Научная статья на тему 'Государственная политика в области среднего профессионального образования России в конце 19900х - 2000-е гг. : стратегия и результаты'

Государственная политика в области среднего профессионального образования России в конце 19900х - 2000-е гг. : стратегия и результаты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области среднего профессионального образования России в конце 19900х - 2000-е гг. : стратегия и результаты»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В КОНЦЕ 1990-х- 2000-е гг.: СТРАТЕГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В.П. Попов

В конце 1990-х - 2000-е гг. среднее профессиональное образование России, как и система образования в целом, развивалось в принципиально новых условиях. Главной характеристикой этого периода является достаточно согласованная и успешная разработка и реализация комплексных программ социально-экономического и культурного развития страны, интеграции в международное экономическое и информационное пространство, которые охватили и образовательную систему, включая среднее профессиональное образование.

Формирование и осуществление концепций развития средней профессиональной школы в рассматриваемый период шло на нескольких уровнях и направлениях. По вертикали -определение базовых стратегических направлений государственной политики в целом, создание соответствующих им концепций развития образовательной системы, разработка программ и механизмов их внедрения в среднем профессиональном образовании; и по горизонтали - согласование концепций развития различных образовательных уровней в контексте непрерывного образования, правовое и организационное обеспечение взаимодействия различных ведомств, общественных и деловых структур на региональном и федеральном уровне в

системе профессионального образования.

24 июня 1999 г. правительством Российской Федерации была одобрена Федеральная программа развития образования, значительное место в которой было отведено среднему профессиональному образованию. В том же году был создан Федеральный совет по среднему профессиональному образованию.

Генеральная линия государственной политики России в области образования, в том числе среднего специального, в 2000-е гг. была отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; одобрена правительством страны 29 декабря 2001 г. Этот документ развивал основные принципы образовательной политики в России, которые были оп- 15 ределены в законе «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. В тексте Концепции подчеркивалась ее взаимосвязь с основными направлениями социально-экономической политики России, определялись приоритеты и меры реализации генеральной стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования в долгосрочной перспективе.

В контексте данного исследования необходимо особо выделить позицию «Концепции» об опережающем развитии начального и среднего профессионального образования в связи с ростом потребности народного хозяйства в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства.

Концепция модернизации российского образования до 2010 года содержит самостоятельный раздел, посвященный условиям повышения качества профессионального образования. Важнейшим положением данного раздела является декларирование государственных гарантий качества образовательных программ и услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм. В то же время, в «Концепции» подчеркивается, что главным фактором обновления профессионального образования выступают запросы экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда и перспективные Щ потребности их развития [1]. В связи с этим предполагалось создание системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций [2].

«Концепция» предусматривала создание оптимальной системы профессионального образования в соответствии с прогнозируемыми потребностями рынка, создание эффективного механизма трудоустройства выпускников, включая развитие целевой контактной подготовки. В качестве одной из важных задач обозначалось формирование у выпускников вузов,

ссузов и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и к открытию собственного дела.

Одним из стратегических направлений развития профессионального образования становились укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, включая включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение учебных заведений современным оборудованием, приборами, материалами.

В качестве первоочередных задач назывались актуализация содержания и повышение качества профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией на международные стандарты качества. «Концепция» предлагала «решительно повернуть» учреждения начального и среднего образования к потребностям местного рынка труда, предусмотреть увеличение их финансирования, в частности, для создания современной учебно-методической и информационной базы обучения. Российской образовательной системе предстояло «отработать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, обеспечить взаимосвязь их профессиональных образовательных программ, вертикальную мобильность их учащихся» [3].

Формированию государственной политики в области образования и ее государственному обеспечению был посвящен первый раздел «Основных направлений деятельности Министерства образования Российской Федерации в 2000 г.» [4]. В качестве важней-

ших позиций выделялось совершенствование нормативной базы деятельности образования, которая обеспечила бы равный доступ граждан к образованию, сохранение единого образовательного пространства, развитие демократической системы образования.

4 октября 2000 г. Правительство РФ одобрило проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации (постановление № 751) [5], в которой устанавливался приоритет образования в государственной политике, раскрывались стратегия и основные направления его развития. Согласно Доктрине российское государство вместе с общественностью принимало на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования как основы социально-экономического и духовного развития России.

