Научная статья на тему 'Проблема профессионального развития учителя начальных классов в системе непрерывного педагогического образования Украины'

Проблема профессионального развития учителя начальных классов в системе непрерывного педагогического образования Украины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поперечная Леся Юрьевна

Целью данной статьи является определение особенностей профессионального развития учителя начальных классов в системе непрерывного педагогического образования Украины. Обосновано значение профессионального развития в целостном педагогическом процессе. В статье проанализированы программы развития педагогического образования. Представлена структура системы высшего образования и повышения квалификации педагогических работников в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема профессионального развития учителя начальных классов в системе непрерывного педагогического образования Украины»

Интеллектуальное

развитие будущего учителя

Интеллектуальное

воспитание будущего учителя

Неорганизованное становление интеллектуальной компетентности будущего учителя

Рисунок. Логические отношения между понятиями

Литература

1. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по теме «Формирование умственных действий и понятий» / П.Я. Гальперин. - М., 1965.

2. Гельфман, Э.Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся / Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная. - СПб., 2006.

3. Гетманова, А.Д. Учебник по логике / А.Д. Гетмано-ва. - М., 1995.

4. Гусаковский, М.А. Университет как центр культуро-порождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе. / М.А. Гусаковский. - Мн., 2004.

5. Зиневич, О.В. Инновационный потенциал компе-тентностного подхода: от классической к неклассической модели высшего образования / О.В. Зиневич // Философия образования. - 2009. - № 3. - С. 157 - 164.

6. Лосев, А.Ф. Бытие. Имя. Космос / А.Ф. Лосев. - М., 1993.

7. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М., 2002.

8. Савин, Е.Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности в научной деятельности / Е.Ю. Савин // Психологический журнал. -2004. - Т. 25. - № 5. - С. 50 - 59.

9. Сагатовский, В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Ч. 3 / В.Н. Сагатовский. - СПб., 1999.

10. Спутник исследователя по педагогике / авт.-сост. А.М. Баскаков, Ю.Г. Соколова; под общей ред. А.М. Баскакова. - Челябинск, 2008.

11. Холодная, М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования / М. А. Холодная. - Томск ; М., 1997.

12. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. - М., 1996.

УДК 37

Л.Ю. Поперечная

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Н.М. Бидюк

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Целью данной статьи является определение особенностей профессионального развития учителя начальных классов в системе непрерывного педагогического образования Украины. Обосновано значение профессионального развития в целостном педагогическом процессе. В статье проанализированы программы развития педагогического образования. Представлена структура системы высшего образования и повышения квалификации педагогических работников в Украине.

Развитие, профессиональное развитие.

The purpose of the article is to define the professional development of primary school teachers in the system of continuous pedagogical education in Ukraine. The importance of professional development in the educational process is proved. The programs of development of pedagogical education are analyzed in the paper. The structure of the higher education system and professional development of pedagogical workers in Ukraine are presented in the article.

Development, professional development.

Постановка проблемы в общем виде. Проблема профессионального развития учителя начальных классов в системе непрерывного педагогического образования Украины находится в центре внимания многих исследователей и ученых. Позитивные изменения произошли и в отношении непрерывного образования педагогических кадров, что обусловлено реформами в политике и экономике.

В Национальной доктрине развития образования среди важнейших проблем определена необходимость профессионального совершенствования педагогических работников, развитие конкурентоспособной системы учебных заведений, в которых осуществляется подготовка, переподготовка и повышение их квалификации, разработка и внедрение государственных стандартов последипломного педагогического образования. Проблема профессионального развития педагога относится к наиболее актуальным вопросам современного образования, является мало-разработанной и неисследованной.

В концепции педагогического образования Украины сформулирована определенная цель: «Формирование учителя, который способен развивать личность ребенка и ориентирован на личностное и профессиональное саморазвитие, готов работать творчески в учебных заведениях разного типа» [4, с. 658]. Поэтому особое значение в наше время приобретает проблема самообразования учителей, направленная именно на их профессиональное развитие.

