Научная статья на тему 'Профессионал ХХI в'

Профессионал ХХI в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуев В.М.

Исследуются факторы, влияющие на формирование профессионала, а также отмечается важность функционирования профессионального образования в унисон с экономическими и социальными процессами, протекающими в рыночной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зуев В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors affecting the professionals' shaping are examined, at the same time the importance of vocational education functioning in line with economic and social processes taking place in market environment are pointed out.

Текст научной работы на тему «Профессионал ХХI в»

НОВОЕ В ОБУЧЕНИИ

Д-р экон. наук В. М. Зуев

ПРОФЕССИОНАЛ XXI в.

Исследуются факторы, влияющие на формирование профессионала, а также отмечается важность функционирования профессионального образования в унисон с экономическими и социальными процессами, протекающими в рыночной среде.

Говоря о проблемах и путях становления профессионала ХХ1 в., прежде всего следует хотя бы кратко обозначить контуры этого понятия как человека и работника. Под профессионалом ХХ1 в. подразумевается человек, более полно и емко, по сравнению с людьми ХХ в., воспринимающий реалии окружающего мира на основе научно сформированного, обогащенного этическими категориями мировоззрения, имеющий фундаментальную профессиональную подготовку с вектором, ориентирующим на компетентностную, активную инновационную, социально ответственную деятельность, постоянное развитие и приращение знаний, умений, навыков в своей профессиональной деятельности. Именно такой человек может не только устоять, но и достаточным образом поддерживать и развивать свой социальный статус в становящейся все более жесткой, даже жестокой, среде рыночной экономики ХХ1 в., которая пока еще не нашла себе достаточной альтернативы. Безусловно, профессионал должен быть конкурентоспособен среди других профессионалов, а для этого он должен быть высококлас-сным работником.

Эти общие черты профессионала ХХ1 в. определенным и даже значительным образом изменяют свою меру в отношении различных категорий работников в соответствии с уровнем и характером образования, его профилем, условиями формирования конкретной личности и других факторов.

Становление профессионала определяется совокупностью разноплановых факторов, создающих условия, в которых функционируют и образовательная система (учебные заведения), и сам обучающийся. Эти факторы определяются социумной и экономической средой, построением системы обучения, методами включения в нее обучаемого, его собственными мотивами.

Реализация этой совокупности факторов осуществляется в ходе происходящих в настоящее время процессов перестройки профессио-

нального образования, которые по мере своего развития все более отчетливо показывают многоаспектность и многозначимость решаемой проблемы, возникающие при этом трудности и новые задачи. Все это требует постоянного углубленного их рассмотрения, оценки целесообразности тех или иных путей решения, в том числе с позиций сохранения всего позитивного, что исторически сформировало и накопило российское профессиональное образование, естественно, не отрицая при этом важности учета современности.

Прежде всего необходима последовательная ориентация профессионального образования на требования рыночной среды. Однако следует отметить, что рыночная экономика при единстве и общности основных принципов своего функционирования на разном этапе развития, в разных странах имеет неодинаковую степень детерминирующего воздействия на профессиональное образование, что проявляется в таких позициях, как степень подчиненности размеров, структуры, содержания, качества подготовки кадров спросу на рынке труда (требованиям работодателей), степень (уровень) ресурсной, главным образом финансовой, поддержки профессионального образования рыночными структурами хозяйствования, степень замыкания подготовки кадров на региональные рынки труда, степень развития различных методов, в том числе имеющих рыночный характер воздействия на деятельность учебных заведений со стороны государства.

Вышесказанное отражает возможные направления и масштабность активного воздействия рынка на деятельность профессионального образования. Все эти позиции можно в этом же наборе, но как антитезу рыночному механизму рассмотреть в виде воздействия на образование государства, имеющего целью ограничение образования от чрезмерного воздействия рынка, поддержание его общественной, социально ориентированной сущности в интересах той же рыночной экономики как общественного института.

Некоторые стороны функционирования профессионального образования являются по своей сути выражением требований общества, общественной практики в целом, а не конкретных (хотя бы и масштабных) рыночных структур. К таким сторонам относится, например, наиболее существенный элемент образования - содержание и структура знаний.

Как известно, профессиональное образование имеет фундаментальное ядро: социально-гуманитарные, естественно-научные, математические и общепрофессиональные знания. Они устойчивы в своей основной части практически на весь период деятельности человека в данной профессиональной области. Динамична так называемая оболочка ядра знаний, представленная знаниями, имеющими прикладной харак-

тер. Именно эти знания могут и должны постоянно развиваться и обновляться под воздействием изменений техники, технологий, организации производства (и любого другого вида деятельности), вызывающих (наряду с другими факторами) сдвиги спроса на рынке труда.

В существующих основных образовательных программах имеются следующие пропорции между продолжительностью изучения теоретических и практических дисциплин: высшее профессиональное -70/30; среднее профессиональное - 50/50; начальное профессиональное - 30/70.

