Возможности интерактивной профессиологической службы в профессиональном самоопределении личности
хасанова
ирина ивановна,
кандидат педагогических наук, профессор, директор Института психологии Российского государственного профессионально-педагогический университета, Екатеринбург
котовА
Светлана Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Института психологии Российского государственного профессионально-педагогический университета, Екатеринбург
Новые профориентационные технологии направлены на субъек-тивизацию выбора, на выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределенности.
интернет — идеальная среда для проектирования совместной деятельности клиента и профори-ентолога.
В настоящее время усложняется процесс взаимодействия человека и профессии. Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности, самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь, способность находить личностный смысл в профессиональном труде. Реалии современной социально-экономической ситуации требуют от человека постоянного уточнения своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмы-социально-профессиональной роли, своего отношения к профессиональному труду, коллективу, самому себе. Приходится принимать решения о выборе профессии или ее смене, коррекции карьеры, определении своего индивидуального профессионального маршрута. Наиболее стандартной и массовой является ситуация абитуриента, решающего вопросы о том, куда пойти учиться после окончания основной общеобразовательной школы, какую выбрать профессию, насколько она будет востребована на рынке труда, каковы ее материальные возможности. Проблема выбора профессии и трудоустройства по специальности
сления своей
Интернет — идеальная среда для совместной деятельности клиента и про-фориентолога. Институтом психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета разработана модель интерактивной профессиологической службы.
волнует не только абитуриентов, но и их родителей.
Анализ работы в образовательных организациях показывает, что наряду с применением традиционных форм профориентационной деятельности (День открытых дверей, Ярмарка вакансий, день карьеры и др.) идет поиск новых технологий, которые направлены на субъ-ективизацию выбора, на выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределенности. Чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. В свою очередь, возможности необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции. А если иметь в виду еще и разноплановую информационно-агитационную кампанию различных образовательных организаций, мнения родственников и друзей, то становится очевидным, что разрешение всех этих противоречий требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу абитуриенту. Психолого-педагогическую помощь и поддержку в сложившейся ситуации может оказать специально подготовленный педагог-профори-ентолог или психолог-профориентолог, который осуществляет профессиональную деятельность через Интернет.
Профессиология в сети
Интерактивная профессиологическая служба (ИПС) — это служба психолого-педагогических услуг в сфере профессионального самоопределения личности для организации совместной деятельности психологов-профориентологов, педагогов-профориентологов и их клиентов, основанная на использовании сети Интернет (в форме психологического портала).
ИНТЕРНЕТ-КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Использование интернет-пространства для оказания различных типов услуг, в том числе и психолого-педагогической помощи в профессиональном становлении личности, получило распространение в последние несколько лет. Интернет — идеальная среда для проектирования совместной деятельности клиента и про-фориентолога, так как позволяет пользоваться практически неограниченными ресурсами для внедрения различных форм и технологий профессионального самоопределения заинтересованными участниками в процессе выявления, обсуждения и практического решения ими различных вопросов и проблем.
Учитывая специфику работы в Интернете (анонимность, отсутствие физического контакта между клиентом и профориентологом, возможность выдавать себя за другого), создание интерактивной профессиологической службы необходимо начинать с разработки системы моделей взаимодействия психолога-профори-ентолога и клиента-пользователя.
Такая разработка сводится, во-первых, к содержательному проектированию психологического интернет-портала и определению спектра задач, которые этот портал может обеспечить, во-вторых, к анализу особенностей запросов (обращений) различных групп клиентов, которые будут пользоваться ИПС.
с точки зрения учащихся
Институтом психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета было проведено анкетирование более 600 респондентов общеобразовательных школ, ссузов и вузов г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие студенты технических и гуманитарных специальностей и направлений подготовки (с первого по четвертый курсы). Из них студентов первого курса — 170 человек (средний возраст - 17,6 лет), студентов четвертого курса — 150 человек (средний возраст — 20,6 лет), студентов гуманитарных специальностей и направлений подготовки — 390 человек, технических специальностей — 240 человек.
Анкета содержала более 10 вопросов, направленных на выявление знаний обучающихся о возможностях и преимуществах интерактивной профессиологической службы в профессиональном самоопределении личности; потребностей обучающихся в обращении за профессиональной психологической помощью в интерактивную профессиологическую службу; значимости интерактивной професси-ологической службы в решении целого спектра вопросов в области профессионального самоопределения (учебно-профессиональной коммуникации, осознанного выбора профессиональной жизненной стратегии, самоорганизации учебно-профессиональной деятельности, а также проектирования индивидуальной траектории профессионального пути респондента).
По результатам анкетирования, большинство обучающихся испытывает потребность
в обращении за психолого-педагогической помощью для решения проблем, возникающих в процессе профессионального самоопределения, именно в интерактивную профессио-логическую службу, объясняя это тем, что так сохраняется анонимность обращения, соблюдается психологическая безопасность человека и снимаются возрастные и временные ограничения.
Опросы респондентов показывают, что более 50% опрошенных не задумываются о своем профессиональном пути, ограничивая его только выбором профессии. Это видно из понимания ими феномена «профессиональная жизненная стратегия», который они определяют как план жизни, профессиональный путь человека, линию профессионального самоопределения, как совокупность профессиональных целей в жизни. Необходимо отметить, что студенты четвертого курса технических специальностей и направлений подготовки, характеризуя профессиональную жизненную стратегию, употребляют такие словосочетания, как «способ профессиональной жизни», «проектирование своей профессиональной траектории и ее реализация».
