® подготовке к предстоящим организационным изменениям, связанным с внедрением новой техники и технологий;
® освоении смежных профессий, подготовке работников организации к горизонтальному и вертикальному должностному перемещению.
В разных странах применяются различные системы внутрифирменного обучения кадров. Так? в Японии оно осуществляется с учетом особенностей модели управления предприятиями, в числе которых выделяют практику пожизненного найма, систему оплаты по выслуге лет, принцип равенства в управлении предприятием. Этими действиями японцы решили проблему безработицы на рынке труда, это подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики: среднегодовая численность населения, занятой в экономике Японии, в 2008 г. составила 64,1 млн человек, а в России за аналогичный период — 68,5 млн. Среднегодовая численность безработного населения за тот же 2008 г. в Японии составил 2,5 млн человек, а в России — 5,3 млн. Внутрифирменное обучение в Японии включает в себя: обучение во время работы, проводимое на рабочем месте; обучение вне работы, проводимое на фирме и за ее пределами; самообразование.
В Германии широко распространено внутрифирменное образование персонала. Обучение производиться с учетом перспективы развития техники, т.е. можно говорить о преобладании прогностического — технократического подхода. Повышение квалификации производится с использованием дуальной системы обучения, которая представляет собой параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве1.
В нашей стране внутрифирменное обучение производится по следующим направлениям: професси-
ональная подготовка работников; переподготовка (переобучение) работников; обучение работников вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации. Каждая последующая ступень представляет собой логическое продолжение предыдущей, обеспечивая таким образом возможность дальнейшего обучения.
Профессиональное обучение в нашей стране преследует цель не пополнить по-настоящему профессиональные знания и умения, а лишь получить очередной тарифный разряд, повысить тарифную ставку. На большинстве предприятий профиль рабочей профессии и квалификации присваиваются согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих без экзаменов или после упрощенных формальных процедур. При этом не оценивается реальный уровень мастерства, от которого зависит качество труда.
Налицо тенденция развития функциональной неграмотности кадров, в то время как внутрифирменное обучение кадров должно быть ориентировано на конечный результат — достижение каждым работником высокой степени профессионализма. В этих условиях необходимо разработать и реализовать государственную систему защиты профессионализма работников и интересов работодателей (как потребителей рабочей силы) на законодательном уровне через создание механизма сертификации работников, разработку профессиональных стандартов, которые должны учитываться на всех уровнях профессионального образования, во всех образовательных ситуациях.
1 Профессиональное обучение в рамках дуальной системы в ФРГ: Инвестиции на будущее. Бонн, 1991.
ПРОФЕССИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАСКРЫТИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
В.И. НОЗДРИН-ПЛОТНИЦКИЙ,
кандидат педагогических наук, доцент, начальник центра координации образовательного процесса
Белорусского государственного экономического университета 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
п -pbseu @yandex. т
Аннотация. Профессиологические основы выступают исходной позицией для построения педагогических систем, интеграции и дифференциации в профессиональном образовании. Важнейшей про-фессиологической категорией служит профессиональная деятельность. Подготовка юриста в университете интегрирует учебную и профессиональную деятельность в единую учебно-профессиональную в силу своей предметной направленности на специальность.
Ключевые слова: профессиологический подход, профессиональное образование, учебно-профессиональная деятельность, профессионал-юрист.
THE PROFESSIOLOGIKAL APPROACH TO DISCLOSING OF THEORETICAL POSITIONS OF PROFESSIONAL WORK OF THE LAWYER
V.I. NOZDRIN-PLOTNICKIJ,
candidate of pedagogical sciences, dotsent, head of the coordination center of the educational process
of the Belarusian State Economic University
The summary. Basic professiological principles are the starting point for pedagogic system construction, integration and differentiation in professional training. Professional activities are the most important professiological category. Training a lawyer at a university merges educative and professional activities into a complex integral process due to their definite specialty-oriented nature.
Key words: professiological approach, professional training, educative and professional activities, professional lawyer.
Профессиологический подход к изучению какого-либо предмета профессионального образования подразумевает его рассмотрение с позиций профессиональной деятельности. Рассмотрение предмета профессионального образования сопровождается такими категориями, как труд, профессиональная принадлежность, профессиография, профессиональная характеристика, квалификация, профессиональный рост, профессиональная карьера, профессиональная среда деятельности, адаптация к профессиональному труду, среде, профессионализм деятельности и др.
Профессиологический подход раскрывает новые возможности (новой науки) профессиональной педагогики — профессиологии. Впервые эта наука была обоснована в Институте профессионально-технического образования Российской академии образования под руководством академика А.П. Беляевой. В Институте профессионально-технического образования были развернуты научные исследования по установлению научных положений профессиологии. Результаты исследований были реализованы в про-фессиологических моделях, которые представляют собой логическое описание профессии с использованием экспериментального исследования профессиональной деятельности, выявления социального и экономического значения конкретной профессии, взаимосвязи и преемственности содержания образования [1].
