Научная статья на тему 'Образование взрослых : реальность и перспектива'

Образование взрослых : реальность и перспектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заславская О. В.

Рассматриваются актуальная проблема совершенствования системы образования взрослых как элемента непрерывного образования граждан, а также задачи, содержание, свойства, принципы и формы системы повышения квалификации с позиций формирования профессионального мировоззрения как основы профессиональной культуры педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заславская О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADULT EDUCATION : REALITY AND PROSPECTS

The article is devoted to the topical problem of improvement of the system f adult education as an element of continuous education of the citizens. The author considers the objectives, content, properties, principles and forms of the system of improvement of qualification with the position of formation of professional worldview as a basis of professional culture of the teacher.

Текст научной работы на тему «Образование взрослых : реальность и перспектива»

Так, например, субпроект «Будущее» включает в себя такое направление деятельности, как формирование знаний, умений и навыков профессионального самоопределения, которое предполагает следующие действия: разработку программы профориентации и профессионализации детей-сирот; введение цикла занятий «Я и моя профессия»; расширения информационной базы детского дома по проблеме профориентации детей и пр. Планируемые педагогические события (персональные выставки детского художественного творчества; конкурсы профмастерства; диспуты и т.д.) нацелены на значимый педагогический (социально-педагогический) результат: личностную готовность ребенка к обоснованному выбору профессии.

Реализуя комплексную программу социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе детского дома и подготовки их к будущей самостоятельной жизни в обществе, мы на практике обеспечиваем перевод детских проблем в управляемое педагогическое русло через выявление, коррекцию и - в конечном итоге - преодоление детских проблем, превращение их из тупиков саморазвития в механизмы саморазвития формирующейся личности.

O.V. Zaslavskaya

THE PROJECT "CHILDREN'S PROBLEMS": SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

The article is devoted to the topical problem of social rehabilitation of children-orphans in the educational system of children's home and their preparation for future independent life in the society. The authors consider the system of pedagogical support of the child on the example of the socio-pedagogical project "Children's problems".

Key words: social rehabilitation of children-orphans, pedagogical support of the child, pedagogical project, "children's problems."

Получено 15.05.2012

УДК 378.046.4

О.В.Заславская, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, 8-4872- 35-03-61, ovzaslav@yandex.ru (Россия, Тула, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»)

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА

Рассматриваются актуальная проблема совершенствования системы образования взрослых как элемента непрерывного образования граждан, а также задачи, содержание, свойства, принципы и формы системы повышения квалификации с позиций формирования профессионального мировоззрения как основы профессиональной культуры педагога.

Ключевые слова: образование взрослых, профессиональная культура, повышение квалификации, профессиональное мировоззрение.

Любое образование направлено на решение задачи «превращения природного человека — в культурного» (С.И. Гессен). Превращение в культурного человека — не одномоментный акт, не мероприятие, не зада-

ча какого-то отдельного периода, а длительный и многосложный процесс, требующий всей человеческой жизни. Остановка на этом пути означает лишь регресс, движение вспять, потерю достигнутых результатов. Строго говоря, нельзя «получить образование» — его можно только «получать» в течение всей жизни. Естественно, что разные этапы жизни человека характеризуются разными формами получения образования. Таким образом, образование взрослых — одна из подсистем общей системы образования граждан, имеющая свою специфику.

Система образования вообще и система образования взрослых должна опираться на надежную основу из педагогических принципов, закономерностей, которые, в свою очередь, рождают полноценные педагогические технологии. Сказать, что таковых сегодня не существует, нельзя. Но и говорить, что сегодняшний уровень теоретического и технологического осмысления проблемы образования взрослых нас вполне устраивает — тоже будет неверно. Успешно функционирующие курсы и институты повышения квалификации специалистов различных профилей, конечно, во многом обеспечивают решение общей проблемы. В последние годы активно проявляют себя различные учебные заведения, условно говоря, «второго высшего образования» и дополнительного профессионального образования.

При этом следует отметить, что в основном деятельность этих образовательных структур направлена на повышение профессиональной квалификации, для них характерен уход в узкую профессионализацию, их главная задача — формирование дополнительных (новых) или закрепление полученных ранее профессиональных навыков.

Понятно, что образование взрослых — это образование по выбору, т.е. в полной мере сервисная служба. И те, кто заказывает эти услуги, настроены исключительно прагматично. Но те, кто обеспечивает этот процесс, должны понимать, что задачи образования взрослых много шире того, что «заказывает» человек, что возможности такого образования гораздо богаче, если речь идет о превращении природного человека — в культурного.