Общеизвестно, что профессиональное развитие -необходимое условие роста профессионализма педагогов. Именно поэтому существует необходимость теоретического обоснования и практической проверки перспективной модели организации эффективного профессионального развития учителей общеобразовательных школ Украины в процессе педагогической деятельности, обучения в системе последипломного педагогического образования, самообразования, а также разработка конкретных профессиональных рекомендаций по этим вопросам, что и предопределяет актуальность темы исследования.

Анализ последних исследований и публикаций. Профессиональное развитие способствует осознанию педагогами сути новых идей, новейших образовательных технологий, их целей, основных характеристик и их связи с уже известными теориями обучения Ю. Бабанского, А. Деминцева, В. Сухомлинс-кого, С. Элканова, Г. Фицулы и т.д.

На правительственном уровне повышение качества педагогической деятельности определяется основными стандартами педагогической профессии и стимулируется национальными программами, профессиональными проектами, разработкой научных исследований в области профессионального развития.

Самые известные отечественные концепции профессионального развития и психологии профессионализма сформулированы в исследованиях О. Бода-левой, Э. Климова, Н. Кузьминой, О. Марковой, Л. Митиной, В. Моляко, Н. Побирченко, А. Фурман, В. Шадрикова и убедительно доказывают, что как личность в целом, так и ее познавательные процессы,

формируются именно в ходе развития, осуществления профессиональной деятельности, решения специфических профессиональных задач.

Описанный выше аспект видения профессионального развития учителя начальных классов и личности создает концептуальную основу для теоретического изучения и предпосылки для дальнейшего практического исследования данной проблемы.

Целью данной статьи является осуществление анализа особенностей профессионального развития учителя начальных классов в системе непрерывного педагогического образования Украины.

Изложение основного содержания. Изучение и анализ педагогического наследия дают основания считать, что развитие есть не что иное, как процесс формирования личности с обязательным постепенным накоплением новых качеств, характерных для человека. В частности, согласно мнению белорусского психолога Л. Выготского, «развитие является непрерывным процессом саморазвития, что характеризуется, прежде всего, постоянным формированием нового, чего не было на предыдущих этапах» [2, с. 358 ].

Профессиональное развитие учителя начальных классов - это приобретение педагогом новых компетенций, знаний, умений и навыков, которые он использует или будет использовать в своей профессиональной деятельности. Это процесс подготовки и повышения квалификации учителей с целью выполнения новых производственных функций, задач и обязанностей новых должностей. Соответственно, профессиональное развитие учителя - это непрерывный комплексный процесс, который включает профессиональное обучение, развитие карьеры и повышения квалификации.

Главная идея непрерывности системы образования Украины заключается в создании для каждого человека возможностей получения и пополнения знаний, развития, совершенствования, самореализации в течение всей жизни, это непосредственно касается и учителей начальных классов.

Государственная политика Украины в отношении непрерывного образования проводится с учетом мировых тенденций развития образования в течение жизни, социально-экономических, технологических и социокультурных изменений. Непрерывность образования реализуется в следующих направлениях:

1) обеспечение преемственности содержания и координации учебно-воспитательной деятельности на различных этапах образования, функционирующих как продолжение предыдущих и предусматривающих подготовку граждан для возможного перехода на следующие ступени;

2) формирование потребности и способности личности к самообразованию;

3) оптимизация системы переподготовки педагогических работников и повышение уровня квалификации, модернизация системы последипломного образования на основе соответствующих государственных стандартов;

4) создание интегрированных учебных планов и программ;

5) формирование и развитие учебных научно-производственных комплексов ступенчатой подготовки специалистов;

6) внедрение и развитие дистанционного образования.

Соответственно, учителем начальних классов разрабатываются программы профессионального развития, портфолио, методические разработки. Аттестацию учителя проходят один раз в пять лет, однако, это не мешает заниматься самообразованием постоянно, создавая новые программы и планы, изучая новшества в образовании дистанционно.

