальная ступень на пути «культурного» роста учителя, и только при условии непрерывности процесса профессиональной подготовки молодой учитель может взойти на вершины педагогического мастерства.

Особое место в этом должны занимать институты дополнительного профессионального образования -квалифицированные посредники между высокой педагогической наукой и живой педагогической практикой.

Важно осознавать, что задача этой системы, существующей в едином образовательном пространстве рядом с педагогическими вузами, состоит не в «повторении ранее изученного» и не в передаче чужого опыта: в то время как вузы обязаны научить будущего учителя, условно говоря, «букварю» педагогики, миссия системы повышения квалификации - привить ему «культуру чтения» педагогических «текстов», их понимания, интерпретации и творческого переосмысления [3].

Если эту задачу видеть именно так, то многое, что традиционно установилось в организации и содержании образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования, потребует переосмыс-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ления и трансформации.

И главное здесь - перестройка системы принципов отбора содержания образования, которое получают слушатели в процессе курсовой подготовки. Сегодняшний подход мы назвали бы «методическим»: в центр внимания учителя помещаются частные вопросы современной методики преподавания предмета, описание и характеристика успешного опыта, последних директивных документов и т.п. На наш взгляд, гораздо важнее и эффективнее в смысле формирования профессиональной культуры педагога такой подход к отбору содержания образования, который мы назвали «культурологическим»: в качестве компонента культуры здесь выступают теория обучения и воспитания школьников, основы психологии развития личности средствами образования [5].

В этой связи основной массив учебного материала должен определяться тематикой общепедагогического характера, имеющего, по определению, не методическую, а мировоззренческую, культурологическую направленность. Опыт и наблюдения показывают, что зачастую даже опытный учитель с большим педагогическим стажем, демонстрирующий навыки использования разнообразных методических приемов и средств на уроке, не в силах сформулировать реальную цель учебного занятия, обосновать осуществляемый им выбор тех или иных способов решения дидактической задачи, спроектировать образовательный результат урока. Эта ситуация усугубляется, когда речь идет о молодом педагоге. Есть все основания утверждать, что значительную роль в таком положении дел играет «методический» подход к

отбору содержания образования в системе повышения квалификации.

С другой стороны, очевидно, что формирование профессионального мировоззрения как основы профессиональной культуры педагога не определяется объемом теоретического материала в общем массиве содержания курсовой подготовки. Речь идет о том, что педагогическая теория должна быть представлена учителю-слушателю в практикоприемлемой форме, т.е. в качестве развернутых технологических циклов его профессиональной деятельности [3]. Иначе говоря, сделав центром и целью дополнительного профессионального образования учителя его «педагогическую личность», применять в процессе повышения квалификации то, что способно формировать профессиональное мышление учителя, его профессиональное мировоззрение, систему профессиональных мотивов, потребностей и интересов, его профессиональное поведение.

А.С. Макаренко, имея в виду учительство России, писал в первые советские годы: «Нам не нужно 40 тысяч талантов, нам нужно 40 тысяч мастеров». Сегодня, в новом тысячелетии, нам нужны талантливые мастера. Мастерство учителя определяется уровнем его профессиональной культуры, т. е. пониманием внутреннего устройства процесса обучения, знанием всей системы закономерностей, которые лежат в основе воспитания личности. Профессиональная культура питает педагогическое творчество, обеспечивает внутреннюю свободу личности учителя, укрепляет профессиональное сообщество и делает возможными те преобразования, которых ждет общество от школы [4].

Библиографический список

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Ведение в прикладную философию./ Отв. ред и сост. П.В.Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

2. Заславская О.В., ЖаркихН.Г. Профессиональная личность педагога: трактовки и гипотезы. Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (75). Орел, 2017. С. 236-242.

3. Заславская О.В., Сальникова О.Е. Современный педагог: условия и факторы становления профессиональной культуры. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №11-6. М., 2015. С.68-73.

4. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. М.; СПб: Нестор-История, 2014. 376 с.

5. Учительская газета - электронная версия. URL: http://ug.ru//.

References

1. Gessen S.I. basics of pedagogy. Introduction to applied philosophy / OTV. red and comp. P.V. Alekseev. M.: School Press, 1995. 448 p.

2. Zaslavskaya O.V., Zharkikh.G. Professional identity of teachers: interpretations and hypotheses. Scientific notes of Orel state University. No. 2 (75). Eagle, 2017. P. 236-242.

3. Zaslavskaya O. V, Salnikova O.E. Modern teacher: conditions and factors of formation of professional culture. Actual problems of Humanities and natural Sciences. No. 11-6. M., 2015. P. 68-73.

4. Mitina L.M. Psychology of personal and professional development of subjects of education: monograph. M.; SPb: Nestor-History, 2014. P. 376.

5. Teachers ' newspaper-electronic version. URL: http://ug.ru//.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.