Если попытаться определить эти широкие задачи, которые в различных формах может решать система образования взрослых, или, другими словами, определить, что может дать такая система взрослому человеку помимо повышения его профессиональной квалификации, то выявляется следующее:

• образование взрослых способно выступать как способ овладения культурой — профессиональной, эстетической, политической, экологической, этической и т.п.;

• образование взрослых может стать источником разнообразного опыта человека, обогащения, приращения и развития этого опыта;

• при правильной постановке дела образование становится для взрослого человека еще одной формой жизнедеятельности, тем самым, обогащая систему его жизнедеятельности, его внутренний мир, спектр интересов, мотивов, установок, привычек и потребностей личности, приобретает для него положительный личностный смысл.

Образование свяжет взрослого человека с культурой в том случае, если кроме «предметного» (например, узкопрофессионального) знания оно будет обеспечивать формирование «надпредметного», мировоззренческого, «культурного» знания (например, знания о путях и способах профессиональной деятельности). Речь идет о выявлении и предъявлении обучающимся мировоззренческого пласта содержания образования, таких понятий, как культура труда, коллектив, общение, цель, истина, поиск, творчество, успех и т.п. Благодаря целенаправленной работе с этими понятиями укрепляется общая культура личности взрослого человека, формируется и развивается его мировоззрение.

Образование станет источником разнообразного опыта взрослого, если будет обеспечена такая организация образовательного процесса, при которой обучающийся становится активным субъектом образовательной деятельности, участником преобразования собственной личности. Важно понять, что образование взрослых — это, прежде всего, партнерская деятельность всех ее участников. В этой связи очень важную роль может сыграть выбор педагогических технологий обучения взрослых — работа в группах и самостоятельно, решение задач по алгоритму и создание проблемных ситуаций, освоение материала с помощью технических средств — и на вербальном уровне, экстернат, индивидуальные программы обучения и т. п.

Образование как форма организации духовной жизни человека должно войти в систему положительных личностных смыслов обучающихся, стать для каждого ценностью, органически встроиться в ценностный ряд. Это возможно, если объективно значимую цель заменить на лич-ностно значимую, если образование осуществляется в присущих для взрослого человека формах жизнедеятельности — ими является труд, творчество, общение, профессиональные ориентации, целеполагания и т.д.

Эти свойства (принципы) формирования и развития системы образования взрослых могут быть реализованы в различных формах. Многие из них уже успешно используются. В качестве примера можно привести опыт работы самой старой из имеющихся моделей образования взрослых — институтов повышение квалификации учителей.

Как известно, профессиональное образование учителя не заканчивается, а только начинается педагогическим вузом. Далее идут долгие годы накопления опыта, самообразования, учения на собственных и чужих ошибках. Только непрерывный процесс профессиональной подготовки позволяет молодому учителю взойти на вершины педагогического мастер-

ства. Немаловажную роль в этом может и должна сыграть сложившаяся за десятилетия система повышения профессиональной квалификации педагогических кадров. Важно осознавать, что задача этой системы, существующей в едином образовательном пространстве рядом с педагогическими вузами, состоит не в «повторении ранее изученного» и не в передаче чужого опыта. В то время как вузы обязаны научить будущего учителя, условно говоря, «букварю» педагогики, задача системы повышения квалификации — привить «культуру чтения» педагогических «текстов», их понимания и творческого переосмысления.

Если рассматривать общее среднее образование через призму задач развития личности, если подчинить этому весь педагогический процесс, то каждому учителю придется осваивать гораздо более сложные пласты содержания педагогической деятельности, чем просто современные методики преподавания или воспитательной работы. В качестве важнейшей проблемы выступает проблема формирования культуры — в данном случае профессиональной культуры учителя. К примеру, учительская профессия традиционно воспринимается как искусство, как божий дар, как миссия. Однако вряд ли в современном мире можно найти более массовое «производство», чем производство ученика обученного, ученика воспитанного. А.С. Макаренко когда-то, имея в виду учительство России в первые советские годы, писал: «Нам не нужно 40 тысяч талантов, нам нужно 40 тысяч мастеров». Сегодня, в первые годы нового тысячелетия, нам нужны талантливые мастера. Мастерство учителя определяется уровнем его профессиональной культуры, т.е. пониманием внутреннего устройства процесса обучения, знанием всей системы закономерностей, которые лежат в основе воспитания личности. Профессиональная культура питает педагогическое творчество, обеспечивает внутреннюю свободу личности учителя, укрепляет профессиональное сообщество и делает возможными те преобразования, которых ждет общество от школы.

Профессиональную культуру мы понимаем как динамическое единство понятого, пережитого и личностно принятого человеком знания о профессии, о закономерностях процесса профессиональной деятельности, его внутренней логике, причинно-следственных зависимостях, определяющих успех на различных его участках. Если в рамках повышения квалификации учителя исходить из такой задачи, то многое, что традиционно установилось в организации и содержании образовательного процесса в системе повышения квалификации, потребует переосмысления и трансформации.