Сегодня в Украине действует Университет менеджмента образования НАПН Украины - государственное высшее учебное заведение IV уровня аккредитации инновационно-исследовательского типа. Приоритетным в деятельности Университета менеджмента образования является реализация концепции непрерывного образования, повышения профессионализма и конкурентоспособности управленческих и педагогических кадров путем усиления их готовности к инновационной деятельности. Основными направлениями образовательной деятельности университета являются: повышение квалификации руководящих и педагогических работников системы образования, подготовка специалистов с высшим образованием (второе высшее образование), подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру. С позиции профессионального развития учителя младших классов этот университет - катализатор развития последипломного педагогического образования учителя-инициатора инновационных преобразований и проектов.

В Украине разработаны и реализуются программы развития педагогического образования, которые предусматривают создание правовых, экономических и организационных условий для развития системы педагогического образования на современном этапе. В ходе исследования установлено, что в Украине существует бинарная (дуальная) многоуровневая система высшего образования, которая предусматривает сочетание традиционного университетского сектора с обособленным неуниверситетским сектором. В стране действуют высшие учебные заведения разных форм собственности: государственной, коммунальной, частной. Уровни аккредитации ВУЗов гарантируют соответствующие уровни квалификации специалистов - образовательный и образовательно-квалификационный. В Украине четыре образовательно-квалификационных уровня: младший специалист (специалист, который получил на основе полного общего среднего образования неполное высшее образование (цикл обучения 2 - 3 года) и подготовлен к профессиональной деятельности на операторском уровне); бакалавр (специалист, который получил на основе полного общего среднего образования базовое высшее образование (цикл обучения 3 - 4 года) и подготовлен к выполнению профессиональных работ на эксплуатационном уровне); специалист (получил полное высшее образование на основе базового высшего образования (цикл обучения 1 - 1,5 года) и подготовлен к выполнению профессиональных

работ на технологическом уровне; магистр (специалист, который получил полное высшее образование на основе базового высшего образования (цикл обучения 1 - 2 года) и подготовлен к выполнению профессиональных работ на исследовательском уровне). Образовательные стандарты в украинском высшем педагогическом образовании призваны стать государственными нормами качества, основой оценки деятельности ВУЗа. Общими чертами образовательных стандартов являются: квалификационные признаки (описание) специальностей, виды профессиональных задач и профессиональной деятельности, содержание высшего образования, требования к выпускникам, сроки реализации образовательных программ, объем учебной нагрузки студентов, требования к абитуриентам; условия реализации образовательного процесса, возможности дальнейшего образования. В Украине образовательные стандарты являются иерархической совокупностью взаимосвязанных компонентов (при различном их колличестве) [3, с. 12].

В высшем учебном заведении профессиональное развитие будущего учителя начальных классов происходит благодаря профессиональной подготовке. Профессиональное развитие будущего специалиста мы рассматриваем как формирование, становление, интеграцию и реализацию в учебном процессе профессионально значимых личностных качеств и способностей, а также усвоение профессиональных знаний, умений, навыков и усвоение педагогом технологий профессиональной деятельности.

Профессиональное обучение формирует у студентов цели и перспективы профессионального развития. Причем происходит это в зависимости от уровня самооценки и стремлений личности, с учетом того идеала учителя-мастера, на который ориентируются студенты. Основными условиями оптимизации процесса профессионального развития будущего учителя начальных классов в ВУЗе являются: субъектно-деятельносное обучение, благодаря которому развиваются способности студента к различным видам профессиональной деятельности; осуществление педагогической поддержки студентов в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе; проведение целенаправленной работы по формированию у будущих учителей начальных классов профессиональной идентичности.

Основными направлениями подготовки будущего учителя является комплекс методологических, педагогических проблем, которые решаются через привлечение студентов высшей школы к практической педагогической деятельности, направленной на повышение уровня их профессионализма.

Украинские методологи (В. Багняк, Г. Головатый, Г. Красильникова, В. Петренко, Л. Сольвар, В. Тка-ченко) расценивают присоединение Украины к Бо-лонскому процессу как системообразующий фактор дальнейшего реформирования высшего образования. Принцип гармонизации национальных стандартов по образцу ведущих университетов западноевропейских стран провозглашено как ведущий. Это в значительной мере определяется процессами глобализации и

потребностью в формировании благоприятных условий для индивидуального развития человека, его социализации и саморегуляции в европейском образовательном пространстве. Считается, что одним из условий вхождения Украины в европейское образовательное пространство является достижение национальной системой образования основных целей Бо-лонского процесса: формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала страны как части Европы; усиление международной конкурентоспособности системы образования; повышение определяющей роли университетов в развитии национальных и европейских культурных ценностей (университеты как носители национального и европейского сознания); достижение большей совместимости систем образования.

