Научная статья на тему 'Профессиологические инновационные характеристики педагогического образования'

Профессиологические инновационные характеристики педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балакирева Эльфрида Викторовна

Статья посвящена проблеме развития педагогического образования, которая рассматриваются во взаимосвязи с процессом развития профессии педагога. Обосновываются подходы к определению профессиологических категорий, которые характеризуют профессию педагога, как развивающуюся целостность и определяют инновационный характер качественного обновления содержания и процесса на всех педагогического образования. Автор заостряет внимание на существующем в педагогической практике разнообразии видов профессиональной педагогической деятельности и необходимости профессиологического подхода к проектированию квалификационных требований к выпускнику педагогического учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиологические инновационные характеристики педагогического образования»

Профессиологические инновационные характеристики педагогического образования

Э. В. Балакирева,

к. п. н., доцент кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, Щ ^

Санкт-Петербург

Статья посвящена проблеме развития педагогического образования, которая рассматривается во взаимосвязи с процессом развития профессии педагога. Обосновываются подходы к определению профессиологических категорий, которые характеризуют профессию педагога какразвива-ющуюся целостность и определяют инновационный характер качественного обновления содержания и процесса на всех ступенях педагогического образования.

Автор заостряет внимание на существующем в педагогической практике разнообразии видов профессиональной педагогической деятельности и необходимости профессиологического подхода к проектированию квалификационных требований к выпускнику педагогического учебного заведения.

Проблемы развития педагогического образования рассматриваются нами во взаимосвязи с процессом развития профессии педагога. Именно поэтому в условиях развивающейся профессии педагога принципиально важно определить основные профессиологические категории, характеризующие профессиональное в педагогическом образовании, к которым отнесены: профессия, педагог, педагогическая профессия, профессия педагога, характеристика профессии педагога, профессиональное педагогическое образование, профессиональная подготовка педагога, профессиональные квалификации педагога, профессиональная компетентность педагога, профессиоло-гическое знание, профессиологический подход, профессиологические основы педагогического образования.

Первым в представленных дефинициях рассматривается понятие профессии. Сущность профессии является предметом внимания представителей ученых самых разных наук о человеке. Сегодня выделены следующие аспекты понятия профессии: философский, психологический, экономический и педагогический.

Подчеркивая историческую и общественную природу профессии, А. К. Маркова определяет ее как исторически возникшие формы деятельности. Э. М. Калицкий характеризует профессию как исторически и культурно обусловленное общественное явление, которое объективно определяется достигнутым уровнем разделения труда.

Цивилизационное развитие общественного производства потребовало расширить представление о профессии. Из множества определений понятия «профессия» (Э. Ф. Зеер, Э. М. Калицкий, Е. А. Климов, А. К. Маркова, А. Швиттан и др.) можно выделить несколько уровней этого понятия, например:

The article concerns the problem of pedagogical education which is viewed in relation to the process of the pedagogical profession development and the approaches are given to defining of professiology categories which characterize the pedagogical profession as developing unity and define the innovative character of qualitative renovation of the contents and process at each stage of pedagogical education.

The author shows the variety of the kinds of professional pedagogical activity and gives the arguments for the necessity of the professiological approach to projects of qualification requirements to graduates of pedagogical higher educational establishments.

Индивидный. На индивидном уровне профессия понимается как источник существования. Это устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, средством удовлетворения материальных потребностей человека.

Личностный. Личностный уровень определяет профессию как способ выражения человеческой сущности, самовыражения и средством удовлетворения культурных потребностей человека.

Общественный. Профессия представляет собой большую группу людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельностью. Профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, способных обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта.

Государственный. Профессия как приобретенный в процессе обучения и воспитания, ориентированный на общественное разделение труда комплекс систематических знаний, умений, способностей и убеждений человека является предпосылкой к выполнению квалифицированного труда в материальном и нематериальном производстве. Профессия — это определенный общественный статус человека, предполагающий его специальную и целенаправленную подготовку (в настоящее время и специальный документ о профессиональной подготовке или переподготовке).

Таким образом, о существовании или рождении профессии можно говорить лишь в том случае, если ее содержание отражает все эти уровни.

Прежде чем рассмотреть понятие «профессия педагога», необходимо уделить внимание понятию «педагог».