И главное здесь — изменение принципов отбора содержания образования, которое получают наши слушатели в процессе курсовой подготовки. Сегодняшний подход мы назвали бы «методическим»: в центр внимания учителя помещаются частные вопросы современной методики преподавания предмета, описание и характеристика успешного опыта, работа

с последними директивными документами и т. п. На наш взгляд, гораздо важнее и эффективнее в смысле формирования профессиональной культуры педагога, особенно молодого, такой подход к отбору содержания образования, который мы назвали «культурологическим», причем в качестве компонента культуры здесь выступают теория обучения и воспитания школьников, основы психологии развития личности ребенка средствами образования. Другими словами, в содержание учебных занятий на курсах повышения квалификации прежде всего и значительнее всего должны войти наиболее общие закономерности учебно-воспитательного процесса, анализ его внутреннего «устройства», логика методического выбора, а не его возможные многочисленные варианты. Особое значение такой подход имеет, когда речь идет о повышении квалификации молодого учителя, процесс формирования профессиональной позиции и профессионального мировоззрения которого еще только начинается.

В этой связи основной массив учебного материала должен, на наш взгляд, определяться тематикой общепедагогического характера, имеющего, по определению, не методическую, а мировоззренческую, культурологическую направленность. Опыт и наблюдения показывают, что зачастую учитель с большим педагогическим стажем, демонстрирующий навыки использования разнообразных методических приемов и средств на уроке, не в силах сформулировать реальную цель учебного занятия, обосновать осуществляемый им выбор тех или иных способов решения дидактической задачи, спроектировать образовательный результат урока. Эта ситуация усугубляется, когда речь идет о молодом учителе. Есть все основания утверждать, что значительную роль в таком положении дел играет «методический» подход к отбору содержания образования в системе повышения квалификации.

С другой стороны, очевидно, что формирование профессионального мировоззрения как основы профессиональной культуры педагога не определяется объемом теоретического материала в общем массиве курсовой подготовки. Речь идет о том, что педагогическая теория должна быть представлена учителю-слушателю в практикоприемлемой форме, т. е. в качестве развернутых технологических циклов его профессиональной деятельности.

Содержание образования в системе повышения квалификации учителей должно обогатиться не только новыми знаниями, но и новыми — иными — профессиональными умениями и навыками.

В условиях модернизации российского образования современная педагогическая практика характеризуется потребностью в освоении научно обоснованных и продуктивных подходов к совершенствованию учебного процесса как фактора формирования и развития воспитательной системы школы. Опыт и наблюдения показывают, что эти разработки будут иметь большее практическое значение, если выступят в виде педагогиче-

ских проектов становления и развития процесса обучения, дидактической подсистемы воспитательной системы школы в целом.

При этом анализ имеющихся материалов теоретических исследований и методических разработок показывает, что педагогу в основном предлагаются алгоритмы решения конкретных задач обучения или наиболее общие технологии совершенствования учебного процесса. Эти разработки условно можно рассматривать как проекты частных педагогических действий. При этом «областями» педагогического проектирования становятся лишь отдельные компоненты процесса обучения — например, его содержание или формы и методы обучения, или типы и виды познавательной деятельности учащихся. Целостный учебный процесс как фактор воспитания не стал сегодня объектом педагогического проектирования в теории и практике современной школы.

Изучение практики проектирования подтверждает тот факт, что педагоги и руководители органов и учреждений образования не владеют теоретико-методическими подходами к проектированию учебного процесса в воспитательной системе школы. Педагогическое проектирование учебного процесса как инструмент его совершенствования и обновления и как профессиональное умение педагога не стало сегодня реальной составляющей инновационного поиска отечественной школы. Тем не менее формируется и развивается интерес педагогов-практиков (в первую очередь, управленцев в сфере образования) к разработке программ развития школы, региональных программ, образовательных программ, «моделей выпускника» и т.п. На фоне этого интереса особенно важно научно-методическое обеспечение обозначенной деятельности, выявление положительного опыта «культурного» подхода к проектированию в образовании вообще и к проектированию учебного процесса в воспитательной системе школы — в частности.

Культурный — т.е. профессиональный — учитель формирует культуру личности своего воспитанника (подобное воспитывается подобным!) и ощущает себя не «работником образования», но деятелем культуры.

В профессиональном плане его задача состоит в отборе таких педагогических технологий, которые обеспечивают приобщение учащихся к культуре современности и культурной традиции. Нам кажется, что оптимальны в этом смысле все технологии проблемного, развивающего обучения, продуктивные подходы к индивидуализации образования, технология формирования учебной деятельности, компьютеризация обучения, метод проектов и т.п. Активно внедряются личные творческие планы учеников, экстернат, самостоятельный выбор форм и темпа обучения и многое другое — иначе говоря, любые педагогические технологии приобщения детей к творчески преобразующей деятельности.