В условиях становления системы непрерывного образования Доктрина в целом имела существенное значение для его важнейшего звена - средней профессиональной школы, тем более, что развитие образования становилось приоритетным направлением общей государственной стратегии социально-экономической модернизации и интеграции в мировое экономическое, информационное и культурное пространство.

В последующем развитии российского СПО важную роль сыграли, в частности, принцип многообразия типов и видов образовательных учреждений, вариативности образовательных программ, личностно ориентированного обучения и воспитания; участие профессиональных образовательных сообществ в разработке образовательной политики на федеральном и

региональном уровнях, социальные гарантии для работников образовательной сферы и пр.

Ряд позиций документа имел непосредственное отношение к среднему профессиональному образованию: обеспечение бесплатного среднего профессионального образования на конкурсной основе, привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения рынка труда, развитие системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию выбору профессии, направлений и форм образования, трудовой мотивации и пр.

В рассматриваемый период были разработаны и программные документы непосредственно по системе среднего профессионального образования. Так, 18 января 2000 г. коллегия Министерства образования одобрила «Программу развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы», место в которой было отведено среднему профессиональному образованию. В том же году был создан Федеральный совет по среднему профессиональному образованию.

5 марта 2001 г. была утверждена «Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001-2005 годы» [6], которая явилась одним из важнейших направлений в реализации принципов государственной политики в области среднего профессионального образования.

Важное значение для развития среднего профессионального образования имели региональные докумен-

ты соответствующего назначения. Так, например, Программа развития среднего профессионального образования на 1997-2000 гг. была принята в Краснодарском крае [7]. Важным фактором в усовершенствовании подготовки кадров среднего звена стала «Программа развития системы образования Волгоградской области на 2001-2005 гг.» [8]. Шаги по усовершенствованию среднего профессионального образования предпринимались и отраслевыми ведомствами, например, в апреле 1999 г. на Коллегии Министерства торговли была принята «Концепция развития и дальнейшего совершенствования отраслевой системы образования», включавшая мероприятия по развитию ссузов торгового профиля.

Важнейшим аспектом модернизации среднего профессионального образования в 2000-е годы является реализация концепций его развития в непосредственно связи с другими образовательными и социальными проектами. Так, Департамент государственной политики в образовании Федерального агентства по образованию не только возглавлял и координировал Федеральную программу развития образования, программы «Русский язык» (2002-2005 гг.) и «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005 гг.), но и участвовал в формировании и реализации таких федеральных целевых программ, как «Социальное развитие села до 2010 года», «Федеральная государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года»,

«Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской республики (2002 и последующие годы)», «Юг России (2002-2006 годы)» и др. [9].

В целях обеспечения согласованности действий различных ведомств и органов управления образованием создавались координационные структуры.

Так, 30 августа 2002 г. была создана Правительственная комиссия по образованию как постоянно действующий координационный орган исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных и иных организаций в целях реализации единой государственной политики в области образования.

В конце 1990-х - 2000-е гг. была сформирована правовая основа для функционирования средней специальной школы в условиях социально-экономической модернизации и разрабатывался механизм оперативного обновления нормативной базы в ходе перманентного развития содержания и форм профессионального образования. Были внедрены государственные образовательные стандарты для начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, соответствующие современным требованиям к подготовке квалифицированных специалистов и задаче реализации непрерывного образования.

Образовательный стандарт нового поколения опирался на принцип приоритета качества подготовки специалистов, его соответствия квалификационным характеристикам выпускников и уровню среднего профессионального образования. Квалификационная характеристика выпускника включала следующие параметры: вид

профессиональной деятельности, обобщенные профессиональные функции по видам деятельности, умения и знания, необходимые выпускнику для выполнения этих функций [10].

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. начала формироваться автоматизированная информационно-поисковая система «Общероссийский фонд государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, содержавшая тексты ГОС СПО по специальностям, примерные учебные планы, программы учебных дисциплин и т.п. и обеспечивавшая диалоговый режим обработки запросов. Осуществлялась подготовка нового ГОСа, также состоящего из двух частей - базового федерального компонента и национально-регионального. В его разработке и экспертизе приняла широкое участие педагогическая общественность высшей и средней профессиональной школы России, а также представители промышленных отраслей, коммерческих структур и других социальных партнеров учреждений среднего специального образования, что способствовало формированию подходов, учитывающих практический опыт подготовки профессиональных кадров и запросы работодателей [11].