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

Понятие «Педагог» в учебниках по педагогике и психолого-педагогических словарях трактуется исходя из перевода греческого слова «paidagogos»: в одних случаях педагог как детоводитель (И. П. Подла-сый и др.), в других — как воспитатель (С. М. Вишнякова. Словарь).

В учебниках по педагогике раскрывается историческое значение слова «педагог» и указывается, что истоки его развития начинаются в Древней Греции, когда педагогом называли раба, ведущего ребенка своего господина за руку в школу. Уже в этом определении заключен смысл конкретной деятельности человека, который сопровождал другого человека по пути в школу и обратно, обеспечивал безопасность его жизни.

В современных словарях понятие «Педагог» трактуется следующим образом. Например, в психологопедагогическом словаре (В. А. Мижериков) указано, что «педагог — это лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения (учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения или детского дома, преподаватель техникума, вуза и т. д.) или разрабатывающее проблемы педагогики как науки. В настоящее время педагог должен обладать высоким уровнем общекультурной и профессиональной компетентности, быть способным к функциональной адаптации в различных сферах педагогической деятельности, готовым самостоятельно проектировать и реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности».

В словаре ключевых понятий, терминов, актуальной лексики по профессиональному образованию С. М. Вишнякова слово педагог трактуется как лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель школы, преподаватель училища и т. д.). Педагог воздействует на учащегося, сообщает ему знания, формирует его личность, является руководящей и управляющей стороной в отношении «педагог - обучаемый». В то же время педагог в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с учащимися подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию.

Из данных определений следует, что педагог — это не один человек, а много людей, которые заняты в сфере педагогического труда и работают на определенных должностях в учреждениях педагогического профиля. Педагог, а лучше сказать, — педагоги получают специальную подготовку, непрерывно повышают свою профессиональную квалификацию и постоянно работают над собой, занимаясь самообразованием, самовоспитанием и т. п. Отсюда вытекает понимание того, что учитель, воспитатель, преподаватель и даже исследователь — это педагоги, а деятельность каждого из них является педагогической и профессиональной.

Таким образом, в содержании понятия «педагог» уже присутствуют слова, относящиеся к сути профессии, и само понятие «профессия педагога» соответствует предложенным выше уровням.

Вместе с тем, когда мы говорим о профессии педагога, речь должна идти о конкретной профессиональной педагогической деятельности, например, учителя, воспитателя или преподавателя, которые по своей сути являются педагогическими профессиями.

Следовательно, профессию педагога и педагогическую профессию можно считать синонимами.

Современная тенденция дифференциации педагогического труда порождает возникновение новых педагогических профессий, т. е. профессий педагога. Неопределенность специалистов и исследователей, занимающихся описанием новых педагогических профессий, проявляется в необоснованном использовании в качестве приставки слова «педагог», например педагог-психолог, педагог-инженер, социальный педагог, педагог по вокалу и др.

В этой связи возникает проблема: каким образом следует обозначать другие новые виды педагогической деятельности, в которых есть потребность рынка педагогического труда? Например, как назвать педагогическую профессию, которая связана с решением проблем наркозависимости обучаемых, воспитания здорового образа жизни, предупреждения криминального поведения воспитуемых, педагогической диагностики, проектирования образовательных программ (М. И. Богуславский и др.)?

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем один из вариантов понятия «Педагог» по аналогии с понятиями «Журналист», «Юрист», «Дипломат», «Химик», «Строитель» и т. п., которые характеризуют профессиональное сообщество людей, объединенных целями развития единой отрасли промышленности или производства.

В этой связи педагог представляется нам как человек, относящийся к профессиональному сообществу людей, занимающихся проблемами образования, воспитания, обучения и развития человека в соответствии с целями и задачами государства и общества.

На рис. 1 отражена структура профессии педагога, которая, как и любая другая профессия, дифференцирована на отдельные педагогические специальности. Каждая специальность характеризуется комплексом профессиональных квалификаций, в соответствии с которыми определяются должности и профессиональные компетенции должностных лиц, осуществляющих определенный вид деятельности в рамках педагогической профессии (профессии педагога). Специальность зачастую совпадает с должностью и представляет собой один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленной на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами (Э. Ф. Зеер).