По мнению А.П. Беляевой, профессиологичнеские основы служат исходной позицией для построения любых педагогических систем, интеграции и дифференциации в профессиональном образовании, а также стандартизации [2]. При этом необходимо подчеркнуть приоритетность разработки профессио-логических требований к специальностям исходя из того, что каждая специальность развивается только во взаимосвязи с другими специальностями, которые образуют комплексы видов деятельности и существуют благодаря ним.
Важнейшая профессиологическая категория — «профессиональная деятельность». Деятельность —
активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности [3].
Определяя деятельность через категорию «взаимодействие», в деятельности устанавливается система взаимодействий человека с миром, которая предполагает получение некоторого результата. Результатом может быть освоение студентом тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Выступая как своеобразная форма взаимодействий, деятельность определяет их как отношения продуктивного типа.
Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны и другие виды деятельности (игра, учение и т.д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая общественно необходимая теоретическая деятельность.
Подготовка юриста в университете интегрирует учебную и профессиональную деятельность в единую учебно-профессиональную в силу своей предметной направленности на специальность. Профессиональную деятельность студенты осваивают при решении задач на практических занятиях, деловых играх, дискуссиях, диспутах, круглых столах, вечерах вопросов и ответов, правовых викторинах, олимпиадах, конференциях, в процессе ознакомительной, производственной и преддипломной практик. Стержнем профессионального образования, будущей профессиональной деятельности юристов, их созидательным механизмом выступают психолого-педагогические технологии, в ходе реализации которых зарождаются и совершенствуются профессиональные знания, навыки и умения, привычки, качества, способности и их комплексы.
Деятельность студентов регулируется осознаваемой целью, которую они ставят перед собой. Следовательно, цель служит главным критерием учебно-про-
фессиональной деятельности. Критерий достижения знаний, умений, навыков — это способность осуществлять профессиональную деятельность в социальной сфере, на определенном уровне, зафиксированном в квалификационных требованиях стандарта. Для успешной профессиональной деятельности юриста требуется высокие нравственные качества, настойчивость, инициатива, обязательность, увлеченность, энтузиазм и др. Профессиональный успех приходит при высокой нравственности, настойчивости и решительности на протяжении всей жизни. К. Кулиджа сказал: «Ничего в мире не может заменить настойчивости. Ни талант: нет ничего более распространенного, чем талантливый неудачник. Ни гениальность: невознагражденный гений — это почти притча во языцех. Ни образование: в мире полно образованных изгоев. Всесильны только настойчивость и решительность».
Общепсихологическими свойствами деятельности выступают предметность, адаптивность, системность. Предметность характеризуется направленностью на деятельность, на преобразование или освоение определенного «внешнеположенного» по отношению к субъекту объекта, который выделяется им в качестве предмета целенаправленной активности. Под адаптивностью понимается способность деятельности к гибким перестройкам и трансформации при изменении внешних и внутренних условий ее реализации. Системность означает, что деятельность — это целостность с ее свойствами, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у простой их суммы. Деятельность — сложная система; изучение осуществляется с применением системного подхода. Системность деятельности обусловлена существованием двух ее сред: внешней (предметно-действенной) и внутренней (психологической) [1].
Определяя профессиональную деятельность юриста как индивидуальную форму существования отношений в процессе профессионального труда, можно характеризовать внешнюю ее характеристику через понятия субъекта и объекта профессионального труда: предмета, условий и средств профессиональной деятельности.
Предмет профессиональной деятельности юриста — это совокупность процессов, явлений, событий, фактов с которыми субъект в процессе профессиональной деятельности практически взаимодействует. Средства профессиональной деятельности юриста — это совокупность (или комплекс) орудий, способных усилить возможности профессионала-юриста распознать особенность предмета профессионального труда и воздействовать на него. Условия профессиональной деятельности юриста — это система психологических, педагогических, юридических, нравственных, социальных характеристик, обусловливающих профессиональную деятельность [1].
Современная функционально-динамическая модель анализа деятельности раскрывает в ней необходимость нахождения нескольких качественно разнородных психологических компонентов, закономерно взаимосвязаных между собой, образующих целостную психологическую структуру деятельности [4].
Отечественные ученые (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) разработали теорию деятельности, анализ деятельности и ее психологические особенности, а также организацию, что очень важно для понимания процесса формирование профессиональных умений при подготовке юриста в университете.
Профессиональная деятельность соотносится не с целями и условиями, а непосредственно с мотивами личности, системой ее потребностей. Профессиональная деятельность выделяется на основе критерия наличия у нее самостоятельного, специфического мотива. В свою очередь, мотив связан с предметом профессиональной деятельности. Отсюда возникает предметная профессиональная деятельность. По мнению А.Н. Леонтьева, деятельность всегда предметна. Деятельность интегрирована в еще более сложную систему — систему личности. По утверждению ученых, личность — это своеобразная система деятельности — того, что для нее привлекательно, к чему она стремится, на что способна, каковы ее возможности; каков «стержень» личности, что в ней постоянное и главное.