Таким образом, с одной стороны, мы видим, что респонденты не сводят профессиональную стратегию жизни только к профессиональному плану, а рассматривают ее и как способ его реализации, с другой стороны, 86 % опрошенных не владеют практико-ориентированными технологиями реализации, но при этом отмечают, что в этом им может помочь интерактивная профессиологическая служба.
Проведенное анкетирование выявило ряд проблем профессионального самоопределения личности, с которыми чаще всего сталкиваются обучающиеся, и показало необходимость создания интерактивной профессиологической службы в образовательных организациях.
Принципы организации интерактивной службы
На основании полученных диагностических данных можно выделить те способы организации практической работы интерактивной про-фессиологической службы, которые доступны в рамках спроектированного портала и наиболее эффективны при решении задач соответствующих групп клиентов.
Содействие личности в профессиональном самоопределении через интерактивную про-фессиологическую службу, оказание профори-ентационной помощи может осуществляться с применением интернет-технологий, которые отличаются такими особенностями, как опе-
интернет позволяет пользоваться практически неограниченными ресурсами для внедрения различных форм и технологий профессионального самоопределения.
50 % опрошенных не задумываются о своем профессиональном пути, ограничивая его только выбором профессии.
86 % опрошенных не владеют практико-ориентированными технологиями реализации.
Технические возможности современных интернет-технологий позволяют эффективно реализо-вывать основные направления деятельности профессиологиче-ской службы.
Основными направлениями деятельности интерактивной профессиологической службы являются интернет-информирование, интернет-диагностика, интернет-консультирование, интернет-коррекция, интернет-проектирование, интернет-образование.
ративность, отсутствие ограничений в доступе к ресурсам, возможность проверки данных через другие источники.
Наиболее приемлемой в настоящее время формой интернет-технологий оказания психологической помощи является интернет-консультирование. Это дистанционная форма психологической помощи, эффективный и безопасный способ выхода человека из кризиса и решения профессиональных проблем. В основу интернет-консультирования положены смысловые коммуникации, осуществляющиеся с помощью письменной речи (текста). На основе смысловой коммуникации выстраивается диалог между участниками коммуникаций. для эффективного диалога создаются форумы и чаты, т.е. привычное виртуальное пространство для общения. В целом, технические возможности современных интернет-технологий позволяют эффективно реализовы-вать основные направления деятельности профессиологи-ческой службы.
В настоящее время Институтом психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета г. Екатеринбурга разработана модель интерактивной профессиоло-гической службы. Основными направлениями ее деятельности являются интернет-информирование, интернет-диагностика, интернет-консультирование, интернет-коррекция, интернет-проектирование, интернет-образование. Интернет-информирование позволяет обеспечивать клиентов достоверной, мобиль-
ной, адресной и личностно-ориентированной информацией с учетом их интересов, потребностей и запросов. Интернет-диагностика ориентирована на выявление исходного уровня и динамики профессионального самоопределения личности; выявление характера и особенностей профессиональных установок, ожиданий и намерений, интересов, предпочтений и ценностей, а также личностных возможностей субъекта. Интернет-консультирование направлено на оказание психологической помощи в развитии профессионально-личностного потенциала; психологической поддержки в преодолении трудностей самостоятельного проектирования профессионального будущего и поведения; помощи в решении вопросов профессионального выбора; содействия в профессиональном самоопределении и становлении в условиях изменения социально-профессиональной среды; помощи в преодолении кризисов профессионального развития и др. Интернет-коррекция направлена на обеспечение клиентов индивидуальными профориентаци-онными коррекционными программами за счет адресного проектирования профессиональной жизненной стратегии с учетом запросов и потребностей клиента. Интернет-образование предоставляет клиентам профессиологической службы пакет дистанционных образовательных программ, направленных на актуализацию и развитие профессионально-личностного потенциала клиента.
Основные направления деятельности интерактивной профессиологической службы оптимально функционируют при соблюдении следующих условий: наличие специально организованного сайта или портала; обеспечение технической поддержки во время оказания виртуальной про-фориентационной помощи; достаточно высокий уровень компьютерной грамотности участников; профессиональная компетентность и опыт психолога-профориентолога.
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «Профориентология и технологии профориентации»
Направление подготовки 051000 Профессиональное обучение
Программа обеспечивает фундаментальную подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями и сформированными компетенциями в области профориентационной работы.
Специалисты, прошедшие подготовку по данной программе, могут работать в качестве про-фориентологов, проводить мониторинг профессионального развития, заниматься определением профпригодности, проводить аттестации персонала, заниматься психолого-педагогическим сопровождением карьеры, оказывать поддержку и помощь лицам, испытывающим трудности в допрофессиональном ориентировании и профессиональной жизни.
Ждем вас в стенах Института психологии РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11, 2 этаж главного корпуса. Тел. (343) 338-44-54, e-mail: [email protected] Приемная комиссия РГППУ: 8-800-100-3873 (звонок бесплатный)
ф
РГППУ^
Российский государственный
профессионально-педагогический
университет