На каждую педагогическую специальность необходимо разрабатывать профессиограмму для описания деятельности конкретных специалистов, например учителя физики, литературы, преподавателя вуза или техникума, мастера производственного обучения слесарей механосборочных работ, тренера по боксу и т. п.

Профессиограмма по Е. А. Климову представляет собой документ, в котором достаточно полно описан широкий круг особенностей специальности (социально-экономических, производственно-технических, психологических, медико-гигиенических) и сформулированы ее требования к человеку.

Профессиограмма педагогической специальности служит основой для разработки характеристики профессии (С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Х. Беднарчик), которая позволяет создать описательную модель профессии педагога, определяющую ее место в на-

родном хозяйстве, закономерности развития содержания трудовой деятельности, требования к общей и профессиональной подготовке педагога.

Опора на понятие профессионального педагогического образования как на процесс и результат профессионального становления будущего педагога характеризует квалификационную характеристику выпускника педагогического вуза как нормативный документ, содержащий квалификационные требования к мировоззренческим и профессиональным качествам педагога конкретной педагогической профессии, конкретной педагогической специальности.

Таким образом, характеристика профессии педагога является не только базой для обоснования представления профессии педагога как развивающейся целостности, но и позволяет на этой основе разработать квалификационные требования к выпускнику профессионального педагогического образования с учетом научных основ развивающейся профессии.

Кроме того, характеристика профессии педагога позволяет выстроить взаимодействие субъектов образовательного процесса на всех этапах (ступенях) педагогического образования: довузовском (профильное обучение, профориентация и выбор профессии педагога на старшей ступени средней школы), вузовском (содержание и процесс профессиональной подготовки) и поствузовском (трудоустройство, адаптация и закрепление педагогических кадров, выстраивание профессиональной карьеры).

Характеристика профессии педагога служит основанием для разработки штатного расписания учреждения педагогического профиля, которое позволяет принять на работу специалиста, окончившего образовательное учреждение соответствующего профиля или прошедшего курсы повышения квалификации педагогических работников, на определенную педагогическую должность, соответствующую конкретному уровню профессиональной квалификации.

Под уровнем квалификации понимают степень профессионального мастерства специалиста в рамках конкретной ступени квалификации, которая соответствует определенному этапу подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного профессионального образования, отражающему объем и соотношение общего и профессионального образования.

Профессиональные квалификации отражают степень и вид профессиональной обученности будущего педагога, наличие у него знаний, навыков и умений, приобретенных в процессе профессиональной подготовки. Вместе с тем, результат профессионального педагогического образования представляется более широко по отношению к профессиональной подготовке. Этот результат выражается через профессиональную компетентность педагога как интегральную характеристику, определяющую его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей на основе профессиональных квалификаций, построенных на ключевых, базовых и специальных компетенциях педагога.

Таким образом, содержание профессиональной подготовки должно проектироваться на основе про-

Рис. 1. Структура профессии педагога

фессиологического знания, которое представляет собой комплекс междисциплинарных знаний из различных наук о человеке (философия, психология, социология, экономика и др.) и о профессиональной педагогической деятельности (психология труда, профессиография, педагогическая психология, акме-ология, аксиология и др.).

Суть профессиональной подготовки педагогов нами рассматривается как некое инвариантное ядро, т. е. содержание, которое должно быть ориентировано на любую педагогическую профессию или специальность. Для этого необходимо разработать профес-сиологические основы педагогического образования, включающие в себя совокупность требований к содержанию и условиям организации процесса профессиональной подготовки, условиям обеспечения нового качества подготовки педагогов в соответствии с требованиями профессии педагога как развивающейся целостности.

Такой путь качественного обновления содержания и процесса профессиональной подготовки педагогов характеризует профессиологический подход как инновационный подход к построению модели подготовки педагога — путь «от профессии к педагогическому образованию». Такая модель должна учитывать не только условия становления и развития субъектно-личностной позиции будущего педагога в процессе освоения профессиональной деятельности, но и требования быстро развивающейся профессии педагога. Подготовленность выпускника выступает как комплекс умений решать профессиональные педагогические задачи, построенные на содержании профессиологического знания.

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.