Можно сделать важный для успешного завершения подготовки юриста вывод: правильно построенная учебно-профессиональная деятельность в процессе подготовки юриста формирует компоненты личности будущего профессионала-юриста. Это означает, что личностные характеристики достигают высокого уровня только тогда, когда профессорско-преподавательский состав с научной точки зрения правильно формирует профессиональную деятельность обучаемого и при этом свою деятельность производит согласно тем же научным положениям теории деятельности.
Структура профессиональной деятельности всегда имеет мотивацию, цель, информационную основу, прогнозирование результатов, принятия решения, планирование, программирование, контроль, коррекцию, оперативный образ объекта деятельности, систему индивидуальных качеств субъекта обучения и совокупности исполнительных действий. Это основные компоненты деятельности, регуляторы процессов ее реализации.
В качестве базового компонента профессиональной деятельности юриста выступает мотивация, а в роли мотивов — потребности, интересы, установки, побуждения, стремления, влечения, социальные роли, нормы, ценности и т.д. Именно эти психологические образования необходимо изучать профессорско-пре-
подавательскому составу, куратору в каждом из студентов и, используя индивидуальный подход, воздействовать на студентов с целью увеличения моти-вационной увлеченности учебно-профессиональной деятельностью. Учитывая, что общее образование является базой для профессионального образования, учебно-профессиональная деятельность, формируемая на несколько иной основе, чем в образовательной школе, достигает ее совершенства, т.е. достигает своего профессионализма. Студенты начинает профессионально учиться. Они отрабатывают свои действия и собственную учебно-профессиональную деятельность. И это важно для процесса освоения профессиональных умений и навыков, поскольку студенты интенсивнее обучаются, качественнее усваиваются новые умения и скорее переходят в умения автоматизированные. «Для профессионального успеха юристу необходимо сохранить то волшебство и возбуждение, которое он ощутил, когда впервые решил сделать в этом карьеру и возжелал упорно работать, чтобы это случилось. Для того чтобы найти интерес, необходима энергия, амбиции, настойчивость и энтузиазм. Энтузиазм и увлеченность — ключи ко всему ..»
А.А. Бодалев считает, что темпы разных видов развития (индивидуального, личностного, профессионального) различны [5], а поэтому эти процессы ложатся в основу учебно-профессиональной педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава. Профессиологический подход, являя собой сгусток взаимодействия наук в рассмотрении «объект — специальность — профессиональная деятельность», включает в себя психологические, педагогические, профессиональные, нравственные, социальные, биологические и медицинские аспекты.
Возможность заниматься конкретной учебно-профессиональной деятельностью — это результат не столько обучения и педагогического воздействия в вузе, сколько соединения в обучении и воздействии, кроме содержательных и психологических, биологических и медицинских, педагогических и нравственных направлений, так как весь учебно-воспитательный процесс в вузе, воздействующий на студентов, должен быть подчинен разумному сочетанию индивидуального, личностного и профессионального. Это происходит в силу того, что возможны следующие их соотношения:
индивидуальное развитие значительно опережает личностное и профессиональное, оно характеризует развитие человека как личности и специалиста;
отсутствуют интересы, склонности и способности к профессиональной деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, уровень трудоспособности низок;
личностное развитие студентов идет более интенсивно, чем индивидуальное и профессиональное, это проявляется в бережном отношении к окружающей
среде, людям, предметам материальной и духовной культуры;
физическое здоровье и учебно-профессиональные достижения находятся на втором плане;
# профессиональное развитие доминирует над двумя другими видами развития, существует приоритет профессиональных ценностей, погруженность в специальность;
# относительное соответствие темпов индивидуального, личностного и профессионального развития, именно оно представляет собой оптимальное соотношение, когда человек выполняет себя [5, с. 24—30].
На индивидуальное развитие личности юриста решающее влияние оказывают биологические факторы. Развитие идет не равномерно, и у каждого студента складывается своя траектория индивидуального развития, которую одновременно корректируют психологические, нравственные, личностные, социальные и профессиональные факторы. Большое влияние, по мнению Э.Ф. Зеера, на индивидуальные сценарии профессионального становления оказывает содержание учебно-профессиональной деятельности [6].
Профессиональные достижения, удовлетворяя потребности в самообразовании и самоутверждении, ведут к перестройке профессионального самосознания, оказывают влияние на систему мотивов, отношений и ценностных ориентаций и в конечном счете инициируют перестройку всей структуры личности будущего профессионала-юриста. В отдельных случаях хорошее физическое развитие становится условием и побудителем высокой профессиональной активности и основой успешного личностного роста.
Таким образом, профессиологический подход подтверждает взаимозависимость в исследовании профессионального обучения юриста индивидуального, личностного, социального и профессионального, причем каждый из этих компонентов имеет самостоятельную сложную системную характеристику и в то же время объединяется в систему профессионального обучения.
Литература
1. Александрова Н.М. Методология и теория производственного обучения в структуре профессионального образования. СПб., 2008.
2. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб., 1997.
3. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Мн, 2001.
4. Психология труда : учебник / под ред. А.В. Карпова. М., 2003.
5. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие ; 2-е изд., перераб.М.; Воронеж, 2003.