Особенно следует подчеркнуть, что доминантой современной образовательной парадигмы в мировом контексте становится ориентация на подготовку учителя, направленную на творческое самовыражение, саморазвитие и самореализацию в течение жизни, на формирование основ профессиональной компетентности, что в дальнейшем обеспечивает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

В условиях ВУЗа профессиональное развитие будущих учителей начальных классов осуществляется во время учебно-профессиональной деятельности. Такая деятельность имеет трехкомпонентную структуру. Первый компонент учебно-профессиональной деятельности определяется иерархией целей и мотивов. Второй соотносится с внешней структурой деятельности и предусматривает ряд действий: целепо-лагание, планирование, моделирование, преобразование и т.п. Третий предусматривает развитие самоконтроля и самооценки учащихся в учебно-профессиональной деятельности.

Стратегической целью системы профессионального развития учителей начальных классов является обеспечение условий для их непрерывного профессионального развития и саморазвития, а именно:

1) разработка и внедрение социальных мотиваций (стимулов и поощрений) актуализации потребности в непрерывном повышении профессионализма учителя начальных классов;

2) создание условий для содержания специалиста в сфере педагогической и научно-педагогической деятельности;

3) развитие последипломного педагогического образования, учитывая периодическое повышение квалификации педагога;

4) разработка принципов и технологий обучения педагогического работника;

5) повышение внимания к проблеме персонального развития учителя, прежде всего, к тем изменениям, которые происходят в процессе профессиональной деятельности;

6) создание условий для оптимизации и гармонизации тенденций профессионального совершенствования педагога.

Структурно можно выделить следующие составляющие профессионального развития учителя млад-

ших классов (поэтапно): обучение в высшем учебном заведении, формирование и развитие профессиональных компетентностей, их выявление и применение, образовательная практика, аттестация, профессионализм, новое качество образования.

Согласно предложенной нами схеме профессионального развития учителя начальных классов в Украине можно проследить формирование уровней профессионального развития педагога: начальный (допрофессиональный), репродуктивный (профессионализация), частично-поисковый (мастерство), творческий (творчество), инновационный (новаторство).

Начальный уровень - это период профессионального становления. Профессиональное становление молодых специалистов - непрерывный процесс обретения личностью профессиональной компетентности, которая выражается в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности.

Репродуктивный уровень - это активное стремление педагога к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков. Согласно теории американского психолога К. Роджерса, активность каждого человека регулируется и направляется объединяющим мотивом - «тенденцией актуализации», что «... предполагает стремление перестроить свою личность и свое отношение к жизни, сделав ее более зрелой... , к тенденции росту и движению вперед, к самоактуализации...» [8, с. 77]. Этот основной мотив жизнедеятельности предстает детерминантой личностного и профессионального роста.

Частично-поисковый уровень характеризуется углублением знаний педагогов сути предмета и образовательных стратегий, основанных на практических исследованиях, с целью оказания поддержки и помощи учащимся в учебном процессе, направленном на достижение четких академических стандартов; подготовкой учителей к использованию различных типов адекватного оценивания учебной деятельности учащихся. Понятно, что успешные учителя должны хорошо владеть предметом, который преподают, использовать соответствующие образовательные стратегии и справедливую систему оценивания успеваемости учеников. Поскольку успешность учащихся оценивается согласно новым стандартам, то обязанностью учителей является профессиональное развитие в таких сферах, как суть преподаваемого материала, методика его преподавания и оценивание. Для учителей процесс обучения является естественным, именно поэтому программы профессионального развития предусматривают применение методики для обучения учителей, которую они в будущем смогут использовать в учебном процес се обучения школьников.