Новые стандарты среднего профессионального образования формировались исходя из принципа усиления профессиональной направленности содержания образования при широком участии заказчиков кадров, работодателей и их ассоциаций, профессиональные образовательные программы строились на основе данных о состоянии рынка труда, экономики и социальной сферы [12]. Для подготовки государственных требований к минимуму содержания и уровню

подготовки специалистов и учебно-программной документации специальности среднего профессионального образования закреплялись как за Министерством образования, так и за отраслевыми органами управления.

2 июля 2001 г. Министерство образования утвердило государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования -Классификатор специальностей среднего профессионального образования

[13].

Введение нового Классификатора имело важное значение в процессе модернизации нормативно-правовой базы функционирования средних специальных учебных заведении в 2000-е гг. Государственный стандарт среднего профессионального образования выступил в качестве действенного механизма реализации его обновленного содержания.

3 марта 2001 г. было утверждено новое Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)

[14], регулирующее деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. Оно устанавливало порядок создания, реорганизации, деятельности и ликвидации государственных и муниципальных ссузов и выполняло функции примерного для негосударственных.

Важной частью государственной политики Российской Федерации в области профессионального образования, в том числе среднего, в 2000-е гг. было реформирование системы государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Еще в начале 1990-х гг. в России начала формироваться система непре-

рывного образования, организационную и научно-методическую основу которой составляли университеты и специализированные вузы классического типа. В конце 1990-х гг. приказами Министерства образования в различных городах, а в ряде случаев в поселках и селах, были созданы филиалы ведущих столичных и региональных вузов. В частности, возникли филиалы Тверского государственного университета в г. Ржеве, Московской государственной академии приборостроения и информатики в г. Угличе Ярославской области, Ростовского государственного педагогического университета в г. Волгодонске, Московского государственного индустриального университета в г. Вязьме Смоленской области, Новгородского государственного университета в Самаре, МГТУ им. Н.Э. Баумана в Дмитровском районе Московской области, Московской государственной технологической академии в Архангельске и Тобольске и т.п. [15]. Появление этих филиалов существенно влияло на культурно-информационную среду в регионах и 20 стимулировало развитие начального и среднего уровней профессионального образования.

Интересным примером использования схемы «Колледж-вуз» явилась работа Волгоградского мужского педагогического лицея, созданного по инициативе и на основе научно-исследовательской и кадровой базы Волгоградского государственного педагогического университета. В 2000-2005 гг. экспериментальный вариант региональной системы профессионального образования был опробован в г. Старый Оскол Белгородской области. Здесь был создан образовательный комплекс, объединивший различные

ступени профессионального образования: Воронежскую государственную технологическую академию, ее представительство в г. Старый Оскол на базе Оскольского политехнического колледжа и сам колледж.

Большинство колледжей в 2000-е гг. стали важнейшим звеном развивающейся системы непрерывного образования за счет использования гибких схем и инновационных методик обучения. Как справедливо отмечает В.М. Демин, колледжи «обеспечивают большее разнообразие подготовки специалистов по профилям, имеют более развитые связи с вузами... помимо базового среднего специального образования предоставляют возможность получения образования повышенного уровня, которое можно рассматривать как первую ступень вузовской подготовки» [16].

В 2000-е гг. административная и финансовая сторона деятельности ссузов была в значительной степени упорядочена. По итогам контрольно-ревизионной работы Федерального агентства по образованию в 2003 г. были выявлены различные финансовые нарушения в работе вузов и средних специальных учебных заведений, однако серьезные дефекты были обнаружены не более, чем в 10 техникумах и колледжах [17].

С 2003 г. образовательные учреждения среднего профессионального образования участвовали в эксперименте по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ), причем для ссузов Министерства образования прием по итогам ЕГЭ велся на все специальности [18].

В условиях регионализации образования и развития структур непрерывного образования специалистами

научно-методических центров и педагогической общественностью осуществлялся поиск новых подходов к повышению качества образовательных услуг и возрождению традиционных методов обучения, в первую очередь, обеспечение базы для производственной практики обучающихся через развитие связей с предприятиями.