Учитель становится для ребенка наставником, наперстником, покровителем, старшим другом, открывающим ему окружающий мир, ком-

паньоном на трудном пути познания, партнером для игр, объектом для подражания. В этих условиях педагог сам не может не быть личностью, доверенным лицом большой науки, нашедшей свое преломление в конкретном учебном материале. Главная цель учителя — возбудить любопытство ребенка, его познавательный интерес, сформировать на их базе систему познавательных мотивов и установок. Иное значение приобретает при этом система поощрения и наказания в учебном процессе. Примат интересов личности над объективным и отстраненным от ребенка «государственным интересом» диктует необходимость разработки системы индивидуально-личностных оценок результатов обучения. Главным критерием оценки становится уровень развития личностных свойств учащегося, качественное приращение мировоззрения, устойчивость познавательных интересов, владение способами познания. Учитель оценивает, условно говоря, учебные «поступки» и учебное «поведение» ребенка, подразумевая под этим его способность найти кратчайший и наиболее эффективный способ разрешения познавательной проблемы, умение работать в группе и самостоятельно, навыки самообразования и самоконтроля. Для дидактического стиля учителя в таком учебном процессе характерна доверительность и непринужденность, открытость и уважение к воспитанникам. Обучение «шутя» вовсе не исключает систематических занятий и глубоких и прочных знаний учащихся, речь идет об органичном для учебного процесса стиле обучения, если оно выстроено с учетом указанных выше свойств. Только такой стиль обучения может продолжить и закрепить гуманистические отношения учителя и учащихся вне урока, в процессе внеклассной, внеучебной деятельности. В подобной модели воспитания усилия педагога направлены на выработку ребенком собственного жизненного плана, при этом сам процесс выработки этого плана выступает как процесс самопознания и самосовершенствования его личности, а реализация плана — как процесс самореализации личности. Жизненный план ребенка выступает как ориентировочная основа его действий по преобразованию собственной личности.

Существенным условием формирования профессионального мастерства учителя может и должна быть педагогическая наука. Достижения передовой педагогической мысли охватывают многие и многие аспекты жизнедеятельности школы. При этом проблема связи науки и практики, превращения педагогической идеи в педагогическую действительность остается актуальной. Решение вопроса, на наш взгляд, — в создании научно обоснованных технологических циклов реализации продуктивных педагогических идей, в разработке практикоориентированной теории образования. Ученые должны быть связаны со школой не только своим профессиональным прошлым, но и профессиональным настоящим и будущим: выступать в роли экспертов, консультантов, проектировщиков новых образовательных систем. От этого «великая дидактика» не станет менее великой,

но, может быть, наконец, с ней сравняется по величине и величию массовая практика образования! Это случится только тогда, когда обогатится профессиональное сознание молодого поколения современного учительства.

Система повышения квалификации специалистов — составляющая системы непрерывного образования граждан. Обогащение и совершенствование содержания и технологий деятельности в системе повышения квалификации имеют важное социально-педагогическое значение. Но нам представляется, что для развития системы непрерывного образования в целом большие перспективы могут иметь все виды интеграции учреждений образования взрослых разных профилей. Учреждения системы образования взрослых могут и должны выступать и как научно-методические центры, осуществляющие проектные, консультативные, экспертные функции. В этом смысле идея интеграции важна особенно.

Очевидно, что обеспечить образование взрослых — это значит решить задачу не только образовательного, но и, в целом, широкого социального значения. Те, кто любит и умеет учиться — это качественно другие работники, другие руководители, другие родители. Разветвленная система образования взрослых — это принадлежность свободного общества и развитой цивилизации. Закрытые, тоталитарные государства всегда сокращают объемы образования граждан, потому что образование — это путь к внутренней и внешней свободе личности: в процессе обучения люди становятся образованней, а значит — умнее, а значит — свободнее, а значит — счастливее. Осознавая огромную социальную роль знания, нужно сделать все, чтобы система образования взрослых как элемент непрерывного образования граждан новой России крепла и развивалась.

O.V. Zaslavskaya

ADULT EDUCATION: REALITY AND PROSPECTS

The article is devoted to the topical problem of improvement of the system f adult education as an element of continuous education of the citizens. The author considers the objectives, content, properties, principles and forms of the system of improvement of qualification with the position of formation of professional worldview as a basis of professional culture of the teacher.

Key words: adult education, professional culture, improvement of skills, professional Outlook.

Получено 15.05.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.