В нашей профессиональной школе долгие годы формировалась практика доведения подготовки специалистов до уровня их готовности к прямому включению в тот или иной конкретный вид деятельности (путем введения многочисленных специальностей и специализаций), что определенным образом соответствовало планам встраивания выпускников вузов в систему трудовых отношений (хотя и предпринимались различные попытки послевузовской их специализации). Все это приводило к постоянной тенденции сужения профиля подготовки специалистов, в то время как никто и никогда не отрицал необходимости обратного - расширения этого профиля, дающего работнику высокие адаптивные возможности. Существовавшая плановая система подготовки специалистов, ведущая к постоянной ее ориентации на конкретные виды деятельности (в соответствии с отраслевым и более предметным разделением труда), в какой-то мере перекликается с декларируемой ныне необходимостью ориентации подготовки кадров на условия и требования работодателей.

В условиях рынка большое значение имеет качество подготовки специалистов, которое может быть рассмотрено в нескольких аспектах по отношению к разным заинтересованным сторонам.

С позиции обучающегося качество образования (подготовки специалистов) в обобщенном виде представляет собой соответствие совокупности знаний, умений и навыков общественного и профессионального характера намерениям потребителя по их получению для удовлетворения личных потребностей в приобретении профессии, самореализации и самоутверждении с учетом тех затрат (умственных, физических, финансовых), которые он готов при этом понести.

С позиции работодателя качество образования оценивается в ходе трудовой деятельности. При этом порядок элементов качества несколько иной. Работодателя прежде всего интересуют умения и навыки работника выполнять конкретный вид труда. Знания (особенно общемировоззренческого характера), на которых они основываются, в непосредственном виде для работодателя не столь важны.

С позиции государства качество профессионального образования

- это совокупность содержания, форм и методов проведения процесса обучения, обеспечивающего развитие культурно-интеллектуального и профессионально-образовательного потенциала общества, экономики, производства. Характер такой совокупности регламентируется государственными образовательными стандартами (ГОСами) и другой нормативной документацией, а также государственной политикой в области образования и подготовки кадров.

Кроме того, рынок воздействует на профессиональное образование в отношении количественных показателей подготовки кадров. Здесь следует отметить отсроченность результатов их подготовки, поскольку между выпуском и приемом достаточно большой разрыв, за время которого могут произойти значительные сдвиги в спросе на специалистов. К тому же нельзя уходить от понимания роли системы образования как «социального амортизатора» возможной безработицы молодежи, особенно в условиях неустойчивой экономики. Как писал будучи министром образования России В. М. Филиппов, для подрастающего поколения есть два пути: в систему образования или на улицу, в уголовную среду.

Связи профессионального образования с рыночной экономической средой имеют сложный, порой, не только противоречивый, но даже взаимоисключающий характер. Рассмотрим эти связи в аспекте социального партнерства. Сам институт социального партнерства представляет собой объективно обусловленную демократическими условиями рыночной экономики систему добровольного взаимодействия различных участников системы образования. Говоря о составе участников этого партнерства, сразу отметим, что он значительно шире, чем это иногда представляется (таблица).

Основных участников социального партнерства можно разделить на две группы:

1) внутренняя среда профессионального образования:

- обучающиеся (студенты);

- учебное заведение;

- общественные организации системы образования;

2) внешняя среда профессионального образования:

- федеральные, региональные и местные органы управления образованием;

- федеральные, региональные и местные органы труда и занятости;

- работодатели;

- профсоюзы.

Система основных функций социальных партнеров по направлениям их деятельности

Субъекты социального партнерства Направления деятельности

Содержание обучения Размеры и структура подготовки кадров Ресурсное обеспечение учебных заведений Трудоустройство выпускников

1 2 3 4 5

Учебное заведение П / Рабочая образовательная программа П / Прием на обучение П / Платные услуги П / Содействие в трудоустройстве

Обучающиеся (студенты) П / Выбор предметов (учебных дисциплин) П / Выбор учебного заведения и специальности П / Оплата обучения П / Выбор места работы

Федеральные органы управления образованием П / ГОСы, примерные программы П / Размеры и структура контрольных цифр приема (госзаказ) П / Бюджетное финансирование подведомственных ссузов К / Содействие в трудоустройстве

Региональные и местные органы управления образованием П / Национально-региональная компонента ГОС П / Региональный заказ, включая договорную подготовку П / Бюджетное финансирование подведомственных ссузов П / Трудоустройство в рамках договорной подготовки

Федеральный орган труда и занятости К / Профессиональная компонента ГОС К / Рекомендации по размерам и структуре подготовки К / Бюджетное финансирование обучения незанятого населения на базе ссузов К/Содействие в трудоустройстве

Региональные и местные органы труда и занятости К / Рекомендации по национально-региональной компоненте ГОС П / Бюджетное финансирование обучения незанятого населения К / Содействие привлечению финансовых средств П / Содействие в трудоустройстве

Работодатели (их ассоциации) П / Рекомендации по про-фессиональ-ной компоненте ГОС П / Заказы на кадры П / Финансирование заказа П / Прием на работу

Профсоюзы К / Рекомендации по про-фессиональ-ной компоненте ГОС К/Рекомендации по размерам и структуре приема К / Содействие в привлечении финансовых средств К / Социальная защита выпускников

О к о н ч а н и е

1 2 3 4 5

Обществен- К/Рекомен- К / Рекомен- К/Содействие К / Содействие

ные органи- дации по ГОС дации по раз- в привлечении в трудоуст-

зации сис- мерам и струк- финансовых ройстве

темы обра- туре приема средств

зования

Примечание: П - прямое участие; К - косвенное участие; числитель - характер участия; знаменатель - вид участия.