Важнейшими составляющими государственной политики в области среднего профессионального образования в конце 1990-х - 2000-е годы стала регионализация профессионального образования и стимулирование института социального партнерства. Практика показала справедливость мнения П.Ф. Анисимова о том, что реализация государственной политики регионализации среднего профессионального образования «не может происходить иначе, как через совместную деятельность всех участников сферы образования - учебных заведений, органов государственного управления образованием, хозяйственных структур» [19]. В процесс поиска и внедрения современных образовательных моделей и трудоустройства выпускников активно включились ведомственные и муниципальные образовательные учреждения.

Одним из стимулов развития теории и практики преподавательской деятельности, модернизации и гуманизации образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях стали всероссийские конкурсы на соискание премий президента и правительства России в области образования.

Таким образом, комплексная реализация стратегических направлений государственной политики развития России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. поддер-

живала системные изменения по основным направлениям развития образования в стране.

В рассматриваемый период средняя профессиональная школа России эволюционирует в рамках стратегии развития единого образовательного пространства стран СНГ и сближения с современными международными стандартами профессионального образования и обучения.

Разработка и воплощение в жизнь стратегии развития средней профессиональной школы в 2000-е гг. приобретает все более ярко выраженный государственно-общественный характер. Заложены основы перехода от управления структурами образования к управлению образовательными программами.

В то же время образовательная политика России формируется на основе непрерывного мониторинга социально-экономического развития и научного прогнозирования демографической ситуации и потребностей рынка.

В конце 1990-х - 2000-е гг. развитие системы среднего профессионального 2] образования России демонстрирует динамику количественных и качественных показателей. Причем, если количественные изменения носят не вполне стабильный и противоречивый характер, то эволюция структуры управления, финансирования и принципов функционирования профессиональной школы является весьма существенной и тесно связана с модерниза-ционными процессами в экономике и социальной структуре страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 го-

да: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393. -С. 15-16.

2. Там же. - С. 16.

3. Там же. - С. 17.

4. Основные направления деятельности Министерства образования Российской Федерации в 2000 г. Утверждены приказом Министерства образования 10 марта 2000 г. № 727 // Бюллетень МО РФ. 2000. № 4. С.15-24.

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 // Бюллетень Министерства образования РФ. - 2000. - № 11. - С. 3-13.

6. Бюллетень МО РФ. - 2001. - № 5. -С. 39-50.

7. Всероссийское совещание работников образования. Москва, Кремль. 1415 января 2000 г. Стенографический отчет / Под ред. В.М. Филиппова,

B.М. Жураковского и др. - М., 2000. -

C. 235.

8. Программа развития системы образования Волгоградской области на 2001-2005 гг. / Беспалов В.Н., Даниль-чук В.И. - Волгоград, 2000.

9. Бюллетень Министерства образования РФ. - 2005. - № 5. - С. 52-53, 56-57.

10. Сборник нормативных и методичес-22 ких документов по разработке государственных образовательных стандартов нового поколения / Министерство образования РФ; Управление средним профессиональным образованием ИПРСПО МО РФ. Ч. 1-4. - М., 2001. - С. 64-68.

11. Там же. - С. 37.

12. Ярошенко Н.Г., Гунявина И.Л. О разработке нового поколения образовательного стандарта среднего профессионального образования // СПО. -2001. - № 10. - С. 2-5.

13. Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования -классификатора специальностей среднего профессионального образования: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 // Бюллетень МО РФ. - 2001. - № 9. - С. 29-41.

14. СЗ РФ. - 2001. - № 11. Ст.1034; Бюллетень МО РФ. - 2001. - № 5. - С. 5-23.

15. Бюллетень Министерства образования РФ. - 2000. - № 1. - С. 61-64; № 2. -С. 59-60; № 3. - С. 59-60; 2001. -№ 5. -С. 63; 2001. - № 6. - С. 53-63; и др.

16. Анализ и оценка состояния и развития высшего и среднего профессионального образования /А.Я. Савельев и др. - М., 2004. - С. 117.

17. О результатах контрольно-ревизионной работы в 2003 году // Бюллетень МО РФ. - 2005. - № 1. - С. 44-56.

18. Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена: Постановление правительства Российской Федерации 5 апреля 2002 г. № 222 // СЗ РФ. - 2002. - № 15. Ст. 1436.

19. Анисимов П.Ф. Социально-экономическая основа регионализации среднего профессионального образования. -М., 2004. - С. 216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.