Инновационный уровень профессионального развития характеризуется научной деятельностью педагога, инициативностью, креативностью, повышением своей квалификации. Как организационные формы обучения учителей в системе повышения квалификации можна выделить следующие:

1. Курсовое обучение (цель курсов - повышение квалификации учителей, обучение на курсах спо-

собствует усвоению общетеоретической базы, включающей социально-гуманитарный, профессиональный, специальный и контрольно-обобщающий блоки).

2. Проблемно-тематическое обучение (проблемно-тематические и авторские курсы, работа авторских школ передового педагогического опыта).

3. Межкурсовое обучению (конференции, научно-теоретические семинары, семинары-практикумы, инструктивно-методические совещания, круглые столы, обеспечивающие учителей новейшими знаниями об особенностях педагогической работы).

4. Дистанционное обучение как самостоятельная форма работы учителя (педагог может выполнять задания, предусмотренные программой самостоятельно и сдать квалификационный экзамен преподавателям института или в он-лайн режиме. Таким образом ему будут зачислены курсы повышения квалификации. Дистанционной формой обучения предусмотрены задания, выполняя которые, учитель осуществляет самоконтроль и проверку полученных знаний и приобретенных умений с помощью специально созданной программы обучения).

5. Аспирантура, докторантура (прикрепление соискателем или обучение в аспирантуре, докторантуре происходит в ведущих учреждениях образования III, IV уровня аккредитации. В основном работают учителя-исследователи, которые творчески относятся к развитию педагогического образования в Украине. Такие учителя имеют индивидуальные программы развития профессиональных умений, на основе которых постоянно работают).

Отметим наличие проблем профессионального развития учителей начальных классов в системе непрерывного педагогического образования Украины на государственном, личностном и уровне института, решение которых видим в следующем:

1) модернизация системы подготовки педагогических кадров путем создания единого комплекса учреждений образования педагогического профиля;

2) внедрение новых форм организации повышения квалификации педагогов, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

3) популяризация новых форм выявления и поддержки творческих педагогов и педагогических коллективов.

Выводы. Как итог, отметим, что в Украине учителю младших классов созданы условия для профес-

сионального развития (роста педагогического мастерства, образованности, творческого отношения к своей деятельности). Профессиональное развитие учителей формируется в ВУЗе и непосредственно в ходе педагогической деятельности (создание профессиональных программ развития, портфолио и т.п.), совершенствуются общеобразовательные и базовые знания во время курсовой подготовки и в межкурсовой период, внедряются в практику соответствующие техники, технологии, приемы эффективной работы.

Пространство профессионального развития учителя начальных классов открыто, характеризуется разнообразием, нелинейными соотношениями возрастного развития, образованности (в частности, профессиональной квалификации) и многоплановыми видами профессиональной деятельности. Достижения вершин профессионального развития возможно путем актуализации индивидуально-профессионального потенциала, самоорганизации и самоактуализации учителя.

Сформулируем основные рекомендации относительно профессионального развития учителя начальных классов: отслеживать наиболее интересные и полезные направления развития отечественной и зарубежной науки и практики, развития общества в целом; определять новые тенденции и перспективы выполнения творческих проектов и их внедрение в учебный процесс; стимулировать творческую активность, формировать потребность в дальнейшем профессиональном развитии.

Литература

1. Алексеева, И.С. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.С. Алексеева. - Якутск, 2006.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1991.

3. Закон Украины «Об образовании» от 23 мая 1991 года. - URL: osvita.ua

4. Концепция педагогического образования (23.12.1998) // История украинской школы и педагогики: хрестоматия / упор.: О.О. Любар; [за ред. В.Г. Кременя]. -К., 2005.

5. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. (общ. ред. и предисл. Е.И. Исени-ной) / К. Роджерс. - М., 1994.

УДК 373

И.Н. Розова

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 5 - 8 ЛЕТ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье рассматривается развитие эмоциональной культуры детей 5 - 8 лет в условиях образовательного учреждения посредством художественной импровизации. Анализируется опытно-экспериментальная работа с детьми в рамках проекта «Эмоциональные шедевры».

Культура, эмоциональная культура, эмпатия, рефлексия, импровизация, диагностика уровней художественной импровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.