Таким образом, целесообразными субъектами социального партнерства являются конкретные предприятия, организации, работодатели, т. е. непосредственные заказчики кадров и их «потребители»; службы занятости; органы управления образованием; местное самоуправление; попечительский совет; совет ректоров (директоров); методические службы; ассоциации учебных заведений профессионального образования; студенты, родители студентов, а также другие физические лица и профессиональные образовательные учреждения.

Внешние субъекты социального партнерства условно можно подразделить на прямые и косвенные (опосредованные). Прямые - это те, которые непосредственно формируют заказы на подготовку кадров, оказывают ресурсную и другие виды помощи, направленной на повышение качества подготовки специалистов, их трудоустройство и на улучшение социального и культурного уровня студентов и педагогических работников. К косвенным партнерам относятся те, которые оказывают опосредованное содействие учебным заведениям в решении проблем, связанных с формированием специалистов и их трудоустройством.

В настоящее время активно развиваются главным образом прямые связи, уже ранее сформировавшиеся взаимоотношения между учебными заведениями и работодателями.

Одной из важных и одновременно сложных проблем является преемственность отдельных уровней профессионального образования. Эта проблема возникла не сегодня, а существует столько, сколько и само профессиональное образование. При этом в последние десятилетия в мировом сообществе прочно утвердилось мнение о необходимости непрерывного профессионального образования.

Если в советский период поддерживалась система «беступикового» профессионального образования, возможность широкого перехода от уровня к уровню его получения (естественно, существовали некоторого рода ограничения и издержки содержательного, временного, медицинского характера), то в условиях современной модернизации обра-

зования проблема значительно усложнилась. Это связано с общими условиями воздействия рынка на поведение подрастающего поколения, не дающего молодежи расслабляться, тратить лишние годы на прохождение удлиненной траектории обучения, а также с ужесточением финансовой политики государства в отношении системы образования, в частности, возможности бесплатного получения следующего, более высокого уровня образования.

Дело осложняется еще одним существенным, хотя и достаточно формальным, обстоятельством - наличием государственных образовательных стандартов для каждой профессии начального, специального среднего и высшего профессионального образования. Выполнение требований этих стандартов приводит к значительным расстыковкам в объемах и содержании однородных дисциплин.

Все это, с одной стороны, имеет объективный характер, а с другой - является следствием долголетней ориентации каждого уровня подготовки кадров на специфические особенности конкретных предметных видов деятельности. Кроме того, каждый уровень имел свое функциональное подразделение (или несколько) в государственных органах управления образованием. Начальное профессиональное образование долгое время было выделено даже в отдельную государственную структуру.

Конечно, специфика деятельности каждой из категорий работников объективно определяет специфику их подготовки. Однако обучение должно быть построено так, чтобы оно вписывалось в общие рамки единого профессионального образовательного пространства, соответствовало общим условиям его поддержания, в том числе и в отношении непрерывности в аспекте преемственности. В связи с этим целесообразно рассматривать проблемы непрерывности образования не с позиций его уровней, а с позиций образовательных программ разного уровня, разработка и реализация которых должны осуществляться комплексно при более четких принципах общеметодического единства всей этой работы.

Так, в настоящее время более половины выпускников экономических колледжей (а по некоторым данным, до 80%) продолжают обучение в вузах. При этом, как правило, они зачисляются на третий курс вуза. Однако имеет место значительная «нестыковка» учебных программ колледжа и вуза. Например, базовый курс экономической теории для экономистов в колледжах составляет 160-170 часов, а в вузах по однородным специальностям - 300 часов, поэтому объем их знаний по этому предмету (как и по некоторым другим социально-гуманитарным и общепрофессиональным) остается «усеченным». Развивать далее фундаментальное ядро знаний в рамках своих прерогатив и функций кол-

ледж не может, ибо тогда речь может пойти об учебных программах уровня высшего образования, не говоря уже об организации учебного процесса в целом. Эти обстоятельства обусловливают практическую невозможность перехода существующего уровня среднего профессионального экономического образования на уровень первой ступени высшего образования в виде международных (особенно англо-саксонских) моделей бакалавриата.

Определенные возможности решения данной проблемы дает формирование многоуровневых образовательных комплексов, в рамках которых одновременно можно решать задачи и дифференциации, и преемственности образовательных программ. Эта идея не является новой, но в нашей стране она пока еще не нашла широкой реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.